Окружающий мир (2-й класс). Тема: Глобус и карта.
Оценка 5

Окружающий мир (2-й класс). Тема: Глобус и карта.

Оценка 5
doc
02.04.2024
Окружающий мир (2-й класс). Тема: Глобус и карта.
Окружающий мир.doc

Окружающий мир (2-й класс).

Тема: Глобус и карта.

Цели:

– ознакомить учеников с особенностями глобуса и карты полушарий и с их отличиями.

Оборудование: глобус (по одному на группу), карта полушарий, развёртка глобуса и склеенный из долек бумаги глобус, апельсин, мячик резиновый, листы бумаги. Плакат «Глобус и карта» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Организационный момент.

Эмоциональный

настрой,

мотивация и

самоопределение

к учебной

деятельности.

 

Проверка домашнего задания.

 

 

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 

- Прозвенел звонок веселый,

  Урок по окружающему миру начать - готовы?

  Девиз урока:

  Будем наблюдать, исследовать, делать выводы, рассуждать,

  И друг другу помогать!

 

 

 

Работа по рядам.   Задание на карточке:

Что изображено? Подпишите. Дайте определение.

 

 

Повторение.

- План, карта, масштаб – основные слова (географические термины) прошлого урока.

- А для чего были созданы план и карта? (Чтобы исследовать нашу планету).

- Исследовать нашу планету Земля вам также поможет… Что? Подскажет загадка.

- Шар не велик,

Лениться не велит.

Если знаешь ты предмет

Он покажет нам весь свет! (Глобус)

-Что такое глобус? (Модель Земли)

 - План, карта, глобус. Какой географический термин можно считать лишним среди трех и почему? (План – небольшой участок земли, а на карте и глобусе изображена вся земная поверхность.)

- Назовите тему урока. (Глобус и карта.)

– Определяем основной вопрос (проблему) урока.

( Слайд . На экране Винни-Пух с друзьями)

_На стр. 84 рассмотрите центральный рисунок. Кого вы видите?

·         Вот - славный мишка Винни-Пух!

·          Любой его поймёт:

·          Чтоб бодр был медвежий дух,

·          Герою нужен мёд.

·          Горшочек с мёдом – вот мечта,

·          Манящая всегда.

·          Друзья, вперёд, за ним, в поход!

·          Искать мы будем мёд!

- Наши герои основательно подготовились к походу. Что они с собой взяли? (Глобус)

– Скажите, изображение на глобусе крупное или мелкое? (Достаточно мелкое.)

– Можно ли там найти названия городов? (Да, вот Москва, Саратов…)

– А названия деревень? (Нет.)

– Что нужно сделать с глобусом, чтобы на нём уместились названия деревень и маленьких городов? (Нужно его увеличить.)

– А если мы захотим, чтобы на нём уместились улицы городов, что нужно сделать? (Нужно ещё увеличить его.)

– Как вы думаете, каким он будет по размеру? (Очень большим.)

– Удобно носить такой глобус, чтобы ориентироваться в дороге во время путешествия?

-Мы говорили, что глобус помогает определить расположение далеких от нас мест. Поможет ли он найти героям дуб с медом, ведь он расположен близко?

 (Версии детей)

-В этом случае, что может помочь путешественникам найти нужный объект? (Карта)

Что вы уже знаете про карту? (Изображение поверхности Земли с помощью условных знаков)

А разве на карте обозначен дом Пуха, дерево с медом? (Ученики дают свои версии ответов и обнаруживают уровень своего незнания)

 

-Что удобнее взять в путешествие: глобус или карту?

 

-Мы не знаем, что удобнее взять в путешествие глобус или карту.

 

 

А чем отличаются изображения на глобусе и карте? (Мы пока не знаем)

- Сформулируйте проблемный вопрос, ответ на который мы должны получать в течение всего урока. (Чем глобус лучше карты, а карта лучше глобуса.)

 

– Составим план урока.

Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.

 -Что мы должны узнать? (Как появилась карта, ее отличие от глобуса)

План (примерный).

1.     Выяснить сходство и различие глобуса и карты.

     2.Узнать, как появилась карта. Провести опыт.

 

 

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какие умение формировали? ( Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, обобщать классифицировать по признакам, ориентироваться на развороте учебника. Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу.)

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

 

1 4 3 3 4 3

Ι. Практическая работа.

– У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете?

– Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.)

– Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете?

– Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему?

 

Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.

 

 1

 

 

 2

 

 

 3

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.

 

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа с учебником

- Вспоминаем то, что знаем о глобусе и карте , узнаем новое,  составим таблицу отличий  и сходства.

- Ребята, а вы знаете, кто изобрел первый глобус? Послушайте выступления ребят.

- Что мы знаем о глобусе?

- Рассказ составите, работая в группе.

 

Установка на работу.

- Не забывайте, что каждый должен стараться для группы, никто не должен забывать, что он не один, быть внимательным к своим товарищам. Пользуйтесь памяткой.

Памятка работы в группах:

Распределите роли:

    кто будет выразительно читать

    кто расскажет, как работать

    кто будет вести запись

    кто будет выступать

    кто будет оценивать

- Пожелайте друг другу удачи (соединяют ладони).

 

(Учитель дает задание на листочках)

Глобус – это …Земли. Он похож на …  На нем хорошо

видно, как расположены материки, океаны, моря.  Линии, которые соединяют полюса, называются…, одна из них более темного цвета. Она делит глобус на две части:… и … полушарие.  Линии, которые расположены параллельно экватору называются…  Некоторые из них имеют свои названия:…, …,…,…,…

(Модель,  шар,  меридианами , Западное , Восточное , параллелями , Северный полярный круг , Южный полярный круг,  экватор,  Северный тропик , Южный тропик)

Алгоритм самооценки:

 

- Много вы рассказали о глобусе. А сейчас разговор пойдет о карте.

Учением о способах изображения Земли, отдельных стран и местностей на плоскости занимается картография.

А  ученого, составляющего карты называют – картограф.

-Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (Ученики делятся по группам. Одной группе учитель дает апельсин, другой – резиновый мяч, третьей – воздушный шар, четвертой – глобус из бумаги, разрезанный по меридианам)

- Какие предметы, окружающие нас сходны с глобусом? (Апельсин,  мяч, воздушный шар, мандарин, арбуз)

 - Переносим изображение Земли с глобуса на карту.

 

- Именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим.

 

Потом дольки апельсина он разложил на листе бумаги так, как они покрывали его.

 

 

– Откройте с. 128–129. Сравните глобус и карту. (Глобус имеет форму шара, а карта – форму круга. Карта полушарий состоит из двух частей, а глобус целый).

– Давайте внимательнее рассмотрим горизонтальные линии на глобусе. Что вы можете сказать об их длине, о том, откуда они начинаются? Есть ли среди них особенные?

Дети рассматривают глобус и приходят к  такому выводу:

– Эти линии имеют разную длину, не имеют ни начала, ни конца и напоминают окружности. Некоторые из них имеют свои названия: Северный и Южный полярный круг, экватор, Северный и Южный тропик.

– На какие части делит глобус экватор? (Мы думаем, на южную и северную часть.)

– Кто вспомнит, как называются эти линии и части? (Эти линии называются параллелями, а экватор делит глобус на Северное и Южное полушарие.)

– Скажите, а можно ли сказать, что такие линии начерчены на нашей планете? Давайте посмотрим на плакат «Глобус и карта» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). Есть ли они на Земле? (Нет, такие линии придумали люди, и найти их можно на глобусе.)

– Понаблюдайте за вертикальными линиями. Как они называются? Отличаются ли они по длине, где начинаются, где заканчиваются, есть ли среди них особенные?

Дети выполняют задание и представляют свои версии.

– Это меридианы. Мы отметили, что эти линии одинаковые по длине, начинаются у одного полюса и заканчиваются у другого. Одна из них более тёмного цвета. Она делит глобус на две части: Западное и Восточное полушарие.

 – Давайте посмотрим на плакат «Глобус и карта» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса) Что такое земная ось? Видна ли она на поверхности Земли? (Нет, её не видно. Она есть только на глобусе.)

Расскажите о двух способах, с помощью которых можно глобус превратить в карту. В рассказе используйте слова «параллель» и «меридиан». (Работа с учебником, с. 85).

Каждая из групп получает один способ. Ребята в группах обсуждают свой способ превращения глобуса в карту, используя в качестве модели аккуратно снятую шкурку от апельсина.

Презентация работы группы с использованием рисунков в учебника).

– Можно ли сделать карту всего земного шара без искажений? Можно ли получить из апельсинных корок плоское изображение, не растягивая их?

   (Нет, без искажений сделать карту нельзя.)

Как точнее объяснить Мише, где находится остров? (Нам помогут параллели и меридианы.)

– Выполните задание 4 в Рабочей тетради.

Ребята выполняют задания.

 

Максимум.

– Откройте с. 89 учебника и постарайтесь найти ответы на вопросы.

– Как называются невидимые линии на поверхности Земли, вдоль которых полдень наступает одновременно? (Меридианы.)

– А какие линии делят поверхность Земли на области, получающие одинаковое количество тепла от солнца? Какие из них имеют особое название? (Параллели.)

Работа в группах.    

– Выберите задание из Рабочей тетради выполните его.

1-я группа – задание 1.

2-я группа – задание 2.

– Выполните задание из учебника со с. 84:

1-я группа. Каким линиям соответствуют границы зелёных и чёрных полосок арбуза?

2-я группа. По каким линиям режут лимон?

Учитель предлагает ответить на вопросы после темы.

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

ΙΙΙ. Итог урока.

 

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

 

 

 

 

IV. Домашнее задание.

 

 

  Рабочая тетрадь с. 27,28.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Окружающий мир (2-й класс). Тема:

Окружающий мир (2-й класс). Тема:

Прозвенел звонок веселый,

Прозвенел звонок веселый,

Можно ли там найти названия городов? (Да, вот

Можно ли там найти названия городов? (Да, вот

Чем глобус лучше карты, а карта лучше глобуса

Чем глобус лучше карты, а карта лучше глобуса

Пользуйтесь памяткой. Памятка работы в группах:

Пользуйтесь памяткой. Памятка работы в группах:

Ученики делятся по группам.

Ученики делятся по группам.

Кто вспомнит, как называются эти линии и части? (Эти линии называются параллелями, а экватор делит глобус на

Кто вспомнит, как называются эти линии и части? (Эти линии называются параллелями, а экватор делит глобус на

Как точнее объяснить Мише, где находится остров? (Нам помогут параллели и меридианы

Как точнее объяснить Мише, где находится остров? (Нам помогут параллели и меридианы

Итог урока. – Что нового узнали? –

Итог урока. – Что нового узнали? –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2024