Тактико-технической анализ подготовленности борцов, проведенный А.В. Полухиным с соавторами (2007) показал, что практически все броски выполняются в различных боевых взаимодействиях при осуществлении спортсменами действий нападения и обороны, таких как: атакующие, контратакующие, защитные, а в учебно-тренировочном процессе в основном изучается техника выполнения бросков с различным сопротивлением противника. Таким образом, наблюдается противоречие в подготовке борцов, которое заключается в том, что изучение отдельных приемов борьбы осуществляется без учета освоение тактических компонентов применяемого приема. В обучении приемам борьбы сложилась ситуация, когда техника осваивается без включения в нее тактических компонентов, обеспечивающих успешность проведения приемов борьбы, односторонняя активность атакующего
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«ОБУЧЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТАМ ВЫПОЛНЕНИЯ
БРОСКА ПОДХВАТОМ В САМБО»
Специальность 032101.65 – «Физическая культура и спорт»2
О Г Л А В Л Е Н И Е стр.
Введение..................…………..…………………….........................………3
ГЛАВА 1 ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТВО В
ПОДГОТОВКЕ БОРЦОВ САМБИСТОВ..........………………....…….….6
1.1 Особенности применения тактических компонентов в
спортивной борьбе.......................……………………………….....………6
1.2. Методы обучения и совершенствования техникотактических
действий в спортивной борьбе.....……………………….……..….……….7
1.3. Бросок подхватом в содержании технико
тактической подготовки борцов...............……………….……........……..11
1.4. Заключение………………………………………………………..…...21
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………23
2.1. Цель исследования............................………………………………….23
2.2. Методы исследования…………………………………………….…..23
2.2.1. Анализ и обобщение литературных данных………………………24
2.2.2. Педагогические наблюдения……………………………………….24
2.2.3. Видеоанализ соревновательных схваток квалифицированных
самбистов…………………………………………………………………..25
2.2.3. Педагогический эксперимент………………………………………26
2.2.5. Методы математической статистики………………………………26
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИМ КОМПОНЕН
ТАМ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКОВ ПОДХВАТОМ ИЗ ОСНОВНЫХ
ТИПОВЫХ СИТУАЦИЙ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ САМБО ….……….28
3.1 Основные тактические компоненты выполнения броска
подхватом в самбо…………………………………………………………28
3.2 Обучение выполнению тактических компонентов при
выполнении броска подхватом……………………………………………48
3.2 Результаты педагогического эксперимента……………………….....51
Выводы…………………………………………………………………….65
Список литературы………………………………………………………..673
ВВЕДЕНИЕ
Исследование соревновательной деятельности борцов с позиции
теории конфликтной деятельности позволили осуществить теоретические
разработки, раскрывающие механизмы достижения успеха при осуществлении
спортсменами конфликтных взаимодействий в поединке. Полученные в ходе
исследований материалы позволяют рассмотреть процессуальное развитие
этих отношений в виде тактикотехнических структур (В.Л. Дементьев, О.Б.
Малков 1984, О.Б. Малков, В.Л. Дементьев, 2001]. Тактический анализ
конфликтного взаимодействия позволяет переносить новые эффективные
тактические и технические способы достижения успеха в поединке из
спортивной практики в содержание обучения борцов.
Переход от
интуитивного освоения борцами «умения бороться" к целенаправленному
формированию «умений выигрывать» в учебнопедагогическом процессе
ставит дидактическую задачу обеспечить тренера научнообоснованными
тактическими компонентами достижения успеха и конкретными методиками
обучения тактики применения приемов борьбы.
Тактикотехнической анализ подготовленности борцов, проведенный
А.В. Полухиным с соавторами (2007) показал, что практически все броски
выполняются в различных боевых взаимодействиях при осуществлении
спортсменами действий нападения и обороны, таких как: атакующие,
контратакующие, защитные, а в учебнотренировочном процессе в основном
изучается техника выполнения бросков с различным сопротивлением
противника. Таким образом, наблюдается противоречие в подготовке борцов,
которое заключается в том, что изучение отдельных приемов борьбы
осуществляется без учета освоение тактических компонентов применяемого
приема. В обучении приемам борьбы сложилась ситуация, когда техника
осваивается без включения в нее тактических компонентов, обеспечивающих4
успешность проведения приемов борьбы, односторонняя активность
атакующего при разучивании приемом не может быть в достаточной мере
компенсирована интуитивным освоением тактических компонентов
применения приемов в учебнотренировочных и соревновательных схватках.
Для обеспечения навыков применения техники борьбы в соревновательных
поединках остро встает проблема направленности обучения, когда при
освоения бросков подхватом необходимо изучать не только как бросать, но и
тактику противодействия защитам противника, овладевать навыками
конфликтного взаимодействия в поединке, что бы успешно добиваться
положительного результата в поединке.
Для решения указанной проблемы нами была выдвинута гипотеза
Предполагается,
исследования.
соревновательных схваток позволит выделить тактикотехнические
структуры в которых высококвалифицированные спортсмены применяю
что тактический видеоанализ
тактические компоненты, обеспечивающие успешность проведения бросков
подхватом и на этой основе разработать методику обучения и
совершенствования бросков подхватом в самбо.
Объектом исследования является соревновательная деятельность
самбистов.
Предметом исследования
является методика обучения и
совершенствования применения тактических компонентов броска подхватом
в самбо.
Научнометодическая новизна работы заключается в выявление
следующих тактических компонентов:
вовлечение противника в цепь выполнения защитных действий
которое обеспечивает преодоление защиты кружением и переключение на
окончание выполнение броска подхватом;5
вынуждение противника на выполнение встречного сближения и
выполнения входа в прием в разрез движению противника.
вхождением во взаимокординацию при сближении и расхождения
для выполнения встречного движения начала атаки броском подхватом;
повторное «раздергивание» атакующего вхождением в стартовое
положение и тягой противника на себя вызов у противника латентного
периода выполнения защиты
преодоление защиты на начало подхвата в свободном направлении
после подскока с предатаковой дистанции.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что
тренеры могут использовать и изменять, предлагаемую методику
обучения и совершенствования броска подхватом в самбо, для других
бросков.
Содержание обучения и совершенствования подхвата изнутри
может быть использовано для большинства вариантов выполнения
разновидностей подхвата в борьбе самбо.
.6
ГЛАВА 1 ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТВО
В ПОДГОТОВКЕ БОРЦОВ САМБИСТОВ
1.1 Особенности применения тактических компонентов в
спортивной борьбе
В спортивной борьбе специалисты и тренеры по спортивной борьбе
считают технику и тактику неразрывно связанными [1, 1, 2, 27] и исходя
из этого говорят о совершенствовании техникотактических действий,
тактикотехнических структур и комбинаций. Такое усложнение
действий нападения и обороны, связанно с включением тактических
компонентов в действия единоборцев. Под техникой в области
физического воспитания и спорта, как правило, понимается способ
выполнения действия, с помощью которого двигательная задача решается
целесообразно и эффективно [40].
Поведение борцов в поединке направленно на достижения победы
над противником в соревновательных схватках, используя атакующие
действия и защиты от
применяемых
аналогичных
действий
противниками [29]. Таким образом, "условность спортивного поединка,
в отличии от реального боя, регламентируется правилами соревнований,
что позволяет рассматривать результаты взаимодействия
спортсменами
между
как определенные пространственные положения...
Переход спортсмена из одного положения в другое осуществляется
посредством техникотактических действий" [14, с.38].
В спортивной борьбе обучение тактике преследует цель научить
спортсмена грамотному выбору тактических действий, выработать у
него умение правильно определять пути и средства для достижения7
целей борьбы, сформировать навыки выполнения тактических действий
[47].
Борцы в поединках используется огромное количество технических
и тактических действий, которые, в свою очередь, переплетаются между
собой в самых различных вариациях. Исходя из этого основным
признаком двигательных действий в схватке является их применение в
случае назначения или защиты борца в постоянно изменяющихся
ситуациях. Это характеризует целостное действие как тактически
детерминированное и технически законченное, и поэтому его называют
техникотактическим действием [17, 25]. Особое значение в борьбе
отводится комбинациям, как сложным техникотактическим действиям
борца, состоящее из приемов и контрприемов, в котором защита или
контрприем от первого приема создают благоприятные условия для
выполнения последующего приема или контрприема" [8, 9].
При разработке методов обучения и совершенствования приемов
борьбы, на наш взгляд, необходимо опираться: вопервых, на
соревновательную деятельность борцов, т.е. на то как борцы проводят те
или иные эффективно используемые спортсменом технические и
тактические действия [15], а вовторых, на мнение тренеров и
специалистов по данному вопросу.
Тренировочная деятельность в спортивной борьбе показывает, что
сегодня для достижения успеха недостаточно хорошо знать приемы
борьбы и иметь большое количество в своем арсенале. На первый план
выходит умение сочетать эти приемы как в атаке так и в защите, т.е.
связать их тактическими действиями, с тактическим компонентами
включаемых спортсменами в сложные тактикотехнические действия [5,
10, 14, 18]8
1.2 Методы обучения и совершенствования технико
тактических действий в спортивной борьбе.
Методика обучения технически действиям осуществляется в
сознательности,
соответствии с дидактическими принципами:
активности, наглядности, систематичности, доступности и прочности
[1]. Основной сложностью изучения техники в спортивной борьбе при
этом возникает изза того, что структура навыка должна обладать
высокой степенью вариативности изза активного противоборства
противника [12]. Именно поэтому в спортивной борьбе существуют
разные подходы к определению содержания и методов технико
тактической подготовки.
В спортивной борьбе активно применяется игровой метод
обучения, позволяющих резко активизировать интерес юных спортсменов
к борьбе внося соревновательный аспект на первое место при освоении
сложнокоординационных действий, снижает монотонность занятий [11].
Проблемноситуационное обучение технике борьбы основывается
на адаптации проблемного обучения и структуризации содержания
изучаемой техники с позиции конфликтного взаимодействия спортсменов
в поединке [41]. Однако, недостатком данного метода является его
сложность применения, так как он может эффективно использоваться
при высокой тактической и технической грамотности тренера при
подготовке высококвалифицированных борцов.
Широкое
объяснительно
иллюстративный метод в техникотактической подготовке борцов.
распространение
приобрел
Изучение и освоение техникотактических действий начинается с
объяснения данного действия, то есть его целевой направленности,
месте и значении в спортивном единоборстве. Затем преподаватель9
демонстрирует изучаемое действие технически правильно, быстро,
слитно и четко, показывает (иллюстрирует) характерные детали
технического выполнения и объясняет тактическое использование приема
в различных ситуациях спортивного поединка [34, 35]. Освоение
техникотактических действий осуществляется либо целиком, если
изучаемые действия простые, либо по частям, если они сложные. Вначале
спортсмен отрабатывают действия в упрощенных условиях без
сопротивления партнера в статике, если для проведения данного
действия не требуются динамические перемещения, или в динамике при
согласованной помощи партнера, если для эффективного проведения
действия требуется передвижение. Затем борцы переходят к изучению
действия в различных условиях и тактических ситуациях схватки. При
этом, в результате многократных повторений в вариативных условиях, у
борцов формируется навык выполнения изучаемого технико
тактического действия [36, 37].
Изучение тактических вариантов для эффективного выполнения
осваиваемого приема в различных ситуациях спортивного поединка
происходит в учебнотренировочных и соревновательных схватках, т.е. в
реальных ситуациях единоборства с противником методом проб и
ошибок. Однако необходимо отметить, что данный метод обладает
следующими существенными недостатками: 1) освоение взаимосвязи
в учебно
тактических и
тренировочных и соревновательных схватках методом проб и ошибок;
технических
действий
происходит
2) тренер в детскоюношеской спортивной школе или в высшем учебном
заведении (неспециализированном) работает с большими группами
начинающих борцов и ему не возможно осуществлять на практике
индивидуальный подход в обучении и тренировке.10
Один из признанных подходов совершенствования техники
выполнения приемов борьбы, основанном на подборе принципов при
выполнения технических действий, предложил Н.М. Галковский [9].
Рассматривая совершенствование простых и сложных технико
тактических действий, основное внимание уделил роли атакующих
действий. Самая простая структура, осваиваемая борцами, состоит из
подготовительного силового действия и технической структуры
атакующего приема. При этом дальнейшее усложнение структурных
групп происходит в тех случаях, когда борец использует реакцию
соперника, возникающую в ответ на определенные действия атакующего.
Атакуемый борец таким образом создает благоприятную динамическую
ситуацию для атакующего спортсмена. В этом заключается основной
принцип создания благоприятных ситуаций, для этого борец использует
маневры, ложные движения, комбинации. Таким образом, технические
движения атакующего борца должны постоянно усложняться.
Спортсмену при этом необходимо учитывать изменения биомеханических
параметров сложного движения, моменты реагирования и принятия
решений как своих, так и соперника.
Н.М. Галковский, описывая преимущество использования при
проведении атакующих действий сложного реагирования соперника,
отмечает"... второе движение сложного атакующего действия совпадает
либо с моторной частью реакции противника на первую часть движения
атакующего (совпадающую по направлению со второй частью атаки),
либо с латентным периодом реакции на вторую часть сложного
атакующего действия (положения тела атакующего, выгодные для
выполнения решающего действия)" [9, с.31].
Обобщая общие подходы к совершенствованию технико
тактических действий можно выделить следующие важные моменты:11
1) изменение структуры двигательного навыка при выполнении
приемов борьбы [30, 31];
2) переход от выполнения одного движения к установлению связей
между несколькими движениями, установления момента перехода от
ложного действия к решающему [26, 28];
2) умение использовать в начальной фазе комбинаций различные
подготовки (сковывание, маневрирование, отвлечение и др.) [16, 32];
3) умение выделения конфликтные ситуации ведения схватки [14,
19, 23].
1.3 Бросок подхватом в содержании техникотактической
подготовки борцов
В теории и методике борьбы большинство специалистов и тренеров
при определении содержания техникотактической подготовки борцов
отмечают необходимость учета соревновательной деятельности, т.е.
применяемости и эффективности техникотактических действий [33, 39,
44, 46].
В самбо броско подхватом определяется как подбив спереди
(одноименной) ноги противника задней поверхностью своей ноги, а
подхват изнутри как подбив разноименной ноги противника изнутри
задней поверхностью своей ноги [7].
Во всех литературных источниках описывающих основы техники
самбо рассматривается бросок подхватом. Так описывается бросок
подхватом в первом учебном пособии по самбо Н.М. Галковским
«противник в правой стойке. Правую руку просунуть подмышку левой
руки противника и обхватить его спину так, чтоб ладонь прижалась к
левой лопатке, или захватить за пояс сзади, подставить правую ногу
вперед и повернуться к нему спиной так, как в приеме «передняя12
подножка», перевести тяжесть тела на левую ногу, правой ногой подбить
обе ноги противника спереди. Подбив делается так, чтобы коленный сгиб
подбивающей ноги попал немного выше колена правой ноги вверх.
Тяжесть тела нужно очень сильно перенести влево и корпус наклонить в
левую сторону, взваливая противника на себя. В момент подбива обеими
руками потянуть его вперед – влево – вниз вокруг себя и бросить спиной
на ковер. Правой ногой делать подбив как можно энергичнее и поднимать
ее вверх, не сгибая в коленном суставе. После падения противника на
ковер потерянное влево равновесие сохраняется оставлением левой ноги.
Выполнение приема. Прием выполняется так же, как передняя
подножка. Он немного труднее по переносу тяжести теля влево, но зато
обладает большей мощностью. Очень удачно выполняется после
неудавшегося броска через бедро как повторное нападение.
Подготовить выполнение приема можно так: а) сделать обман на
боковую подсечку правой ногой и, продолжая движение мимо ноги
противника, повернуться влево и сделать подхват; б) сделать обман на
зацеп изнутри правой ногой, повернуться влево и сделать подхват.
Защищаться можно переносом тяжести тела назад и сильным
сгибанием колен. Можно провести контрприем – бросок задней
подножкой с падением"[7, с.6568]. Описание выполнения приема
осуществлено из статичного положения, а начало его выполнения близка
к броску передней подножкой. В этом описании прослеживается
вариативность выполнения броска подхватом, когда техника его
выполнение тяготеет то к броску передней подножкой то к броску через
бедро. Подготовками для выполнения подхвата являются другие броски,
т.е. в это время еще не сформировалось понимание о применении
подготавливающих действий для бросков в самбо.13
А.А. Харлампиев в своей работе описывает выполнения подхвата
изнутри «Оба борца в правой стойке. Левой рукой захватите правый
рукав противника, правой рукой – изпод левой руки пояс на его спине.
Повернувшись влево кругом на правой ноге (перекатите с пятки на
носок), левую ногу поставьте на место правой, а правую полусогнутой
заведите влево вверх. Прижимая к своему правом боку корпус
противника, сильным ударом бедра выпрямленной правой ноги подбейте
переднюю часть правого бедра противника. Рывком рук и корпуса влево
вниз бросьте противника к своей левой ноге.
Падающего страховать левой рукой за его правый рукав.
Самостраховка – как кувырок через палку на левый бок.
Подготовка противника для проведения ему подхвата:
а) сбивание на одну ногу,
б) сбивание на носки» [42].
После накопления тренерского опыта В.М. Андрее и Е.М. Чумаков
так описывают применение подхвата «условия. Противник толкает,
несколько наклоняясь вперед, и держит ноги прямыми. Дистанция
средняя, ближняя, дальняя. Захват осуществляется за руки и отвороты,
проймы, ворот, рукава, пояс.
Подготовка: 1. Рывок на себя, сбивая противника на выставленную
ногу.
2. Рывок на себя, вынуждающий противника шагнуть по
направлению броска.
3. Заведение в сторону, противоположную броску.
Проведение: отступая назадв сторону и поворачиваясь спиной к
противнику, нападающий выносит ногу вперед так, чтобы она находилась
выше колена дальней ноги противника, и тянет руками на себя. Когда
противник наклонится и его ноги по отношению к ковру будут14
находиться под острым углом, атакующий подбрасывает их своей ногой
назадвверх. Когда падение противника определилось, нападающий
выставляет вперед ногу, которой подбивал ноги противниками этим
останавливает свое падение, оставаясь в стойке (рис. 76].
Варианты. 1. Захватом рукава и пояса (рис. 77). 2. Захватом рукава
и проймы. 3. Захватом рукава и отворота. 4. Скрестным захватом
отворотов (рис. 78). 5. Захватом пояса через одноименное плечо (рис. 79).
6. Захватом руки локтевым сгибом, 7. Изнутри в бедро (рис. 80). 8.
Скрещивая захваченные руки (рис. 81). 9. Изнутри в голень (рис. 82). 10.
С захватом ноги (рис.83).
Защиты. 1. Захватить пояс со стороны атакующей ноги. 2. Согнуть
ноги и, отталкивая атакующего, отклониться назад. 3. Перешагнуть через
атакующую ногу. 4. Захватить ногу.
Ответные приемы. Бросок через грудь. Задняя подсечка с захватом
ноги. Задняя подножка на пятке.
Методические указания. Прием очень часто применяется в
схватках и довольно сложен по координации.15
Разучивается прием после бросков передней подножкой и через
бедро (изучение этих приемов помогает усвоению подхвата).
Характерные ошибки.
1. Проводящий прием сильно замахивается ногой и бьет ею в
область колена, ушибая икроножную мышцу.
Причина ошибки: преждевременный подбив ногой.
Подбив должен осуществляться после того, как противник
наклонится вперед (потеряет равновесие).
2. Проводящий прием наносит удар по ноге противника снаружи.
Причина ошибки: недостаточный поворот атакующего спиной к
противнику.
Проведение приема с этой ошибкой может повести к травме
коленного сустава противника,
3. Борец жалуется на то, что прием плохо получается изза
недостаточной силы рук.
Причина ошибки: неправильное положение и действие рук во время
поворота спиной к противнику — нападающий, поворачиваясь спиной,
выпрямляет руки, а их нужно прижимать к себе и выпрямлять в момент
завершения броска.
Ошибку можно исправить, выполнив прием так, чтобы руки до
выведения противника из равновесия были все время в одном положении
по отношению к туловищу.
Совершенствуется прием путем изучения всех возможных
вариантов и доведением их до вольной схватки, при помощи условных
постепенно увеличивающимся
схваток
односторонним,
с
сопротивлением. В тренировочных вольных схватках начинать выполнять
прием следует на противниках более, легких по весу и менее опытных»
[3, с.9698]16
Исследуя тактику борцов самбистов Е.М. Чумаков подробно
изложил ее применение для выполнения броска подхватом «ситуации,
благоприятные для выполнения броска подхватом, складываются тогда,
когда противник:
1. Немного наклоняется или отставляет назад ногу.
2. Переводит вес на одну ногу.
3. Стоит на носках.
4. Скрещивает ноги.
5. Стоит на широко расставленных ногах. Такая ситуация благоприятна
для броска подхватом изнутри.
6. Поворачивается разноименным бедром к атакующему (приближает
левое бедро к правому). В этом положении борцы, находясь боком друг к
другу, смотрят в одну сторону.
7. Сильно сгибает ноги. В этом положении удобно проводить подхват
изнутри или подхват снаружи со сгибанием ноги.
… Положение подбивающей ноги
4. Проекцию ц. т. а. вывести за границу площади опоры, аннулируя на
какоето мгновение опору своей ногой о ковер. Для этого сгибают опорную
ногу или прыжком перемещают ее.
5. Предварительно оторвать противника от ковра. Для этого следует
подтянуть противника к себе таким образом, чтобы проекция о. ц. т.
находилась в площади опоры атакующего. В этом случае как бы подбивают
противника своим боком или наружной частью бедра и поднимают вверх, после
чего подбивают его ноги подхватом.
Чтобы увеличить силу воздействия подбивающей ноги, можно:
1. Сделать предварительный замах, развивая силу инерции.
2. Подбив выполнять бедром. В этом случае уменьшается плечо рычага,
на котором приложена сила. Противника подавляют, используя быстроту, для17
увеличения быстроты проведения броска: 1. Сокращают элементы
подготовительных действий. Для этого:
а) выполняют бросок без предварительного подшагивания;
б) делают замах для подбива до начала поворота или одновременно с
ним;
в) поворачиваются спиной к противнику одновременно с вынесением
ноги для подбива или после касания ногой ноги противника.
2. Сокращают время выполнения приема. Для этого:
а) выполняют подбив выставляемой вперед ноги противника
(происходит сложение скоростей движения);
б) выполняют подхват при движении противника вперед. В этом случае
происходит сложение скоростей и сил;
в) выполняют прием с наслоением элементов. В этом случае прием
выполняется одним слитным движением.
г) увеличивают быстроту поворота за счет уменьшения радиуса
вращения. Части тела, приходящие во вращательное движение, приближаются
к оси вращения;
д) снижают силу трения, препятствующую повороту. В этом случае
поворот осуществляется не вокруг вертикальной, а вокруг наклонной оси.
Трение может быть также уменьшено предварительным вставанием на носок
опорной ноги.
Для снижения быстроты защитных действий противника:
1. Отвлекают его внимание на действия, не имеющие отношения к
выполнению подхвата.
Быстрота реакции в этом случае снижается.
2. Нагружают атакующую ногу. В этом случае защита замедляется изза
необходимости преодолевать силу тяжести и выполнять другие действия.18
3. Вынуждают делать движения, противоположные тем, которые нужно
выполнять для защиты.
Противника подавляют, используя амплитуду движений (гибкость).
Для этого подхват выполняют так:
1. Делают глубокий наклон и высоко поднимают ногу при подхвате
изнутри.
Увеличить амплитуду подбива можно сильным поворотом и
достаточным сближением с противником.
2. Снижают амплитуду защитных движений противника, помещая ногу
на бедро и сгибая ее, препятствуя перешагиванию.
3. Переводят вес тела противника на одну ногу и пдбивают ее.
4. Захватывают ногу, чем ограничивают ее подвижность и возможность
переставить для опоры, чтобы восстановить равновесие.
5. Ограничивают подвижность туловища противника, захватывая
туловище или пояс, скручивая, наклоняя.
6. Ограничивают подвижность головы захватом, не позволяя развивать
нужную амплитуду движения ноги и туловища.
7. Ограничивают подвижность рук, скрещивая их или захватывая одну
руку двумя руками.
… Маневрирование по ковру может иметь целью вызвать противника на
такие перемещения, в результате которых развивается инерция или сила
сопротивления противника в направлении броска подхватом. Для этого можно
перемещаться назад. В данном случае противник, следуя за атакующим,
развивает силу инерции тела в направлении броска подхватом.
Если противник не хочет следовать за борцом и сопротивляется, то
нужно передвигаться вперед. В этом случае противник, препятствуя
передвижению вперед, развивает усилие, направленное в противоположную
сторону, что способствует выполнению броска подхватом.19
Для выполнения броска отхватом нужно передвигаться в
противоположном направлении.
Если противник не сопротивляется, то передвигаться следует вперед,
если сопротивляется — назад. С этой же целью можно перемещаться и в
сторону. При выполнении подготовки броска подхватом можно передвигаться
в сторону опорной ноги противника, одновременно поворачиваясь к нему
спиной. В этом случае противник вынужден шагнуть вперед атакуемой ногой. В
момент шага ее подбивают.
Выполняют передвижение и в направлении атакуемой ноги противника.
В этом случае противника вынуждают шагнуть не атакуемой ногой. В
результате он переносит вес тела на атакуемую ногу и уменьшает устойчивость
в направлении броска.
Можно с успехом применить передвижение, в результате которого
опорная нога ставится между ногами противника. Особенно часто такой
подход применяют для выполнения броска подхватом изнутри.
Для выполнения броска подхватом часто пользуются и другими
способами передвижения:
1. Отклоняются перед проведением броска, что вызывает рефлекторную
реакцию противника, направленную на восстановление прежнего положения. В
результате противник сгибает руки и стремится подтянуть атакущего к себе.
Это помогает ему приблизиться и повернуться спиной к противнику.
2. Поднимаются на носок, что создает у противника впечатление
подпрыгивания атакующего вверх. Это вызывает реакцию противника на
выполнение противоположного движения. В результате становится легче
«уйти» под противника, который немного сгибается.
3. Делают «нырок» под руку противника. Его выполняют так же, как
при проведении подготовки к броску передней подножкой.20
4. Отшагивают от противника. Эта тактическая подготовка проводится
как до начала, так и в процессе проведения приема. Отшагивая, выводят
противника из равновесия вперед.
Если во время выполнения подбива противник не падает, то в этом
случае отшагивание выполняют прыжком (прыжками) на опорной ноге.
Передвижением можно вынудить противника сделать шаг вперед
(заведение) или назад (в том числе заведение «наперекрест»), согнуть (наклон)
или разогнуть туловище, изменить стойку. Изменить стойку противника можно
различными перемещениями. Рывком или толчком заставляют противника
сделать шаг, чем вынуждают его изменить правую стойку на левую или
наоборот. В то же время, перемещаясь относительно противника при
неизменном положении его ног, можно изменить его стойку относительно
атакующего.
Так, если противник стоит в левой стойке, а для проведения подхвата
нужно, чтобы левая нога противника находилась дальше от атакующего,
перемещаются к его правой ноге и оказываются в таком положении, что
противник по отношению к нам занимает правую стойку [45, с.130137].
Угрозы и вызовы автор предлагает выполнять с помощь других бросков,
ответные реакции на выполнение которых создают благоприятные условия для
бросками подхватом. Биомеханический анализ переменных
атаки
позволяющих создавать благоприятные ситуации очень разнообразен, однако
если спортсмен последует по пути обогащения двигательными параметрами
подготовки к атаке, он вынужден будет в схватке следовать тактики
осуществления выбора подходящего действия с помощь перебора возможных
решений и взаимозаменяемых действий. Это приведет его к постоянному
применению преднамеренных действий и соответствующей сложной
двигательной реакции. В итоге такой борец в ситуациях быстрых реагирований
будет опаздывать. Борец должен владеть таким количеством двигательных21
действий, объем которых позволяет ему удерживать в поле активного
внимания пусковые сигналы для их максимально быстрого запуска в моменты
возникновения благоприятных ситуаций [4, 6]
На сегодняшний день в теории и практике спортивной борьбы,
несмотря на некоторые отличия в подходах наметилась следующая
тенденция в последовательности изучения тактических компонентов
действий1 нападения и обороны:
1) с первых занятий соблюдать временные пропорции, отводимые
на изучение и совершенствование техникотактических действий, в
зависимости от их применяемости в соревновательных поединках [21,
43];
2) индивидуальный характер использования тактических
компонентов должен формироваться из наиболее эффективных приемов
[24, 48];
3) арсенал борца также должен включать в себя и редко
встречающиеся на соревнованиях приемы, которые необходимы для
становления техникотактического мастерства [6].
1.4 Заключение
Рассмотренное выше позволяет говорит о том что, если для
обучения броска подхватом в специальной литературе техническое
описание выполнено достаточно подробно, то учебнотренировочный
материал для совершенствование приема практически не
Так как процесс совершенствования связан с
рассматривается.
вариативностью использования приема в соревновательных схватках и
индивидуализацией относительно физических и психический22
особенностей конкретного спортсмена, и для разработки методики
необходимо проводить видеоанализ поединков спортсменов и
педагогический анализ эффективных тактикотехнические структуры
позволит определить содержание совершенствования приема.
В заключении можно утверждать, что анализ литературных
источников убедительно показал необходимость проведения научно
методических исследований по проблеме частных методик обучения и
совершенствования бросков подхватом. При этом остро встает проблема,
уже на начальном этапе обучения, при освоения конкретных методик
обучения необходимо изучать не только как бросать, но и как бороться с
противником, и как результативно выполнить задуманный прием.
Решения этой проблемы можно осуществить используя результаты
видеоанализ соревновательных схваток, что позволяет выделить тактико
технические структуры и тактические компоненты обеспечивающие
успешность проведении борцами бросков подхватом и на этой основе
можно решить задачу разработки конкретных методик обучения и
совершенствования. Обучение бросков подхватом должно строится на
учете пространственных изменений борцов, а совершенствование на
реализации механизмов успешности конфликтного взаимодействия
связанных с тактическими компонентами, включаемыми спортсменами в
тактикотехнические структуры.23
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель и задачи исследования
Цель работы: Провести анализ тактики выполнения разновидностей
бросков подхватом и усовершенствовать методику обучения тактическим
компонентам выполнения броска подхватом в самбо на основе
тактического анализа соревновательной деятельности борцов высшей
квалификации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть существующие подходы к совершенствованию
тактикотехнических действий в спортивной борьбе (Аналитический
обзор специальной литературы).
2. Выявить основные тактикотехнические структуры, включающие
тактические компоненты при выполнении броска подхватом в самбо.
3. Разработать и экспериментально апробировать методику
совершенствования применения тактических компонентов при
выполнении броска подхватом, основанную на управлении обучающимися
конфликтным взаимодействием в ситуациях спортивного поединка.
2.2 Методы исследования.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью
использования следующих методов:
1. Анализ и обобщение литературных источников.24
2. Педагогические наблюдения.
3.
Тактический видеоанализ соревновательных схваток
квалифицированных самбистов.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
2.2.1 Анализ и обобщение литературных данных
Изучение специальной отечественной и зарубежной литературы
проводилось для решения первой задачи исследования: определения
состояния исследуемой проблемы разработки и совершенствования
применения тактическим компонентов при выполнении броска подхватом
в самбо.
Анализ литературных источников позволил нам составить общее
представление о существующих подходах к обучению и
совершенствованию техники и тактики спортивной борьбы. Установить,
что одним из перспективных направлений в совершенствовании технико
тактической подготовки борцов является выявление тактических
компонентов применения бросков, на основе выявления тактики
конфликтного взаимодействия борцов. Выбрать способ анализа
технических и тактических действий, что позволило существенно
упорядочить педагогические наблюдения конфликтного поведения
спортсменов на соревновании.
2.2.2 Педагогические наблюдения.25
Педагогические наблюдения проводились за соревновательной
деятельностью борцов, что позволило выделить основные тактико
технические структуры с броском подхватом и тактические компоненты
обеспечивающие успешность выполнения броска. При анализе поединков
педагогические наблюдения позволили составить общее представление о
поведении борцов в схватках.
При проведении педагогического эксперимента педагогические
наблюдения позволили устранить влияние побочных переменных и
получить основания для интерпретации экспериментальных данных.
2.2.3 Видеоанализ соревновательных схваток
квалифицированных самбистов.
С помощью видеоанализа решалась вторая задача исследования.
При видеоанализе нами использовался экспертный метод (метод
компетентных судей) (13). Эксперты проводили анализ конфликтного
взаимодействия борцов путем выявления тактикотехнических структур
и регистрации технических действий.
Экспертами являлись студенты кафедры теории и методики
единоборств РГУФКСМиТ.
Анализ схваток проводился следующим образом: сначала
полностью просматривалась схватка и выявлялись тактикотехнические
структуры с броском подхватом. Далее на основе модели конфликтного
взаимодействия борцов [22] проводился детальный анализу с помощью
покадрового просмотра видеозаписи. После просмотра, студенты,
посредством имитации воспроизводили действия борцов, составлялись26
видеограммы тактикотехнических структур и выполнялось описание и
выделение тактически компонентов.
Основная задача видеоанализа заключалась в сборе информации о
тактикотехнических структурах с броском подхватом.
2.2.4 Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент позволил апробировать и показать
эффективность разработанной нами методики обучения и
совершенствования броска подхватом и решить третью задачу
исследования.
В эксперименте участвовали 14 самбистов в возрасте от 13 до 15
лет уже несколько лет занимающиеся борьбы в спортклубе.
До начала эксперимента была проведена предварительная проверка
по четырем заданиям выполнения тактическим компонентов при
применении бросков подхватом. После окончания эксперимента было
проведено итоговое обследование, которое показало результаты
воздействия экспериментальных переменных.
Для определения
устойчивости усвоенного учебнотренировочного материала, через три
месяца была проведена отсроченная проверка.
Экспериментальные процедуры проводились в форме
естественного педагогического эксперимента.
Экспериментальная
проверка техникотактической подготовленности борцов проводилось в
контролируемых и учитываемых условиях, что создавалось с помощью
процедур, обусловленных в теории педагогических экспериментов [38]
для достижения внутренней и внешней валидности.
2.2.4 Методы математической статистики