Внеклассное занятие по теме «Огонь – друг или враг человека?»
Цели: познакомить с правилами пожарной безопасности;
учить правильным действиям при возникновении пожара и приёмам
самоспасения;
учить давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.
Оборудование: план эвакуации из школы, знаки пожарной безопасности;
книга В. Бианки «Лесная газета».
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
Учитель: Ребята! Вы должны найти общее во всех четверостишиях и попытаться определить тему занятия.
Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья».
***
Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От огня?
***
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
***
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра согнём недаром
Завершается пожаром?
Учитель: Что объединяет эти четверостишия? Назовите тему нашего занятия.
Дети: Безопасное обращение с огнём.
Учитель: Прочитайте на доске вопросы, на которые мы должны будем найти
ответы в ходе занятия.
Отчего возникает пожар?
Как не допустить его возникновения?
Если случится пожар, как себя вести?
Учитель: Сформулируем тему занятия.
Огонь – друг или враг человека?
Дети: Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны!
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!
3. Рассказ о причинах возникновения пожара.
Учитель: С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. И сегодня в праздники, в будни он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения искусства, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не случайность, а результат легкомыслия и беспечности людей.
- Где та грань, когда огонь перестает быть другом и становится врагом человека? -- Что такое пожар?
- Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества.
- Почему возникает пожар?
Дети: Люди перестают быть осторожными с огнём.
Учитель: Какие примеры, известные вам подтверждают это?
Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой – то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги.
- Скажите, поступок мальчика шалость или хулиганство?
Дети: Это хулиганство.
Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения. Назовите произведение и автора.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит,
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!»
Дети: К. Чуковский «Путаница».
Учитель: Может ли море гореть? Может, если в море попадает нефть, бензин. Горит не само море, а плёнка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды. А почему море загорелось в «Путанице»?
Дети: Игра лисичек со спичками привела к пожару.
Учитель: И вдруг заголосили: «Пожар! Горим! Горим!»
С треском, щёлканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Что за дым над головой?
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом?
Что за стихотворение? Кто его автор?
Дети: С. Михалков «Дядя Стёпа».
Учитель: Кому помог дядя Стёпа во время пожара?
Дети: Он выпустил голубей.
Учитель: Можно догадаться о причинах пожара на чердаке?
Дети: Наверное, дети играли на чердаке.
Учитель: Познакомьтесь с правилами, которые не только следует знать, но и выполнять.
Учащиеся читают памятки:
· Помни, каждый гражданин, этот номер: 01. · Не устраивай игр со спичками. · Не пользуйся неисправными электроприборами, не оставляй их без присмотра. · Все горючие жидкости и воспламеняющие материалы не храни вблизи огня и нагревательных приборов. · Не украшай ёлку свечами. Не пользуйся вблизи ёлки бенгальскими огнями, хлопушками. |
Учитель: Назовите домашние предметы, неосторожное обращение с которыми может привести к пожару. (Электрические приборы, газовая плита и т. д.)
4. Знакомство с правилами поведения при пожаре.
- Если пожар только начался, надо попытаться потушить его, закрыв тряпкой , прекратив доступ кислорода. Надо позвонить по телефонному номеру 01, сообщить точный адрес и характер возгорания. Если рядом есть взрослые, надо позвать на помощь.
Учитель: Какая последовательность действий при пожаре в школе?
1. Сигнал тревоги (длинный звонок).
2. Вызов пожарной охраны.
3. Эвакуация.
4. Сбор.
5. Перекличка.
Учитель: В школе много людей. Если все они будут эвакуироваться через одни двери, что может случиться?
Дети: Давка.
Учитель: Как её избежать? Где у нас висит план эвакуации? Что на нём показано стрелками? По какому пути мы будем выходить? (Ответы детей)
- Как вы знаете, пожары встречаются в природе. Почему это происходит и что может сделать каждый из нас, мы узнаем из заметки В. Бианки «Берегите лес!» (из книги «Лесная газета»)
- Чем можно тушить огонь? Пучком из веток, землёй, дёрном – это подручные средства, к ним также относятся вода, песок, одеяло. Есть и специальные средства: топор, багор, ведро, огнетушитель. Где вы видели эти предметы у нас в школе?
- Самое эффективное средство – это пожарная машина.
- Кто управляет этой машиной? Люди какой профессии всегда готовы прийти на помощь? Какими качествами должен обладать пожарный?
- Прежде всего, способностью к самопожертвованию, отвагой, мужеством, физической силой, профессионализмом. Есть медаль «За отвагу на пожаре».
5. Знакомство с правилами предупреждения пожара.
Учитель: Пожар легче предупредить, чем потушить. Существуют знаки пожарной безопасности.
Дети рассматривают знаки, объясняют, что они обозначают.
6. Знакомство с правилами оказания первой помощи пострадавшим на пожаре.
7. Итог занятия.
Учитель: Что нового вы узнали сегодня о правилах пожарной безопасности?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.