Класс 9 Б Дата 12.12.20г.
Тема урока: «Окислительные свойства серной кислоты».
Цель урока: расширение знаний о серной кислоте за счет включения в неё новых элементов о свойствах концентрированной серной кислоты и её применении.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Планируемые результаты:
1) предметные: актуализировать опорные знания об основных классах неорганических веществ; расширить и углубить знания о кислотах, окислительно-восстановительных реакциях; продолжить формировать умение правильно составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, расставлять коэффициенты методом электронного баланса; формировать умение выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерность, искать новые факты, объяснять причину этих изменений;
2) метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, формирование навыков химического эксперимента при строгом соблюдении правил техники безопасности; развитие у учащихся самостоятельности; внимательности; умение организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
3) личностные: формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.
Универсальные учебные действия:
1) личностные: владение самоанализом, самоконтролем и коррекцией достигнутых результатов;
2) познавательные: уметь найти и выделить необходимую информацию, уметь сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать;
3) регулятивные: постановка цели и анализ условий достижения цели;
прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата;
4) коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами (владеть способами взаимодействия с окружающими, владеть разными видами речевой деятельности); умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, показать связь изучаемого материала с жизнью.
Средства обучения: презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
3. Актуализация знаний.
4. Изучение нового материала.
Постановка проблемы: Как вы думаете, различаются ли по свойствам разбавленная и концентрированная серная кислота?
1. С водой образуются гидраты:
Опыт "Гигроскопичность серной кислоты"
H2SO4 + nH2O = H2SO4 · nH2O + Q
Органические вещества обугливаются!!!
C12H22O11 (сахароза) - H2SO4(конц., -11H2O → 12С (уголь)
ОПЫТ Обугливание сахарозы
2. Серная кислота окисляет неметаллы:
неМе + H2SO4(конц.) = H2O + SO2 + кислородсодержащая кислота неМе, здесь степень окисления неМе – высшая |
C + 2H2SO4 = 2H2O + CO2 + 2SO2
S + 2H2SO4 = 3SO2 + 2H2O
2P + 5H2SO4 = 2H3PO4 + 5SO2 + 2H2O
3. Взаимодействие серной кислоты с металлами:
ОПЫТ
H2SO4 (конц.) + Me = соль + H2O + Х
|
Щелочные и щелочноземельные |
Fe, Cr, Al |
Металлы до водорода Сd-Pb |
Металлы после водорода (при t) |
Au, Pt |
X |
H2S↑ могут S↓ или SO2↑ |
1) пассивируются на холоде; 2) при нагревании → SO2↑ |
S↓ могут H2S или SO2 |
SO2↑ |
- |
а) концентрированная H2+6SO4 – сильный окислитель; при взаимодействии с металлами (кроме Au, Pt) может восстанавливаться до S+4O2, S0 или H2S-2 (без нагревания не реагируют также Fe, Al, Cr - пассивируются):
2Ag0 + 2H2+6SO4 → Ag2+1SO4 + S+4O2 + 2H2O
8Na0 + 5H2+6SO4 → 4Na2+1SO4 + H2S-2 + 4H2O
б) концентрированная H2S+6O4 реагирует при нагревании с некоторыми неметаллами за счет своих сильных окислительных свойств, превращаясь в соединения серы более низкой степени окисления, (например, S+4O2):
С0 + 2H2S+6O4(конц) → C+4O2 + 2S+4O2 + 2H2O
S0 + 2H2S+6O4(конц) → 3S+4O2 + 2H2O
2P0 + 5H2S+6O4(конц) → 5S+4O2 + 2H3P+5O4 + 2H2O
Учитель предлагает рассмотреть свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты на примере взаимодействия с металлами: цинком и медью. Организует просмотр видеоопыта «Взаимодействие серной кислоты с металлами».
Учитель: в чем состоит различие взаимодействия концентрированной и разбавленной серной кислоты с цинком и медью?
Предполагаемые ответы учащихся: разбавленная серная кислота не растворяет медь, а концентрированная растворяет; при взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами образуется сернистый газ.
Учитель: какая серная кислота – разбавленная или концентрированная – является более сильным окислителем и в чем это проявляется?
Предполагаемый ответ учащихся: более сильный окислитель – концентрированная серная кислота, так как она окисляет металлы, стоящие в ряду активности после водорода.
Постановка проблемы: почему концентрированная серная кислота является более сильным окислителем?
Учитель предлагает учащимся записать тему урока в тетради и составить уравнения реакций взаимодействия разбавленной и концентрированной серной кислоты с цинком и медью, расставить коэффициенты методом электронного баланса, определить окислитель и восстановитель.
Учащиеся делают вывод, что в разбавленной серной кислоте окислителем является водород в степени окисления +1, а в концентрированной – сера в степени окисления +6.
Учитель помогает учащимся сделать обобщающий вывод: сера в степени окисления +6 является более сильным окислителем, чем водород +1, поэтому концентрированная серная кислота способна окислять малоактивные металлы.
Учитель сообщает, что концентрированная серная кислота отнимает воду от органических веществ, обугливая их. Проводит демонстрационный эксперимент «Обугливание сахарной пудры концентрированной серной кислотой». Обращает внимание на правила по технике безопасности при работе с концентрированной серной кислотой.
Учитель отмечает, что изучение свойств серной кислоты имеет важное практическое значение, так как она широко применяется в хозяйственной деятельности человека.
5. Закрепление изученного.
№1. Запишите уравнения
реакций между серной концентрированной кислотой и следующими веществами:
натрия, ртуть, сера.
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса , укажите окислитель и
восстановитель.
1) 3H₂S⁺⁶O₄(конц) + 2Na⁰ = 2Na⁺¹HSO4 + S⁺⁴O2↑ + 2H2O
S⁺⁶ + 2e = S⁺⁴ | 1 - окислитель, процесс восстановления
Na° - 1e = Na⁺¹ | 2 - восстановитель, процесс окисления
2. 2H2S⁺⁶O4(конц) + Hg⁰ = Hg⁺²SO4 + S⁺⁴O2↑ + 2H2O
S⁺⁶ + 2e = S⁺⁴ | 1 - окислитель, процесс восстановления
Hg° - 2e = Hg⁺² | 1 - восстановитель, процесс окисления
3. 2H2S⁺⁶O4(конц) + S⁰ = 3S⁺⁴O2↑ + 2H2O
S⁺⁶ + 2e = S⁺⁴ | 2 - окислитель, процесс восстановления
S° - 4e = S⁺⁴ | 1 - восстановитель, процесс окисления
№2. Вычислите объём газа (н.у.), который образуется при взаимодействии 15% - ного раствора серной кислоты массой 900 г с цинком?
Дано:
Решение: x
mр-р(H2SO4)-900г
H2SO4+Zn=ZnSO4+H2
ω(H2SO4)-15% 1
моль 1 моль
_______________
V(H2)-?
mв-ва(H2SO4) = mр-ра*ωр-ра / 100% = 900г*15% / 100% = 135г
Ню(H2SO4)= m / M = 135г / 98 г\моль =1,38 моль
Ню(H2) = Ню(H2SO4)=1,38 моль
V(H2)= 1,38 моль* 22,4 л\моль=30,9 л
Ответ: V(H2) = 30,9 л
№3. Осуществите превращения
по схеме:
Сu -> CuSO4 -> Cu(OH)2 -> CuO ->
CuSO4 -> BaSO4
1)2H2SO4 конц. + Cu = SO2↑ + CuSO4 + 2H2O
2) CuSO₄ + 2NaOH = Cu(OH)₂ + Na₂SO₄;
3) Cu(OH)₂ = CuO + H₂O.
4) CuO+H2SO₄=H₂O+CuSO₄
5)CuSO4 + Ba(NO3)2 → Cu(NO3)2 + BaSO4
6. Домашнее задание.
________________________
7. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Я попрошу вас оценить нашу с вами работу на уроке.
Что нового вы сегодня узнали (чего не знали ранее)?
Какие практические умения и навыки вы сегодня применяли?
Что понравилось в нашей работе и что не понравилось?
Что было непонятно? Что вы научились выполнять?
Какие были затруднения?
Что показалось интересным?
Спасибо за наше сотрудничество!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.