ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальной проблемой современного образования является тенденция к увеличению числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Одной из задач деятельности учреждений дополнительного образования является социализация детей с ОВЗ в условиях современной жизни, а также их творческое развитие. Такие дети особо нуждаются в помощи и поддержке близких людей и общества. Главные проблемы детей с ОВЗ заключа- ются в нарушении их связи с миром, в ограничении мобильности, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности доступа к культурным ценностям.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует осво- ению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ограничен- ными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна, ведь в нее входят дети с разными нарушениями раз- вития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстрой- ствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
В МАУДО ДЮЦ «Сказка» по состоянию на 01.09.2020 года обучается 42 человека со справкой «ребенок- инвалид», и в основном это учащиеся школы-интерната №4 (ШИ-4), которых 2 раза в неделю привозят к нам на специализированном автобусе. Для этих детей мною была создана программа «Социальная игротека», рассчи- танная на детей 8-17 лет с ограниченными возможностями здоровья. Целью программы является содействие социализации учащихся в процессе игровой деятельности. В процессе работы я решаю такие задачи, как:
- знакомство с современными игровыми технологиями;
- освоение первоначальных знаний о системе интеллектуальных игр;
- обучение выполнению заданий по инструкции;
- развитие всех психических процессов (наблюдательности, внимания, памяти, воображения, мышления);
- умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми.
- обогащение опыта восприятия окружающего мира, его оценки (путем выражения собственного мнения) и т.д.
Приоритетом в моей работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психи- ки и здоровья каждого ребенка. При организации занятий исхожу из возможностей ребенка, предусматривая задания различной степени трудности.
Программа ориентирована на формирование и развитие коммуникативных навыков обучающихся; развитие творческих умений и навыков, освоение которых поможет детям эффективнее и естественнее влиться в среду современного общества, в окружающую действительность. Расширенный кругозор позволит более уверенно чувствовать себя в насыщенном мире. В работе принципиально важным является превращение приобретенных коммуникативных навыков в собственный опыт. Это позволит детям эффективно взаимодействовать со сверст- никами и взрослыми, находить способы решения конфликтных ситуаций, уметь принимать решения и т.д.
Результативность работы по освоению дополнительной общеразвивающей общеобразовательной програм- мы «Социальная игротека» можно увидеть в данной таблице, где представлены данные об уровне освоения программы за последние 2 года.
Год Начало года Конец года
высокий средний низкий высокий средний низкий
2018-2019 17% 58% 25% 48% 50% 2%
2019-2020 12% 61% 27% 51% 48% 1%
Таким образом, к концу каждого учебного года подавляющее большинство обучающихся продемонстриро- вало высокий и средний уровни освоения программы:
Тематика наших занятий разнообразна. Осваивая ту или иную игру, я знакомлю детей с её историей, проис- хождением, с правилами, причем изучаем разные виды игр: настольные, спортивные, подвижные, интеллекту- альные, народные. Часто бывает, что дети не знакомы с изучаемыми на занятиях играми, и это ещё больше спо- собствует их интересу, увлекает их и даёт возможность меньше проводить время за гаджетами-телефонами, компьютерами, планшетами. Это очень важно в наше время.
Помимо основных занятий с учащимися ДО «Социальная игротека» я неоднократно организовывала уча- стие в проектной деятельности. Так, в феврале 2020 года мы подготовили проект «Путешествие от Незнайки к Знайке, или долгий путь к знаниям». Мы создали инклюзивную среду для взаимодействия учащихся центра
«Сказка» с детьми из интерната. В рамках проекта проводились творческие занятия и мероприятия по творче- ству писателя Н.Носова, по изучению произведений писателя, просмотр фрагментов мультфильмов по произве- дениям.
Носова, прослушивание аудиокниг, конкурс рисунков, конкурс чтецов, а также мастер-класс по изготовле- нию закладки с изображением Незнайки, в подготовке и проведении которого оказали помощь учащиеся сту- дии ИЗО и ДПИ «Мотылёк». С материалами данного проекта мы также приняли участие в краевом конкурсе образовательных проектов «От идеи до воплощения».
© Зинина А. Ю., 2021
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.