Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника
Оценка 5

Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Оценка 5
Научные работы
docx
русский язык
1 кл—4 кл
08.06.2017
Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника
Духовно-нравственное развитие ребёнка является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.Познавательная активность школьников при обучении языку направлена на воспитание свободной, гуманной, творческой, духовной, практической личности, имеющей высокий уровень самосознания, гражданственности, достоинства, честности, которой присуще доброта, милосердие, способность к состраданию, у которой развиты способности, интеллект, которая стремится к прекрасному.
Обучение языку как основа духовно.docx
Романова М.Р., магистрант, ИППО ГБОУ ВПО МГПУ Обучение языку как основа духовно­нравственного развития личности младшего школьника В   современном   обществе   перестали   думать   о   духовном   обогащении подрастающего поколения. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании   духовно   богатой,   высоконравственной   личности,   способной созидать, а не только потреблять.[3]          Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, временных детских  коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха   и   т.д.  Но   наиболее   системно,   последовательно   и   глубоко   духовно нравственное развитие  и  воспитание личности происходит в  сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.   Новая   российская   общеобразовательная   школа   должна   стать важнейшим   фактором,   обеспечивающим   социокультурную   модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь учащегося. Если   вопросам   нравственного   воспитания   учащихся   придавать   серьезное значение   и   проводить   регулярную   работу   по   духовному   оздоровлению,   то труд не будет напрасным. Во­первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью   и   милосердием,   во­вторых,   они   с   удовольствием   изучают родной язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не всё из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется   нравственное   мышление,   то   успех   изучения   предметов   более чем наполовину обеспечен. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны   не   только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть   построена   на   тех   же   принципах.   Замечательно,   что   главная   цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно­нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.  Духовно­нравственное   развитие   ребёнка   является   важнейшим   аспектом социализации   личности   в   условиях   стремительного   развития   общества, фактором   постепенного   и   осознанного   включения   в   различные   сферы социальной деятельности и общественной жизни. Таким образом, для того чтобы воспитанник стал полноправным участникам общемирового культурного процесса, необходимо усвоить основные духовно­ нравственные  ценности, которые  были  накоплены  человечеством  в течение веков.   Исходя   из   выше   сказанного,   необходимо   отметить,   что   основой духовно­нравственного развития сегодня выступает язык. Язык – хранилище культуры   этноса,   в   нем   запечатлен   весь   познавательный   опыт   народа,   его   художественно­эстетические, морально­этические, воспитательные   идеалы.   Процесс   обучения   детей   языкам   содержит социокультурные,   уникальный эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения. [4] педагогический     потенциал   духовно­нравственного, Если прибегнуть к опыту выдающихся мыслителей педагогов, то все отдают первостепенное значению духовности через культуру своего и чужого языка. «Язык   –   это   явление   духовной   культуры   человечества,   одна   из   форм общественного   сознания»   ­   выделила   один   из   признаков   языка   Н.   Б. Мечковская.   Один   из   образованнейших   педагогов   своего   времени   В.   А. Сухомлинский писал: «Язык – духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я – человек». Так же и С. В. Гордеева  считает  одним из уникальных приемов, способствующих акцентированию внимания на духовно­ нравственных   ценностях   человечества   использование   учебного   предмета «родной язык». Как   писал   основоположник   языкознания   В.   фон   Гумбольдт,   «язык   есть дыхание, сама душа нации» [1]. Именно в языке запечатлен весь национальный характер. Именно язык является главным объединяющим признаком нации, т.к. никакие общие  идеи, культурные ценности и совместное  хозяйство не могут   существовать   без   единого   понимания   используемых   в   общении словесных   знаков.   Язык   возникает   одновременно   с   нацией,   является   ее творением, а также органом оригинального мышления нации.  Человек   смотрит   на   мир   сквозь   призму   своего   языка,   в   каждом   языке запечатлено   одно   из   видений   мира,   в   каждом   языке   заложено   самобытное миросозерцание.  Удивительно,   насколько   актуальны   сегодня   идеи   К.   Д.   Ушинского   для современной отечественной школы, особенно для понимания особой роли и значения русского языка в деле формирования национального самосознания подрастающего поколения. Константин   Дмитриевич   Ушинский   считал   родной   язык   «величайшим народным наставником», который делает главное в человеке — развивает его дух.  Усваивая  родной   язык,  ребёнок  усваивает   слова,  понятия,  множество мыслей,   чувств,   художественных   образов,   логику   и   философию   народного сознания.   Ушинский   ставил   три   основные   цели   изучения   отечественного языка: развитие у ребёнка «дара слова», овладение сокровищами русского языка, усвоение логики этого языка (т. е. грамматических его законов в их логической   системе).   Так   Ушинский   развивал   гуманистическую   сущность педагогики. Главными в педагогике является сам ребёнок и раскрытие его внутренних глубинных сил. [5]. Язык   в   культурантропологии   определяется   как   важнейший   способ формирования человека. При обучении языку чрезвычайно важно учитывать, что   в   процессе   его   усвоения   должны   формироваться   «человеческие» способности, язык должен "отдавать" хранимую в нем информацию и формы деятельности.  Однако   в   лингводидактике   справедливо   отмечается,   что   «без   специальных усилий преподавателя и без сознательного, упорного труда школьника или студента   язык   сам   по   себе,   автоматически   «не   отдаст»   хранимую   им информацию. Необходимо предварительно понять сущность  функций  языка, овладеть методикой реализации данной функции в учебном процессе. Язык синтезирует и концентрирует данные опыта человечества, тот или иной этнический   язык   ­   данные   опыта   того   или   иного   народа.   Он   подчиняет человека   нормам   поведения,   которые   в   течение   многих   столетий формируются под влиянием данного опыта. Среди функций языка, безусловно, наиболее важными являются те, которые связаны с сознанием, операциями над знаниями человека об окружающей его действительности, хранением и передачей знаний, организацией деятельности. Под функцией здесь понимается проявление общих свойств языка, а также его деятельностная роль в жизни человека.    Эпистемическая   функция  языка   (от   греч.   episteme   ­   знание)   связана   с хранением опыта и знаний о действительности  и отражает онтологический подход. «Язык есть не продукт деятельности, а деятельность». Язык в этом смысле всегда актуален, как   и общественный опыт, воплощенный в нем. В языковой   системе   закрепляются   человеческие   знания,   которые   выделены, отображены   и   обработаны   сознанием   человека.   Язык   синтезирует   данные прошлого   опыта,   концентрирует   и   интегрирует   человеческий   опыт. Синтезированный   и   интегрированный   в   языке   опыт   во   многом   определяет мысль и поведение человека. Эпистемическая   функция   языка   тесно   связано   с  когнитивной (познавательной) функцией.  Когнитивная функция состоит с получением знаний   о   действительности   и   отражает   гносеологический   подход.   Данная функция позволяет передать весь накопленный в языке опыт ребенку. Директивная   (руководящая,   направляющая,     формирующая личность) функция языка связана с природой языка, описанной в понятиях автостимуляции, дискурсивного действия, дискретности, классификационной системы,   значимости   и   др.     С   директивной   функцией   языка   связано   его воспитательное   воздействие   на   формирование   личности   ребенка.  Опора   на воспитательную силу языка в организации учебно­воспитательного процесса в современной   школе   имеет   исключительно   большое   значение,   поскольку «современное общество, ориентированное на познание и просвещение, мало внимания   уделяет   формированию   волевых,   эмоциональных,   мнемических, ценностных структур сознания». К основным функциям языка следует отнести эстетическую функцию. Содержание   эстетической   природы   языка   связано   с   рассмотренными   нами оттенками   субъективных   значений   слова,   внутренней   формы   слова, разнообразием форм деятельности человека. Эстетическая функция отражает специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром как область художественной деятельности людей, которая обнаруживает себя в природе человека ­ стремлении к духовному самовыражению и творчеству. [2]  Используя   данные   функции   языка,   возможно   формирование   личностных качеств   учащихся,   возможна   организация   познавательной   деятельности учащихся. Учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного развития учащихся. Как особая дидактико­коммуникативная среда учебный   рефлексию, диалог   обеспечивает   субъектно­смысловое   общение, самореализацию   личности,   освоение   культурных   и   социально   значимых ценностей. Диалогичность как признак гуманизации образования предполагает изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным   является   совместный   поиск   истины.   Диалог   –   это   естественный информационный   обмен,   в   процессе   которого   осуществляются   важнейшие проявления   человеческих   отношений:   взаимоуважение,   взаимодополнение, взаимообогащение,   взаимопонимание,   сопереживание,   сотворчество.   В процессе   учебного   диалога   ученики   овладевают   опытом   эмоционально­ ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Использование   следующих   форм   проведения   уроков   также   помогает   в решении   поставленных   задач:   урок   –   диалог,   урок­исследование,   урок­ творческая   мастерская,   урок   –   семинар,   урок­экскурсия,   урок­дискуссия, театрализованный урок. Общаясь, каждый день с детьми, можно  увидеть  их взаимоотношения,   их   моральный   и   духовный   уровень,   отношение   к окружающему их миру.           Во время учебной деятельности при изучении различных  тем  возможно использование разнообразных приёмов, влияющие на выработку нравственных принципов   и понимание  нравственных  ценностей  в жизни. Для   того  чтобы помочь   ученикам   осмыслить,   осознать   сущность   любого   нравственного понятия,  необходимо   рассмотреть   его   во   всех   оттенках,   во   взаимосвязи   с другими   близкими   и   противоположными   ему.   При   прохождении   тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность,   сердечность,   сочувствие,   миролюбие   или   совесть,   благородство, стыд,   обязательность,   память,   жертвенность,   чувство   вины,   порядочность, угрызение совести   и   т.д..  Активность   языка   направлена   на   воспитание   свободной,   гуманной, творческой,   духовной,   практической   личности,   имеющей   высокий   уровень самосознания, гражданственности, достоинства, честности, которой присущи доброта,   милосердие,   способность   к   состраданию,   трудолюбие,   у   которой развиты   способности,   интеллект,   интуиция,   которая   стремится   к прекрасному.  Список литературы: 1. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. 2. Леонович   Е.Н.   Диссертация.  Система   дидактических   условий    рече­мыслительной   деятельности   на   основе формирования   моделирования   процесса   усвоения   родного   языка   обучения младших школьников русскому языку). 2000г.    (на   примере 3. Павлова   Е.А.   Приобщение   школьников   к   духовным   ценностям   в процессе   нравственного   воспитания   на   уроках   иностранного языка//Образование, 2007, ­ №11. 4. Розенталь   Д.   Э., Теленкова   М.   А. Справочник   по   русскому   языку. Словарь   лингвистических   терминов. — Минск:   Оникс,   Мир   и Образование, Харвест, 2008. — 624 с. 5. Ушинский. К. Д.  Собрание сочинений, М., 1974.

Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Обучение языку как основа духовно-нравственного развития личности младшего школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017