Оформление проектов как одна из форм представления результатов деятельности младших школьников.
Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».
Думаю, что с проектами все педагоги знакомы давно, все когда-то хотя бы раз, принимали участие в подготовке и их выполнении. В свете новых требований ФОГС появилось новое понятие «учебный проект».
С точки зрения учителя, учебный проект - это хорошее дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.
А для учеников учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать свой результат – чего достиг, что сумел, причем, практически САМ.
Если проанализировать программы и учебники, мы увидим, сколько времени уделено подготовке и выполнению проектов по всем предметам. Например, во 2 классе («Школа России») только за 1 полугодие (10 проектов)
2 класс – Математика «Узоры и орнаменты на посуде».
2 класс – Русский язык «И в шутку и всерьёз», «Пишем письмо».
2 класс - Литературное чтение «О чём может рассказать школьная библиотека», «Почему нам интересно ходить в библиотеку?»
2 класс – Окружающий мир «Родное село», «Красная книга или возьмём под защиту», «Профессии».
2 класс – Технология «Праздничный стол», «Деревенский двор » и др.
Я оказалась совершенно не готова к организации урока, на котором идёт подготовка и выполнение проекта. Ведение такого урока требует иной подготовки, иных подходов, методик.
Как организовать работу на уроке? Как увлечь детей предложенной темой? Ранее ведь, работая над проектом, ребёнку тему не навязывали, а он её выбирал сам. Теперь же наша задача усложнилась - тема оговорена в учебнике, её надо проектировать. Раньше работали с сильными детьми, по желанию, во внеурочное время, теперь же я должна вовлечь в работу весь класс.
Пришлось проработать много материала по этой теме. Вот мои небольшие выводы и ответы на некоторые вопросы.
ЧТО ТАКОЕ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ?
В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед».
Так что же мы «бросаем вперёд»? Работая над любым проектом – мы работаем на будущее. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода учебного проекта.
В ЧЁМ ДОСТОИНСТВА ПРОЕКТА?
1. Требует от учителя и учащиеся планировать свою деятельность.
2. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей.
3. Учитываются индивидуальные способности учащихся.
4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
5. Проектная работа должна быть лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПРОЕКТ?
Проект - можно представить в виде «шести П»:
- Проблема
– Проектирование (планирование)
– Поиск информации
– Продукт
– Презентация
– Портфолио.
ЧТО САМОЕ ТРУДНОЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА, НА КОТОРОМ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПРОЕКТ?
При организации проектной деятельности самое трудное – это организация групповой работы.
Для начала я распечатала и ознакомила детей с
Памяткой начинающего исследователя.
ü Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
ü Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
ü Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
ü Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
ü Сделай выводы.
ü Оформи результаты своей работы.
ü Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
ü Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта.
Далее мы вместе разрабатывали
Наши законы работы в группе или Правила совместной работы
1. Работать дружно, т.е. быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
2. Работать по плану (сверять дела с планом).
3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
4. Качественно выполнять работу.
5. Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё.
Но оказалось, что мало разработать правила, а самое главное их выполнять. Это у нас ещё получается плохо.
ЧТО САМОЕ ВАЖНОЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА, НА КОТОРОМ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПРОЕКТ?
Остановимся на презентации или оформлении проекта – это самое важное и без этого вся работа становится бессмысленной.
Презентация или защита проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители, дети из других классов.). В ходе защиты проекта ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Презентация проектов необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.
Он (результат) должен быть материальным, то есть как-либо оформлен. Речь идет о продукте проектной деятельности. Это может быть: рисунок, плакат, альбом, газета, театрализованное представление, совместно выведенное правило, концерт, праздник, компьютерная презентация, доклад, сочинение, различные коллективные поделки, открытка, и т.д.
Для успешной презентации, нужно научить школьников сжато излагать свои мысли, логически связано выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.
Работа над проектами начинается в первом классе. От простого к сложному: от мини-проектов недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с 1 класса к публичным выступлениям (с 2-3 минут).
В 1 классе мы выполняли несколько проектов. Расскажу о некоторых. На уроках обучения грамоте – проект «Живая Азбука». Его мы выполняли всем классом. Дети рисовали кто любимую букву, кто «свою» (с которой начинается имя), искали загадки, стихи про буквы, рисовали рисунки про буквы, лепили их из пластилина, вязали из ниточек. Защита проекта состоялась на празднике Букваря.
По программе математики в 1 классе представлено два проекта. Особенно запомнилось то, как работали над проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках». Дети составляли книжечки стишков, загадок, задач, пословиц о математике и числах. Книжечки они подарили своим младшим сестричкам и братишкам, некоторые унесли в детский сад.
По курсу «Окружающий мир» в 1 классе мы выполняли 4 проекта: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс. Моя школа», «Мои домашние питомцы». Начинали выполнять проекты в классе на уроке: разбирали вопросы в рабочей тетради, а далее некоторые задания дети уже выполняли дома с родителями.
На технологии проекты «Осенний урожай», итоги этого проекта мы представили на празднике Осени, а разработка проекта «Украшаем класс к Новому году» так понравился детям, что во 2 и 3 классах мы снова украсили класс к Новому году (можно сказать, что проект продолжается).
Некоторые проекты выполняли на кружках и классных часах: «Открытка к 8 Марта», «Вот и стали мы на год взрослей», «Подарок папе», «Чудеса из бумаги» и другие.
Такие небольшие совместные мини-проекты помогают учащимся сразу увидеть результат совместного творчества. Это помогает формировать коллектив в адаптационный период, почувствовать уверенность в себе и учиться работать в группе с одноклассниками.
Важно, чтобы выполнение проекта далее нашло своё применение. Например, на страницах учебника Математика 2 класс есть проект «Узоры и орнаменты на посуде». Ребята с увлечением искали и срисовывали орнаменты и узоры с посуды, а когда они решили (не без моей подсказки) нарисовать узоры на тарелочке для мамы (на День Матери) проект получил новое дыхание, ведь делали они всё это для мамы.
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, можно отметить дипломами, при этом, я считаю, должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, пикник, праздник, и т.д.
Результаты работы над проектами.
В результате работы над проектом учащиеся получают навыки самостоятельной поисковой деятельности, активного исследовательского и коммуникативного взаимодействия. Каждый участник группы осознаёт свою долю ответственности за выполнение общего дела, старается не подвести свою группу, выполнить свое задание, дети учатся работать в команде, помогать друг другу.
Проект несет в себе большой учебно – воспитательный эффект: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, отстаивать свою точку зрения, анализировать свою деятельность, вклад каждого в общее дело, находить компромисс, признавать и исправлять свои и чужие ошибки, причем, при защите проекта, они осязают, демонстрируют результат проекта – продукт своей деятельности – воплощение приобретенных знаний и умений.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Г.Э. Лессинг: «Спорьте, заблуждайтесь,
ошибайтесь, но ради бога, размышляйте,
и хотя и криво, да сами».
Приложение:
Работа в группах.
Правила совместной работы
6. Работать дружно, т.е. быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
7. Работать по плану (сверять дела с планом).
8. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
9. Качественно выполнять работу.
10. Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё.
Наши
законы:
1. Закон тишины.
Не шуми – это мешает всем.
2. Закон второй обуви.
Забывая вторую обувь, ты наносишь вред здоровью окружающих.
3. Закон одного раза.
Не жди постоянных напоминаний. Выполняй сразу.
4. Закон границы.
Не мешай другим. Соблюдай границы личного пространства.
5. Закон сохранения здоровья.
Береги свое здоровье: не нервничай по пустякам, соблюдай режим дня, больше
двигайся, питайся правильно.
Памятка педагогу, руководящему
исследовательской (проектной) деятельностью учащихся
1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
· самостоятельно выявлять проблемы;
· прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;
· формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
· учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации.
6. Учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибок.
Памятка
начинающему исследователю.
Выбери тему исследования
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты
бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на
поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на
поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди
ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по
представлению своего исследования.
Выбор формы продукта проектной деятельности —
важная организационная задача участников проекта.
Критерии оценки проектной деятельности.
1. Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.
2.Аргументированности предлагаемых решений, подходов и выводов.
3.Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
4.Качество изделия, его оригинальность.
5. Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.
6. Качество и полнота в оформлении записей.
Какие роли могут быть в группе?
• организатор — отвечает за работу группы в целом;
• докладчик — выступает перед классом с готовым решением группы;
• секретарь — записывает высказанные идеи и решения;
• критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
• контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.
• хранитель времени – следит за временем.
• оформитель – записывает и оформляет наглядность для презентации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.