Нормальная установка
1. Губы не напряжены.
2. Вертикальное расстояние между резцами: приблизительно на толщину большого пальца, поставленного ребром.
3. Язык лежит плашмя на дне рта.
4. Кончик языка близко к нижним резцам
5. Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носоглотку и нос.
6. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
7. Видно: открытый рот, обнажённые зубы, положение языка.
8. Осязается: вибрация гортани и грудной клетки, тёплый, едва заметный выдох.
Постановка звука
1. Во время маршировки, в разных играх побуждать сопровождать свои движения лепетом вроде папапапа, татата.
2. Лепет надо использовать для выработки естествен ного, непринуждённого произнесения звука а, постепенно замедляя темп лепета и растягивая звук а (па-па-па),
3. Отделять гласный от слога (па-а--а--)
Для предупреждения неправильной установки губ и особенно языка следует уже при лепетных упражнениях пользоваться классным зеркалом, обращая внимание детей на ненапряжённые губы, умеренно раскрытый рот и, глав ное, на плоское положение языка.
Если ребенок не сразу даст голос, то можно дать осязать вибрацию груди или гортани учителя, не форсируя при этом своего голоса, а скорее сдерживая его.
1. Вырабатывать длительное произношение гласного:
па-------па-------, а-------а--------;
2. При достижении удовлетворительной звонкости голоса переходить на короткое отрывистое па па а а.
3. После постановки правильного произношения «А» работать над различной силой голоса: от шепота до громкого произнесения.
Обследование произношения звука «А»
![]() |
|||
![]() |
|||
Парта стоит в классе.
Таня надела новые тапочки.
Парта
Тапочки
Па
Та
Па – пе
Та – те
Дефекты произношения
Дефект |
Коррекция |
1. Вертикальное расстояние между резцами слишком широкое. |
1. Перед зеркалом показать и закрепить правильное расстояние. |
2. Спинка языка в передней части немного поднята, выгнута так, что получается звук «э» |
2. Пальцем или шпателем слегка нажать на язык, перед зеркалом закрепить правильную артикуляцию. |
3. Язык оттянут в глубину рта, в средней части напряжен и выгнут (звук похож на ы) |
3. Делать упражнения по распластыванию языка, при этом делая легкий нажим шпателем или пальцем. |
4. Язык сильно оттянут назад, корень поднят, образуя ком в глубине рта (горловое, располагает к гнусавости) |
4. Перед зеркалом показать правильную артикуляцию, обратить внимание на положение кончика языка, можно использовать шпатель. |
5. Язык оттянут назад, мягкое небо опущено, воздух через рот и нос. |
5. Показать правильное положение языка, прикоснуться к мягкому небу пальцем или шпателем. Упражнение «Зевота» и произносить «а». |
6. Язык сильно оттянут и в корневой части касается опущенного мягкого неба, образуется смычка, воздух идет через нос (слышится нг) |
6. Дуть через ненапряженные губы, затем добавить голос (получится двугубное в), затем добавить звук «а» вавава, при необходимости проделать упражнения, указанные выше. |
Игровые упражнения
1. Показ ребенку артикуляции гласных звуков, он должен произнести звук, если увидит артикуляцию звука «А»
2. Хлопать на те слова, в которых есть звук «А»:
Оля, Аля, Ося, Инна, Анна, осы, атака, аптека, утка, шапка, игра.
3. Я буду непрерывно тянуть гласные звуки, говори звук со мной, если его услышишь.
4.Найди слова, которые начинаются на звук «А».
Упражнения на артикуляторную моторику
Гимнастика для губ и щек:
1. Надувание обеих щек одновременно.
2. Надувание щек попеременно.
3. Втягивание щек в ротовую полость.
4. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
5. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
6. Чередование оскал — хоботок (улыбка — трубочка).
7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых Челюстях.
8. Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
9. Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются нижние зубы.
10. Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
11. Имитация полоскания зубов.
12. Нижняя губа под верхними зубами.
13. Верхняя губа под нижними зубами.
14. Чередование двух предыдущих упражнений.
15. Вибрация губ (фырканье лошади).
16. При выдохе удерживать губами карандаш, стеклянные трубочки.
Гимнастика для челюстей:
1. Опускание и поднимание нижней челюсти.
2. Движение нижней челюсти вправо.
3. Движение нижней челюсти влево.
4. Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.
Гимнастика для языка:
1. Высовывание широкого языка "лопатой", своими боковыми краями язык касается углов рта. Если широкий язык не получается, то предлагается похлопать по спинке языка шпателем, "пожевать" язык (можно произносить при этом бя-бя-бя, мя-мя-мя), сильно подуть на высунутый язык, протяжно произнести звук и или улыбнуться.
2. Высовывание языка жалом. Если это движение не сразу удается, то предлагают просунуть кончик языка между сжатыми и вытянутыми губами, потянуть язык за отодвигаемым пальцем или карандашом, двигать кончиком языка вправо-влево.
3. Поочередное высовывание языка то лопатой, то жалом.
4. Высунуть язык, сделать язык сначала лопатой, а затем жалом.
5. Сильное высовывание языка изо рта, а затем возможно более глубокое втягивание его в глубь ротовой полости, так чтобы кончик языка стал незаметным.
6. Движения высунутого языка вправо и влево (маятник).
7. Поднимание и опускание спинки языка при широко открытом рте.
8. Присасывание к нёбу спинки языка.
9. Круговое облизывание губ кончиком языка.
10. Облизывание зубов под верхней и нижней губой (почистить зубки).
11. Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю и нижнюю губу, на верхние и нижние зубы.
12. Поднимание и опускание широкого кончика языка внутри ротовой полости: к верхней десне, к нижней десне.
13. Загибание узкого кончика языка вверх и вниз: к носу и подбородку, далее — на верхнюю и нижнюю губу, затем на верхние и нижние зубы.
14. Поочередное загибание узкого кончика языка внутри ротовой полости, к альвеолам верхних и нижних зубов.
15. «Желобок», или «лодочка», снаружи рта: боковые края языка подняты, кончик языка лежит на нижней губе, посредине языка — впадина. Этому движению помогает надавливание на среднюю часть языка шпателем или зондом.
16. «Желобок» внутри ротовой полости.
17. Сделать язык «желобком», осторожно загнуть кончик языка вверх.
18. Язык чашечкой (ковшиком) вне ротовой полости (боковые края языка и кончик языка поднимаются кверху, средняя часть спинки языка опущена).
19. Чашечка внутри ротовой полости.
20. Задувание на чашечку внутри ротовой полости.
21. Закусывание боковых краев языка коренными зубами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.