Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования.
Цель развивающего обучения состоит в том, чтобы воспитать из каждого обучающегося субъекта собственной жизни, т.е. человека способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.
Деятельность учителя на уроке состоит в отборе и применении соответствующих форм.
Слайд 2
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление, значит, развивать умение думать.
Слайд 3.
Цель групповой работы – создание условий для учебного самоопределения обучающихся, формирования навыков организаторской работы и рефлексивных способностей.
Задачи:
-активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
-повышение познавательной мотивации;
-обучение навыкам успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
-развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
Слайд 4 Групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ребенок мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.
Подготовку к групповой деятельности начинаю проводить с 1 класса как работу в парах. Главным в этот период становиться выработка умения обучающихся конструктивно общаться, договариваться, слушать и понимать друг друга.
Предварительно знакомлю детей с основными правилами общения.
Слайд 5 Правила общения в парах ,группах.
1. Работайте дружно.
2. Внимательно слушайте друг друга.
3. Говорите вполголоса, не кричите и не перебивайте друг друга.
4. Не мешайте другим высказывать своё мнение.
5. Помогайте друг другу в работе.
6. Будьте вежливы друг с другом.
Объясняю , как нужно общаться, не мешая другим, как оказывать друг другу помощь, учу школьников проверять друг друга ( ответ, ход решения задания, правильность и красоту письма и т.д.). На следующем этапе учимся выполнять задания в парах ( по вариантам, таблица сложения, совместное чтение маленького текста или группы слов и др.)
Затем обучающиеся начинают совместное обсуждение . Дети учатся правильно задавать вопросы и точно отвечать на них
При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища ; постоянно готовиться к ответу ; доказывать свою точку зрения.
Переход к групповой работе происходит постепенно . Сначала на уроках технологии и изо предлагаю сесть по желанию по 3 человека для выполнения определенного задания. Обучающиеся выполняют его пока без распределения ролей.
Неизбежно появляются разногласия и споры, т.к. каждый пытается навязать группе своё мнение.
Обсуждаем ситуацию совместно и дети сами приходят к выводу, что нужны определенные правила отношений в группе и у каждого должна быть своя роль.
В моем классе детям предлагаются такие роли : координатор, докладчик, секретарь, советники. Все участники группы получают определенные инструкции в соответствии со своими ролями
.Слайды 6,7,8.
В работе часто использую такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия.
Слайд 9 .Кооперативное обучение - это метод взаимодействия обучающихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.
Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности школьников под руководством учителя с целью решить групповые задачи .
Предварительно устанавливаю критерии оценки достижений для групп.
Для этого использую выступления перед классом докладчика от каждой группы или всей группы , в зависимости от задания.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
Слайд 10 1. Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала).
Слайд 11 2. Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового
задания).
Слайд 12 3. Заключительная часть (сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели).
После выполнения группового задания и демонстрации его результатов координатор группы проводит оценку деятельности по шагам:
Слайд 13….
1. Какое задание выполняла группа?
2. Удалось ли получить результат?
3. Были ли ошибки, какие ?
4. Группе самостоятельно удалось получить результат или с помощью
других?
5. Кто организовывал работу группы?
6. Кто работал активно ?
7. Были ли спорные мнения?
8 . Кто не проявил себя в групповой работе? С чем это связано?
Оценивая не только содержание выполненного задания, но и вклад каждого участника в его решение, обучающиеся более осознанно начинают относиться к работе в группе. При этом используется технология оценивания образовательных достижений, соответствующая требованиям фгос.
При оценке работы группы подчеркиваю не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок. В 3 классе дети уже сами адекватно оценивают работу не только всей группы, но и отдельных обучающихся. Такая оценка товарищей иногда более действенна и объективна, чем учителя.
Наблюдая совместную деятельность детей в группах, я пришла к выводу:
недопустима группа из слабых по подготовке обучающихся: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе .
Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешаю ему отсесть.
Перед работой каждая группа получает по 6 «говорушек»( различные картинки). Чем больше у группы останется «говорушек» после окончания работы, тем выше будет групповая отметка.
Таким образом, организация групповой формы работы делает урок интересным, живым, активизирует мыслительную деятельность, дает возможность многократно повторять материал, а также учит детей общаться друг с другом, слышать и слушать друг друга, приходить к единому мнению. Взаимодействие между обучающимися внутри группы способствует их речевому развитию. Кроме того, групповая работа удовлетворяет потребность в общении, способствует более раскованному поведению детей при обсуждении, создает больше возможностей для поиска творческих решений, формирует организаторские и рефлексивные способности
Преимущества группового обучения:
Слайд 14 1. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели и т.д.).
2. Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.
3. Научить можно каждого, при этом соблюдается дифференцированный подход.
4. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявлять себя.
5. Воспитывается взаимоуважение.
Слайд 15..
6. Меняются отношения к окружающим, укрепляется дружба.
7. Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
8. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; это порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
9. Реализуется принцип деятельности.
10. Учащиеся усваивают больший объем материала.
11. Обеспечивается единство воспитания и обучения.
Однако хотелось бы отметить, что в групповой работе не приходится ожидать быстрых результатов, поскольку учащиеся начальных классов осваивают данный вид работы постепенно. Необходимы время и практика, анализ ошибок.
Итогом является рефлексивное оформление данного вида работы, т.е. выделение способа её выполнения и полученного результата.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.