Обучение английскому языку с применением гендерного подхода
Оценка 5

Обучение английскому языку с применением гендерного подхода

Оценка 5
docx
27.06.2024
Обучение английскому языку с применением гендерного подхода
урок с учетом гендера.docx

Разработка урока, направленного на обучение лексике с учетом гендерного подхода

Гендерная лингвистика сегодня обращается к конкретным репрезентациям гендерно обусловленных единиц языка и речи в различных коммуникативных контекстах. Актуальность разработки обусловлена возрастающим интересом к изучению многообразных связей языка, мышления и культуры, а также механизмов усвоения иностранного языка в зависимости от гендерной принадлежности. Кроме того, работа является актуальной, т. к. в нашей стране гендерные педагогические исследования пока не получили должного распространения.

Одним из условий успешной коммуникации на иностранном языке является знание лексических единиц, представляющих собой важный компонент содержания обучения, т. е. здесь речь идет о лексическом навыке. Все отечественные определения понятия «лексический навык» базируются на определении, предложенном Е. И. Пассовым: «Лексический навык является синтезированным действием, направленным на выбор лексических единиц, соответствующих замыслу, а также их правильному сочетанию с другими лексическими единицами, что обеспечивает ситуативное использование данной лексической единицы в речи». Лексический навык предполагает: знание формы слова, знание значения слова и знание употребления слова. Формирование лексических навыков у учащихся любого возраста требует многократного повторения действий с лексическим материалом. При этом обучение мальчиков и девочек может иметь отличия в связи с их гендерными особенностями.

Лексические знания обеспечивают успешное овладение основами всех видов речевой деятельности. Большую роль в процессе освоения лексики иностранного языка играет характер лексического минимума. Если лексика адаптирована под учащихся, под их психологические и биологические различия, тогда процесс ее усвоения является практически бессознательным, однако надолго остается в памяти.   

Для эффективного обучения лексике необходимо сочетать дидактические (сознательность, наглядность, межпредметная координация), лингвистические (минимизация языка, концентризм), психологические (поэтапность формирования лексических навыков и умений) и собственно методические (учет родного языка, взаимосвязанное обучение лексике и видам речевой деятельности, дифференцированный подход в зависимости от цели усвоения лексики, профессиональная направленность) принципы, находящиеся в неразрывной связи друг с другом.

Гендерный подход при отборе лексических единиц иностранного языка направлен на повышение мотивации учащихся, пробуждение интереса к предмету, увеличению темпа работы, в результате чего следует улучшение степени запоминания нового лексического материала. Исследования ученых показывают, что учащимся гораздо легче усвоить лексические единицы, отобранные в соответствии с их половой принадлежностью, так как именно такая лексика отражает их интересы и предпочтения.

При разработке урока была учтена необходимость ввести новый лексический материал, после чего отработать его и научить применять в контексте, т. е. непосредственно ввести в активный речевой запас.

Мне хотелось бы представить таблицу с разработанным ходом урока по теме "The world of professions". Данная тема была выбрана потому, что она соответствует интересам учащихся старших классов и позволяет учесть гендерный аспект при обучении лексике. К 10-11 классу учащиеся обладают достаточно большим словарным запасом, поэтому некоторые из предложенных им слов уже известны, что позволяет использовать несколько способов семантизации лексического материала на одном уроке.

Таблица 2. Ход урока

1.     Первым этапом обучения лексике является введение нового лексического материала. Так, к примеру, в начале урока после приветствия и организационного момента, учитель может представить учащимся названия следующих профессий в виде таблицы.

 

Таблица 3. Список профессий

Kindergartener

IT specialist

Journalist

Chauffeur

Translator

Landscape architect

Linguist

Builder

Personal shopper style consultant

Customs and border inspector

Fitness instructor

Trade broker

Advertising and public relations manager

Medical and dental prosthetic technician

Social welfare mаnager

Pilot

Scenic designer

Mining supervisor

Publisist

Power production plant operator

Профессии разделены на 2 колонки специально. В левой колонке размещены слова, которые больше соответствуют интересам девочек, а в правой - интересам мальчиков.

2.     Следующим заданием для учащихся является пояснение на английском языке тех профессий, которые им знакомы.

Задание можно сформулировать следующим образом: Explain what people of this or that profession do and say whether you'd like to have such a job or not. При этом на профессии из левой колонки нужно вызывать девочек, а из правой - мальчиков.

3.     После того, как учащиеся пояснят все известные им профессии, необходимо перейти к следующему этапу семантизации нового лексического материала — догадке по контексту.

Ученикам предлагаются короткие пояснения к каждой неизвестной им ранее профессии: для девочек — из левой колонки, для мальчиков — из правой, соответственно. По истечении некоторого времени они должны обменяться своими мнениями, причем девочки могут выразить свои догадки по профессиям мальчиков, и мальчики также высказать свое мнение по поводу профессий девочек. Далее учитель должен назвать угаданные ими профессии, а по оставшимся провести проверку по словарю на следующем этапе.

Тем самым у учащихся происходит развитие языковой догадки и повышение мотивации и самооценки, если их догадка оказалась правильной.

4.     Следующим этапом послужит самостоятельный поиск в словаре.

Класс делится на 2 группы: девочки и мальчики. Задача девочек найти в словаре пояснения к тем профессиям из левой колонки, которые не были разъяснены, а задача мальчиков является такой же, только работа осуществляется с правой колонкой. Далее учащиеся поясняют, чем занимаются люди той или иной профессии (если объясняют мальчики, девочки слушают и записывают при необходимости и наоборот).

5.     Вторым этапом является отработка лексического материала, которая происходит на уровне слова, словосочетания и предложения.

Для отработки на уровне слова можно предложить учащимся разгадать кроссворд, где будут представлены другие определения профессий, что также расширит их словарный запас. Далее учащиеся в устной форме обмениваются информацией с другой группой.

 

6.     Задание на уровне словосочетания сводится к тому, что учащимся необходимо подобрать в группах несколько прилагательных, посредством которых можно четко и точно описать, какими должны быть те или иные специалисты.

Примеры: scenic designer creative, gifted, productive; air traffic controller precise, strict, decisive, correct и т. д. После того как учащиеся готовы с прилагательными, представители группы по очереди называют выбранные слова, а задача слушающей группы - отгадать профессию.

 

7.     Задания на уровне предложения заключаются в том, чтобы дать подробное описание той или иной профессии, при этом учащиеся другой группы должны отгадать, какая это профессия.

Для того чтобы слушающие не потеряли интерес, на данном этапе девочки должны описывать мужские профессии на основании того, что они услышали от мальчиков в процессе урока, а мальчики женские профессии.

 

8.     Следующим этапом является применение изученного лексического материала в речи.

Для этого можно предложить учащимся посмотреть видео в интернете о том, чем занимаются люди той или иной профессии. Для того чтобы работа была эффективной, внутри каждой группы можно выделить микрогруппы, которые будут работать над определенными профессиями. Потом весь полученный материал объединяется в один большой текст или даже проект, который представляет собой монологическое высказывание. Весьма важно, чтобы говорил не один представитель от группы, а каждый участник. После того как все профессии описаны, можно устроить дискуссию на тему, какая профессия более интересна и необходима, что и будет являться диалогической речью.

 

 

 

 


 

Разработка урока, направленного на обучение лексике с учетом гендерного подхода

Разработка урока, направленного на обучение лексике с учетом гендерного подхода

Для эффективного обучения лексике необходимо сочетать дидактические (сознательность, наглядность, межпредметная координация), лингвистические (минимизация языка, концентризм), психологические (поэтапность формирования лексических навыков и умений) и собственно методические…

Для эффективного обучения лексике необходимо сочетать дидактические (сознательность, наглядность, межпредметная координация), лингвистические (минимизация языка, концентризм), психологические (поэтапность формирования лексических навыков и умений) и собственно методические…

Первым этапом обучения лексике является введение нового лексического материала

Первым этапом обучения лексике является введение нового лексического материала

После того, как учащиеся пояснят все известные им профессии, необходимо перейти к следующему этапу семантизации нового лексического материала — догадке по контексту

После того, как учащиеся пояснят все известные им профессии, необходимо перейти к следующему этапу семантизации нового лексического материала — догадке по контексту

Вторым этапом является отработка лексического материала , которая происходит на уровне слова, словосочетания и предложения

Вторым этапом является отработка лексического материала , которая происходит на уровне слова, словосочетания и предложения

Задания на уровне предложения заключаются в том, чтобы дать подробное описание той или иной профессии, при этом учащиеся другой группы должны отгадать, какая это профессия

Задания на уровне предложения заключаются в том, чтобы дать подробное описание той или иной профессии, при этом учащиеся другой группы должны отгадать, какая это профессия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2024