Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)
Оценка 5

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл +1
29.01.2017
Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)
Урок содержит разные виды заданий для обобщения и систематизации знаний по теме " Имя существительное". Фронтальный опрос можно провести как письменно, так и устно.Предусмотрена работа с учебником, работа в парах и индивидуальная работа с тестовыми заданиями. Оценивание работы учащимися происходит с помощью листов самоконтроля.Разработка урока по теме "Имя существительное".Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок Имя существительное.docx
Учебный предмет – русский язык Тема: Имя существительное Тема урока: Имя существительное (Обобщение). Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Педагогическая задача – создать условия для усвоения темы. Цель урока: обобщение знаний, полученных в основной школе по теме «Имя существительное»; Задачи: ­  грамотно употреблять существительные в письменной и устной речи;  ­  развивать интерес, мышление, память, самостоятельность; ­ проявить интерес к русскому языку. Ход урока: № 1 Структура и содержание Организационный момент 2 Диагностика.Морфемный разбор слов. (Карточки для  учащихся)Слайд 1 Маленький, переносил, осенних, рассветов, взрослых, замечали,  рассказывали, выдумщик, выдумки, неправду, придумывал, что­нибудь,  устроили, сосновый. Взаимопроверка в парах по эталону. Слайд 2 ­ Выставите себе отметку в лист самоконтроля.  Актуализация.  ­ Какие части речи вы разобрали по составу? В каком разделе  лингвистики изучаются части речи? (Существительное,  прилагательное,  местоимение.  Раздел «Морфология»). Деятельность учащихся Деятельность учителя Слушают учителя,  Настраивает учащихся  на работу настраиваются на  занятие Выполняют  диагностическую работу, сверяют свои ответы с  эталоном. Выставляют  отметку в лист  самоконтроля Предлагает выполнить  диагностическую  работу Отвечают на вопросы  учителя Предлагает припомнить теоретический  материал по данной  теме Создает проблемную  ситуацию.  Осуществляет  доводящий диалог 3.  Постановка учебной задачи. Фронтальная работа. ­   Посмотрите,   пожалуйста,   на   слайд,   перед   вами   стихотворение А.А.Фета«Шёпот, робкое дыханье» (Слайд 3) Формулируют проблему,  тему и цели урока Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря! –О   чём   это   стихотворение?   (Ответы   учащихся   –   о   природе.   Фет описывает   состояние   природы   от   ночи   к   утру,   её   постепенное пробуждение.) –  Что особенного в этом стихотворении? (Имена существительные) – Понимаем ли мы его смысл? –  Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?  –  Об имени  существительном. –Открыли   тетради, существительное»  Слайды 4    –   Какая   цель   стоит   перед   нами?  (Находить   имена   существительные, определять род, число, падеж).Записываем на доске слева. – Сегодня мы повторим всё, что знаем об имени существительном.  Оценивать   будете   сами   себя   по   критериям.   На   партах   у   вас   листы самоконтроля.   тема   урока   «Имя   записали   число, 4 Повторение изученного материала.Фронтальный опрос.  Вопросы (На слайде 5) 1. Изменяемая часть слова… (окончание) 2. Слова женского и мужского родов с окончаниями на ­а,­я относятся … ( к 1 склонению) 3. Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное) 4. Постоянный признак имен существительных… (род) 5. Какую работу провели со словами: река, реке, рекой?  (Словоизменение) 6. К 3­скл. относятся имена существительные. . . (женского рода с “ь” на  основе слова). 7. Основы слов бывают . . . (мягкие и твердые). День, стол. Отвечают   на   вопросы. Оформляют,   защищают, проговаривают, записывают   решения   способ Предъявляет   ресурс для   обобщения   и закрепления   темы. Комментирует, направляет   учащихся  работу Работа   в   парах. 8. Часть слова без окончания … (основа). 9. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя  существительное) 10. Имена существительные бывают. . . (одушевленные и  неодушевленные). 11. К 2­му склонению относятся слова … (мужского и среднего рода). 12. Слова жен. р. с “ь” в основе слова относятся. . . (к 3 склонению). 13. Какую работу провели со словами: река, речка, речной?  (Словообразование). 14. Без какой части не может существовать слово? (Без корня). 15. Имена существительные изменяются по … (числам). Работа в группах. Слайд 6.Заполнить схему. Проверка результатов  каждой группы.  Оцените свою работу в листе самоконтроля. –Какая цель достигнута на этом этапе?  Определить   склонение   имен Слайд   7. существительных.Фамилия,   рояль, бандероль, путь,  кофе,  жюри,  атташе,маэстро, лебедь, мышь, шелковое кашне, шампунь. Проверка по эталону. Слайд 8. Знаменитая фамилия (ж.р.,1скл.), избирательный бюллетень (м.р., 2 скл.), яблочное повидло (ср.р., 2 скл.), грузовое такси (ср.р.), старинный рояль (м.р.,   2   скл.),   заказная   бандероль   (ж.р.,   3   скл.),   запасной   путь   (м.р., разноскл.),   горячий   кофе   (м.р.),   авторитетное   жюри   (ср.р.),   военный атташе   (м.р.),известный   маэстро   (м.р.),   черный   лебедь(м.р.,2   скл.), полевая мышь (ж.р., 3 скл.), шелковое кашне (ср.р.), новый шампунь (м.р., 2 скл.). Работа по учебнику. (Индивидуально).Упр. 232 (6 ), 1 вариант – от  солнца³, 2 вариант­ ладонь³. Проверка. Слайд 9. От солнца³ ­ сущ. 1.Сдвинул (от чего?) от солнца. Н.ф. – солнце. 2. Пост. – нариц., неодуш., ср. род, 2 скл.; непост. – ед. число, Р.п. 3. Сдвинул (от чего?) от солнца (дополнение).   такси,   бюллетень,   повидло, Работают в паре  самостоятельно,  осуществляют  самооценку, фиксируют  свои достижения в листе  самоконтроля Производит совместный разбор заданий с  учащимися,  комментирует Выполняет задание и  проводит самооценку по  критериям Осуществляет  мониторинг Ладонь³ – сущ. 1. Царапает (что?) ладонь. Н.ф. – ладонь. 2. Пост. – нариц., неодуш., ж.р., 3 скл.; непост. – ед. число, В.п. 3. Царапает (что?) ладонь (дополнение) 5 Практическая работа. Тест.  Имя существительное.  1.Как изменяются имена существительные? А) по временам, числам, родам; Б) по родам, падежам и числам; В) по лицам и числам; Г) по родам, падежам, числам и лицам; Д) по числам и падежам. 2. Назовите разряды имен существительных по значению. А) относительные, притяжательные, качественные; Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные; В) неопределенные, отрицательные, возвратные; Г) повелительные, условные, изъявительные; Д) переходные, действительные, страдательные. 3. Назовите существительные мужского рода: А) проныра, задира, ябеда, соня; Б) шоссе, метро, такси, радио; В) шампунь, тюль, какаду, кофе; Г) Миссисипи, МГУ, Гималаи, леди; Д) семя, стремя, время, знамя. 4. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа. А) шахматы, чернила, ножницы, поле; Б) масло, нефть, студенчество, крупа; В) листва, деньги, молодежь; Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки; Д) любовь, брюки, пальцы, воздух. 5. Укажите разносклоняемые имена существительные: А) темя, знамя, время, путь; Б) бюро, пальто, кофе, жюри; В) армия, санаторий, волнение; Г) такси, кафе, радио, маэстро; Д) леди, кашне, кино, шоссе. 6. Укажите правильный вариант пропущенных букв:  по тусклой зыб.., приказ о возвращени.., о человеческой фантази.., в  лунном сиянь.., держать ногу в стремен.., в горах Швейцари.., к Мари..  Петровн…  А) –и, ­и, ­и, ­е, ­и, ­и, ­и, ­е; Б) –е, ­и, ­и, ­и, ­е, ­и, ­е, ­е; В) –и, ­и, ­и, ­и, ­и, ­и, ­и, ­е; Г) –е, ­е, ­и, ­и, ­и, ­и, ­и, ­е;  Д) –е, ­е, ­е, ­е, ­и, ­и, ­и, ­е. 7. Укажите правильный вариант пропущенных букв:  звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к. А) –и, ­и, ­о, ­ы, ­е, ­и, ­и; Б) –и, ­е, ­ё, ­и, ­и, ­е, ­и; В) –е, ­и, ­о, ­е, ­е, ­и, ­е; Г) –и, ­и, ­ё, ­и, ­и, ­и, ­и; Д) –е, ­е, ­о, ­е, ­и, ­е, ­е. 8. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом  –щик? А) обида, разведать, камень; Б) поднос, автомат, заказ; В) буфет, переводить, резать; Г) переписать, возить, подряд; Д) угон, барабан, кровля. 9. В каком слове перед суффиксом пишется ь? А) пон..чик; Б) стекол..щик;  В) камен..щик; Г) барабан..щик; Д) табун..щик. 10. Когда пол­ пишется через дефис с последующим существительным? А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды; Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки; В) пол..города, пол..минуты, пол..дома; Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра; Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра. Ответы. Слайд 10. 1 Д , 2 Б,  3 В,  4 Г, 5 А, 6 А,   7 В,  8 Д,  9 Б,  10 Г Рефлексия. Слайд 11  «Синквейн». Составить на тему «Имя существительное» Синквейн – это один из приемов   активации познавательной активности учащихся на уроке. Состоит из пяти строк 1.существительное 2.прилагательные 2 3.глаголы 3                 4. фраза, несущая определенный смысл 5 вывод, одно слово, существительное Домашняя работа. Слайд 12 1. Рассказ на грамматическую тему«Каким членом  предложения может быть существительное?» с примерами –  предложениями, в которых существительные выступают в роли  подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства. 6 7 Проводят рефлексию  знаний, соотносят цель и  результаты Организует рефлексию,  самооценку результатов учащихся Записывают домашнее  задание Фамилия, имя ученика_________________________Фамилия, имя ученика_________________________ Лист самоконтроля                           Лист самоконтроля  № 1 2 3 4 5 Вид задания Отметка Морфемный разбор Работа в группах. Составление схемы. Работа   в   парах. существительных.  Работа по учебнику. (Индивидуально) Упр. 232  Определить   склонение   имен Практическая работа. Тест.  Имя существительное. Анализ урока учащимися Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего? Поставь баллы от 1 до 5: Индивидуальная ­                         работа в парах ­ По карточкам ­                             самостоятельная работа ­ Работа в группах ­                        коллективная работа ­ № 1 2 3 4 5 Вид задания Отметка Морфемный разбор Работа в группах. Составление схемы. Работа   в   парах. существительных.  Работа по учебнику. (Индивидуально) Упр. 232  Определить   склонение   имен Практическая работа. Тест.  Имя существительное. Анализ урока учащимися Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего? Поставь баллы от 1 до 5: Индивидуальная ­                         работа в парах ­ По карточкам ­                             самостоятельная работа ­ Работа в группах ­                        коллективная работа ­ Фамилия, имя ученика_________________________             Фамилия, имя ученика_________________________ Лист самоконтроля                                                           Лист самоконтроля  № 1 2 3 4 5 Вид задания Отметка Морфемный разбор Работа в группах. Составление схемы. Работа   в   парах. существительных.  Работа по учебнику. (Индивидуально) Упр. 232  Определить   склонение   имен Практическая работа. Тест.  Имя существительное. Анализ урока учащимися Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего? Поставь баллы от 1 до 5: Индивидуальная ­                         работа в парах ­ По карточкам ­                             самостоятельная работа ­ Работа в группах ­                        коллективная работа ­ № 1 2 3 4 5 Вид задания Отметка Морфемный разбор Работа в группах. Составление схемы. Работа   в   парах. существительных.  Работа по учебнику. (Индивидуально) Упр. 232  Определить   склонение   имен Практическая работа. Тест.  Имя существительное. Анализ урока учащимися Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего? Поставь баллы от 1 до 5: Индивидуальная ­                         работа в парах ­ По карточкам ­                             самостоятельная работа ­ Работа в группах ­                        коллективная работа ­ Практическая работа. Тест.  Имя существительное.  1.Как изменяются имена существительные? А) по временам, числам, родам; Б) по родам, падежам и числам; В) по лицам и числам; Г) по родам, падежам, числам и лицам; Д) по числам и падежам. 2. Назовите разряды имен существительных по значению. А) относительные, притяжательные, качественные; Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные; В) неопределенные, отрицательные, возвратные; Г) повелительные, условные, изъявительные; Д) переходные, действительные, страдательные. 3. Назовите существительные мужского рода: А) проныра, задира, ябеда, соня; Б) шоссе, метро, такси, радио; В) шампунь, тюль, какаду, кофе; Г) Миссисипи, МГУ, Гималаи, леди; Д) семя, стремя, время, знамя. 4. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа. А) шахматы, чернила, ножницы, поле; Б) масло, нефть, студенчество, крупа; В) листва, деньги, молодежь; Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки; Д) любовь, брюки, пальцы, воздух. 5. Укажите разносклоняемые имена существительные: А) темя, знамя, время, путь; Б) бюро, пальто, кофе, жюри; В) армия, санаторий, волнение; Г) такси, кафе, радио, маэстро; Д) леди, кашне, кино, шоссе. 6. Укажите правильный вариант пропущенных букв:  по тусклой зыб.., приказ о возвращени.., о человеческой фантази.., в лунном сиянь.., держать ногу в стремен.., в горах Швейцари.., к Мари..  Петровн…  А) –и, ­и, ­и, ­е, ­и, ­и, ­и, ­е; Б) –е, ­и, ­и, ­и, ­е, ­и, ­е, ­е; В) –и, ­и, ­и, ­и, ­и, ­и, ­и, ­е; Г) –е, ­е, ­и, ­и, ­и, ­и, ­и, ­е;  Д) –е, ­е, ­е, ­е, ­и, ­и, ­и, ­е. 7. Укажите правильный вариант пропущенных букв:  звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к. А) –и, ­и, ­о, ­ы, ­е, ­и, ­и; Б) –и, ­е, ­ё, ­и, ­и, ­е, ­и; В) –е, ­и, ­о, ­е, ­е, ­и, ­е; Г) –и, ­и, ­ё, ­и, ­и, ­и, ­и; Д) –е, ­е, ­о, ­е, ­и, ­е, ­е. 8. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом–щик? А) обида, разведать, камень; Б) поднос, автомат, заказ; В) буфет, переводить, резать; Г) переписать, возить, подряд; Д) угон, барабан, кровля. 9. В каком слове перед суффиксом пишется ь? А) пон..чик; Б) стекол..щик;  В) камен..щик; Г) барабан..щик; Д) табун..щик. 10. Когда пол­ пишется через дефис с последующим существительным? А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды; Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки; В) пол..города, пол..минуты, пол..дома; Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра; Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)

Урок по русскому языку " Имя существительное" ( 1 курс колледжа, 10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017