Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 9 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 9 К Л А С С Е
ОБЩИЕ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ.
ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ РЯД
НАПРЯЖЕНИЙ МЕТАЛЛОВ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : общие химические свойства металлов:
реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь составлять уравнения реакций с участием металлов.
Ц е л ь :
сформировать представление об электрохимическом ряде
напряжений металлов, актуализировать и обобщить знания учащихся о
химических свойствах металлов; развивать умения составлять уравнения
химических реакций.
О б о р у д о в а н и е : колба с хлором, порошок сурьмы, натрий, кристаллизатор
с водой, фенолфталеин, щипцы для сжигания веществ, цинк, магний, медь,
соляная кислота, спиртовка, спички, концентрированная азотная кислота,
хлорид меди (II), электрохимический ряд напряжений металлов.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
У с т н ы й о п р о с : расположение металлов в периодической системе;
особенности строения атомов металлов и их кристаллической решётки; общее и
различное в физических свойствах металлов;
р а з б о р у п р а ж н е н и й ,
заданных на дом.
II. Объяснение нового материала.
Так как металлы легко отдают электроны с внешнего энергетического уровня
своих атомов, то в реакциях они выступают восстановителями. Металлы
взаимодействуют с неметаллами, водой, кислотами, солями, оксидами других
металлов. Будет ли проходить реакция, а если будет, то каким путём и
насколько активно, можно определить по электрохимическому ряду напряжений
металлов.
Правила пользования рядом:
1. Слева направо уменьшается химическая активность и восстановительная
способность металлов как простых веществ.2. Слева направо возрастает окислительная способность ионов металлов.
3. Металлы, стоящие левее водорода, вытесняют его из кислот; металлы,
стоящие правее водорода, с кислотами не реагируют. (Исключением являются
серная концентрированная и азотная кислоты, которые не выделяют водород и
могут реагировать с металлами, стоящими после H.)
4. Металлы, стоящие до алюминия (включительно) образуют с водой
гидроксиды; от алюминия до кадмия – оксиды. Остальные с водой не реагируют.
5. Металлы, стоящие левее, вытесняют из солей металлы, стоящие правее.
(Исключение: металлы до магния не могут вытеснять другие металлы из
растворов солей, так как в первую очередь реагируют с водой, образуя щёлочи.)
Данные закономерности соблюдаются только в растворах. В расплавах
действуют другие правила. Так, алюминий может вытеснить калий из его оксида:
Составим схему взаимодействия металлов:
М + неметалл → бинарное соединение (соль, оксид)
Подтвердим данную схему примерами.
Учитель проводит опыты, ученики записывают уравнения реакций.
1. Металлы реагируют с неметаллами:2. Металлы реагируют с водой:
3. Металлы реагируют с кислотами.
Сравните активность:
Исключение:
4. Металлы реагируют с солями.
Сравните активность металлов:5. Металлы реагируют с оксидами:
Домашнее задание: § 8, упр. 6; учить по тетради.