Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.
Четких критериев одаренности пока не выработано, хотя большинство специалистов сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т. е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров. В познавательной сфере это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими процессами одновременно, активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы, создавая в воображении альтернативные системы, и т. д. Превышение средневозрастных норм на стадии «приема» информации сочетается с отличной памятью и ранним языковым развитием, способствующими накапливанию и интенсивному использованию большого количества информации. Кроме того, одаренных детей нередко отличают сосредоточенность и большое упорство в решении поставленных задач, изобретательность и богатая фантазия. Как правило, они обладают развитым чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
Вместе с тем, им, как правило, не достает эмоционального баланса, они бывают нетерпеливы, порывисты, гипердинамичны, часто им свойственны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. В качестве отличительных черт одаренных детей иногда отмечают повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у них меньше, чем у сверстников) или сравнительно относительную неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от развития познавательных способностей) и др.
Одаренные дети.docx
Методист МБУДО «Центр дополнительного образования детей» п. Усть –
Камчатск Фризен Надежда Викторовна
«Одарённые дети»
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва
проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод»
В.А.Сухомлинский
Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу
выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или
нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного
мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.
Четких критериев одаренности пока не выработано, хотя большинство
специалистов сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно
опережающее развитие, т. е. опережение своих сверстников по ряду
психических параметров. В познавательной сфере это проявляется в
чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими
процессами одновременно, активно исследовать окружающее, воспринимать
связи между явлениями и делать соответствующие выводы, создавая в
воображении альтернативные системы, и т. д. Превышение средневозрастных
норм на стадии «приема» информации сочетается с отличной памятью и
ранним языковым развитием, способствующими накапливанию и
интенсивному использованию большого количества информации. Кроме того,
одаренных детей нередко отличают сосредоточенность и большое упорство в
решении поставленных задач, изобретательность и богатая фантазия. Как
правило, они обладают развитым чувством юмора, любят смешные
несоответствия, игру слов, шутки.
Вместе с тем, им, как правило, не достает эмоционального баланса, они
бывают нетерпеливы, порывисты, гипердинамичны, часто им свойственны
преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. В качестве отличительных
черт одаренных детей иногда отмечают повышенный энергетический уровень
(длительность сна, например, у них меньше, чем у сверстников) или
сравнительно относительную неравномерность (гетерохронность) развития
различных психических функций (например, развитие координации движений
может отставать от развития познавательных способностей) и др.
«Рабочая концепция одаренности»:
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Признаки одаренности:
это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его
реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за
характером его действий.
Признаки одаренности (инструментальный аспект):
наличие специфических стратегий деятельности,
сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля
деятельности,
особый тип организации знаний одаренного ребенка,
своеобразный тип обучаемости.
Признаки одаренности (мотивационный аспект):
повышенная избирательная чувствительность
повышенная познавательная потребность,
ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям,
4) предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной
информации,
высокая требовательность,
перфекционизм
Особенности личности одаренного ребенка с гармоничным типом
развития:
стремление к творческой деятельности,
повышенная самостоятельность,
любознательность,
перфекционизм,
стремление к новым познавательным ситуациям,
устойчиво высокая самооценка,
независимость. Особенности личности одаренного ребенка с дисгармоничным типом
развития:
асинхрония развития,
особая система ценностей,
противоречивая самооценка,
болезненная неудовлетворенность собой,
повышенная реактивность,
проблема саморегуляции,
проблемы с физическим развитием,
направленность на усвоение знаний.
Факторы, влияющие на собственное творчество ребенка:
1
Реакция окружающих
1) +,,? реакция родителя,
учителя или сверстника на
результат творческой
деятельности ребенка
2) +,,? реакция на процесс
творчества.
2
Материально
информационные
условия
3
Опосредованно
воздействующие факторы:
3) поток информации,
который
создает
проблемные ситуации,
4) материальные условия,
которые
создают
родители,
сверстники,
учителя
в
место
1) люди: родители, учителя,
сверстники
глобальном
отношении к ребенку
2)
материальный статус,
3) здоровье, пол.
4)
индивидуальные
творческого развития
воля,
особенности
самооценка,
жительства,
•
это деятельность, результатом которой является создание новых
материальных и духовных ценностей
Творчество
Уровни творчества
гениальность,
талант,
•
•
• профессионализм
Диагностика одаренности:
Показатели
Методы
Чем пользоваться? 1. Собственная
Наблюдение, беседа с
Таблицы: этапы
развивающаяся творческая
деятельность
родителями,
сверстниками
творчества, творческого
развития
2. Творческие способности
Эксперимент
Технология проблемного
диалога
3. Опережающий темп
психического развития
Наблюдение, тесты
Таблица «Опережающий
интеллекта
темп»
Обучение и воспитание ОД:
Цели
Min: поддержать
собственную
развивающуюся
творческую деятельность
Задачи
1) обеспечить положительную реакцию родителей,
учителей, сверстников на результаты и процесс
творческой деятельности ОД,
2) обеспечить положительные материально
информационные условия,
3) корректировать отрицательные факторы
Max: развивать творческие
обеспечить творческую учебную деятельность
способности
Проблема наследуемости способностей и одаренности (их задатков)
очень сложна, и не всегда наследственный потенциал служит гарантией
будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы
превратятся в творческую индивидуальность, во многом зависит от влияния
окружающих одаренных детей взрослых. Иногда одаренные дети не
показывают высоких достижений изза отсутствия интенсивной и постоянной
педагогической поддержки.
Мнение о том, что одаренные дети способны сами разрешать трудные
ситуации, особенно вредно в период интенсивного формирования личности
(возраст от 2 до 7 лет). Время поступления в школу, период отрочества и т. д.,
когда особенно ярко возможны проявления законов гетерохронности
(неравномерности) индивидуального развития, могут оказаться периодами
наибольших стрессов для одаренных детей.
Особую проблему представляет сочетание одаренности с ранними
проявлениями у детей психической патологии, в том числе наследственно
обусловленной. Довольно противоречивы мнения, касающиеся сроков начала
обучения одаренных детей. Имеются данные, что условия раннего обучения
наиболее благоприятны для юных музыкантов и математиков. Таланты в
гуманитарной области проявляются позже, и сокращение дошкольного
периода не всегда способствует их развитию. Каждый из одаренных детей
требует индивидуального подхода. Можно ли сделать своего ребенка одаренным? В одной или
нескольких областях? Вырастить гения? Нет, к сожалению, нельзя.
Одаренность это не приобретенное свойство, это дар, заложенный на генном
уровне. Можно годами по шесть часов в день заниматься со своим ребенком
математикой... Но он никогда не превзойдет человека, о котором в народе
говорят, что ему дано. То же самое и с занятиями музыкой, живописью
практически со всем.
Новомодные методики. Растим из грудничка философа по своей сути
насилие над ребенком, изощренная пытка, кража у малыша детства. Но это
совершенно не означает, что ребенка (любого) не нужно развивать. Нужно,
еще как! Просто главное определится, в какой области у маленького
человечка способности. Не нужно нагружать малыша с младых ногтей нотной
грамотой, живописью, английским, алгеброй, искусством икебаны и массой
других полезных вещей.
Различай обучение и дрессировку.
Помните, у ребенка должно быть детство с прочитанными
книжками, пойманными жуками, разбитыми коленками и детскими
глупостями.
"Одарённые дети"
"Одарённые дети"
"Одарённые дети"
"Одарённые дети"
"Одарённые дети"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.