Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах
Оценка 4.6

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
русская литература
5 кл—9 кл
11.03.2019
Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах
данная статья представляет собой описание опыта работы по обучению учащихся 5-9 классов средней школы различным методикам чтения текстов художественной и научно-популярной литературы. В сегодняшнем обществе чтение представляет собой феномен, равный по значимости письменности или литературе. Обучение разным аспектам чтения является общемировой проблемой, решение которой начинается с обучения чтению в школе.
Обучение стратегиям чтения.doc
Обучение стратегиям чтения Известно, что механизм процесса чтения представляет собой единство двух звеньев:  перцептивного ( зрительного) и смыслового (понимания). «Чтение есть процесс извлечения  информации и мыслительный  процесс». Читающий человек получает определенное  количество информации, на основе которой он может построить гипотезу относительно  смысла читаемого. Выдвинув гипотезу о возможном смысле информации, читатель подтверждает ее  или  отклоняет следующей информацией. Чем богаче прошлый, в том числе читательский, опыт  человека, чем шире и глубже знание предмета текста, чем богаче словарный запас, тем  быстрее, легче и лучше человек читает и понимает текст. Однако два читателя никогда не поймут один и тот же текст одинаково, так как они сами  разные, условия, в которых они читают, разные и стратегии, которыми они пользуются  тоже разные. Термин «стратегии  чтения» родился на заре психолингвистики, и его появление связано с  работами Кеннета Гудвина и Питера Колерса. Для чтения необходимы психологические  организационные модели. Читатель извлекает зрительную информацию из письменной  речи, звуковую – из устной, а информацию о звуко­буквенных отношениях – из опыта связи устной и письменной речи. Затем ему нужны знания о грамматическом строе языка и о том, как создать смыслы на  основе письменной речи. Путь, программа действий читателя по обработке информации  текста является стратегией. Представим себе чтение как коммуникативную игру. Как в  любой игре, читатели должны знать правила и владеть определенными навыками и  умениями.  В чтении – это навыки техники чтения(звуко­буквенные отношения, слоговое чтение,  скорость, плавность, выразительность, коммуникативность и др.); умение видеть структуру текста (заголовок, абзацы, выделенные слова и т.д.); считывать графическую информацию  (иллюстрации, графики, таблицы  и т.д.); умение читать по­разному, т.е. владеть  различными видами чтения(поисковое, просмотровое, изучающее, с общим охватом  содержания)  и др. Помимо этого, для достижения успеха как в игре, так и в чтении необходимо рассмотреть  конкретную ситуацию. Например, при создании устного или письменного текста автор  хочет, чтобы мы  ему поверили. Поэтому он ищет средства убеждения, доказывающие, что  в  чем­то он похож, а чем­то отличается от читателя. В одном случае он приводит факты,  подтверждает свои мысли статистикой,  в другом – сообщает мнение экспертов. Это его  стратегия! Стратегия читателя – увидеть замысел писателя, отнестись к нему критически и, пользуясь стратегиями раскрытия  смысла текста и выявления позиции автора, либо принять его,  либо отвергнуть!  Итак, «стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования  информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен  привести к определенным результатам…» (Дж. Брунер). Стратегия может включать ряд  операций, направленных на достижение цели. Принципиальным является положение о том,  что стратегия выбирается каждым читателем под конкретную цель чтения и конкретный  текст при работе в определенном учебном контексте.  Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для сегодняшней  ситуации, читатель должен владеть набором стратегий. Выбор в первую очередь  определяется читательским видением цели своего чтения, знаниями и опытом в области  стратегий.  Иногда читатель испробует несколько стратегий, прежде чем поймет, каким  образом ему удобнее и результативнее работать с текстом определенного типа, вида. Стратегии чтения можно представить  в следующем виде:  Стратегии  предтекстовой деятельности Стратегии текстовой деятельности 1. «Мозговой штурм» 2. «Глоссарий» 3. «Ориентиры предвосхищения» 4. «Батарея вопросов» 5. «Предваряющие вопросы» 6. «Рассечение вопроса» 1. «Чтение в кружок(попеременное  Стратегии послетекстовой деятельности Стратегии работы с объемными текстами чтение)» 2. «Чтение про себя с вопросами» 3. «Чтение про  себя с  остановками(методика чтения со  слабочитающими)» 4. «Чтение про себя с пометками» 1. «Отношения между вопросом и  ответом» 2. «Вопросы после текста» 3. «Тайм­аут» 4. «Проверочный лист» 1. «Алфавит за « круглым столом» 2. «Соревнуемся с писателями» 3. «Ориентиры предвосхищения» 4. «Экскурсия по книге» 5. «Список тем книги» 6. «Следуйте за персонажем книги» 7. «Черты характера героев» 8. «Цитаты» 9. «Загадки» 10. «Доклад» Стратегии компрессии текста Общеучебные стратегии Стратегии развития словаря 11. «Рецензия» 12. «Синквейн» Аннотация ­ Краткий пересказ ­ Пересказ 1. Знаю­ Хочу узнать – Узнал 2. «Граф­схемы «Кольца Венна» 1. «Обзор словаря» 2. «Аналогия» 3. «Постепенная догадка по  контексту». Рассмотрим практику использования стратегий  чтения на определенных  текстах. Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в  работе учителя. Их появление связано со сменой педагогических концепций по обучению  чтению, внедрением в практику обучения  теории деятельности, осознанием важной роли  ориентировочной основы для организации начала деятельности. Если раньше, согласно  традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание  «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного,  то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся  понять текст и выше достигаемый им результат. Сказанное можно представить в виде рисунка: Традиционная методика                                                         Инновационная методика                                                       Предтекстовые задания                                                         Текстовые задания                                                               Послетекстовые задания Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и,  следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта,  понятий и словаря, а также на создании мотивации к чтению. Рассмотрим использование предтекстовых стратегий на материале информационного  текста «Когда появилось кино?» Информационным называется  текст, содержащий общеизвестные факты, которые могут  быть новыми для читателя. В нем содержится фактуальная и иногда концептуальная  информация. В информационном тексте не содержится мнений, эмоциональных оценок, подтекста –  только факты. Часто в таких текстах присутствует дополнительная графическая информация в виде рисунков, графиков, схем, иллюстраций.Поэтому в  подобных  ситуациях в качестве предтекстовой стратегии используется стратегия  считывания   графической информации, сопровождающей текст. «Мозговой штурм» Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих  отношение к теме текста. Ход работы. 1.Сегодня мы будем читать и обсуждать тему появления и развития кино. Какие  ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? Появление и  развитие  кино 2.Преподаватель записывает все названные ассоциации. 3. На следующем этапе «МШ» можно сочетать с распределением по концептам текста,  добавляя различную информацию: ­ когда и где появилось кино; ­ кто был его создателем; ­ где состоялся первый просмотр; ­ как развивался кинематограф; ­ какие ваши любимые фильмы и актеры; ­ ваше отношение к кино. 4. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при  «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста. Когда появилось кино? Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели  братья Люмьер в «Гран­кафе» на бульваре Капуцинок в Париже  продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими  аппарата – синематографа. Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки  воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали еще в середине X  IX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон  сконструировали кинетоскоп – ящик с объективом, через  который можно было  наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной пленке. В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные  события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал  прибывал поезд   т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех. Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого  можно назвать родоначальником художественного кинематографа – Жорж Мельес  (1961­1938). Он был актером и режиссером, театральным художником и  карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов.  Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой  смелой фантазии, которая не могла бы показаться реальностью. 5.Что нового вы узнали из текста? Использование стратегии «Мозгового штурма» помогло нам определить цель и  задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск  новой информации. «Глоссарий». Цель стратегии – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Ход работы: Мы будем читать информационный текст «Когда появилось кино?» 1. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с  текстом: Фотография                                фабрика                                братья Люмьер Движущиеся картинки            поезд                                     Эдисон Целлулоидная пленка             техник                                   Мельес Иллюзия движения                 Нью­Йорк                             Зворыкин 2. Закончив чтение текста, вернитесь  к данным словам (это будет уже  послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов,  использованных в тексте.                     «Ориентиры предвосхищения». Целью данной стратегии является актуализация предшествующих знаний и  опыта, имеющих отношение к теме текста. До чтения текста После чтения текста Суждения  ­ Родина  документальных и  художественных  фильмов – Париж. ­ Синематограф – это  аппарат для  демонстрации фильмов. ­ Первые показы были  неудачными. ­Изобретателем аппарата для демонстрации  картинок является  Зворыкин. ­Родоначальник  художественных  фильмов неизвестен. ­Братья Люмьер создали  первые кинофильмы. Ход работы: 1. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны(V). 2. Отметьте их еще раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился,  объясните, почему это произошло(послетекстовая стратегия). «Батарея вопросов». Припоминание важной информации, касающейся темы текста, может быть организовано с  помощью вышеназванной стратегии. Предложим вопросы для рассматриваемого текста: ­Когда и где произошло рождение кино? ­ Кто является «отцом­основателем» кинематографа? ­С какими техническими идеями связано появление ктно? ­Где происходила демонстрация первого фильма? ­Что показывали? ­Откуда вам это известно? И т.д. «Рассечение вопроса» Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе  анализа его заглавия. Ход работы: Прочитайте заглавие текста  и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете,  пойдет речь в тексте? Предполагаемый ответ: «В  вопросе имеются две смысловые группы: время и кино. Речь в  тексте пойдет о моменте рождения кинематографа. Поскольку я знаю, что кино появилось  в конце 19 века, то события текста будут касаться этого периода времени. Вероятно, в  тексте будет названа конкретная дата зарождения кинематографа. А также место, имена  людей и обстоятельства, способствующие этому событию. Судя по вопросительному слову, с которого начинается вопрос (когда?), текст должен быть информационно­ фактуальным». Стратегии  работы с объемными текстами. Стратегии  работы с объемными текстами(книгами) призваны расширить набор приемов,  которые применяют учителя в работе с целым литературным произведением. Названные  стратегии используются до чтения, во время и после прочтения книги. Например, мы планируем прочитать и обсудить тему взаимоотношений человека и  животных, человека и природы. Для обсуждения нам необходимо использовать  читательский опыт  учеников. Для этапа предчтения, имеющего целью мотивировать  прочтение книг, выбираем три стратегии: «Алфавит за «круглым столом», «Соревнуемся с  писателем» и «Ориентиры предвосхищения». 1. «Алфавит за «круглым столом». Задание: На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг,  которые связаны с темой взаимоотношения человека и природы, человека и животных. Обсуждение результатов работы происходит по методике свободного  обсуждения(«круглый стол»). Время работы – 5 мин. «Алфавит за «круглым столом». А В.Астафьев Б В.Бианки З И  П М.Пришвин К.Паустовский Ц Р Ч  В «Васюткино озеро» К Р.Киплинг «Кладовая  солнца» С  Ш Е  Н  Ф  Ю Ж О  Х  Я  Д  М «Маугли» Г  «Глаз  волка» Л Д.Лондон «Зов  предков» Т  Щ У  Э А.­С.  Экзюпери «Маленький принц»  Как видно из приведенной карты, ученики иногда вспоминают авторов  литературных произведений, иногда ту или иную книгу. В одних случаях  литературное произведение («Маугли») записывается отдельно от автора как  наиболее важное для темы обсуждения. В других – автор и его произведение  указываются вместе. При обсуждении учащиеся отмечают, читали ли они эту книгу  или слышали о ней. 2. «Соревнуемся с писателем». Цель : мотивировать на прочтение книги. Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Учитель молча перелистывает страницы книги, демонстрируя всем иллюстрации.  Затем  дети предлагают свои варианты сюжета. Учитель может комментировать  ответы обучающихся, указывая на несоответствия, нелогичные выводы и направляя  обсуждение. Ни в коем случае не надо подталкивать участников к знакомству с  содержанием книги! Эта работа проводится на материале одной книги, которую  учитель приносит в класс и предлагает группе для чтения. В нашем случае это ­   «Глаз волка» Д.Пеннака. 3. Домашнее задание группе – прочитать книгу  и оценить , насколько наш вариант  соответствует авторскому тексту. 3.«Ориентиры предвосхищения». Цель – мотивировать ученика прочитать книгу. Нечто подобное предлагалось сделать для  короткого текста. Задание: прочитайте предложения, содержащие суждения о книге. Отметьте те, с  которыми вы согласны. Затем, прочитайте книгу. Отметьте те суждения, которые  совпадает с позицией автора. Изменилась ли ваша точка зрения после чтения книги? Ход работы: Учитель демонстрирует составленную заранее таблицу по книге. Например , книга  Д.Лондона «Зов предков». Автор  После чтения До чтения Суждения  1.Только сильные  выживают в этом  мире 2.Люди должны жить в гармонии с  окружающей средой. 3.Люди всегда  приспосабливаются  к среде выживания. 4.Примитивные  инстинкты делают  похожими животных  и людей. Этап постчтения включает использование  кроме двух  выше названных стратегий  четырех  следующих. 4. «Экскурсия по книге». (Д.Пеннак «Глаз волка») Цель – раскрыть логико­смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части  книги. Ход работы: 1. Вы прочитали книгу, состоящую из четырех глав. Каждая глава разделена на  части.  Назовите эти части и выделите ведущий эпизод. Например: Глава1. Встреча.  Встреча мальчика и волка в зоопарке.  Жизнь волка в зоопарке. Его отрицательное отношение к людям.  Взгляд «глаз в глаз». Глава2. Глаз волка.  Черное пламя и ее волчата.  Детство Голубого Волка  Сказка про волка­недотепу и его старую бабушку.  Представления волка о человеке.  Блестка – красавица, охотница, хохотушка.  Легкомысленный поступок Блестки и его последствия.  Голубой Волк узнает о судьбе Блестки.  Молчаливый «разговор» мальчика и волка. Глава3.Глаза человека.  Африка Н Биа.  Спасение ребенка  Дружба мальчика и верблюда  Продажа верблюда и мальчика.  Служба Африки  пастухом.  Африка – чудный пастух.  Особенности общения пастуха с животными.  Рассказы о Серой и Желтой Африке.  Перемены в судьбе мальчика. Зеленая Африка.  Возрождение Африки.  Приобретение фамилии.  «Пора уходить»!              Глава 4. Иной мир  Встреча с друзьями в зоопарке.  Открытые глаза волка и мальчика. 2. Обсуждение плана книги. – Какой эпизод самый важный в главе? Назовите его и объясните, почему вы так  считаете. Напрмер: В гл.1 – эпизод 3. В гл.2 – эпизод 6. В гл.3. – эпизоды 6,7. В гл.4 – эпизод 2. 3. Какие эпизоды вы считаете нужными обсудить? Например: ­ Зачем нужна сказка про волчонка ­ недотепу  и его старую бабушку? 4. Обсудите следующие вопросы: А) О чем данная книга?(Тема). Б) Что автор хотел сказать? (Основная идея.) В) Другие темы книги. Какие вопросы подняты? Какие идеи развивает автор? Г)Структура книги. (Как представлен материал.) Д) Детали текста. На какие факты, суждения вы обратили внимание? Насколько вам  известен или нов материал? Е)Стиль. Труден ли язык? Каковы стилистические особенности книги? Ж)Позиция автора. Ясно ли она выражена? Каков эмоциональный тон произведения? З) Общие впечатления о книге. Мое мнение. 5. Составьте свой вариант «Экскурсии по книге». Обратите наше внимание на  моменты, значимые для вас лично. «Список тем книги». Стратегия ориентирована на обучение интерпретации текста, обобщение  содержания и формулирование концептов книги в виде  списка тем . 1. Работу начинать рекомендуется с выбора тех тем из списка, которые близки к  личностной интерпретации текста. 2. Добавьте свои темы и объясните свой выбор: ­ Любовь и ненависть. ­ Легкомысленные поступки и их последствия. ­Предательство и ложь. ­Страдания и печали. ­ Человеческие умения, вызывающие уважение других людей. ­ Войны и стихийные бедствия. ­Связь человека с окружающим  миром. ­ Взаимоотношения человека и животных. 3. Каждый учащийся выбирает тему для обсуждения. Он представляет ее, пользуясь материалом книги. Остальные задают ему вопросы, соглашаются или нет с его  точкой зрения. Самостоятельный выбор темы крайне важен с психологической точки зрения.  Представляя свою тему, ученик берет на себя ответственность за ее подготовку. Он  знает, что надо сказать, какие примеры из текста привести, продумывает аргументы  в пользу своей интерпретации прочитанного, учиться защищать свое видение текста. «Цитаты». Цель – привлечь внимание к языковым особенностям текста, характеризующим его  персонажей. Ход работы: Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из книги. 1.Здравствуйте, пастух, я не грущу,  просто немного устал. Я ведь стерег  Голубку день и ночь с тех пор, как  звероловы их поймали – ее и «эту». 2.Даже Черный Скорпион не может  вынести эту сушь! 3.­ Царь, я придумал, как беречь твоих  Голубок. 4.­ Ну, ты идешь или нет? 5.­ Потому что мне скучно. ­.­ У меня больше терпения. Я ведь волк. а) Африка б) Гиена в) Гепард г)П па Биа д)МмаБиа е)Козий царь ж)Тоа Торговец з)Блестка и)Голубой Волк к)Черное Пламя Ключ: 1в,2г,3а,4ж,5з,6и. Цель – проверка знания текста читателем. 1. «И тогда мальчик делает странную вещь, которая успокаивает волка, внушает  «Загадки». ему доверие». Что он делает? 2. «Не смеялась только Блестка. Она никогда не смеялась». Почему? Ответы: 1. Мальчик закрыл один глаз. 2. Из­за нее Голубой Волк попал в зоопарк. Учитель показывает примеры применения стратегии. Обучающиеся добавляют  на занятии свои цитаты и загадки.  Следующий этап работы с книгой – характеристика ее героев и их поступков.  Для этого выбираем две стратегии: «Следуйте за персонажем книги» и «Черты  характера героев». Последняя способствует расширению словарного запаса,  особенно за счет трудных для запоминания и необходимых для характеристики  героев прилагательных и причастий. Заключение. XXI век  начался с привлечения внимания к чтению и письму, составляющих в их  неразрывном единстве понятие грамотности. А грамотность, то есть чтение и письмо,  по авторитетному мнению ВОЗ, входит в 12 показателей, характеризующих здоровье  нации. Она влияет на продолжительность жизни человека. Траектория развития общества от постиндустриального к информационному, а затем к  обществу знаний и творчества невозможна  без высокого уровня развития чтения и  письма. Они позволяют людям вступать в смысловую коммуникацию  с другими  людьми, с ними не встречаясь, извлекать и передавать смыслы текстов, овладевать  культурой предшествующих поколений и передавать ее следующим, познавать  и  исследовать прошлый опыт, идеи, знания, развивать мышление и память,  контролировать информационные потоки

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019