Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения
Оценка 4.8
Лекции
docx
русская литература +2
10 кл—11 кл +1
23.07.2019
В течение 2017 года институтом развития образования Амурской области было организовано участие в проекте "Мост дружба", который соединил две республики: Россия и Тыва. Билингвизм (от лат. bi — двойной, двойственный и lingua – язык) – термин для обозначения одновременного владения двумя языками на высоком уровне, достаточном для жизнедеятельности в среде натуральных носителей, обучения на них и т.д.
Людей, живущих в республике Тыва, можно отнести к группе билингвов, но для того чтобы в совершенстве владеть двумя языками – родным и русским – необходимо живое общение с носителями русского языка, поэтому главными задачами образовательного интернет - проекта «Мост дружба» стало повышение коммуникативной грамотности обучающихся, формирование навыков культуры устной речи и эффективного общения.
Именно учитывая данные проблемы, ученики школы 200 провели четыре эффективных встречи с ребятами из 10-го класса школы №2 города Ак-Довурак, их классным руководителем Соян Алиной Дембикейовной и учителем русского языка и литературы Олча Кан-ооловной успешно приняли участие во всех конкурсах, проводимых в рамках проекта.
Так как это были ученики старшей школы, то, помимо развития коммуникативных навыков, мы поставили дополнительную задачу: посредством встреч помочь десятиклассникам подготовиться к единому государственному экзамену по русскому языку.
23 декабря 2016 года был проведен в режиме онлайн мастер-класс для школьников 10-го класса МБОУ СОШ №2 г. Ак-Довурак республики Тыва по теме: «Практика работы с текстом на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС».
Цель данного занятия заключалась в том, чтобы поделиться информацией по работе с текстом детально. В течение прямой трансляции мы успели многое обсудить, показать, передать навыки и умения другим ребятам.
6 февраля был проведен библиотечный урок по теме «Звездные тайны произведения Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". 13 марта урок обучения написания сочинению по теме "Написание и анализ сочинения по русскому языку по рассказу О. Генри «Дары волхвов». А 20 марта 2017 года практикум по теме «Решение задания № 17 кимов ЕГЭ по русскому языку по новому типу».
Таким образом, в процессе полугодового общения были проведены занятия по анализу таких произведений, как «Голубая стрекоза» Михаила Пришвина, «Маленький принц» Антуана Экзюпери, «Дары волхвов» О. Генри. До начала занятий в Тыву отправлялся материал к урокам (тексты, карточки, схемы), которые распечатывались, что очень облегчало общение.
20 марта 2017 на уроке ребята по просьбе обучающихся республики Тыва решали задание №17, которое формировало навык грамотной расстановки запятых, что обычно вызывает трудность и у русскоязычных детей.
Но наши занятия не стали бы продуктивными, если бы при подготовке и проведении уроков не были использованы элементы технологии развития смыслового чтения, поэтому цель моего доклада - познакомить с основными элементами данной технологии и показать, как она работает при дистанционном обучении детей-билингвов написанию сочинения по русскому языку.
Белоус Г. А. Доклад Обучение детей- билингвов.docx
Белоус Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «Школа № 200» г. Белогорск
Обучение детейбилингвов написанию сочинения на основе
элементов технологии развития смыслового чтения
Билингвизм (от лат. bi — двойной, двойственный и lingua – язык) –
термин для обозначения одновременного владения двумя языками на высоком
уровне, достаточном для жизнедеятельности в среде натуральных носителей,
обучения на них и т.д. Ситуация необходимости владения двумя языками
может развиваться по не зависящим от человека обстоятельствам – переезд в
страну с другой речью, жизнь в семье, где папа и мама изначально
разговаривают на 2х языках.
Людей, живущих в республике Тыва, можно отнести к этой группе, но
для того чтобы в совершенстве владеть двумя языками – родным и русским –
необходимо живое общение с носителями русского языка, поэтому главными
задачами образовательного интернет проекта «Мост дружба» стало
повышение коммуникативной грамотности обучающихся, формирование
навыков культуры устной речи и эффективного общения.
Именно учитывая данные проблемы, ученики школы 200 провели
четыре эффективных встречи с ребятами из 10го класса школы №2 города
АкДовурак, их классным руководителем Соян Алиной Дембикейовной и
учителем русского языка и литературы Олча Канооловной успешно приняли
участие во всех конкурсах, проводимых в рамках проекта.
Так как это были ученики старшей школы, то, помимо развития
коммуникативных навыков, мы поставили дополнительную задачу:
посредством встреч помочь десятиклассникам подготовиться к единому
государственному экзамену по русскому языку.
23 декабря 2016 года был проведен в режиме онлайн мастеркласс для
школьников 10го класса МБОУ СОШ №2 г. АкДовурак республики Тыва
по теме: «Практика работы с текстом на уроках русского языка и литературы
в рамках ФГОС».
Цель данного занятия заключалась в том, чтобы поделиться
информацией по работе с текстом детально. В течение прямой трансляции
мы успели многое обсудить, показать, передать навыки и умения другим
ребятам.
6 февраля был проведен библиотечный урок по теме «Звездные тайны
произведения Антуана де СентЭкзюпери "Маленький принц". 13 марта урок
обучения написания сочинению по теме "Написание и анализ сочинения по
русскому языку по рассказу О. Генри «Дары волхвов». А 20 марта 2017 года
практикум по теме «Решение задания № 17 кимов ЕГЭ по русскому языку по
1 новому типу».
Таким образом, в процессе полугодового общения были проведены
занятия по анализу таких произведений, как «Голубая стрекоза» Михаила
Пришвина, «Маленький принц» Антуана Экзюпери, «Дары волхвов» О. Генри.
До начала занятий в Тыву отправлялся материал к урокам (тексты, карточки,
схемы), которые распечатывались, что очень облегчало общение.
20 марта 2017 на уроке ребята по просьбе обучающихся республики
Тыва решали задание №17, которое
формировало навык грамотной
расстановки запятых, что обычно вызывает трудность и у русскоязычных
детей.
Но наши занятия не стали бы продуктивными, если б при подготовке и
проведении уроков не были использованы элементы технологии развития
смыслового чтения, поэтому цель моего доклада познакомить с основными
элементами данной технологии и показать, как она работает
при
дистанционном обучении детейбилингвов написанию сочинения по русскому
языку.
В последней четверти ХХ века человечество перешло к новой стадии
своего развития – стадии построения информационного общества. По мнению
Элвина Тоффлера, на этой стадии «новая цивилизация перестроит всю
систему образования», в рамках которой основное внимание будет уделено не
передаче человеку знаний, а научению его способам получения знаний,
развитию его способностей к обучению и самообучению в условиях
неопределенности. Именно поэтому во всем мире ХХI век начался с
привлечения внимания к чтению и письму, составляющих в их неразрывном
единстве понятие грамотности. Ниже перечислены факторы, которые
обусловили внимание мирового профессионального сообщества к чтению:
• выход на первое место каналов письменной коммуникации;
• компьютеризация, переход на электронный носитель текста;
• наличие устойчивых связей между качеством чтения и качеством
образования;
• расширение «ролей» чтения в образовании и жизнедеятельности
человека.
Мы говорим о том, что школа должна выпускать грамотных людей. Так
что же такое грамотность? Что мы подразумеваем под этим словом?
Под грамотностью понимается умение читать и писать на уровне,
необходимом и достаточном для адекватного понимания и эффективного
использования письменных сообщений во всех печатных и электронных
средствах массовой информации, включая цифровую грамотность. Ключевое
слово в этом определении – адекватное понимание информации. Как же этого
добиться?
Обучение разным аспектам чтения стало осмысляться как важная
проблема. Если раньше дети много читали, у них были хорошо развиты
2 образное мышление и зрительная память, то при широком доступе к сети
Интернет и распространении компьютерных программ произошла смена
модели чтения, что поставило еще одну задачу, которую можно
сформулировать как «необходимость смены методик обучения чтению с
целью приобщения к чтению». Но мало приобщить молодого человека к
чтению, необходимо научить его воспринимать и осмысливать прочитанный
материал, чтобы применить полученные знания на практике. Только так
человек может считаться грамотным.
Вопрос о необходимости обучения смысловому чтению одним из
первых поставил известный психолог Алексей Алексеевич Леонтьев, отметив,
что «сегодняшняя школа учит в основном технике чтения, но оказалась
неспособной учить собственно чтению, смысловому восприятию, адекватному
пониманию содержательной стороны целостного текста. И когда, становясь,
например, студентом, школьник вынужден перерабатывать огромные объемы
профессиональной и общественной литературы, он к этому просто не готов».
Разрабатывая,
вслед
психологическую теорию чтения,
сформулировал четыре тезиса о понимании.
за Львом Семеновичем Выготским,
Алексей Алексеевич Леонтьев
Первый из них гласит, что «понимание текста — это процесс перевода
смысла этого текста в любую другую форму его закрепления. Это может быть
процесс перифразы, пересказа той же мысли другими словами, <....> процесс
перевода на другой язык; процесс смысловой компрессии, в результате
которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание
исходного текста в виде реферата, аннотации, резюме и т.д.»; в этом тезисе
также последовательно проводится мысль о том, что «тексты функционально
не равноценны с точки зрения возможности и способов их понимания», а само
понимание – это процесс динамический.
Второй тезис звучит следующим образом: «Мы понимаем не текст, а
мир, стоящий за текстом». Третий тезис связывает восприятие и понимание,
которые, по Леонтьеву, являются «ориентировочным звеном некоторой
другой деятельности», потому что «мы читаем всегда для чегото и в
зависимости от этого читаем поразному». Тип текста (научный, учебный,
художественный) определяет, задает степень свободы его понимания.
В четвертом тезисе говорится о разных стратегиях воссоздания мира
текста:
«Толстые и тонкие вопросы».
"Мозговой штурм".
"Глоссарий".
"Ориентиры предвосхищений (антиципация)".
""Ассоциативный куст".
"Верите ли вы?"
"Чтение с пометками"
3 "Читаем и спрашиваем (работа в парах)".
"Чтение в кружок (работа в группе)".
"Синквейн".
"Fishbone".
"Ромашка Блума".
Лучший же способ понимания текста – это самостоятельная
постановка вопросов к тексту и нахождение на них ответов.
На основе этих требований Алексей Алексеевич Леонтьев
сформулировал требования к обучению чтению.
«Первое. Обучение чтению должно строиться как обучение решению
мыслительных задач, приводящих к пониманию текста, как обучение
построению образа содержания текста.
Второе. Обучение медленному чтению является обязательным
промежуточным этапом на пути к обучению быстрому чтению. Вообще
полноценный чтец читает гибко, то есть способен выбирать для работы с
разными текстами и для разных задач восприятия оптимальные стратегии и,
соответственно, разные скорости чтения. Отсюда самостоятельная задача
обучения выбору стратегии техники чтения в зависимости от задач «большой»
деятельности.
Третий вывод. Приемы обучения чтению должны быть в минимальной
степени репродуктивными. Средняя и высшая школа должна обучать думать
над текстом, понимать текст.
Следовательно, мы должны обучать осмысленному чтению, чтению,
служащему задачам «большой» деятельности, учить искать в текстах ответы
на вопросы, волнующие чтеца. Чтение без интереса, чтение без адекватного
личностного мотива — вообще не чтение. Чтение есть смысловой процесс».
Именно на основании вышеизложенного смысловое чтение вслед за
Алексеем Алексеевичем Леонтьевым мы будем трактовать как восприятие
графически оформленной текстовой информации и ее переработку в
личностносмысловые установки в соответствии с коммуникативно
познавательной задачей.
Отсюда вытекают требования к метапредметным результатам в области
смыслового чтения, которые сформулированы в «Примерной основной
программе среднего общего образования».
«Обучающийся должен уметь:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
• резюмировать главную идею текста;
4 • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный,
научнопопулярный, информационный, текст nonfiction);
• критически оценивать содержание и форму текста».
Все эти навыки необходимы обучающимся при написании выпускного
сочинения по русскому языку.
Методисты,
разрабатывающие технологию смыслового чтения,
предложили использовать определенные модели.
Модели вопросов к информационному учебному тексту
Вопросы к основному тезису текста:
О чем текст?
В чем главная мысль текста?
Вопросы к основным мыслям текста
Каковы причины…?
В чем ценность…?
В чем важность…?
Вопросы к фактической информации текста
Каков (самый большой, интересный…)…?
Когда?
Где?
Почему?
Сколько?
Вопросы к языковому оформлению текста, графической (если есть) ин
формации
О чем говорит таблица, диаграмма, схема?
Каково значение слова … в тексте?
Как вы понимаете выражение …?
Подобные вопросы, заданные на различных этапах работы с текстом,
помогут не только определить проблему, но и позицию автора, сориентируют
обучающего на правильные положения и примеры комментария.
Подчеркнем еще раз: в процессе обучения необходимо научить ученика
не только отвечать на поставленные учителем к тексту вопросы, но и задавать
их самому, тем самым управляя своей мыслительной деятельностью. Именно
эта задача требует в первую очередь освоить стратегию смыслового чтения
«Ромашка Блума».
Из сказанного следует, что, читая текст с самостоятельно
поставленными к нему вопросами, ученик, вопервых, учится актуализировать
и/или находить ту информацию, которой в тексте нет, но которая нужна ему
для понимания текста. Вовторых, выдвигать гипотезы и проверять их, т.е.
постоянно взаимодействовать с текстом, а не пробегать его глазами, потому
что вопросы, являясь инструментами мышления, направляют его ход,
активизируют мыслительные операции.
5 При написании экзаменационного сочинения необходимо определить
проблему, то есть другими словами поставить вопрос к прочитанному тексту,
что сделать без грамотного осмысления материала невозможно.
Не менее важно при обучении школьников грамотному, смысловому
чтению научить выделять ключевые слова. Ни для кого не секрет, что в тексте
только 30% информации, остальные слова либо несут дополнительную
информацию, либо связывают и создают текст как целое. Выбор (подбор)
ключевых слов является базовым умением для «бумажного» и «экранного»
чтения. Парадоксально, но факт: ни один терминологический словарь не дает
трактовки этого понятия. Если мы наберем это словосочетание в поисковую
строку, то выскочит ссылка на Википедею: «Ключевое слово – слово в тексте,
способное в совокупности с другими ключевыми словами представлять текст.
Набор ключевых слов документа называют поисковым образом документа.
Набор ключевых слов близок к аннотации, плану и конспекту, которые тоже
представляют документ с меньшей детализацией,
но лишенный
синтаксической структуры». Таким образом, от того, насколько точно будут
выделены ключевые слова, зависит, насколько точно будет представлен перед
читателем текст в его максимально сжатом виде.
Благодаря формированию навыка выделения ключевых слов и сжатию
каждого абзаца до одного предложения уже при первом чтении не только
увеличивается понимание текста, но и экономится время на экзамене, что
немаловажно в условиях определенного времени.
Также обучение смысловому пониманию текста позволяет
обучающимся выйти на метапредметный уровень, так как предложенные
стратегии можно применять не только при изучении любого школьного
предмета, но и во взрослой жизни. Человек, наученный грамотно читать
тексты, встретит намного меньше трудностей в восприятии информации
большого объема.
Изменения в ЕГЭ происходят каждый год, однако большая их часть не
имеет принципиального значения. Меняется порядок заданий, какието из них
усложняются, какието упрощаются. Новые критерии к заданию №27 по
русскому языку (сочинение по тексту) выдвигают принципиально новые
требования к подготовке к сочинению по русскому языку, но выпускников
школ № 200 города Белогорск и № 2 города Ак–Довурак они бы не испугали,
так как еще до появления этих критериев обучающиеся наших школ писали
комментарий, приводя примерыиллюстрации и связывая их логически
благодаря использованию элементов технологии обучения смысловому
чтению, а именно:
1.
к которому являлся анализируемый текст.
2.
Определение проблемы текста, то есть главного вопроса, иллюстрацией
Выделение ключевых слов.
6 Сжатие информации – отдельно каждого абзаца с целью глубокого
3.
осмысления содержания.
4.
5.
6.
7.
немаловажно для обоснования собственной позиции
8.
Поиск цитат, которые являются ключевыми для создания комментария.
Анализ причинноследственных связей.
Сравнение – противопоставление.
Синтез идей как можно применить ... в повседневной жизни, что
Анализ, заключение.
Все занятия можно посмотреть на сайте http://www.galinabelous.ru
На сайте представлены:
Видеоуроки в разделе «Видеотека», непосредственно по теме доклада в
подразделе «Мост дружбы «Тыва – Россия».
Мастер классы в разделе «Учителям», а именно по теме «Теория и
практика обучения смысловому чтению на уроках русского языка и
литературы» представлены видеозапись занятия, брошюра, буклет,
статья, карточки «Как писать сочинение по русскому языку в рамках
ЕГЭ», тексты для анализа и написания сочинения в публицистическом и
художественном стилях.
Информация по разделам русского языка и литературы в разделе
«Ученикам».
«Школьная газета».
А я предлагаю вашему вниманию эпизоды из занятия № 3 по
произведению О. Генри «Дары волхвов».
Также ход мероприятий и результаты участия школы в творческих
конкурсах отражались в школьной газете «Шпаргалка», а именно в номерах 3
(58) и 5 (60), с которыми можно познакомиться на сайте.
По окончании учебного года были подведены итоги участия школы в
данном проекте (Видеозапись).
Мы с ребятами думаем, что общение в рамках проекта помогло им, так
как выпускники 2018го года нашей школы, принявшие участие в онлайн
уроках и мастерклассах в рамках проекта «Мост дружбы» сдали экзамены
очень хорошо:
Средний балл – 79
9096 баллов 5 человек;
8089 баллов – 11 человек;
7079 баллов – 7 человек;
6069 баллов – 4 человека;
5459 баллов 2 человека.
Максимальный балл за комментарий получили 23 человека из 28ми. Те
шесть человек, которые набрали менее 70ти баллов, в проекте не
участвовали.
7 На протяжении занятий мы встретились с некоторыми техническими
трудностями. Помогала их устранить учитель информатики школы города
АкДовурак Соян Алина Дембикейовна. Например, та сторона экрана плохо
нас слышала изза поломки динамиков, потом все наладилось.
Итак, соглашусь с ребятами, что «Мост дружбы», несмотря на
небольшие проблемы, прошёл на "отлично". Школьники узнали много нового
и интересного о республике Тыва, подружились со сверстниками из города
АкДовурак, а также обогатились духовно. Конечно, этот проект показал
единство
Думаем, что именно такие мероприятия
объединяют нас, помогают развиваться творчески. Хочется поблагодарить
авторов проекта за интересную идею и хорошую организацию, а также наших
побратимов ребят и учителей школы № 2 города АкДовурак: учителя
русского языка и литературы Олча Канооловну и Соян Алину Дембикейовну
за активную работу на занятиях. Было очень интересно общаться.
народов России.
В течение многих лет я обучаюсь на дистанционных курсах московского
педагогического университета «Первое сентября» и, пользуясь случаем,
хочу сказать огромное спасибо преподавателям: Борисенко Наталье
Анатольевне, Нарушевичу Андрею Георгиевичу, Шапиро Надежде
Ароновне, Свириной Наталье Михайловне, Романичевой Елене
Станиславовне за полученную мной информацию по темам:
Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой
аттестации по русскому языку в 911х классах.
Способы построения и содержания интересного урока литературы.
Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов.
Литература
1.
Романичева Е. С. Обучение смысловому чтению на уроках разных
предметов: методика и технологии (как реализовать требования ФГОС). М.:
Педагогический университет "Первое сентября", 2016.
2.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать
с книгой. М.: Образование, 1995.
3.
Информационные ресурсы Сайт русской ассоциации чтения.
Раздел «Библиотека»: www.rusreadorg.ru/ru/library
4.
Сайт взаимопомощи учителей: http://pedsovet.su/publ/42
8
Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения
Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения
Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения
Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения
Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения
Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения
Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения
Обучение детей-билингвов написанию сочинения на основе элементов технологии развития смыслового чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.