Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника
Оценка 5
Научные работы
docx
русский язык
1 кл—4 кл
08.06.2017
Духовно-нравственное развитие ребёнка является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.Познавательная активность школьников при обучении языку направлена на воспитание свободной, гуманной, творческой, духовной, практической личности, имеющей высокий уровень самосознания, гражданственности, достоинства, честности, которой присуще доброта, милосердие, способность к состраданию, у которой развиты способности, интеллект, которая стремится к прекрасному.
Обучение языку как основа духовно.docx
Романова М.Р.,
магистрант, ИППО ГБОУ ВПО МГПУ
Обучение языку как основа духовнонравственного развития личности
младшего школьника
В современном обществе перестали думать о духовном обогащении
подрастающего поколения. Такие проявления высокой нравственности, как
сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к
сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в
воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной
созидать, а не только потреблять.[3]
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах,
временных детских коллективах, в сфере массовой информации, искусства,
отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно
нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего
образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной
жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать
важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию
российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только
интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь учащегося.
Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное
значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то
труд не будет напрасным. Вопервых, такие ученики отличаются добротой,
отзывчивостью и милосердием, вовторых, они с удовольствием изучают
родной язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не всё
из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика
формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более
чем наполовину обеспечен. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы,
учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна
быть построена на тех же принципах. Замечательно, что главная цель
образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной,
физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и
самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном
становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому русский язык и
литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание
вопросам духовнонравственного воспитания учащихся. Причем, происходит
это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.
Духовнонравственное развитие ребёнка является важнейшим аспектом
социализации личности в условиях стремительного развития общества,
фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы
социальной деятельности и общественной жизни.
Таким образом, для того чтобы воспитанник стал полноправным участникам
общемирового культурного процесса, необходимо усвоить основные духовно
нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение
веков. Исходя из выше сказанного, необходимо отметить, что основой
духовнонравственного развития сегодня выступает язык. Язык – хранилище
культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его
художественноэстетические,
моральноэтические,
воспитательные идеалы. Процесс обучения детей языкам содержит
социокультурные,
уникальный
эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения. [4]
педагогический
потенциал
духовнонравственного,
Если прибегнуть к опыту выдающихся мыслителей педагогов, то все отдают
первостепенное значению духовности через культуру своего и чужого языка.
«Язык – это явление духовной культуры человечества, одна из форм
общественного сознания» выделила один из признаков языка Н. Б.
Мечковская. Один из образованнейших педагогов своего времени В. А. Сухомлинский писал: «Язык – духовное богатство народа», «Сколько я знаю
языков, столько я – человек». Так же и С. В. Гордеева считает одним из
уникальных приемов, способствующих акцентированию внимания на духовно
нравственных ценностях человечества использование учебного предмета
«родной язык».
Как писал основоположник языкознания В. фон Гумбольдт, «язык есть
дыхание, сама душа нации» [1]. Именно в языке запечатлен весь национальный
характер. Именно язык является главным объединяющим признаком нации,
т.к. никакие общие идеи, культурные ценности и совместное хозяйство не
могут существовать без единого понимания используемых в общении
словесных знаков. Язык возникает одновременно с нацией, является ее
творением, а также органом оригинального мышления нации.
Человек смотрит на мир сквозь призму своего языка, в каждом языке
запечатлено одно из видений мира, в каждом языке заложено самобытное
миросозерцание.
Удивительно, насколько актуальны сегодня идеи К. Д. Ушинского для
современной отечественной школы, особенно для понимания особой роли и
значения русского языка в деле формирования национального самосознания
подрастающего поколения.
Константин Дмитриевич Ушинский считал родной язык «величайшим
народным наставником», который делает главное в человеке — развивает его
дух. Усваивая родной язык, ребёнок усваивает слова, понятия, множество
мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию народного
сознания. Ушинский ставил три основные цели изучения отечественного
языка: развитие у ребёнка «дара слова», овладение сокровищами русского
языка, усвоение логики этого языка (т. е. грамматических его законов в их
логической системе). Так Ушинский развивал гуманистическую сущность
педагогики. Главными в педагогике является сам ребёнок и раскрытие его
внутренних глубинных сил. [5]. Язык в культурантропологии определяется как важнейший способ
формирования человека. При обучении языку чрезвычайно важно учитывать,
что в процессе его усвоения должны формироваться «человеческие»
способности, язык должен "отдавать" хранимую в нем информацию и формы
деятельности.
Однако в лингводидактике справедливо отмечается, что «без специальных
усилий преподавателя и без сознательного, упорного труда школьника или
студента язык сам по себе, автоматически «не отдаст» хранимую им
информацию. Необходимо предварительно понять сущность функций языка,
овладеть методикой реализации данной функции в учебном процессе.
Язык синтезирует и концентрирует данные опыта человечества, тот или иной
этнический язык данные опыта того или иного народа. Он подчиняет
человека нормам поведения, которые в течение многих столетий
формируются под влиянием данного опыта.
Среди функций языка, безусловно, наиболее важными являются те, которые
связаны с сознанием, операциями над знаниями человека об окружающей его
действительности, хранением и передачей знаний, организацией деятельности.
Под функцией здесь понимается проявление общих свойств языка, а также его
деятельностная роль в жизни человека.
Эпистемическая функция языка (от греч. episteme знание) связана с
хранением опыта и знаний о действительности и отражает онтологический
подход. «Язык есть не продукт деятельности, а деятельность». Язык в этом
смысле всегда актуален, как и общественный опыт, воплощенный в нем. В
языковой системе закрепляются человеческие знания, которые выделены,
отображены и обработаны сознанием человека. Язык синтезирует данные
прошлого опыта, концентрирует и интегрирует человеческий опыт.
Синтезированный и интегрированный в языке опыт во многом определяет
мысль и поведение человека. Эпистемическая функция языка тесно связано с
когнитивной
(познавательной) функцией. Когнитивная функция состоит с получением
знаний о действительности и отражает гносеологический подход. Данная
функция позволяет передать весь накопленный в языке опыт ребенку.
Директивная (руководящая, направляющая,
формирующая
личность) функция языка связана с природой языка, описанной в понятиях
автостимуляции, дискурсивного действия, дискретности, классификационной
системы, значимости и др. С директивной функцией языка связано его
воспитательное воздействие на формирование личности ребенка. Опора на
воспитательную силу языка в организации учебновоспитательного процесса в
современной школе имеет исключительно большое значение, поскольку
«современное общество, ориентированное на познание и просвещение, мало
внимания уделяет формированию волевых, эмоциональных, мнемических,
ценностных структур сознания».
К основным функциям языка следует отнести эстетическую функцию.
Содержание эстетической природы языка связано с рассмотренными нами
оттенками субъективных значений слова, внутренней формы слова,
разнообразием форм деятельности человека. Эстетическая функция отражает
специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром
как область художественной деятельности людей, которая обнаруживает себя
в природе человека стремлении к духовному самовыражению и творчеству.
[2]
Используя данные функции языка, возможно формирование личностных
качеств учащихся, возможна организация познавательной деятельности
учащихся.
Учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного
развития учащихся. Как особая дидактикокоммуникативная среда учебный
рефлексию,
диалог обеспечивает субъектносмысловое общение, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых
ценностей. Диалогичность как признак гуманизации образования предполагает
изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором
главным является совместный поиск истины. Диалог – это естественный
информационный обмен, в процессе которого осуществляются важнейшие
проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение,
взаимообогащение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. В
процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально
ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и
взаимодействия.
Использование следующих форм проведения уроков также помогает в
решении поставленных задач: урок – диалог, урокисследование, урок
творческая мастерская, урок – семинар, урокэкскурсия, урокдискуссия,
театрализованный урок. Общаясь, каждый день с детьми, можно увидеть их
взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к
окружающему их миру.
Во время учебной деятельности при изучении различных тем возможно
использование разнообразных приёмов, влияющие на выработку нравственных
принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы
помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного
понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с
другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем
«Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность
нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими,
близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать
эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например:
сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь,
нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность,
угрызение совести и т.д..
Активность языка направлена на воспитание свободной, гуманной,
творческой, духовной, практической личности, имеющей высокий уровень
самосознания, гражданственности, достоинства, честности, которой присущи
доброта, милосердие, способность к состраданию, трудолюбие, у которой
развиты способности, интеллект, интуиция, которая стремится к
прекрасному.
Список литературы:
1. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
2. Леонович Е.Н. Диссертация.
Система дидактических условий
речемыслительной деятельности на основе
формирования
моделирования процесса усвоения родного языка
обучения младших школьников русскому языку). 2000г.
(на примере
3. Павлова Е.А. Приобщение школьников к духовным ценностям в
процессе нравственного воспитания на уроках иностранного
языка//Образование, 2007, №11.
4. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Справочник по русскому языку.
Словарь лингвистических терминов. — Минск: Оникс, Мир и
Образование, Харвест, 2008. — 624 с.
5. Ушинский. К. Д. Собрание сочинений, М., 1974.
Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника
Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника
Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника
Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника
Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника
Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника
Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.