«Обучающее изложение».
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

«Обучающее изложение».

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
docx
02.03.2020
«Обучающее изложение».
_Обучающее изложение_. 3 класс.docx

Технологическая карта по русскому языку

Класс: 3.

Тема урока: «Обучающее изложение».                 

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала).

Цель урока: формирование умений и навыков писать изложение.

Задачи урока:

1) Образовательная: 1. Научить работать с текстом, определять его основную мысль, идею, структуру, делить текст на части и озаглавливать их в соответствии с типом текста.

2)Развивающая: продолжать развивать связную речь учащихся, умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, находить необходимую информацию в текстах упражнений и правил (Регулятивные УУД); развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля (Коммуникативные УУД); развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, интеллектуальную и эмоциональную сферу (Личностные УУД);

3)Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность; воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её; воспитывать гордость за свои знания, коллективизм.

Планируемый результат:

Предметные: научатся работать с текстом, определять его основную мысль, идею, структуру, делить текст на части и озаглавливать их в соответствии с типом текста.

Метапредметные: продолжают развивать связную речь, умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; проявят умение работать в парах, навыки контроля и самоконтроля, интерес к процессу познания. Сформируют способность аккуратности, самостоятельности. Овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: сформируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Средства обучения:

Книгопечатная продукция: «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 3 класс 1 часть;

Экранно-звуковые: презентация;.

Технические средства: ноутбук и медиопроектор;

 

Информационные источники:

1.      https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazika-vo-klasse-na-temuchto-takoe-rasprostranyonnie-i-nerasprostranyonnie-predlozheniya-1208364.html;

2.      http://wordgdz.ru/russkiy-yazyik-2-klass-kanakina-goretskiy-1-2-chast;

3.      http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/11/29/rasprostranyonnye-i-nerasprostranyonnye-predlozheniya.

 

 

 

Ход урока

 

 

 

Этапы. Формируемые УУД.

 

 

 

Деятельность учителя

Технологии, методы, формы организации работы

 

 

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности.

УУД: Регулятивные: умение организовывать себя, настраиваться на работу; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

 

 

-С Добрым утром, начат день! Первым делом – гоним лень! На уроке не зевать! А работать и читать!

-Ребята! Давайте подарим друг другу свои улыбки.

-Замечательно, тихо садитесь.

-Меня зовут, Ксения Александровна  и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

-Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется: «Для нас на уроке важнее всего!»

 -Правила игры: я читаю вам предложение, а вы хором отвечаете только словами «да» или «нет».

-Для нас на уроке важнее всего: Лениться - …(Нет);

К знаниям стремиться - …(Да).

Быть невнимательным - …(Нет);

Очень старательным - … (Да);

Соседу по парте мешать - …(Нет);

Слушать, смотреть, размышлять - …(Да).

- Молодцы! Прекрасно справились с игрой.

-Сегодня на уроке я желаю вам быть внимательными, активными и старательными.

Информационно – коммуникационная технология.

Словесный метод.

Фронтальная форма работы.

 

Приветствуют.

-Проверяют свою готовность к уроку, слушают стихотворение.

 

 

-Слушают правила игры.

 

 

 

 

-Играют в игру.

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний и способов действий.

УУД: Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование. Познавательные: умения структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

-На пути у нас будет много трудностей, поэтому нужно быть очень внимательными.

-Поднимите руку те, кто готов справиться со всеми трудностями?

- Хорошо! Тогда в путь!

-Откройте тетради, пропустите 2 строки от предыдущей работы. Напишите сегодняшнюю дату, классная работа (проверка орфографии). Кто написал, покажите посадкой.

Орфографическая минутка

- Посмотрите на слайд. Прочитайте первую загадку и запишите ответ в тетрадь.

1.По небу оравою

Бегут мешки дырявые.

И бывает иногда,

Из мешка течёт вода (Туча).

2. К розе не пускают,

От всех её защищают (Шипы).

3. Хвостиком виляет,

 Зубаста, а не лает (Щука).

4. Он высокий и пятнистый,

 С длинной, длинной шеей,

И питается он листьями

- Листьями деревьев (Жираф).

5.Из горячего колодца

Через нос водица льётся (Чайник).

6. На малину налетели,

 Поклевать её хотели.

Но увидели урода –

И скорей из огорода!

А урод сидит на палке

С бородою из мочалки (Чучело).

-Проверяем: я предлагаю вам стать настоящими учителями, для этого поменяйтесь тетрадями и по слайду проверьте работу соседа, если нашли ошибку карандашом подчеркните (туча, шипы, щука, жираф, чайник, чучело). Слайд

-Поменяйтесь обратно.

-Поднимите руку у кого нет ни одной ошибки? У кого есть одна ошибка? А у кого больше двух?

-Какие советы вы можете дать своим одноклассникам?

-Найдите в словах орфограммы и подчеркните их.

-Какие орфограммы подчеркнули? (один из обучающихся комментирует).

-Какими правилами пользовались для написания этих слов? (ЖИ – ШИ пиши с буквой И; ЧА  - ЩА пиши с буквой А; ЧУ – ЩУ пиши с буквой У).

Здоровьесберегающая технология;

Наглядный, словесный метод;

Фронтальная форма работы.

 

 

 

-Слушают.

 

- Поднимаю руку те, кто готов справиться со всеми трудностями.

 

 

 

-Отгадывают загадки, пишут отгадки в тетрадь, применяя  правила (ЖИ – ШИ пиши с буквой И; ЧА  - ЩА пиши с буквой А; ЧУ – ЩУ пиши с буквой У). . 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Сначала поднимают  руку у кого также, затем те, у кого по-другому.

-Находят орфограммы, подчеркивают их.

-Один из обучающихся комментирует.

Выявление проблемы. УУД:  Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

 

- Сейчас мы подготовимся и напишем изложение. Для чего мы учимся писать изложения?

- Изложение будем писать по рассказу Николая Ивановича Сладкова (показываю портрет писателя).

- Какие произведения этого писателя вы уже читали?

- У доски выставка книг Н.Сладкова.

- Послушайте биографию Н. Сладкова, будьте внимательны, и приготовьтесь ответить на вопрос. Николай Сладков родился в Москве, но вырос и всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге. Мальчиком он занимался в кружке юннатов при Зоологическом институте, над которым шефствовал Виталий Бианки. Виталий Валентинович стал наставником, учителем и другом Сладкова. Топограф по специальности, Сладков прошел по дорогам Великой Отечественной и после войны служил в армии. Первая его книга, «Серебряный хвост», появилась в 1953 году. С тех пор издано множество его сказок и рассказов о природе. Во многих книгах Н.Сладкова помещены его фотоработы — необыкновенной красоты снимки его героев: змей, бабочек, медведей, тигров, муравьев... Каждый обитатель мира природы прекрасен по-своему: Сладков умеет это увидеть.

- Что нового узнали из биографии?

- Наш текст, с которым мы сегодня познакомимся  называется «Какие бывают дупла?»

Технология проблемного обучения;

Наглядный, словесные методы;

Фронтальная форма работы.

- Чтобы уметь передавать письменно содержание прочитанного. Чтобы узнать что-то новое.

 

-«Лесные тайнички». «Медвежья горка». «Ночные охотники». «Мурлыка». «Отчаянный заяц».

 

 

 

 

 

-Отвечают…

 

 

 

 

 

Усвоение новых знаний и способов действий. Познавательные УУД (поиск и подбор информации находить ответы на вопросы, используя полученную информацию);

Коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме);

 

Отпечатанные тексты лежат на партах.

Текст читает учитель.

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет. Сколько дупел, столько загадок.

- Какие слова были непонятны?

- Кто знает или может объяснить значение данных слов?

Учитель показывает иллюстрации  сыча, дятла, белки, куницы, летучей мыши.

Повторное чтение текста вслух учащимися. Беседа по содержанию.

- О чем говорится в этом тексте? (О дуплах.)

- Какова тема текста? (Разные бывают дупла в лесу.)

- К какому типу текста отнесете данный рассказ?

-Докажите.

- Что означает слово «тезис»? (Это мысль, которую нужно доказать.)

-Прочитайте тезис данного текста.

-Именно этот тезис мы и должны доказать. Прочитайте доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет).

- Какие виды дупел упоминаются?

- Прочитайте вывод по данному тексту. (Сколько дупел, столько загадок).

- Обратите внимание — вывод соответствует теме, заголовку, главной мысли.

- Как вы думаете, а в каком жанре написан текст?

 Деление текста на части и составление плана.

- Поделен ли данный текст на части?

- На сколько частей можно разделить весь текст?

- Тексты-рассуждения чаще состоят из трех абзацев.

- Как будете писать каждую часть?

-  О чем говорится в первой части?

Учитель фиксирует ответы детей на доске.

- О чем говорится во второй части? (Это основная часть. Доказательство.)

- Прочитайте первое доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.)

- Определите тему. (Дупла-ночлежки.)

- Кто проводит ночь в дуплах-ночлежках? (Белки и дятлы.)

- А кто в них проводит день? (Сыч.)

- Как озаглавим первое доказательство? (Дупла-ночлежки.)

- Прочитайте второе доказательство.

- Определите его тему. (Дупла-кладовые.)

- Кто устраивает кладовые в дуплах? (Белка и куница.)

- Как озаглавим второе доказательство? (Дупла-кладовые.)

- Прочитайте третье доказательство. (Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)

-  Какова тема этой части?

-  Кто спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)

- Как озаглавим третье доказательство? (Дупла-ночлежки.)

- О чем говорится в третьей части?

- Наличие вывода говорит о том, что текст завершенный.

- Какая часть получилась самая большая?

На доске появился план изложения.

 План:

1. Вступление.

2. Основная часть:

1)     дупла-ночлежки;

2)     дупла-кладовые;

3)     дупла-спальни.

3.Заключение.

- Сколько раз вы в тексте начнете писать с красной строки?

  Языковой разбор текста. (Анализ текста).

-  Прочитайте первое предложение.

-  Подберите синоним к слову «каждое». (Всякое, любое.)

- Для чего нужно это слово в предложении? (Дупел много в лесу, но все они разные.)

-  Какое слово указывает на место, где происходит событие?

-  Какую роль в предложении играет слово «загадка»?

-  Прочитайте второе предложение. (Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.)

- Найдите синоним к слову «умелый».

- Каким словом можно заменить слово «следопыт»?

- На что указывает слово «дупляной»? (Житель какого-то дупла.)

- Прочитайте третье предложение.

- Подберите синоним к слову «бывают». (Есть.)

- Почему автор дупла называет ночлежками? (Там животные ночуют.)

- А кто в них проводит день? (Сыч.)

- Почему Н.Сладков другие дупла называет кладовыми?

- Подберите синоним к слову «прячет». (Складывает. Укрывает от посторонних глаз.)

- А почему дупла названы спальнями?

- Каким глаголом можно заменить словосочетание «проводит зимнюю спячку»? (Зимует.)

- Прочитайте последнее предложение. (Сколько дупел, столько и загадок.)

- Какое слово повторяется в первом и последнем предложениях? («Загадка».)

- Как вы думаете, почему?

- Определите тип связи предложений в тексте: цепная или параллельная? (Цепная связь.)

- Назовите средства связи. (Повтор слова «дупла», местоимение (в) них, она.)

- Совершенно верно. В текстах с цепной связью сцепляющими словами могут быть синонимы, местоимения, повторы слов.

- А есть ли в тексте специальные слова-связки после тезиса и после доказательства: «докажем это», «несомненно», «потому что», «таким образом», «во-первых» и другие? (Нет.)

- Верно. Здесь части рассуждения связываются по смыслу и при помощи интонации.

- Как вы думаете, почему в этом тексте использовалась именно цепная связь предложений?

Технология индивидуальной и коллективной работы; Наглядный, словесные методы;

Фронтальная форма работы.

- Внимательно слушают текст, и следят за учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Днюет, сыч.

- Сыч -  это ночная хищная птица, похожая на сову.   Ночует - проводит ночь, а днюет — проводит день.

 

 

-Текст-рассуждение.

- В этом тексте есть тезис, доказательств, вывод.

 

- Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.

 

 

 

- Дупла-ночлежки, дупла-кладовые, дупла-спальни.

 

- Это рассказ.

 

 

 

- Нет.

- На три части.

 

 

 

- С красной строки.

- Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Это тезис. Вступление.

 

 

 

 

- Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.

 

 

 

 

- Дупла-ночлежки.

 

 

 

- Это заключение. Вывод.

-Вторая часть доказательство

 

 

 

 

 

 

 

 

- Три раза.

 

 

 

- Каждое дупло в лесу — загадка.

 

 

 

 

- В лесу.

 

- Чтобы нам было стало интересно.

 

 

- Опытный.

- Любитель природы.

 

 

- Бывают дупла-ночлежки.

 

 

 

- В них животные делают запасы корма.

 

 

- Спальня — это место для сна. Некоторые животные на зиму залегают в спячку.

 

 

- Обычно тезис  совпадает с выводом. Вывод — это доказанный тезис.

 

- Объектом рассуждения является дупло. В каждом предложении сообщается что-то новое про дупло. Каждый раз уточняется о том, кто живет в дупле.

 

Физминутка.

Личностные:

установка на

здоровый образ

жизни.

 

-Давайте с вами тоже немножко отдохнем.

Встаньте, ребята! Повернитесь друг к другу. Я – твой друг и ты - мой друг. Влево, вправо повернитесь. И друг другу улыбнитесь. Руки к солнцу протянули, Лучики поймали и к груди своей прижали. С этим лучиком в груди Ты на мир ясней гляди.

- Отлично. Все могут сесть на свои места.

Словесный метод; Фронтальная форма работы.

-Выполняют упражнения.

Первичное закрепление нового понятия.

Познавательные УУД (поиск и подбор информации находить ответы на вопросы, используя полученную информацию).

Коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме).

 

- Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм.

Слова из текста выписаны на доске, разбиты на группы.

(в) л...су                      зага...ка                  ж...теля               (про)водят

(по) сл...дам              ночле...ки               сыч...                    (раз)гадает

л...туч...я                   вни...                       мыш...                   (по)ложит

г...л...вой                   (про) запа...            ноч...ю                  (не) ест

кл...довые                                                 спяч...ку               (не) пьет

-По какому принципу слова с пропущенными орфограммами объединены в первый столбик?

-Давайте назовем проверочные слова и вставим пропущенные буквы, а там, где нужно, раскроем скобки. Работаем «по цепочке» у доски.

Ученики по очереди выходят к доске, вставляют красным мелом пропущенную орфограмму, объясняют ее.

-На какое правило даны слова во втором столбике?

-Назовите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Продолжаем работать «по цепочке».

-На какое правило встретились слова в третьем столбике?

-Вставьте там, где нужно пропущенные буквы.

-Какое правило объединяет слова четвертого столбика?

- Объясните, как пишутся данные глаголы.

«По цепочке» выходят к доске.

- Какие вопросы у вас еще возникли?

В конце работы слова закрываются.

Запись текста изложения.

- Прочитайте текст еще раз про себя.

-Закройте листочки с текстом. Запишите его.

Технология индивидуальной и коллективной работы; Наглядный, словесные методы;

Фронтальная, индивидуальная формы работы.

-Прочитайте слова для себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слова с безударной гласной, которую можно проверить ударением.

 

 

 

 

- Парные согласные.

 

 

 

-Правописание слов с шипящими согласными.

-Правописание глаголов.

 

 

 

- Учащиеся пишут текст самостоятельно, без черновика.

 

Информация о

домашнем задании.

-Запишите домашнее задание в дневник: написать сочинение-рассуждение на тему «Если бы я был учитель...».

Словесный метод.

-Записывают домашнее задание в дневник.

Рефлексия

учебной

деятельности.

Коммуникативные:

оформлять свои

мысли в устной

форме;

Регулятивные:

оценивать учебные

действия в

соответствии с

поставленной

задачей.

 

-Назовите тех, кто работал хорошо, был активным и заслуживает отметки.

-Почему?

-Выберите одну из фраз и продолжите её. Слайд

-Мне сегодня очень приятно было с вами работать.

-Ребята, а вам понравилось? Если да, то встаньте, я посмотрю сколько вас.

-Все очень старались.

-Спасибо вам за урок!

 

-ИКТ технология; словесный, наглядна методы; фронтальная форма работы.

-Ответы обучающихся.

 

 

 

-Выбирают понравившуюся фразу, продолжают её. Встают те, кому урок понравился.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта по русскому языку

Технологическая карта по русскому языку

Этапы. Формируемые УУД. Деятельность учителяТехнологии, методы, формы организации работы

Этапы. Формируемые УУД. Деятельность учителяТехнологии, методы, формы организации работы

Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает (Щука)

Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает (Щука)

Виталий Бианки. Виталий Валентинович стал наставником, учителем и другом

Виталий Бианки. Виталий Валентинович стал наставником, учителем и другом

Прочитайте доказательство. (Бывают дупла-ночлежки

Прочитайте доказательство. (Бывают дупла-ночлежки

Какова тема этой части? -

Какова тема этой части? -

Зимует.) - Прочитайте последнее предложение

Зимует.) - Прочитайте последнее предложение

Первичное закрепление нового понятия

Первичное закрепление нового понятия
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку