Оглушение звонких согласных в конце слова.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 4 – Прочитайте название раздела. – Назовите ключевые слова. (Согласные, конец слова, проверяемые.) – Рассмотрите кадр киноплёнки, расположенный после названия раздела. – Как вы думаете, что означает звонок в руках Пети Зайцева? Что он вам напомнил? (Звонкие согласные звуки в «Букваре» обозначали звонком.) – Приведите примеры звонких согласных звуков. ([л], [м], [н], [р], [г], [д], [г'], [д'] и т.д.) – Какие группы звонких согласных вы знаете? (Парные и непарные.) – Назовите звонкие парные. Сколько таких парных звуков? (6 твёрдых и 6 мягких.) – Назовите звонкие непарные звуки. Сколько их? (4 твёрдых и 5 мягких + [й'].) – Продолжим рассматривать картинку. – Что сделала Катя? (Она заткнула уши. Ничего не слышит. Глухая.) – Как обозначали мы глухие согласные звуки? (Человечкам рисовали чёрные шляпки.) – Приведите примеры глухих согласных звуков. ([п'], [п] и т.д.) – Назовите глухие парные звуки, глухие непарные. – Где будем наблюдать эти согласные звуки? (В конце слова.) – Попробуем показать это на схеме: ? (на конце изображены звонок или шляпка).
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur134.doc
Русский язык ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА Урок 134 (104). Тема: Оглушение звонких согласных в конце слова. Цель:    –  развитие умений наблюдать за изменением звуков в речи, определять оглушение звонких согласных в конце слова и обозначать буквы согласных в конце слова на письме. Символы: Н П М Этапы урока Формирование УУД, Ход урока ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  4 – Прочитайте название раздела. – Назовите ключевые слова. (Согласные, конец слова, проверяемые.) – Рассмотрите кадр киноплёнки, расположенный после названия раздела. – Как вы думаете, что означает звонок в руках Пети Зайцева? Что он вам Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. © ООО «Баласс», 2012 1напомнил? (Звонкие согласные звуки в «Букваре» обозначали звонком.) – Приведите примеры звонких согласных звуков. ([л], [м], [н], [р], [г], [д], [г'], [д'] и т.д.) – Какие группы звонких согласных вы знаете? (Парные и непарные.)  – Назовите звонкие парные. Сколько таких парных звуков? (6 твёрдых и 6 мягких.) – Назовите звонкие непарные звуки. Сколько их? (4 твёрдых и 5 мягких + [й'].) – Продолжим рассматривать картинку. – Что сделала Катя? (Она заткнула уши. Ничего не слышит. Глухая.) –  Как обозначали мы глухие согласные звуки? (Человечкам  рисовали чёрные шляпки.) – Приведите примеры глухих согласных звуков. ([п'], [п] и т.д.) – Назовите глухие парные звуки, глухие непарные. – Где будем наблюдать эти согласные звуки? (В конце слова.) – Попробуем показать это на схеме:  ? (на конце изображены звонок или шляпка). 1  3  3 Постановка задачи (определяем основной вопрос урока). –  Попробуйте   сформулировать   задачу   урока   на   основе   схемы   и ключевых слов. –  Какие   согласные   звуки   произносятся   в  конце   слова,   как   их   можно проверить? Проблемная ситуация (наблюдение по учебнику). В результате анализа предложения  (Перед нами лежал  лу[к].)  по заданиям   и   вопросам   дети   формулируют   главную   проблему:  как различить   слова,   чтобы   стал   понятен   смысл?   /   Какую   букву 5. Обобщать и классифициро­ вать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  © ООО «Баласс», 2012 24. Осуществлять познаватель­ную и личностную рефлексию. ΙΙI. Открытие  нового знания. нужно написать в конце слова? – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  4  6  1 1. Работа по учебнику. Упр. 236 – наблюдение над соотношением звуков и букв в конце слов. – Прочитайте каждое слово отдельно: хлеб, лес и т.д. – Сравните в них произношение звуков и соответствующие буквы. В   каких   случаях   вы   обнаружили   несоответствие?   Запишите   его   в направлении от звуков к буквам, указав рядом слово, в котором есть это несоответствие: [п]  [с]  [т]  [ш]  – С какими звуками произошли изменения? (Со звонкими согласными.) – Уточните, все ли звонкие звуки подверглись изменениям? Изменились ли в произношении звуки н, м, л, р? (Нет, изменения произошли только с парными звонкими звуками.) – Где находятся эти звуки в слове? (В конце слов.) –  Какой   вывод   можете   сделать?   (Звонкие   парные   согласные   в   конце слова заменяются глухими.) 2.  Чтение   вывода   в   рамке   после  упр.   236  и   сравнение   со   своими  → б (хлеб)  → з (глаз)  → д (год)  → ж (уж) © ООО «Баласс», 2012 3наблюдениями. – Как вы поняли, что значит звуки оглушаются, происходит оглушение? – Какие ещё звуки кроме [б], [з], [д], [ж] могут оглушаться? ([в], [г]) –  Попробуйте подобрать свой пример. (Зуб, клюв, дуб.) Что для этого нужно помнить? (В конце пишется буква звонкого парного согласного.) Запомните! Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. –  Какое   уточнение   в   это   стихотворение   нужно   внести,   чтобы   оно полностью соответствовало правилу? (Парного по звонкости соседа.) 3. Продолжаем наблюдение. –  Мы с вами говорили о несоответствии написания и произношения в словах  хлеб, глаз, год, уж. Вспомните, как называется такое место в слове? (Орфограмма.) –  А   почему   такое   происходит?   Почему   мы   слышим   одно,   а   пишем другое? Есть ли здесь какое­то правило? Ответить на этот вопрос вам поможет упр. 237. – Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж». –  Что мы наблюдаем в этом слове? (В конце слова произносим  [ш], а пишется буква ж.) – Почему нужно писать другую букву для обозначения согласного звука, вы сможете ответить, найдя слово­подсказку в этом же стихотворении. © ООО «Баласс», 2012 4– Прочитайте это слово. (Моржу.) Как оно называется? (Проверочное.) –  Докажите,   что   это   слово   проверочное.   (Звук   слышится   отчётливо, ясно, это слово с таким же корнем.) – Какая буква пишется в этом слове после ж? (Буква гласного.) –  Попробуйте сформулировать правило написания буквы согласного в конце слова. Чтобы   правильно   написать   букву   согласного   в   конце   слова,   нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный. VΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  1  2  4  3   1. Работа в Рабочей тетради. Задание № 2, тема 16. – Произнесите слово и назовите ещё раз звук, который слышится в конце слова. 2. Работа в «Дидактическом материале». Упр. 240  – наблюдение за одинаковым написанием букв согласных в парах слов. – Запишите слова парами на доске и в тетрадях. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание  в соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. © ООО «Баласс», 2012 5– Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. V. Итог урока. – Что такое оглушение? – Оглушение происходит в устной или письменной речи?  4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? VΙ. Домашнее  задание. –  Выпишите   из  упр.   237  слова   с   проверяемыми   буквами   безударных гласных   в   корне.   Подберите   проверочные   слова.   Обозначьте орфограмму. Деятельность учеников: – наблюдать за произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова;   – подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.) © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также