Познание и его структура (1 час)
Знание - это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познанием называется процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. Для совершенствования познавательной деятельности необходимо изучить её особенности и проблемы.
Задания
1. Прочитайте высказывание. Какие способы познания выделяет автор? В чем видит противоречивость познания? В чем заключается конечная цель знания?
А.Шопенгауэр: «Есть два способа познавать жизнь: один – по закону основания, по разуму, другой - через познание идей. Первый способ идет от следствия к причине и наоборот - в бесконечность. Следуя этому способу, люди живут, надеются, чего-то ожидают, изучают, сочиняют науки, выводы которых совершенно относительны, т. е. состоят из цепи причин и следствий. И этим же путем люди надеются даже создать философию! Следуя закону основании (который в своих четырёх видах, как ломовой, вечно дразнит и морочит их), они мечтают найти в знании удовлетворение и счастье в жизни, продолжая бодро идти вперед. Они не замечают при этом, что ЭТО все равно, что гоняться за горизонтом с целью поймать облака или ощупывать и поворачивать шар со всех сторон с целью достать центр его. Поистине, они напоминают мне белку в колесе! Этим путем можно сделаться, в теоретическом отношении, умнее, опытнее, а в практическом отношении, при благоприятных обстоятельствах, достигнуть счастья; другими словами - при этом способе познавания за каждым желанием следует удовлетворение, которое в свою очередь вызывает новое желание - и так до бесконечности ... Конечная цель всякого знания заключается в том, что интеллект должен воспринимать все проявления воли не только путем наглядного созерцания (ибо так они воспринимаются сами собой), но и с помощью абстрактного познания. т. е. чтобы все, что есть в воле, было и в понятии. К этому стремится всякая рассудочная деятельность, а также и наука».
Эталоны ответов
Формы |
Сущность |
Формы |
Сущность |
1. Ощущение |
Отражение отдельных свойств, признаков и процессов |
1. Понятие |
Мысль с фиксированными общими и существенными признаками |
Пример: тактильные ощущения, вкуса, запаха, звука – раздражение рецепторов организма |
Пример: понятия и термины – «стена», «дом», «камень», «боль», «мама», «астигментация», «цикличность» |
||
2. Восприятие |
Целостное отражение свойств предмета |
2. Суждение |
Мысль с утвердение6м или отрицанием чего-то, что касается объекта познания |
Пример: «Я знаю, что такое шелк, поэтому я представляю твоё платье» |
Пример: «Мне сказали, что это правильно, поэтому я тоже думаю, что это правильно» |
||
3. Представление |
Образ, построенный на основе полученных признаков |
3. Умозаключение |
Заключение или суждение, основанное на базе понятий и других суждений |
Пример: «Я представляю себе красивую машину», «Я видел сон», «Я так люблю мечтать» |
Пример: «Это нужно было сделать заранее», «Если ткнуть пальцы в розетку – хорошего не будет» |
ТЕСТЫ
1. Продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого окружающего мира, называется
1) деятельностью 2) сознанием 3) знанием 4) познанием
2. Обусловленный законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности называется
1) деятельностью 2) сознанием 3) знанием 4) познанием
3. Чувственным отображением объективной реальности является
1) ощущение 2) восприятие 3) представление 4) адаптация
4. Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, называется
1) ощущением 2) представлением 3) восприятием 4) мышлением
5. Мышление не осуществляется в виде
1) понятий 2) суждений 3) умозаключений 4) эмоций
6. Мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, которая является объективно либо истинной, либо ложной, называется
1) понятием 2) суждением 3) гипотезой 4) умозаключением
Эталоны ответов
Задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ответ |
3 |
4 |
1 |
3 |
4 |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.