Май.
«Одуванчик круглый, хрупкий, золотистый»
Конспект наблюдения в природе.
Программное содержание:
· Продолжать знакомить детей с представителями растительного мира родного края.
· Расширить и уточнить знания об одуванчике.
· Учить подбирать образные слова.
· Познакомить детей с понятием «лекарственное растение».
· Развивать слуховое восприятие.
· Воспитывать эмоциональный отклик на красоту цветка, описание его в стихотворной форме.
· Способствовать развитию бережного отношения к живой природе.
Оборудование:
· Картинки с изображением одуванчика.
· Круги из желтого картона, изображающие солнце (3 шт).
· Шарообразные кусочки ваты и модель одуванчика из зеленой бумаги и желтых салфеток.
· Желтая гуашь, тонированные зеленым цветом листы бумаги, оборудование для рисования.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за одуванчиками.
2. Разучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик».
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
|
|
|
Одуванчик |
Строение одуванчика |
Одуванчики на лугу |
Ход занятия:
Воспитатель: Весна окончательно вступила в свои права, и как бы не злилась зима, её время закончилось. Часто весну называют цветущей порой. Как вы думаете, почему?
Отгадайте загадку:
Загадка про одуванчик
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
Воспитатель: Это одуванчик. Какие слова в загадке
подсказали вам правильный ответ?
Воспитатель: Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое
солнышко в молодой зелёной траве.
Дидактическое упражнение «Слушай внимательно»
Детям предлагается внимательно слушать и хлопать в ладоши, если они услышат слово «одуванчик».
· Одуванчик,
· диванчик,
· вагончик,
· одуванчик,
· барабанчик,
· одуванчик,
· мальчик,
· одуванчик.
Воспитатель: Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает.
Растёт одуванчик почти
везде:
На своей высокой ножке,
Поднимаясь к вышине,
Он растёт и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве.
Психогимнастика «Одуванчики». (Проводится под музыку)
Воспитатель: Представьте, что вы – маленькие одуванчики. Тёплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растёт, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый жёлтый цветок, похожий на солнышко.
Воспитатель: Мы видели с вами одуванчики много раз, а теперь рассмотрим этот цветок на картинке. На ней одуванчик изображен крупным, большим, поэтому мы сможем лучше его рассмотреть. (Показ картинки).
Воспитатель: Как называется этот цветок? Из каких частей состоит это растение? Покажите, где у него листочки, стебель, цветок, корешки. Какого цвета его листья и стебель? Цветок? Где растет цветок? Поэтому как его называют?
Воспитатель: Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встаёт солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру жёлтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.
Гимнастика для глаз «Солнышко и одуванчик» (Воспитатель проговаривает текст и перемещает жёлтый круг. Дети находят взглядом желтые круги - «солнце» в соответствии с текстом).)
Взойдет утром солнышко на востоке – одуванчик на восток смотрит. |
Дети находят взглядом жёлтые круги-«солнце» в соответствии с текстом |
В полдень поднимется солнышко высоко-высоко – одуванчик поднимет головку кверху. |
|
К вечеру солнышко начнет снижаться к закату – и одуванчик свой взгляд вслед за ним опускает и свой цветок закрывает. |
|
Воспитатель: С чем можно сравнить одуванчик?
Дидактическое упражнение «Подбери слово»
· Желтый, как солнышко.
· Круглый, как …
· Мягкий, как …
· Белый, как …
· Пушистый, как …
·
Хрупкий, как …
Вот какой удивительный цветок!
Воспитатель: Но не всегда одуванчики жёлтые, похожие на солнышко. Проходит время, и жёлтые лепестки сменяют белые пушинки.
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
Воспитатель: Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
В яркий солнечный денёк |
Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков. |
Белым шариком пушистым |
Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек. |
Воспитатель: Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.
Воспитатель: И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят
прилетать пчёлы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчёлы
потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! |
Приседают, потом медленно поднимаются. |
Стебель тоненький, как пальчик. |
Разбегаются в разные стороны |
На поляну налетит, |
Говорят «ш-ш-ш-ш-ш» |
Одуванчика тычинки |
Берутся за руки и идут по кругу |
И сольются с небосводом. |
|
Воспитатель: На зелёной траве жёлтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту. Об этом рассказывается в стихотворении «Цветок». Послушайте:
Цветок
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день постоял и завял.
А сколько бы он на лугу постоял. (В. Викторов)
Воспитатель: Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчёлки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.
А сейчас я предлагаю вам нарисовать одуванчики на этих зелёных лужайках (тонированные листы бумаги). Но прежде, чем приступить к рисованию, подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Одуванчик вырос на поляне, |
Соединить руки, изображая «бутон» |
Утром весенним раскрыл лепестки. |
Раскрыть руки, разжать пальцы |
Всем лепесткам красоту и питание |
В ритм словам раздвигать и соединять пальцы |
Дружно дают под землёй корешки! |
Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками» |
Вечер. Жёлтые цветки закрывают лепестки. |
Плотно сжать переплетенные пальцы |
Тихо засыпают, головки опускают. |
Положить руки на колени |
Рисование «Одуванчики на лугу»
Дети рисуют жёлтой гуашью на тонированных (зелёных) листах
бумаги.
После окончания работы рисунки выкладываются рядом друг с другом на полу –
«одуванчиковый луг».
Воспитатель:
Стали краски вдруг –
цветами,
Озарили всё вокруг!
В новом жёлтом сарафане
Одуванчиковый луг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.