Одаренный ребенок – ценность для общества и гордость для педагога
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +2
Взрослым
03.04.2018
В данной статье раскрывается суть понятий «одаренность» и «талант», представлен портрет одаренного ребенка. Дается характеристика основным видам одаренности: интеллектуальная, академическая, художественная, организаторская, психомоторная. Кроме того дается понятие об уровнях одаренности (исключительная, явная, "высокая норма"). Перечислены трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети.В данной статье раскрывается суть понятий «одаренность» и «талант», представлен портрет одаренного ребенка. Дается характеристика основным видам одаренности: интеллектуальная, академическая, художественная, организаторская, психомоторная. Кроме того дается понятие об уровнях одаренности (исключительная, явная, "высокая норма"). Перечислены трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети.
Одаренный ребенок.docx
Одаренный ребенок – ценность для общества и гордость для
педагога
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В. А. Сухомлинский
Одаренный ребенок – ребенок, выделяющийся яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
В психологопедагогическом и медицинском аспектах одарённость –
это отклонения от среднестатистической линии развития человека,
превышение по основным показателям развития, прежде всего развития
интеллекта.
Одаренность системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких
видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Проблемы одарённости детей волнуют и учёных, и родителей, и
педагогов. По последним статистическим данным, примерно 20% детей может
быть отнесено к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой
для развития их талантов, в результате всего лишь 25% детского поколения
действительно проявляют себя как одарённые.
«Одаренность» и «талант» разные понятия. Одаренность чаще
относится к познавательным способностям, а вот термин «талант» чаще
характеризуют другие, более общие стороны развития, т.е. творчество и
творческое развитие ребенка. Творческий потенциал (креативность) основа
для развития одарённости.
они стремятся прерывать собеседника,
Одарённым детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им
трудно находить общий язык со сверстниками, педагогами, членами своей
семьи;
поправлять его,
демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет
насмешек. Однако педагоги и родители часто не готовы к общению с
одарёнными детьми, поэтому одёргивают и унижают их, дают им заниженную
оценку и тем самым губят детскую непосредственность, любознательность,
желание находиться в постоянном поиске нового в процессе обмена
информацией с педагогом.
У одарённых детей высокоразвита потребность во внимании взрослых.
Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к
познанию.
Уровень интеллектуального развития позволяет одарённым детям
анализировать своё поведение, но они нуждаются в помощи взрослых.
Выделяется 2 вида одарённости:
Специальная, создающая возможность успеха в определенной
деятельности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей
(поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).
Общая, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга
видов деятельности. Общая одаренность проявляется по отношению к
различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.
Дети значительно различаются по уровню одарённости. Особая,
исключительная одарённость это одарённость, для выявления которой, как
правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одарённость
видна невооружённым глазом.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка
достаточно ярко и отчетливо как бы «сама по себе», в том числе и при
неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его
одаренность не вызывает сомнения.
Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.
Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего
относятся к группе психологического риска. У них отмечаются серьёзные
проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость,
гиперактивность.
Гораздо меньше проблем с одарёнными детьми, условно называемыми
«высокая норма». Это тоже одарённые дети, но их одарённость носит более
нормальный, обычный характер, у них меньше проблем в общении.
Указанные выше группы одарённых детей даже по внешнему виду резко
отличаются друг от друга: особо одарённые дети часто меньше ростом и
физически слабее своих сверстников, а дети из группы «высокой нормы»
здоровее и выше своих сверстников.
Можно сказать: первые талантливые изгои общества, а вторые
баловни судьбы, любимчики педагогов и общества в целом.
Существует несколько видов одарённости: Интеллектуальная,
(лидерская),
Организаторская
Академическая,
Психомоторная (спортивная).
Художественная,
Интеллектуальная одарённость. Таких детей называют «светлыми
головами» и «надеждой образовательного учреждения». Как правило, такие
дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою
правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога
с ребёнком, и ребёнок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд
трудновоспитуемых.
Академическая одарённость. Дети этого вида одарённости, прежде
всего, блестяще учатся. Академическая одарённость имеет свои подвиды: 1)
дети с широкой способностью к обучению (легко осваивают любую
деятельность, проявляют заметные успехи во всех сферах учебной
деятельности) и 2) дети, у которых повышенные способности к усвоению
знаний проявляются лишь в одной или нескольких близких областях
деятельности (в точных науках или в гуманитарных). Художественная одарённость. Этот вид одарённости, как правило,
проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в
музыке, танце, живописи, сценической деятельности.
Организаторская одарённость. Она характеризуется способностью
понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения,
руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта,
хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей,
способность к сопереживанию.
Психомоторная одарённость. Следует отметить: бытующее мнение о
пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует
действительности. Дети со спортивной одарённостью далеко не всегда хорошо
учатся. Это связано, прежде всего, с недостатком времени и
соответствующего желания. Если у детей, увлекающихся спортом, создать
соответствующую мотивацию, то они могут превосходно учиться.
Высокомотивированные и одаренные дети требуют особого внимания
родителей, педагогов, общества. Мы должны предоставить неординарным
способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и
развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности.
Только тогда они смогут реализовывать свою одаренность.
Одаренный ребенок – ценность для общества и гордость для педагога
Одаренный ребенок – ценность для общества и гордость для педагога
Одаренный ребенок – ценность для общества и гордость для педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.