Обществознание ОГЭ. Кодификатор 6.6. Федеративное устройство Российской Федерации.
Оценка 4.8

Обществознание ОГЭ. Кодификатор 6.6. Федеративное устройство Российской Федерации.

Оценка 4.8
docx
22.12.2021
Обществознание ОГЭ. Кодификатор 6.6. Федеративное устройство Российской Федерации.
6.6 федиральное устройство РФ.docx

6.6. Федеративное устройство Российской Федерации.

Примечание.

Материал — по Конституции до референдума 2020 года. Оставлен для сравнения.

Материал с изменениями  2020 — ЗДЕСЬ.

План.

·         Федеративное устройство. Понятие.

·         Субъект Российской Федерации. Понятие.

·         Признаки федеративного государства.

·         Функции федерального государства.

·         Особенности федеративного устройства России.

·         Субъекты Российской Федерации (список).

·         Федеральные округа РФ.

·         Принципы федеративного устройства.

·         Разделение полномочий между центром и субъектами.

 

Федеративное устройство — объединение  двух и более государственно-территориальных образований (субъектов федерации) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.

Субъект Российской Федерации – это государственное образование в составе России с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.

Признаки федеративного государства:

·         двухуровневой системой органов государственной власти

·         наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации

·         наличие двухпалатного парламента

·         верховенство федерального права

·         финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти

·         наличие двойного гражданства

·         отсутствием у субъектов федерации права выхода из состава федерации.

Функции федерального государства:

·         децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали;

·         интеграция территориальных сообществ, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.

Субъекты РФ.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

Особенности федеративного устройства России

Российская Федерация построена:

·         по национально-территориальному принципу — края, области, города федерального значения;

·         по национальному принципу — республики, автономные округа

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации.

Национальные образования:

·         22 республики;

·         4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);

·         одна автономная область (Еврейская Автономная область).

Территориальные образования:

·         три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);

·         4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);

·         9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);

·         46 областей.

Все эти субъекты группируются в:

·         9 федеральных округов;

·         12 экономических районов;

·         4 военных округа;

·         11 часовых поясов.

Федеральные округа РФ.

Созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путиным № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.

Каждый из федеральных округов имеет административный центр. Реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации на территории федерального округа обеспечивает полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Согласно Конституции Российской Федерации, федеральные округа не является субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации).

 С 2000 года:

Дальневосточный

Приволжский

Северо-Западный

Сибирский

Уральский

Центральный

Южный

 С  января 2010 года:

Северо-Кавказский.

  С марта 2014 года:

Крымский.

Принципы федеративного устройства.

Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

Государственная целостность.

РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке.

Единство системы государственной власти.

Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства.

Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Конституция РФ определяет:

перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;

предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;

полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории.

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты.

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам.

Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.

Российская Федерация — многонациональное государство.

В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

Равноправие субъектов РФ.

Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:

·         в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;

·         в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;

·         в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;

·         в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились:

·         республики обладают признаками государства,

·         государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеют своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства.

Разделение полномочий между центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

·         принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;

·         регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

·         гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

·         установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

·         формирование федеральных органов государственной власти;

·         федеральная государственная собственность и управление ею;

·         установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.

Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

·         обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

·         защита прав и свобод человека и гражданина;

·         защита прав национальных меньшинств;

·         обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

·         режим пограничных зон;

·         вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

·         разграничение государственной собственности;

·         природопользование;

·         охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

·         особо охраняемые природные территории;

·         охрана памятников истории и культуры;

·         ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ.

Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.


 

Скачано с www.znanio.ru

Федеративное устройство Российской

Федеративное устройство Российской

Функции федерального государства: · децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали; · интеграция территориальных сообществ, т

Функции федерального государства: · децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали; · интеграция территориальных сообществ, т

Еврейская Автономная область).

Еврейская Автономная область).

Приволжский Северо-Западный

Приволжский Северо-Западный

Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции

Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции

Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры

Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры

Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; · установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; · формирование…

Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; · установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; · формирование…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2021