Проблема обучения и развития всегда была одной из центральных для детской психологии, но решалась она
по-разному, в зависимости от исходных представлений о сущности детского развития.
Согласно Ж. Пиаже, психическое развитие — прежде всего развитие интеллекта как переход от одних его стадий к другим.
Сам интеллект — особый механизм адаптации ребенка к среде.
В основе этого механизма лежат ассимиляция и аккомодация.
Их равновесие является целью развития интеллекта, которое имеет собственные внутренние закономерности. Именно им должно быть подчинено обучение.
1 подход – когнитивная теория развития Ж.П. Пиаже
Если интеллект у ребенка недостаточно развит, то с этим ничего поделать нельзя.
Поэтому обучение может быть эффективным только тогда, когда оно следует за развитием, несколько отставая от него.
1 подход – когнитивная теория развития Ж.П. Пиаже
Согласно Торндайку, обучение — это процесс приобретения навыков.
Навыки — в широком их понимании — внутренне связаны с развитием психики, составляя в некотором смысле его базис, устоявшийся его итог.
Процессы обучения и развития практически отождествляются.
2 подход – Бихевиористический подход Э.Торндайка
Таким образом, в концепции Э.Торндайка развитие ребенка сводится к приобретению и накоплению навыков, а обучение и есть процесс приобретения навыков, то эти два процесса идут параллельно.
2 подход – Бихевиористический подход Э.Торндайка
Л. С. Выготский полагал, что обучение, конечно, должно учитывать наличные возможности школьника, но главной своей целью иметь расширение этих возможностей, их развитие.
Усвоение детьми научных понятий с помощью учителей как раз и ведет за собой развитие их сознания и мышления.
3 подход – Концепция культурно-исторического развития Л.С. Выготского
Это уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.
«Зона ближайшего развития»
Это понятие вводится Л.С. Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов.
Когда эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем для развития», их можно будет диагностировать с помощью тестовых заданий.
Но, согласно Л.С. Выготскому, прогноз, составленный на основе диагностики актуального уровня развития ребенка, недостаточно надежен.
Для определения перспективы развития необходимо знать и «завтрашний день развития», а он определяется «зоной ближайшего развития».
Потенциальные возможности ребенка, т.е. его «зону ближайшего развития», можно определить в совместной деятельности, помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам (задавая наводящие вопросы,
объясняя принцип
решения, начиная
решать задачу и
предлагая ее
продолжить).
У детей с одинаковым уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности.
Один ребенок легко принимает помощь и затем самостоятельно решает все похожие задачи.
Другому ребенку трудно выполнить задание даже с помощью взрослого.
Поэтому, оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только его актуальный уровень развития (результаты тестирования), но и «завтрашний день» - «зону ближайшего развития».
Только такое обучение можно считать хорошим, которое создает зону ближайшего развития, идет впереди него.
Каждый новый шаг в обучении использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, которая становится
предпосылкой для
дальнейшего обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.