Однородные и неоднородные
определения
Урок русского языка в 8 классе
Подготовила Амельченко В.С.
Однородные и неоднородные определения
Цели и задачи урока:
• Введение понятия об однородности и
неоднородности определений.
• Формирование умения различать однородные и
неодно родные определения.
• Закрепление умения ставить запятые в
предложениях с однородными членами.
• Закрепление умения работать с индивидуальным
кон спектом.
Однородные и неоднородные определения
Разминка. Да – нет?
1) Смех и песни сливались в нестройную музыку.
2) Солнечный зайчик пробежал по подушке, и по полу, и по
зеркалу, отразившись в нём.
3) Человек всегда найдёт простор, дело и цель для мечтаний.
4) Туча росла и захватывала восток и запад.
5) И день и ночь скакали мы вперёд.
6) Ветер затих, и туча росла.
7) В этом возгласе были восхищение и благодарность, любовь и
сочувствие.
8) В саду дорожки и грядки заросли лопухами и укропом.
Однородные и неоднородные определения
Расставьте знаки препинания:
•К полуночи тучи ушли, и над вершинами сосен
нача ло переливаться холодными огнями небо.
•Всходил месяц и красным столбом отражался на
другой стороне пруда.
•Зима промелькнёт и лето, и снова метели метут.
•Белое солнце сверкало в облетавших лесах, и в
его холодном свете был виден каждый лист.
•Извозчик взмахнул кнутом, и сани поползли
медлен но и грузно.
•Артист поднял смычок, и всё смолкло.
•С последними лучами солнца по высотам
загорелись огни и нитями опоясали вершины
холмов.
•Немая степь синеет, и венцом серебряным
Кавказ её объемлет.
• Кое-где по дороге попадается
угрюмая ракита либо молодая
берёза.
• Весь день стоит как бы
хрустальный, и лучезарны вечера.
• Восход поднимался и падал опять,
и лошадь уста ла степями скакать.
• Нет исхода от вьюг, и погибнуть
мне весело.
• ...вчера с зарёй всё грачи летали
да как сеть мель кали вон за той
горой.
• Ещё напор, и враг бежит.
• Он недоступен звону злата, и
мысли и дела он зна ет наперёд.
Однородные и неоднородные определения
Изучение нового материала.
Составление опорной таблицы.
Неоднородные
поясняет первое слово всего
словосочетания;
характеризует предмет с разных сторон:
материал и впечатление, размер и цвет,
форма и возраст и т. д.;
качественное + относи тельное.
Однородные
не зависят друг от друга;
интонация перечисления;
возможность постановки союза и между
ними;
или качественные, или отно сительные;
отличительные признаки раз ных
предметов:
характеристика общих при знаков,
сходства;
эпитеты;
синонимы;
после определяемого слова;
противопоставление при од ном слове;
часто по схеме прилагатель ное +
причастный оборот
Однородные и неоднородные определения
Упражнение 171. Задание:
• Выразительно прочитайте, устно докажите, что
определения в предложениях или однородные, или
неодно родные. Например: «В первом предложении
определения «пушистый белый (снег)» не являются
однородными, так как 1-е слово обозначает
качество, 2-е - цвет, то есть предмет
охарактеризован с разных сторон, поэтому не надо
ставить запятую». «В 4-м предложении определения
«бесконечный, осенний (дождь)» - однородные, так
как «бесконечный» - это эпитет, передающий
отношение к дождю».
Однородные и неоднородные определения
Тренировочные
упражнения:
Однородные и неоднородные определения
1. Конструирование
предложений:
• Упр. 173 выполняется устно. Например, Наступило
жаркое, знойное лето или Наступило жаркое южное
лето. Записать три понравив шихся примера. Не
забудьте запятые!
Однородные и неоднородные определения
Анализ синтаксических конструкций.
Задание: запишите предложения, определите
однородность определений, если нужно, не
забудьте запятые.
•Это единственное решение трудной
математиче ской задачи.
•Ночи синие, бездонные цветут на дальнем
берегу.
•Это была смелая, виртуозная работа щедрого
мастера.
•Наш путь преградила небольшая горная
речонка.
•Тонкий лунный свет создаёт странное,
пугающее впечатление.
Однородные и неоднородные определения
Выборочный диктант.
Задание: выпишите определение с главным
словом, отме чая однородность постановкой
запятой.
• После сентябрьских грозовых дождей наступила
холодная, ясная погода.
• Над прибрежными пахучими травами вились не
сметные бледно-зелёные мотыльки.
• Во мне эта песня будила странное, большое и жут
кое чувство.
• Концы накидки она мяла длинными смуглыми паль
цами маленьких красивых рук.
• Надвигался знойный, тяжёлый день.
Однородные и неоднородные определения
Творческое задание:
1. Мы говорим об определениях, они за частую выражены
прилагательным или причастием с н-нн в суффиксе.
Придумайте 7 слов-определений с разными суф фиксами, в
которых есть эта орфограмма. Например, ветреный,
весенний, оловянный, гусиный, отражённый, станци онный,
нежданный, стриженый.
2. Придумайте и запишите предложение, в котором одно из
этих определений было бы сначала однородным, затем -
неоднородным. Например: На столе были разложены
оловянные, деревянные и даже алюминиевые ложки. Ис тория
про стойкого оловянного солдатика - моя люби мая сказка.
Однородные и неоднородные определения
Закрепление материала.
1 вариант – однородными определениями, 2
вариант – с неоднородными определениями
• Нивы печальные, снегом покрытые.
• Её желание - видеть жизнь свободной, разумной,
красивой.
• У девушки была длинная чёрная коса.
• Река уходила в золотые, синие от осени леса.
• На ней было платье цвета золотистой луковой
шелухи.
• Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль.
Однородные и неоднородные определения
Тестовый контроль.
Однородные и неоднородные определения
Контроль усвоения: Задание: поставьте, где
нужно, запятые, разделяющие од нородные
определения
1-й вариант
•А) Он легко справлялся с трудными
химическими за дачами.
•Б) Незатейливая деревянная резьба
привлекала внимание.
•Собака смотрела на зловещий, красный круг
луны.
•Г) Тёмные, плотно стоящие ели отражались в
воде.
•Д) По каменной белой ограде разросся плющ.
•Е) Приятный, нежный голосок птички звенел
не умолкая.
•Ж) Вечернее бледное море лежало спокойно.
•3) Снова потянулись длинные, однообразные
дни.
•И) Весёлые белые облака плыли над синими
отрогами. К) День стоял безветренный,
туманный.
2-й вариант
•А) На опушке росли маленькие синие
цветочки.
•Б) Я всегда любил наблюдать трудовую,
хлопотную жизнь скворцов.
•Что-то богатырское, размашистое, широкое
тя нулось по степи.
•Г) Свежий морской ветер принёс прохладу.
•Д) Шёл тяжёлый, затяжной дождь.
•Е) Приятно возвратиться на старое, давно
понра вившееся место.
•Ж) Окна под железной ржавой крышей были
темны.
•И) Летние подмосковные вечера бесконечны.
•К) По дороге тёмной, пыльной бежала
одинокая собака.
Однородные и неоднородные определения
Подведение итогов урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.