Охрана окружающей среды

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • учебная - сформулировать понятие «охраняемые территории», определить виды и роль этих территорий в охране природы мира; • развивающая - продолжить развитие навыков работы в парах, самостоятельной работы с текстом, подготовки выступления по образцу, заполнение схемы; • воспитательная - продолжить развитие ответственного отношения к природе, пробудить желание защищать и оберегать растения и животных.
Иконка файла материала конспект.docx
Внеклассное мероприятие, 8­9 класс. Охрана окружающей  среды Семинар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды» Цели: • учебная ­ сформулировать понятие «охраняемые территории», определить виды и роль этих территорий в охране природы мира; • развивающая ­ продолжить развитие навыков работы в парах, самостоятельной работы с текстом, подготовки выступления по образцу, заполнение схемы; •   воспитательная   ­   продолжить   развитие   ответственного   отношения   к   природе, пробудить желание защищать и оберегать растения и животных. Ход семинара I. Анализ цитаты: «Человек живёт природой ­ это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть». (Карл Маркс) Подчеркните ключевые слова. Какой смысл вкладывает автор в это высказывание? Учитель.   Как­то   учёные   попробовали   оценить   потери   в   биологическом   разнообразии, начиная с XVI века. Результаты их ошеломили: за 400 лет безвозвратно исчезли 83 вида млекопитающих, 113 видов птиц, 23 вида рыб, 384 вида высших растений. Виды, которые пока ещё не исчезли, но стали редкими и не смогут выжить без надёжной охраны, занесены в Красные книги. По самым скромным подсчётам, в настоящее время под угрозой   исчезновения   находятся   почти   20   тыс.   видов   растений   и   около   3   тыс.   видов животных. К счастью, уже не только учёные­экологи, но и большинство далёких от науки людей поняли,   что   биологическое   разнообразие   планеты   нуждается   в   охране   и   что   вред, наносимый ему, может обернуться непоправимой бедой для человечества. Для   сохранения   богатства   природы   практически   во   всех   странах   мира   созданы заповедники, заказники и национальные парки. II. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Заповедники ­ особо охраняемые природные территории (ООПТ), нацело исключённые из любой хозяйственной деятельности в целях сохранения в нетронутом виде природных комплексов, охраны видов живого и слежения за природными процессами. Из заповедников мира выделяют большую группу биосферных заповедников ­ типичных участков нетронутой или слегка изменённой хозяйственной деятельностью природы. Биосферные заповедники выделяются   по   программе   ЮНЕСКО   с   целью   сохранения,   исследования   и   мониторинга природы. Заказник ­   участок   территории   или   акватории,   в   пределах   которого   постоянно   или временно   запрещены   отдельные   формы   хозяйственной   деятельности   для   обеспечения охраны   определённых   видов   живых   существ,   отдельных   биогеоценозов,   экологических компонентов, пейзажа в целом и других  природных  достопримечательностей. Различают геологические, ботанические, зоологические, гидрологические, комплексные. Одной   из   форм   охраняемых   природных   территорий,   которая   сочетает   охрану   и использование   территории   как   объекта   туризма,   является   национальный   парк. Национальные парки так же, как и заповедники, являются природоохранными и научно­ исследовательскими учреждениями. Их территории и акватории подлежат строгой охране, но в то же время используются для отдыха и туризма. В национальном парке, как правило, выделяются различные зоны: заповедная, посещение которой запрещено; особо охраняемая ­   её   посещение   строго   регулируется;   зона   познавательного   туризма   и   экологическогопросвещения,   предназначенная   для   отдыха,   включая   любительскую   охоту,   рыболовство, сбор ягод и грибов, зона обслуживания посетителей, хозяйственная зона, обеспечивающая техническое   обслуживание   национального   парка.   Национальный   парк   ­   территория,   на которой   охраняются   ландшафты   и   уникальные   объекты   природы.   От   заповедника отличается допуском посетителей для отдыха. Вопросы к тексту. 1. Что делает человек для сохранения природы? 2. Сформулируйте общее определение понятия ООПТ. 3. Чем отличаются между собой ООПТ? • Заполните схему: Самостоятельная работа с дополнительной информацией. Составить рассказ о заповеднике или национальном парке по плану: 1) Название. 2) Месторасположение. 3) Время образования. 4) Охраняемые виды растений и животных. 5) Сведения, по вашему мнению, достойные упоминания. Выступление учащихся. Учитель. Учёные­экологи подсчитали: не менее 20 % территории каждой страны должны занимать   ООПТ,   только   тогда   можно   говорить   о   сохранении   окружающей   среды   для будущих поколений. Это дело не какой­то одной страны, а всего мира и каждого человека в отдельности. III. Закрепление. Вопрос: В чём значение ООПТ? • Восстановление численности и расширение ареала животных. • Охрана и изучение животных и растений, анализ изменений, которые вносит в природу человек. • Народнохозяйственное значение: водоохранное, почвозащитное, климатическое. IV. Подведение итогов. 2