Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения
Оценка 4.8

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Оценка 4.8
Лекции
docx
русская литература +2
10 кл—11 кл +1
23.07.2019
Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения
В течение 2017 года институтом развития образования Амурской области было организовано участие в проекте "Мост дружба", который соединил две республики: Россия и Тыва. Билингвизм (от лат. bi — двойной, двойственный и lingua – язык) – термин для обозначения одновременного владения двумя языками на высоком уровне, достаточном для жизнедеятельности в среде натуральных носителей, обучения на них и т.д. Людей, живущих в республике Тыва, можно отнести к группе билингвов, но для того чтобы в совершенстве владеть двумя языками – родным и русским – необходимо живое общение с носителями русского языка, поэтому главными задачами образовательного интернет - проекта «Мост дружба» стало повышение коммуникативной грамотности обучающихся, формирование навыков культуры устной речи и эффективного общения. Именно учитывая данные проблемы, ученики школы 200 провели четыре эффективных встречи с ребятами из 10-го класса школы №2 города Ак-Довурак, их классным руководителем Соян Алиной Дембикейовной и учителем русского языка и литературы Олча Кан-ооловной успешно приняли участие во всех конкурсах, проводимых в рамках проекта. Так как это были ученики старшей школы, то, помимо развития коммуникативных навыков, мы поставили дополнительную задачу: посредством встреч помочь десятиклассникам подготовиться к единому государственному экзамену по русскому языку. 23 декабря 2016 года был проведен в режиме онлайн мастер-класс для школьников 10-го класса МБОУ СОШ №2 г. Ак-Довурак республики Тыва по теме: «Практика работы с текстом на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС». Цель данного занятия заключалась в том, чтобы поделиться информацией по работе с текстом детально. В течение прямой трансляции мы успели многое обсудить, показать, передать навыки и умения другим ребятам. 6 февраля был проведен библиотечный урок по теме «Звездные тайны произведения Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". 13 марта урок обучения написания сочинению по теме "Написание и анализ сочинения по русскому языку по рассказу О. Генри «Дары волхвов». А 20 марта 2017 года практикум по теме «Решение задания № 17 кимов ЕГЭ по русскому языку по новому типу». Таким образом, в процессе полугодового общения были проведены занятия по анализу таких произведений, как «Голубая стрекоза» Михаила Пришвина, «Маленький принц» Антуана Экзюпери, «Дары волхвов» О. Генри. До начала занятий в Тыву отправлялся материал к урокам (тексты, карточки, схемы), которые распечатывались, что очень облегчало общение. 20 марта 2017 на уроке ребята по просьбе обучающихся республики Тыва решали задание №17, которое формировало навык грамотной расстановки запятых, что обычно вызывает трудность и у русскоязычных детей. Но наши занятия не стали бы продуктивными, если бы при подготовке и проведении уроков не были использованы элементы технологии развития смыслового чтения, поэтому цель моего доклада - познакомить с основными элементами данной технологии и показать, как она работает при дистанционном обучении детей-билингвов написанию сочинения по русскому языку.
Белоус Г. А. Доклад Обучение детей- билингвов.docx
Белоус Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа № 200» г. Белогорск Обучение детей­билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения Билингвизм (от лат. bi — двойной, двойственный и   lingua – язык) – термин для обозначения одновременного владения двумя языками на высоком уровне, достаточном для жизнедеятельности в среде натуральных носителей, обучения   на  них   и  т.д.  Ситуация  необходимости   владения  двумя  языками может развиваться по не зависящим от человека обстоятельствам – переезд  в страну   с   другой   речью,   жизнь   в   семье,   где   папа   и   мама   изначально разговаривают на 2­х языках.  Людей, живущих в республике Тыва, можно отнести к этой группе, но для того чтобы в совершенстве владеть двумя языками – родным и русским – необходимо живое общение с носителями русского языка, поэтому главными задачами  образовательного   интернет   ­   проекта   «Мост   дружба»   стало повышение   коммуникативной   грамотности   обучающихся,   формирование навыков культуры устной речи и эффективного общения. Именно   учитывая   данные   проблемы,   ученики   школы   200   провели четыре  эффективных встречи с ребятами из 10­го класса школы №2 города Ак­Довурак,   их   классным   руководителем   Соян   Алиной   Дембикейовной   и учителем русского языка и литературы Олча Кан­ооловной  успешно приняли участие во всех конкурсах, проводимых в рамках проекта. Так   как   это   были   ученики   старшей   школы,   то,   помимо   развития коммуникативных   навыков,   мы   поставили   дополнительную   задачу: посредством   встреч   помочь   десятиклассникам   подготовиться   к   единому государственному экзамену по русскому языку.  23 декабря 2016 года был проведен в режиме онлайн мастер­класс для школьников 10­го класса МБОУ СОШ №2 г. Ак­Довурак республики Тыва по теме: «Практика работы с текстом на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС».  Цель   данного   занятия   заключалась   в   том,   чтобы   поделиться информацией   по работе с текстом детально. В течение прямой трансляции мы   успели   многое   обсудить,   показать,   передать   навыки   и   умения   другим ребятам.  6 февраля был проведен библиотечный урок по теме «Звездные тайны произведения Антуана де Сент­Экзюпери "Маленький принц". 13 марта урок обучения написания сочинению по теме "Написание и анализ   сочинения по русскому языку по рассказу  О. Генри «Дары волхвов». А 20 марта 2017 года практикум по теме «Решение задания № 17 кимов ЕГЭ по русскому языку по 1 новому типу». Таким   образом,   в   процессе   полугодового   общения   были   проведены занятия  по  анализу таких произведений, как «Голубая  стрекоза» Михаила Пришвина, «Маленький принц» Антуана Экзюпери, «Дары волхвов» О. Генри. До начала занятий в Тыву отправлялся материал к урокам (тексты, карточки, схемы), которые распечатывались, что очень облегчало общение.  20 марта 2017 на уроке ребята по просьбе  обучающихся республики Тыва   решали   задание   №17,   которое     формировало   навык   грамотной расстановки   запятых,   что   обычно   вызывает   трудность   и   у   русскоязычных детей.  Но наши занятия не стали бы продуктивными, если б при подготовке и проведении   уроков   не   были   использованы   элементы  технологии   развития смыслового чтения, поэтому цель моего доклада ­ познакомить с основными элементами   данной   технологии   и   показать,   как   она   работает     при дистанционном обучении детей­билингвов написанию сочинения по русскому языку.  В последней четверти ХХ века человечество перешло к новой стадии  своего развития – стадии построения информационного общества. По мнению Элвина   Тоффлера,   на   этой   стадии   «новая   цивилизация   перестроит   всю систему образования», в рамках которой основное внимание будет уделено не передаче   человеку   знаний,   а   научению   его   способам   получения   знаний, развитию   его   способностей   к   обучению   и   самообучению   в   условиях неопределенности.   Именно   поэтому   во   всем   мире   ХХI   век   начался   с привлечения внимания к чтению и письму, составляющих в их неразрывном единстве   понятие   грамотности.   Ниже   перечислены  факторы,   которые обусловили внимание мирового профессионального сообщества к чтению: • выход на первое место каналов письменной коммуникации; • компьютеризация, переход на электронный носитель текста; •   наличие   устойчивых   связей   между   качеством   чтения   и   качеством образования; •   расширение   «ролей»   чтения   в   образовании   и   жизнедеятельности человека. Мы говорим о том, что школа должна выпускать грамотных людей. Так что же такое грамотность? Что мы подразумеваем под этим словом?  Под   грамотностью  понимается   умение   читать   и   писать   на   уровне, необходимом   и   достаточном   для   адекватного   понимания   и   эффективного использования   письменных   сообщений   во   всех   печатных   и   электронных средствах массовой информации, включая цифровую грамотность. Ключевое слово в этом определении – адекватное понимание информации. Как же этого добиться? Обучение   разным   аспектам   чтения   стало   осмысляться   как   важная проблема.   Если   раньше   дети   много   читали,   у   них   были   хорошо   развиты 2 образное   мышление  и зрительная  память, то  при  широком  доступе  к  сети Интернет   и   распространении   компьютерных   программ   произошла     смена модели   чтения,   что   поставило   еще   одну   задачу,   которую   можно сформулировать   как   «необходимость   смены   методик   обучения   чтению   с целью   приобщения   к   чтению».   Но   мало   приобщить   молодого   человека   к чтению, необходимо научить его воспринимать и осмысливать прочитанный материал,   чтобы   применить   полученные   знания   на   практике.   Только   так человек может считаться грамотным. Вопрос   о   необходимости   обучения  смысловому   чтению  одним   из первых поставил известный психолог Алексей Алексеевич Леонтьев, отметив, что   «сегодняшняя   школа   учит   в   основном   технике   чтения,   но   оказалась неспособной учить собственно чтению, смысловому восприятию, адекватному пониманию содержательной стороны целостного текста. И когда, становясь, например, студентом, школьник вынужден перерабатывать огромные объемы профессиональной и общественной литературы, он к этому просто не готов». Разрабатывая,   вслед   психологическую   теорию   чтения, сформулировал четыре тезиса о понимании. за   Львом   Семеновичем Выготским,   Алексей   Алексеевич   Леонтьев Первый из них гласит, что «понимание текста — это процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления. Это может быть процесс перифразы, пересказа той же мысли другими словами, <....> процесс перевода   на   другой   язык;   процесс   смысловой   компрессии,   в   результате которого образуется мини­текст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста в виде реферата, аннотации, резюме и т.д.»; в этом тезисе также последовательно проводится мысль о том, что «тексты функционально не равноценны с точки зрения возможности и способов их понимания», а само понимание – это процесс динамический. Второй  тезис звучит следующим образом: «Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом». Третий тезис связывает восприятие и понимание, которые,   по   Леонтьеву,   являются   «ориентировочным   звеном   некоторой другой   деятельности»,   потому   что   «мы   читаем   всегда   для   чего­то   и   в зависимости   от   этого   читаем   по­разному».   Тип   текста   (научный,   учебный, художественный) определяет, задает степень свободы его понимания. В четвертом  тезисе говорится о разных  стратегиях  воссоздания мира текста:   «Толстые и тонкие вопросы».  "Мозговой штурм".  "Глоссарий".  "Ориентиры предвосхищений (антиципация)".  ""Ассоциативный куст".  "Верите ли вы?"  "Чтение с пометками" 3  "Читаем и спрашиваем (работа в парах)".  "Чтение в кружок (работа в группе)".  "Синквейн".  "Fishbone".  "Ромашка Блума". Лучший   же   способ  понимания  текста   –   это  самостоятельная постановка вопросов к тексту и нахождение на них ответов.   На   основе   этих   требований   Алексей   Алексеевич   Леонтьев сформулировал требования к обучению чтению. «Первое.  Обучение  чтению  должно  строиться  как  обучение  решению мыслительных   задач,   приводящих   к   пониманию   текста,   как   обучение построению образа содержания текста. Второе.   Обучение   медленному   чтению   является   обязательным промежуточным   этапом   на   пути   к   обучению   быстрому   чтению.   Вообще полноценный   чтец   читает   гибко,  то   есть   способен   выбирать   для   работы   с разными текстами и для разных задач восприятия оптимальные стратегии и, соответственно,   разные   скорости   чтения.   Отсюда   самостоятельная   задача обучения выбору стратегии техники чтения в зависимости от задач «большой» деятельности. Третий вывод. Приемы обучения чтению должны быть в минимальной степени репродуктивными. Средняя и высшая школа должна обучать думать над текстом, понимать текст. Следовательно,   мы   должны   обучать   осмысленному   чтению,   чтению, служащему задачам «большой» деятельности, учить искать в текстах ответы на вопросы, волнующие чтеца. Чтение без интереса, чтение без адекватного личностного мотива — вообще не чтение. Чтение есть смысловой процесс». Именно   на   основании   вышеизложенного   смысловое   чтение   вслед   за Алексеем Алексеевичем Леонтьевым мы будем трактовать как восприятие графически   оформленной   текстовой   информации   и   ее   переработку   в личностно­смысловые   установки   в   соответствии   с   коммуникативно­ познавательной задачей. Отсюда вытекают требования к метапредметным результатам в области смыслового   чтения,   которые   сформулированы   в   «Примерной   основной программе среднего общего образования».  «Обучающийся должен уметь: • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); •   ориентироваться   в   содержании   текста,   понимать   целостный   смысл текста, структурировать текст; •   устанавливать   взаимосвязь   описанных   в   тексте   событий,   явлений, процессов; • резюмировать главную идею текста; 4 •   преобразовывать   текст,   «переводя»   его   в   другую   модальность, интерпретировать   текст   (художественный   и   нехудожественный   –   учебный, научно­популярный, информационный, текст non­fiction); • критически оценивать содержание и форму текста». Все эти навыки необходимы обучающимся при написании выпускного сочинения по русскому языку.  Методисты,   разрабатывающие   технологию   смыслового   чтения, предложили использовать определенные модели. Модели вопросов к информационному учебному тексту Вопросы к основному тезису текста:  О чем текст? В чем главная мысль текста? Вопросы к основным мыслям текста  Каковы причины…? В чем ценность…? В чем важность…? Вопросы к фактической информации текста Каков (самый большой, интересный…)…? Когда? Где? Почему? Сколько? Вопросы к языковому оформлению текста, графической (если есть) ин­ формации О чем говорит таблица, диаграмма, схема? Каково значение слова … в тексте? Как вы понимаете выражение …? Подобные вопросы, заданные на различных этапах работы с текстом, помогут не только определить проблему, но и позицию автора, сориентируют обучающего на правильные положения и примеры комментария. Подчеркнем еще раз: в процессе обучения необходимо научить ученика не только отвечать на поставленные учителем к тексту вопросы, но и задавать их самому, тем самым управляя своей мыслительной деятельностью. Именно эта задача требует в первую очередь освоить стратегию смыслового чтения «Ромашка Блума». Из   сказанного   следует,   что,   читая   текст   с   самостоятельно поставленными к нему вопросами, ученик, во­первых, учится актуализировать и/или находить ту информацию, которой в тексте нет, но которая нужна ему для понимания текста. Во­вторых, выдвигать гипотезы и проверять их, т.е. постоянно взаимодействовать с текстом, а не пробегать его глазами, потому что   вопросы,   являясь   инструментами   мышления,   направляют   его   ход, активизируют мыслительные операции.  5 При   написании   экзаменационного   сочинения   необходимо   определить проблему, то есть другими словами поставить вопрос к прочитанному тексту, что сделать без грамотного осмысления материала невозможно.  Не   менее   важно   при   обучении   школьников   грамотному,   смысловому чтению научить выделять ключевые слова. Ни для кого не секрет, что в тексте только   30%   информации,   остальные   слова   либо   несут   дополнительную информацию,   либо   связывают   и   создают   текст   как   целое.   Выбор   (подбор) ключевых слов является базовым умением для «бумажного» и «экранного» чтения. Парадоксально, но факт: ни один терминологический словарь не дает трактовки этого понятия. Если мы наберем это словосочетание в поисковую строку, то выскочит ссылка на Википедею: «Ключевое слово – слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами представлять текст. Набор  ключевых  слов  документа называют  поисковым  образом  документа. Набор ключевых слов близок к аннотации, плану и конспекту, которые тоже представляют   документ   с   меньшей   детализацией,   но   лишенный синтаксической структуры». Таким образом, от того, насколько точно будут выделены ключевые слова, зависит, насколько точно будет представлен перед читателем текст в его максимально сжатом виде. Благодаря  формированию навыка выделения ключевых слов и сжатию каждого абзаца до одного предложения уже при первом чтении не только увеличивается понимание текста, но и экономится время на экзамене, что немаловажно в условиях определенного времени. Также   обучение   смысловому   пониманию   текста   позволяет обучающимся   выйти   на   метапредметный   уровень,   так   как   предложенные стратегии   можно   применять   не   только   при   изучении   любого   школьного предмета,   но   и   во   взрослой   жизни.   Человек,   наученный   грамотно   читать тексты,   встретит   намного   меньше   трудностей   в   восприятии   информации большого объема. Изменения в ЕГЭ происходят каждый год, однако большая их часть не имеет принципиального значения. Меняется порядок заданий, какие­то из них усложняются,   какие­то   упрощаются.     Новые   критерии   к   заданию   №27   по русскому   языку   (сочинение   по   тексту)   выдвигают   принципиально   новые требования к подготовке к сочинению по русскому языку, но выпускников школ № 200 города Белогорск и № 2 города Ак–Довурак они бы не испугали, так как еще до появления этих критериев обучающиеся наших школ писали комментарий,   приводя   примеры­иллюстрации   и   связывая   их   логически благодаря   использованию   элементов   технологии   обучения   смысловому чтению, а именно: 1. к которому являлся анализируемый текст.  2. Определение проблемы текста, то есть главного вопроса, иллюстрацией Выделение ключевых слов. 6 Сжатие   информации   –   отдельно   каждого   абзаца   с   целью   глубокого 3. осмысления содержания. 4. 5. 6. 7. немаловажно для обоснования собственной позиции  8. Поиск цитат, которые являются ключевыми для создания комментария. Анализ причинно­следственных связей. Сравнение – противопоставление. Синтез   идей   ­   как   можно   применить   ...   в   повседневной   жизни,   что Анализ, заключение. Все занятия можно посмотреть на сайте http://www.galina­belous.ru  На сайте представлены:  Видеоуроки в разделе «Видеотека», непосредственно по теме доклада в подразделе «Мост дружбы «Тыва – Россия».  Мастер­ классы в разделе «Учителям», а именно по теме «Теория и практика   обучения   смысловому   чтению   на   уроках   русского   языка   и литературы»   представлены   видеозапись   занятия,   брошюра,   буклет, статья, карточки «Как писать сочинение по русскому языку в рамках ЕГЭ», тексты для анализа и написания сочинения в публицистическом и художественном стилях.  Информация   по   разделам   русского   языка   и   литературы   в   разделе «Ученикам».  «Школьная газета». А   я   предлагаю   вашему   вниманию   эпизоды   из   занятия   №   3   по произведению О. Генри «Дары волхвов».    Также   ход   мероприятий   и   результаты   участия   школы   в   творческих конкурсах отражались в школьной газете «Шпаргалка», а именно в номерах 3 (58) и 5 (60), с которыми можно познакомиться на сайте. По окончании учебного года были подведены итоги участия школы в данном проекте (Видеозапись). Мы с ребятами думаем, что общение в рамках проекта помогло им, так как   выпускники  2018­го   года   нашей   школы,   принявшие   участие   в   онлайн­ уроках и мастер­классах в рамках проекта «Мост дружбы» сдали экзамены очень хорошо:   Средний балл – 79  90­96 баллов ­ 5 человек;   80­89 баллов – 11 человек;  70­79 баллов – 7 человек;  60­69 баллов – 4 человека;  54­59 баллов ­ 2 человека. Максимальный балл за комментарий получили 23 человека из 28­ми. Те шесть   человек,   которые   набрали   менее   70­ти   баллов,   в   проекте   не участвовали. 7 На протяжении занятий мы встретились с некоторыми техническими трудностями.  Помогала   их   устранить   учитель   информатики   школы   города Ак­Довурак Соян Алина Дембикейовна. Например, та сторона экрана плохо нас слышала из­за поломки динамиков, потом все наладилось. Итак,   соглашусь   с   ребятами,   что   «Мост   дружбы»,   несмотря   на небольшие проблемы,  прошёл на "отлично". Школьники  узнали много нового и интересного о республике Тыва, подружились со сверстниками из города Ак­Довурак,   а   также   обогатились   духовно.   Конечно,   этот   проект   показал единство     Думаем,   что   именно   такие   мероприятия объединяют   нас,   помогают   развиваться   творчески.   Хочется   поблагодарить авторов проекта за интересную идею и хорошую организацию, а также наших побратимов   ­   ребят   и   учителей   школы   №   2   города   Ак­Довурак:   учителя русского языка и литературы  Олча Кан­ооловну и Соян Алину Дембикейовну за активную работу на занятиях. Было очень интересно общаться.    народов   России.    В течение многих лет я обучаюсь на дистанционных курсах московского педагогического университета «Первое сентября» и, пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо преподавателям:  Борисенко Наталье Анатольевне,  Нарушевичу Андрею Георгиевичу, Шапиро Надежде Ароновне,   Свириной   Наталье   Михайловне,   Романичевой   Елене Станиславовне за полученную мной информацию по темам:  Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9­11­х классах.   Способы построения и содержания интересного урока литературы.  Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов.     Литература 1. Романичева Е. С.  Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технологии (как реализовать требования ФГОС). М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2016. 2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М.: Образование, 1995.  3. Информационные   ресурсы   Сайт   русской   ассоциации   чтения. Раздел «Библиотека»: www.rusreadorg.ru/ru/library  4. Сайт взаимопомощи учителей: http://pedsovet.su/publ/42  8

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения

Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2019