Обществознание ОГЭ. Кодификатор 6.6. Федеративное устройство Российской Федерации.

  • docx
  • 22.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6.6 федиральное устройство РФ.docx

6.6. Федеративное устройство Российской Федерации.

Примечание.

Материал — по Конституции до референдума 2020 года. Оставлен для сравнения.

Материал с изменениями  2020 — ЗДЕСЬ.

План.

·         Федеративное устройство. Понятие.

·         Субъект Российской Федерации. Понятие.

·         Признаки федеративного государства.

·         Функции федерального государства.

·         Особенности федеративного устройства России.

·         Субъекты Российской Федерации (список).

·         Федеральные округа РФ.

·         Принципы федеративного устройства.

·         Разделение полномочий между центром и субъектами.

 

Федеративное устройство — объединение  двух и более государственно-территориальных образований (субъектов федерации) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.

Субъект Российской Федерации – это государственное образование в составе России с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.

Признаки федеративного государства:

·         двухуровневой системой органов государственной власти

·         наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации

·         наличие двухпалатного парламента

·         верховенство федерального права

·         финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти

·         наличие двойного гражданства

·         отсутствием у субъектов федерации права выхода из состава федерации.

Функции федерального государства:

·         децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали;

·         интеграция территориальных сообществ, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.

Субъекты РФ.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

Особенности федеративного устройства России

Российская Федерация построена:

·         по национально-территориальному принципу — края, области, города федерального значения;

·         по национальному принципу — республики, автономные округа

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации.

Национальные образования:

·         22 республики;

·         4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);

·         одна автономная область (Еврейская Автономная область).

Территориальные образования:

·         три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);

·         4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);

·         9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);

·         46 областей.

Все эти субъекты группируются в:

·         9 федеральных округов;

·         12 экономических районов;

·         4 военных округа;

·         11 часовых поясов.

Федеральные округа РФ.

Созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путиным № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.

Каждый из федеральных округов имеет административный центр. Реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации на территории федерального округа обеспечивает полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Согласно Конституции Российской Федерации, федеральные округа не является субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации).

 С 2000 года:

Дальневосточный

Приволжский

Северо-Западный

Сибирский

Уральский

Центральный

Южный

 С  января 2010 года:

Северо-Кавказский.

  С марта 2014 года:

Крымский.

Принципы федеративного устройства.

Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

Государственная целостность.

РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке.

Единство системы государственной власти.

Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства.

Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Конституция РФ определяет:

перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;

предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;

полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории.

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты.

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам.

Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.

Российская Федерация — многонациональное государство.

В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

Равноправие субъектов РФ.

Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:

·         в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;

·         в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;

·         в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;

·         в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились:

·         республики обладают признаками государства,

·         государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеют своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства.

Разделение полномочий между центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

·         принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;

·         регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

·         гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

·         установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

·         формирование федеральных органов государственной власти;

·         федеральная государственная собственность и управление ею;

·         установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.

Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

·         обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

·         защита прав и свобод человека и гражданина;

·         защита прав национальных меньшинств;

·         обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

·         режим пограничных зон;

·         вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

·         разграничение государственной собственности;

·         природопользование;

·         охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

·         особо охраняемые природные территории;

·         охрана памятников истории и культуры;

·         ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ.

Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.


 

Скачано с www.znanio.ru