«Ой, как скользко!»
Конспект занятия по ППД.
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях – гололеде, гололедице.
Задачи:
· Уточнить и расширить представления детей о способах безопасного поведения на улице во время гололеда на дороге.
· Формировать целостную картину мира, расширить кругозор в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни.
· Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, правил поведения в стандартных опасных ситуациях.
· Развивать художественное восприятие.
Словарная работа: гололед, гололедица.
Ход занятия:
Учитель. Ребята, мы живем в красивом городе Красноуральске. Особенно прекрасен наш город зимой: кругом много снега, деревья покрыты серебристым инеем. По широким заснеженным улицам движутся автомобили, едут автобусы, по тротуару ходят пешеходы, и никто ни кому не мешает, потому что все выполняют правила дорожного движения.
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
- Ребята, скажите, почему хорошо и почему плохо.
· Зима
(хорошо - много снега, ребятам нравятся зимние забавы, они с удовольствием
строят из снега снежные постройки и ледяные горки;
плохо – на дорогах скапливается много снега, появляются пробки, заносы).
· Лед
(хорошо - мы катаемся на коньках, играем в хоккей, строим ледяные дорожки и
горки, открывается зимняя рыбалка; лед это хорошо для мороженного летом, не
растает;
плохо – на дорогах и тротуарах скользко, аварии на дорогах, падение людей). (катание на коньках, играем в хоккей, зимняя рыбалка; плохо аварии на дорогах, падение людей).
Учитель. Зимой очень часто на дороге образуется гололед и гололедица.
Гололед – это слой плотного льда, который образовался на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах.
Гололедица образуется только на поверхности земли. И сегодня мы с вами поговорим о том, как надо себя вести на скользкой дороге.
Послушайте стихотворение Валентина Берестова «Гололедица»
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!
Учитель. Как вы думаете, почему никто не радуется тому, что на улице гололедица?
Дети: скользко, падают.
Учитель. Чтение стихотворения «Гололед».
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололед,
И машины все несет.
Тротуары как каток,
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела,
Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда!
Есть для дворников работа.
Соль насыпать и песок
Чтоб пройти мог пешеход.
Дидактическая игра «Отгадай загадку»
Под ногами все куда-то
Ускользает и плывет.
И смешно, и страшновато:
На дороге … (Гололед)
Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)
Учитель. Зима – самый опасный период для водителей и пешеходов. Почему ребята?
Ответ детей. Количество ДТП возрастает, если на улице ветер, температура ноль градусов, на дорогах возникает гололед; машинам по скользкой дороге гораздо сложнее затормозить, чем на сухом асфальте, потому что тормозной путь в гололед становится длиннее.
Учитель. Ребята, что такое тормозной путь машины?
Ответ детей. Это расстояние, которое проходит автомобиль с того момента как водитель нажал на тормоз, до полной остановки транспортного средства.
Учитель. Пешеходы в гололед тоже должны быть внимательными и осторожными. Обувь должна быть на пористой основе, так как она меньше скользит по льду.
Рассказ В. Осеевой «Просто старушка»
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! Ответил ей мальчик. – Это просто старушка.
Учитель. Почему старушка упала?
Дети: Она упала, потому что скользко, гололед.
Учитель. А что бы вы сделали, если бы оказались рядом с бабушкой (ответы детей)
Учитель. А какой мальчик?
Дети: добрый, внимательный, отзывчивый.
Учитель. Ребята как надо передвигаться по дороге (смотреть себе под ноги, стараться обходить опасные места).
Учитель. Когда дорога очень скользкая и по ней тяжело идти, необходимо соблюдать определенные правила.
Правила:
· По возможности нужно обходить скользкие участки; идти нужно осторожно, наступая на всю стопу.
· Чтобы не получить травму – надо уметь падать правильно: если вы поскользнулись, постарайтесь упасть вперед, на живот, вытянув вперед руки, слегка согнутые в локтях – чтобы не было перелома, ладони смягчают удар.
· При падении голову нужно приподнять, чтобы не поранить лицо; не падайте на колени: лучше запачкать одежду, нежели получить серьезную травму.
· Если вы падаете назад, успейте сгруппироваться, округлив спину и поджав колени к животу. (Падение на спину плашмя может привести к травме позвоночника).
Учитель. Что может произойти, если вы неправильно упали?
Дети: сломать руку, ногу, получить травму и попасть в больницу.
Учитель. И еще одно важное правило, которое обязательно нужно помнить: будьте особенно внимательными, когда переходите дорогу! Ни в коем случае не нарушайте правила перехода через улицу. На гололеде автомобиль может занести, и он не успеет вовремя затормозить.
Проведем эксперимент: сначала надо толкнуть машинку по ковру, а затем по гладкому полу. Почему по ковру машина проехала меньше расстояние, чем по гладкой поверхности?
Дети: чем более скользкой будет поверхность, тем дальше укатится машинка.
Учитель. Ребята, многие из вас не раз ездили на машине. А как водитель должен вести машину, чтобы избежать заносов на дороге?
Дети: двигаться с невысокой скоростью. Держать дистанцию между машинами, избегать резкого торможения на поворотах, плавно поворачивать руль, ехать с включенными фарами.
Учитель. Ребята, а какие вы знаете пословицы о дороге?
· Тише едешь – дальше будешь.
· В темную ночь дорога далека.
· Дорога даже в ухабах, лучше бездорожья.
· И на ровной дороге люди ломают ноги.
Игра «Прокати на саночках безопасно»
(на листах из картона - это воображаемые санки, дети везут игрушку до ориентира и обратно. 2 команды.)
Игра «Хоккей»
(2 команды, 2 клюшки, 2 воздушных шара. 2 е ворот (стулья стоят на определённом расстоянии от команд) Клюшкой довести воздушный шарик и загнать «шайбу» между ножек стула «ворота»
Игра «Паровозик»
(2 команды, первый ребёнок бежит, оббегает ориентир, бежит к команде, второй зацепляется руками за первого, бегут вдвоём, оббегают ориентир, бегут за третьим и т.д.)
Учитель. А чем опасны сосульки? Правильно, они могут упасть с крыши прямо на голову человеку, и он получит травму или того хуже. А еще? Кто нибудь пробовал брать сосульки в рот и сосать их как леденцы? Так тоже делать нельзя, во-первых, они грязные, а во-вторых, можно заболеть ангиной.
А теперь давайте поиграем в игру «Сосулька»:
Игра «Сосулька».
Вниз головой висит сосулька, |
Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком. |
От солнца насморк у нее. |
трогают себя за нос |
То от тепла она заплачет, |
собирают «слезы» в ладонь. |
То платьице ушьет свое. |
проводят руками по телу сверху вниз, горизонтальным движением «обрезают» длину. |
Придет мороз - заледенеет, |
обнимают себя руками, дрожат |
Немного за ночь подрастет, |
Руки вытягивают вверх, встают на носочки |
Окрепнет телом, потолстеет, |
руки округляют по бокам |
Тяжелой станет- упадет. |
приседают. |
Учитель. Что же делать, чтобы на нас с вами не упали сосульки с крыши?
Ответ детей.
Учитель. Нужно оградить такие зоны различными ограждениями: веревками с красными флажками, щиты или заборы и т. д. Специальные службы скидывают снег с
крыш, обледенения, сбивают сосульки, а в больших городах есть крыши, которые сами сбрасывают обледенения, но их пока еще очень мало.
Запомните правила, чтобы избежать травм по вине сосулек и схода снега с крыш, нельзя:
• Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!
• Подходить и трогать свисающие сосульки!
• Нельзя сосать, и есть сосульки!
• Не кидайся сосулькой или снегом!
• Будь внимательным и наблюдательным!
• Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!
• Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других (например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей!
. Учитель. Спасибо вам, ребята, что помогли мне, всё правильно объяснили об опасностях на дороге. Молодцы, а самое главное сами помните о правилах безопасности и выполняйте их. До новых встреч.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.