Обучающее сочинение публицистического характера на экологическую тему

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: 1. Образовательные: – уметь создавать текст публицистического стиля в жанре репортажа. – уметь использовать в репортаже средства публицистического воздействия на читателя; – показать последствия нарушений экологического равновесия в природе в результате деятельности человека 2. Воспитательные: – воспитывать у учащихся нравственные качества, которые помогают ярче и образнее увидеть и почувствовать единство человека и природы, бережно относиться к природе, попытаться присоединиться к её божественной гармонии. 3. Развивающие: – развивать навыки работы с публицистическим текстом; – развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; – совершенствовать культуру речи; – продолжить формировать умения
Иконка файла материала Обучающее сочинение-репортаж.doc
Сочинение на экологическую тему в жанре репортажа  5 класс                                                                                                    Учитель Твердова И.В. Цели урока: 1. Образовательные: – уметь создавать текст публицистического стиля в жанре репортажа. – уметь использовать в репортаже средства публицистического воздействия на читателя; – показать последствия нарушений экологического равновесия в природе в результате  деятельности человека 2. Воспитательные: – воспитывать у учащихся нравственные качества, которые помогают ярче и образнее  увидеть и почувствовать единство человека и природы, бережно относиться к природе,  попытаться присоединиться к её божественной гармонии. 3. Развивающие: – развивать навыки работы с публицистическим текстом; – развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; – совершенствовать культуру речи;  – продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Тип урока: комбинированный. Методы обучения: – частично – поисковый; – проблемный; – эвристический. Структура урока:  – актуализация знаний; – работа с терминологическим словарём; – создание текста публицистического стиля на заданную экологическую проблему; – закрепление знаний по темам. Оборудование: интерактивная доска Ход урока Учитель русского языка:Такая тема выбрана потому, что вследствие своей мощной  преобразовательной деятельности человечество находится не в ладу с легко уязвимой  матерью­природой. Люди не желают довольствоваться малым, ограничивать себя в чём­то.  Ослеплённые техническими возможностями, они истощают и разрушают окружающуюсреду, природу планеты, беспощадно, хищнически истребляя заметно скудеющие  природные ресурсы, созданные и накопленные Землёю за сотни миллионов лет, не заботясь  о том, что останется потомкам, живя по принципу “После нас – хоть потоп”. Учитель биологии: Важная задача ныне живущих поколений – переосмыслить свой  жизненный путь, не нарушать, а бережно сохранять хрупкое равновесие человечества с  растительным и животным миром, чтобы оставить грядущим поколениям окружающую  среду в состоянии, пригодным для жизни, а рождающееся потомство – физически и  духовно здоровым, целеустремлённым и дееспособным.  Цели урока: 1. Развития речи: – уметь создавать текст публицистического стиля в жанре репортажа. – уметь использовать в репортаже средства публицистического воздействия на читателя; 2. Экологии: – показать последствия нарушений экологического равновесия в природе в  результате деятельности человека – научиться бережно относиться к природе Учитель русского языка: Для того, чтобы выполнить задачу нашего урока, мы должны  вспомнить такие понятия, как репортаж, интервью, экология и некоторые экологические  понятия. Задание 1: составить из слов определение экология  Экология – это наука о взаимоотношениях организмов и условий среды. Учитель биологии:  1.Что такое среда обитания? – Среда обитания – это совокупность условий жизни, действующих на живые организмы. 2.Дать определение экологическим факторам или факторам среды обитания.  – Экологические факторы – это условия окружающей среды, влияющие на  жизнедеятельность организмов. 3.Что такое абиотические факторы? – Абиотические факторы – это факторы неживой природы (свет, температура, влажность  воздуха, ветер, давление, почва, рельеф и т.д.)  4.Что такое биотические факторы? – Биотические факторы – это живые организмы и их взаимоотношения друг с другом. 5.Что такое антропогенный фактор?– Антропогенный фактор – это влияние человека на окружающую среду. 6.Кто является основным разрушителем в природе? – Основным разрушителем в природе является Человек. 7.Почему нельзя разрушать муравейники? – Потому что муравьи­санитары леса. 8.Можно ли собирать грибы в черте города? – Нет! Грибы накапливают в плодовых телах тяжёлые металлы ( свинец). 9.Правильно ли мы делаем, когда сжигаем листья деревьев в городе? – Неправильно! Листья накапливают продукты выхлопов автомобилей, которые при  сжигании выделяются в воздух. 10. Почему нельзя повреждать кору деревьев? – Потому что через поврежденную кору попадают споры паразитических грибов, что  приводит к гибели деревьев. Учитель русского языка:  Задание 2: составить из слов определение репортаж.  Репортаж – это газетный жанр, сочетающий достоверность изображения и эмоциональную  яркость. Задание 3: составить из слов определение интервью.  Интервью – это беседа в форме вопросов и ответов для печати в средствах массовой  информации. Учитель биологии.  (Слайд 8)Произошло загрязнение водоёма. В него вылили отработанное топливо. Репортёр (берёт интервью у жителей водоёма): Ваше самочувствие? Рыбы. Образовалась нефтяная (топливная) плёнка на поверхности водоёма – задыхаемся,  гибнем. Водоросли. Нарушается фотосинтез, питание, размножение. Птицы. Перья покрываются плёнкой, склеиваются – невозможно летать – гибнем. Репортёр: Как Вам помочь?Рыбы. Запретить спускать в водоёмы загрязнённую воду.  Водоросли. Посадить растения – естественные очистители: камыш, осока, рогоз, хлорелла. Птицы. Заселить водоемы животными – фильтраторами (беззубка, перловица) ( Слайд 9).  Учитель русского языка: Давайте представим (Слайд 10). В лесу произошёл пожар по вине человека. Брошен  непотушенный окурок. Загорелась подстилка, сгорел верхний слой земли – почва, сгорели  травы, загорелись кустарники, деревья. Дым окутал всё кругом. Бегут животные – мышь,  лисица, белка, улетают птицы. Спасайтесь! Пожар!  Репортёр (берёт интервью у жителей леса): Куда вы несётесь? Лисица, мышь, еж. Мы были в своих норках, как вдруг стал валить густой дым. Мы стали  задыхаться. Выскочили – огонь. Наши шкурки опалил огонь, наши лапки обожжены, так  как земля горячая. Белка. Я была в дупле дерева. Дым стал проникать в него, я начала задыхаться. Пришлось  бежать по веткам, пока пожар внизу леса. Птицы. Пожар охватил ветки деревьев, кустарников. Наши гнёзда сгорели. Малыши –  птенцы погибли, наши крылья опалены. Где мы будем строить наши гнёзда? Ведь деревья  погибли, травы тоже. Чем мы будем питаться? Насекомые сгорели. Репортёр: Как Вам помочь? Лисица, мышь, еж. Человек должен тушить окурки, уметь правильно разжигать костёр в  лесу и, уходя, его тушить.  (На экране SMART – BOARD . Слайд 11) Учитель русского языка: Давайте представим (Слайд 12)Растаял весной снег, который зимой обрабатывали  специальными реагентами. Вдоль дорог оседает много пыли, содержащей окислы тяжёлых  металлов – ртути, свинца, железа, меди. Всё это попадает в почву, смываясь дождём.  Репортёр: Как ваше самочувствие после зимы? Крот. Моя шкурка испортилась! Моя норка забита мусором, разрушена, запасы еды стали  несъедобны. Дождевой червь. Состав почвы меняется, листья, опавшие с деревьев, стали несъедобные,  в них содержится много ядовитых веществ.Растения. Состав почвы изменился, минеральных веществ поступает в наши корни мало,  корням дышится плохо, потому что нарушена вентиляция почвы, ведь дождевых червей и  кротов стало мало. Репортёр: Как вам помочь? Дождевой червь. Использовать для обработки дорог не химические реагенты, а песок. Мышь. Высаживать деревья, травы. Крот. Строить вдоль дорог защитные экраны. (Слайд 13) Учитель русского языка: Давайте представим (Слайд 14) Автомобильные выхлопы сильно загрязняют воздух. В выхлопах содержится угарный газ,  оксиды серы и азота, углеводороды, соединения свинца, мышьяка. Оседая на частичках  пыли, все эти вещества поднимаются в воздух и образуют плёнку – смог, который плохо  пропускает солнечные лучи. Репортёр берёт интервью у жителей города: Как вам дышится? Растения. У нас нарушается процесс фотосинтеза, мы выделяем меньше кислорода в  атмосферу, образуем меньше глюкозы. Это приводит к нарушению развития цветов, почек,  семян. Мы медленно погибаем.  Птицы. Мы не можем строить гнёзда на деревьях, растущих вдоль автодорог. Здесь очень  шумно. Наши птенцы погибают. Репортёр: Как Вам помочь? Девочка. В автомобилях должно быть обязательно специальное устройство для очищения  выхлопных газов. Мальчик. Использование определённых сортов топлива, в которых меньше свинца. Растения. Высаживать деревья, кустарники для очищения воздуха.  Птицы. Ставить защитные экраны вдоль дорог.  Учитель русского языка:   А теперь подведём итоги нашего урока и напишем сочинение­репортаж. Давайте все  вмести очистим нашу ПЛАНЕТУ!

Посмотрите также