6.6. Федеративное устройство Российской Федерации.
Примечание.
Материал — по Конституции до референдума 2020 года. Оставлен для сравнения.
Материал с изменениями 2020 — ЗДЕСЬ.
План.
· Федеративное устройство. Понятие.
· Субъект Российской Федерации. Понятие.
· Признаки федеративного государства.
· Функции федерального государства.
· Особенности федеративного устройства России.
· Субъекты Российской Федерации (список).
· Федеральные округа РФ.
· Принципы федеративного устройства.
· Разделение полномочий между центром и субъектами.
Федеративное устройство — объединение двух и более государственно-территориальных образований (субъектов федерации) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.
Субъект Российской Федерации – это государственное образование в составе России с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.
Признаки федеративного государства:
· двухуровневой системой органов государственной власти
· наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации
· наличие двухпалатного парламента
· верховенство федерального права
· финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти
· наличие двойного гражданства
· отсутствием у субъектов федерации права выхода из состава федерации.
Функции федерального государства:
· децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали;
· интеграция территориальных сообществ, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.
Субъекты РФ.
Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.
Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.
Особенности федеративного устройства России
Российская Федерация построена:
· по национально-территориальному принципу — края, области, города федерального значения;
· по национальному принципу — республики, автономные округа
На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации.
Национальные образования:
· 22 республики;
· 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
· одна автономная область (Еврейская Автономная область).
Территориальные образования:
· три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
· 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
· 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
· 46 областей.
Все эти субъекты группируются в:
· 9 федеральных округов;
· 12 экономических районов;
· 4 военных округа;
· 11 часовых поясов.
Федеральные округа РФ.
Созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путиным № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.
Каждый из федеральных округов имеет административный центр. Реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации на территории федерального округа обеспечивает полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Согласно Конституции Российской Федерации, федеральные округа не является субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации).
С 2000 года:
Дальневосточный
Приволжский
Северо-Западный
Сибирский
Уральский
Центральный
Южный
С января 2010 года:
Северо-Кавказский.
С марта 2014 года:
Крымский.
Принципы федеративного устройства.
Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:
Государственная целостность.
РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке.
Единство системы государственной власти.
Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства.
Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Конституция РФ определяет:
перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;
предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;
полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.
По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории.
По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты.
Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам.
Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.
Российская Федерация — многонациональное государство.
В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.
Равноправие субъектов РФ.
Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:
· в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
· в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
· в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
· в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились:
· республики обладают признаками государства,
· государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеют своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства.
Разделение полномочий между центром и субъектами.
В ведении Российской Федерации находятся:
· принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
· гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
· установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
· формирование федеральных органов государственной власти;
· федеральная государственная собственность и управление ею;
· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.
Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:
· обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
· защита прав и свобод человека и гражданина;
· защита прав национальных меньшинств;
· обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
· режим пограничных зон;
· вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
· разграничение государственной собственности;
· природопользование;
· охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
· особо охраняемые природные территории;
· охрана памятников истории и культуры;
· ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ.
Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.