Цели:
• учебная - сформулировать понятие «охраняемые территории», определить виды и роль этих территорий в охране природы мира;
• развивающая - продолжить развитие навыков работы в парах, самостоятельной работы с текстом, подготовки выступления по образцу, заполнение схемы;
• воспитательная - продолжить развитие ответственного отношения к природе, пробудить желание защищать и оберегать растения и животных.
Внеклассное мероприятие, 89 класс. Охрана окружающей
среды
Семинар для учащихся 8-9 класса «Виды особо
охраняемых природных территорий. Их роль в
охране окружающей среды»
Цели:
• учебная сформулировать понятие «охраняемые территории», определить виды и роль
этих территорий в охране природы мира;
• развивающая продолжить развитие навыков работы в парах, самостоятельной работы
с текстом, подготовки выступления по образцу, заполнение схемы;
• воспитательная продолжить развитие ответственного отношения к природе,
пробудить желание защищать и оберегать растения и животных.
Ход семинара
I. Анализ цитаты: «Человек живёт природой это значит, что природа есть его тело, с
которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть».
(Карл Маркс)
Подчеркните ключевые слова. Какой смысл вкладывает автор в это высказывание?
Учитель. Както учёные попробовали оценить потери в биологическом разнообразии,
начиная с XVI века. Результаты их ошеломили: за 400 лет безвозвратно исчезли 83 вида
млекопитающих, 113 видов птиц, 23 вида рыб, 384 вида высших растений.
Виды, которые пока ещё не исчезли, но стали редкими и не смогут выжить без надёжной
охраны, занесены в Красные книги. По самым скромным подсчётам, в настоящее время под
угрозой исчезновения находятся почти 20 тыс. видов растений и около 3 тыс. видов
животных.
К счастью, уже не только учёныеэкологи, но и большинство далёких от науки людей
поняли, что биологическое разнообразие планеты нуждается в охране и что вред,
наносимый ему, может обернуться непоправимой бедой для человечества.
Для сохранения богатства природы практически во всех странах мира созданы
заповедники, заказники и национальные парки.
II. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Заповедники особо охраняемые природные территории (ООПТ), нацело исключённые
из любой хозяйственной деятельности в целях сохранения в нетронутом виде природных
комплексов, охраны видов живого и слежения за природными процессами. Из заповедников
мира выделяют большую группу биосферных заповедников типичных участков нетронутой
или слегка изменённой хозяйственной деятельностью природы. Биосферные заповедники
выделяются по программе ЮНЕСКО с целью сохранения, исследования и мониторинга
природы.
Заказник участок территории или акватории, в пределах которого постоянно или
временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности для обеспечения
охраны определённых видов живых существ, отдельных биогеоценозов, экологических
компонентов, пейзажа в целом и других природных достопримечательностей. Различают
геологические, ботанические, зоологические, гидрологические, комплексные.
Одной из форм охраняемых природных территорий, которая сочетает охрану и
использование территории как объекта туризма, является национальный парк.
Национальные парки так же, как и заповедники, являются природоохранными и научно
исследовательскими учреждениями. Их территории и акватории подлежат строгой охране,
но в то же время используются для отдыха и туризма. В национальном парке, как правило,
выделяются различные зоны: заповедная, посещение которой запрещено; особо охраняемая
её посещение строго регулируется; зона познавательного туризма и экологическогопросвещения, предназначенная для отдыха, включая любительскую охоту, рыболовство,
сбор ягод и грибов, зона обслуживания посетителей, хозяйственная зона, обеспечивающая
техническое обслуживание национального парка. Национальный парк территория, на
которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника
отличается допуском посетителей для отдыха.
Вопросы к тексту.
1. Что делает человек для сохранения природы?
2. Сформулируйте общее определение понятия ООПТ.
3. Чем отличаются между собой ООПТ?
• Заполните схему:
Самостоятельная работа с дополнительной информацией.
Составить рассказ о заповеднике или национальном парке по плану:
1) Название.
2) Месторасположение.
3) Время образования.
4) Охраняемые виды растений и животных.
5) Сведения, по вашему мнению, достойные упоминания.
Выступление учащихся.
Учитель. Учёныеэкологи подсчитали: не менее 20 % территории каждой страны должны
занимать ООПТ, только тогда можно говорить о сохранении окружающей среды для
будущих поколений. Это дело не какойто одной страны, а всего мира и каждого человека в
отдельности.
III. Закрепление.
Вопрос: В чём значение ООПТ?
• Восстановление численности и расширение ареала животных.
• Охрана и изучение животных и растений, анализ изменений, которые вносит в природу
человек.
• Народнохозяйственное значение: водоохранное, почвозащитное, климатическое.
IV. Подведение итогов.
2