Охрана воды

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: обобщить знания: о воде; ее роли в природе и в жизни человека; о необходимости бережного отношения к воде; о причинах загрязнения водоемов. Задачи урока: Формировать знания детей о значении воды для всего живого на земле, объяснить необходимость ее охраны. Развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, способствовать развитию творческой активности. Воспитывать бережное отношение к воде, водоёмам, желание экономить воду.
Иконка файла материала конспект.docx
Предмет: познание мира Класс: 4 Тема: «Охрана воды» Предмет: познание мира Класс: 4 Тема: Охрана воды. Цель урока: обобщить знания:  о воде; ее роли в природе и в жизни человека; о необходимости  бережного отношения к воде; о причинах загрязнения водоемов. Задачи урока: Формировать знания детей о значении воды для всего живого на земле, объяснить необходимость ее охраны.  Развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать  выводы, способствовать развитию творческой активности. Воспитывать бережное отношение к воде, водоёмам, желание экономить воду. Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний Метод обучения: проблемно­поисковый. Организационные формы: работа в группах, самостоятельная и практическая работа, творческая работа. Ожидаемый результат: знание учащимися источников загрязнения воды, которые они выявят при  работе в группах из различных источников информации (учебник, раздаточный материал); смогут  объяснить причины загрязнения воды; на основе понимания материала разработают и составят  постер.  Оборудование: 2 стакана, пиала, чайная ложка, полоска цветной бумаги, соль,3 баночки с водой,  платок, индивидуальные таблицы, карта мира, ватман ­3шт,стикеры­капельки, музыкальный центр,  интерактивная доска, компьютер. Ход урока: 1. Психологический настрой.(Дети становятся в круг, взявшись за руки) ­Возьмите за руку соседа. Закройте глаза и почувствуйте тепло рук, откройте глаза и улыбнитесь  друг другу и пожелайте: «Удачи!» 2. Актуализация знаний. 1). Отгадайте загадку и определите, о чем пойдет речь на уроке. В морях и океанах обитаю,Часто по небу летаю. Когда наскучит мне летать,На землю падаю опять. (О воде) 2.Творческое задание в группах. Каждой группе я предлагаю свойство воды, о котором нужно рассказать, не называя его. Можно  привести  опыты. Другие группы — называют свойство. (На столе : 2 стакана, пиала, чайная ложка, полоска цветной бумаги, соль.  По очереди с каждой  группы выходит ученик и демонстрирует данное свойство воды) 1 группа * вода прозрачна *вода не имеет цвета 2 группа *вода не имеет запаха *у воды нет вкуса 3 группа *вода – растворитель  : вода не имеет формы, а может принимать форму того сосуда, в котором находится 3. Фокус ­ А сейчас ребята, я вам покажу один фокус. (Учитель «облачается» в одежду фокусника.Пред ним 3 баночки с водой и платок) Учитель:Ты вода­водица, Друг мой студеный. Стань вода­водица, Не простой ­ зеленой (встряхивает баночку) Ты вода­водица, Светлая как иней. Стань вода­водица, Не простой, а синей (встряхивает баночку) Ты вода­водица, Друг мой прекрасный. Стань вода­водица, Не простой, а красной. (встряхивает баночку) ­ Ребята, что же произошло?     ( Вода изменила цвет) ­ А от чего зависит цвет воды?(Цвет воды зависит от того, что в ней растворили) ­Так какое же свойство я подтвердила  фокусом? (вода­растворитель) ­ А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения? ( Когда утром  завариваем чай или  кофе) 4.Обобщение знаний о воде Знаю   Хочу узнать   Узнал   ­ У вас на партах лежат листы с таблицей ЗХУ. Предлагаю заполнить первую колонку. 3 Сообщение темы и  цели урока. Без чего не может мама 2Ни готовить, ни стирать? Чтобы плыли корабли ­ Жить нельзя нам без ...(Воды) Почему нельзя прожить без воды? — Прочитайте тему урока.( На доске открываю надпись «Охрана воды») ­А целью нашего урока является  обобщение знаний о воде, ее роли в природе и в жизни человека, о необходимости бережного отношения к воде, о причинах загрязнения водоемов. ­ Прошу вас заполнить вторую колонку в таблице ЗХУ.  Хочу узнать — работают в паре 4. Операционный этап. 1. Информация о воде. — Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета — это вода — океаны, моря,  озёра, реки.  Вода занимает больше половины поверхности земного шара.  Есть и участки белого цвета. Это  тоже вода — льды, снега, которые никогда не тают на высоких горах, в  Антарктиде.  ­Как называется такое  состояние воды? (твёрдое)  Много воды в виде мельчайших капелек в облаках, туманах, в виде пара. ­Как называется такое состояние воды? (газообразное)  В реках и озёрах вода пресная, а в морях и океанах солёная. — Какую воду мы пьём? (Пресную.) Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем. 2. Кроссворд (работа у доски) Напишите в клеточках, какие пресноводные водоёмы встречаются в природе Р….к,   б….о,   о…о,    р..а (родник,  болото, озеро, река) Напишите в клеточках, какие водоёмы с солёной водой встречаются в природе М..е,  о…н,   п….в,  з…в. (море, океан, пролив, залив) 3. Самостоятельная работа в группах ­Ребята, сейчас вам надо поработать самостоятельно. Я раздаю листочки с текстом, в котором есть  ответ на один из  вопросов: * Какая вода нужна человеку? *Кто виноват в загрязнении воды? *Как беречь и экономить воду?. ­Ваша задача перессказать эту информацию. То есть поделиться со всеми тем, что узнал. 1 группа Прочитайте текст. Какая вода нужна человеку? Почему? Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для  промышленности и сельского хозяйства. Человеку, да и всему живому нужна пресная вода.  Пресная вода находится в озёрах, реках, ледниках и под землёй. Из рек люди используют воду для  питья, полива. Пресной воды значительно меньше, чем солёной. Из­за постоянного загрязнения  запасы пресной воды все быстрее сокращаются. 2 группа Прочитайте текст. Кто виноват в загрязнении воды? Что из­за этого происходит в природе? Чистой воды на планете становится всё меньше. Виноваты в этом сами люди. Загрязнённая вода с  ферм, заводов и фабрик сливается в реки и озёра. От загрязнения воды страдает всё живое. В  водоёмах погибают растения и животные, на берегах гибнут травы, кустарники и деревья. Грязная  вода вредна для здоровья человека. В воду попадают  микробы, возбудители различных  заболеваний. Все это плохо  сказывается на здоровье и взрослых, и детей. Вода становится вредной, её нельзя пить, в ней нельзя купаться. 33 группа Прочитайте текст. Как беречь и экономить воду? Воду надо беречь. На фабриках и заводах строят очистные сооружения. В них воду очищают и  только потом сливают в реки и озёра. В сельской местности следят, чтобы в водоёмы не попадали  отходы с животноводческих ферм. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу.  Каждый человек должен беречь воду. Если ты видишь, что из крана капает вода, закрути кран. Не  трать понапрасну воду! 4. Выступления учащихся. Вывод. \Физминутка\ ( под музыку волны моря). К речке быстро мы спустились Наклонились и умылись А теперь поплывем дружно. Делать так руками нужно Вместе раз это брасс Одной другой­это кроль. Все как один плывем как дельфин Вышли на берег крутой  И отправились домой. 5. Выполнение задания у доски. — Что можете сделать вы для экономного расходования воды? Поставьте стрелочки от проблемы к решению.        ПРОБЛЕМА Через бесцельно открытый кран  выливается до 1000 литров воды  в сутки. Если чистить зубы, не закрывая   кран, расходуется до 5 литров   воды.                                                 При намыливании в  душе                                   с  открытым краном зря тратится   50 литров воды.         РЕШЕНИЕ Наберите стакан  воды и закройте кран! Закрывайте кран,  когда  намыливаетесь!   Закрывайте кран!   6. Работа по учебнику. Индивидуальная работа.(устный опрос) ­Открываем учебник на стр 60 вам необходимо найти ответы на воросы: ­Какие вредные отходы попадают в воду? ­Как происходит самоочищение водоёмов? ­Какие озёра вКазахстане стали высыхать?  7. Творческая работа. Дети в группах составляют постеры на тему: «Вода в опасности», затем  защищают их. — Как происходит загрязнение? Кто в этом виноват? Люди виновны во всех бедах. В загрязнённых реках, озёрах гибнет всё живое от сброшенных  нечистот фабрик и заводов. Вода становится вредной, её нельзя пить, в ней нельзя купаться. 5. Итог.  Заполнение таблицы ЗХУ — что узнали. (в группах) — Какой проблеме был посвящен наш урок? 4— Что произойдет, если вода исчезнет? — А как вы, ученики, можете сохранять и беречь воду? (Примерные ответы уч­ся 1. Соблюдать правила поведения в природе 2. Экономно расходовать воду 3. Не оставлять краны открытыми 4. Беречь воду от загрязнения) 6. Оценивание учащихся. (самооценка) ­ В  пустые клеточки рядом с вопросом ставим если да +, если нет­. Рядом с 6 вопросом ставим  себе оценку. Оценочный лист 1. Вспомнил ли я свойства воды?  2. Умею ли я находить новую информацию в тексте?  3. Умею ли я делать выводы?  4. Знаю лт я как беречь воду?   5. Активно ли я работал на уроке?  6. Моя оценка за урок.  7. Рефлексия  (музыка шума моря) ­ У вас на партах капельки. Если вы довольны своей работой, то под голубым облаком  прикрепите  капельку, а если нет, то прикрепите её под фиолетовым. 8. Домашнее задание Прочитать текст «Охрана воды», ответить на вопросы. На выбор: А) Придумайте и нарисуйте свой экологический знак на тему «Берегите воду!» Б) Подумайте и напишите мини­сочинение о том, как в вашей семье экономят воду. Список используемой литературы: 1.  Учебник «Познание мира» для 4 класса Алматы «Атамұра» 2011г. 2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс 2004г. 3. Авакян А.Б., Широков В.М. Комплексное использование и охрана водных ресурсов:  Учеб.пособие. ­ Мн.: Ун­кое, 1999г 4. Интернет сайты:         www.water.ru/bz/likbez/aboutw.shtml «О воде»         http://watermarket.ru/articles/2599 «О запасах пресной воды»          http://www.odnavoda.ru/txt.php?id=145 «Международная академия здоровья о воде. 5