ОЧЕРК – ПРОИЗВЕДЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДОСТОВЕРНЫХ ФАКТОВ
Оценка 5

ОЧЕРК – ПРОИЗВЕДЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДОСТОВЕРНЫХ ФАКТОВ

Оценка 5
Лекции
docx
преподавание
10 кл—11 кл +1
04.05.2021
ОЧЕРК – ПРОИЗВЕДЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДОСТОВЕРНЫХ ФАКТОВ
Очерк отражает действительность, жизненные факты, но это не просто фотография. По определению А.М.Горького, очерк стоит где-то между исследованием и рассказом. В отличие от автора рассказа, повести, романа очеркист строит свое произведение на основе достоверных фактов, на действительно происходивших или происходящих событиях.
7 ОЧЕРК – ПРОИЗВЕДЕНИЕ на основе достоверных фактов.docx

ОЧЕРК – ПРОИЗВЕДЕНИЕ

НА ОСНОВЕ ДОСТОВЕРНЫХ ФАКТОВ

Материал для учителя

 

В редакции газет порой приходят рукописи, над которыми стоит рубрика «очерк». Читаешь иное письмо и видишь: о многом хотел сказать автор, много интересных фактов собрал, а очерка-то не получилось.

Основная причина таких неудач в том, что юные корреспонденты, берясь за очерк, иногда плохо представляют себе особенности этого жанра, не знают, а чем же очерк отличается от других газетных жанров. Напишет юный автор расширенную корреспонденцию, вставит несколько диалогов, нарисует картинку природы - и, пожалуйста, получайте очерк. Все это не так просто. Очерк - жанр нелегкий. Даже человеку, который написал не одну сотню заметок, корреспонденции, статей, очерк порою не дается. И это не удивительно: очерк отличается от других жанров художественно-публицистической формой изложения, что сближает его с произведениями художественной литературы и, в частности, с рассказом.

Очерк отражает действительность, жизненные факты, но это не просто фотография. По определению А.М.Горького, очерк стоит где-то между исследованием и рассказом.

В отличие от автора рассказа, повести, романа очеркист строит свое произведение на основе достоверных фактов, на действительно происходивших или происходящих событиях. И хотя очерк по своим художественным особенностям, по образным средствам в какой-то мере близок к рассказу, он все-таки существенно отличается от него: герои очерка - это живые люди, которые работают на определенном предприятии или в сельской местности, живут в данном городе или селе, им нельзя приписывать того, чего они не совершили. Другими словами, очерк документален. «Основное, что нам нужно, - говорил А. М. Горький, - это живой очерк, насыщенный фактами, убедительными и легко понятными. Осью очерка, по возможности, всегда должны быть живые люди, будут ли это одиночки - строители, борцы или творческий коллектив».

Задача же очеркиста состоит не в том, чтобы перечислить все, что он знает о герое. Задача очеркиста значительно сложнее: показать героя, использовать в очерке такие образные средства, чтобы герой предстал перед нами живым человеком, со своим обликом, со своим характером.

Фактов в материале может быть более чем достаточно, но при отсутствии художественной обрисовки, из-под пера автора выйдет всего лишь «докладная» записка.

Очерка не получится, если автор не сумеет отобрать из множества фактов самые существенные, не раскроет их значения, не даст их анализа в художественной форме. О таком умении образно нарисовать картину действительности говорил талантливый отечественный очеркист и писатель К.Паустовский, когда отмечал, что «факт, поданный литературно, с опусканием ненужных деталей и со сгущением нескольких характерных черт... вскрывает сущность вещей во сто крат ярче и доступнее, чем правдивый и до мелочей точный протокол».

Вот почему очерк - излюбленный жанр отечественной журналистики. Он позволяет авторам глубоко раскрывать характеры героев, показывать их не на плоской фотографии, а на объемном рисунке. Сколько замечательных людей узнали мы впервые из очерков, таких людей, о которых позже были написаны книги, поставлены спектакли, сняты кинофильмы! Из очерков Б. Полевого родилась книга «Повесть о настоящем человеке». О бесстрашных героях Краснодона страна впервые узнала из очерка А. Фадеева «Бессмертие», напечатанного в центральной газете 15 сентября 1943 года, о подвиге Александра Матросова рассказал очерк М. Бубеннова, о замечательном герое-летчике Николае Гастелло - очерк П. Павленко. Мировую известность получил знаменитый очерк корреспондента Петра Лидова «Таня». Как передают очевидцы, этот очерк родился на ночевке в полуразрушенной халупе, рядом с передовой, где старик, бывший в гитлеровской оккупации, рассказал о расправах фашистов над мирными людьми и о величии духа русского человека на войне. Старик поведал о зверствах эсэсовцев в деревне Петрищево под Москвой, о девушке, отдавшей жизнь за Родину. - Ее вешали, а она речь говорила...

Эти слова глубоко запали в душу Лидова. Десять дней он отыскивал, изучал материалы о героическом подвиге партизанки, с пристрастием расспрашивал всех жителей Петрищева. Фотокорреспондент Сергей Струнников сделал снимки, и вот 27 января 1942 года со страниц центральной газеты на весь мир прозвучали гневные слова в адрес фашистских извергов. В очерке «Таня» Лидов впервые рассказал о подвиге Зои Космодемьянской, имя которой после этого стало для всех людей символом мужества и беспредельной преданности Родине.

Все эти авторы - непрофессиональные журналисты. Их привлек жанр очерка потому, что в нем они увидели возможность наиболее полно отразить героику сегодняшнего дня, нарисовать правдивые портреты своих современников.

Умение на фактах показывать сущность вещей требует большого мастерства, огромной работы.

Естественно, что в отличие от рассказа, в очерке, построенном на фактах с точным адресом, значительно меньше возможностей для творческого домысла. Надо всегда помнить, что при поверхностном изучении материала домысел всегда может оказаться авторским вымыслом, ложью. Конечно, измерять в процентах соотношение в очерке точных фактов и авторского домысла невозможно. Очерк должен быть правдивым полностью, он должен верно отражать нашу жизнь, и всякий домысел в нем также должен быть подчинен правде жизни. Автор обязан показывать своего героя и события такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими он хотел бы их видеть. Всякое приписывание герою несвойственных ему качеств, придумывание событий, есть искажение действительности.

Еще А. М. Горький отмечал, что очень трудно писать очерки в наше наполненное великими событиями время, трудно вложить злобу дня в очерк - произведение краткое по своему объему, и подчеркивал, что «это возможно только при очень высоком мастерстве, при очень высоком художественном напряжении». Вот к такому мастерству и нужно стремиться юным корреспондентам.

 

Подготовил Владимир Иванович Толстиков


 

ОЧЕРК – ПРОИЗВЕДЕНИЕ НА ОСНОВЕ

ОЧЕРК – ПРОИЗВЕДЕНИЕ НА ОСНОВЕ

Старик поведал о зверствах эсэсовцев в деревне

Старик поведал о зверствах эсэсовцев в деревне
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2021