Окружающий мир (2-й класс).
Тема: Глобус и карта.
Цели:
– ознакомить учеников с особенностями глобуса и карты полушарий и с их отличиями.
Оборудование: глобус (по одному на группу), карта полушарий, развёртка глобуса и склеенный из долек бумаги глобус, апельсин, мячик резиновый, листы бумаги. Плакат «Глобус и карта» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Организационный момент. Эмоциональный настрой, мотивация и самоопределение к учебной деятельности.
Проверка домашнего задания.
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
|
- Прозвенел звонок веселый, Урок по окружающему миру начать - готовы? Девиз урока: Будем наблюдать, исследовать, делать выводы, рассуждать, И друг другу помогать!
Работа по рядам. Задание на карточке: Что изображено? Подпишите. Дайте определение.
Повторение. - План, карта, масштаб – основные слова (географические термины) прошлого урока. - А для чего были созданы план и карта? (Чтобы исследовать нашу планету). - Исследовать нашу планету Земля вам также поможет… Что? Подскажет загадка. - Шар не велик, Лениться не велит. Если знаешь ты предмет Он покажет нам весь свет! (Глобус) -Что такое глобус? (Модель Земли) - План, карта, глобус. Какой географический термин можно считать лишним среди трех и почему? (План – небольшой участок земли, а на карте и глобусе изображена вся земная поверхность.) - Назовите тему урока. (Глобус и карта.) – Определяем основной вопрос (проблему) урока. ( Слайд . На экране Винни-Пух с друзьями) _На стр. 84 рассмотрите центральный рисунок. Кого вы видите? · Вот - славный мишка Винни-Пух! · Любой его поймёт: · Чтоб бодр был медвежий дух, · Герою нужен мёд. · Горшочек с мёдом – вот мечта, · Манящая всегда. · Друзья, вперёд, за ним, в поход! · Искать мы будем мёд! - Наши герои основательно подготовились к походу. Что они с собой взяли? (Глобус) – Скажите, изображение на глобусе крупное или мелкое? (Достаточно мелкое.) – Можно ли там найти названия городов? (Да, вот Москва, Саратов…) – А названия деревень? (Нет.) – Что нужно сделать с глобусом, чтобы на нём уместились названия деревень и маленьких городов? (Нужно его увеличить.) – А если мы захотим, чтобы на нём уместились улицы городов, что нужно сделать? (Нужно ещё увеличить его.) – Как вы думаете, каким он будет по размеру? (Очень большим.) – Удобно носить такой глобус, чтобы ориентироваться в дороге во время путешествия? -Мы говорили, что глобус помогает определить расположение далеких от нас мест. Поможет ли он найти героям дуб с медом, ведь он расположен близко? (Версии детей) -В этом случае, что может помочь путешественникам найти нужный объект? (Карта) Что вы уже знаете про карту? (Изображение поверхности Земли с помощью условных знаков) А разве на карте обозначен дом Пуха, дерево с медом? (Ученики дают свои версии ответов и обнаруживают уровень своего незнания)
-Что удобнее взять в путешествие: глобус или карту?
-Мы не знаем, что удобнее взять в путешествие глобус или карту.
А чем отличаются изображения на глобусе и карте? (Мы пока не знаем) - Сформулируйте проблемный вопрос, ответ на который мы должны получать в течение всего урока. (Чем глобус лучше карты, а карта лучше глобуса.)
– Составим план урока. Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке. -Что мы должны узнать? (Как появилась карта, ее отличие от глобуса) План (примерный). 1. Выяснить сходство и различие глобуса и карты. 2.Узнать, как появилась карта. Провести опыт.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какие умение формировали? ( Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, обобщать классифицировать по признакам, ориентироваться на развороте учебника. Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу.)
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
|
1 4 3 3 4 3 Ι. Практическая работа. – У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете? – Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.) – Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете? – Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему?
Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.
1
2
3 |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. |
Работа с учебником - Вспоминаем то, что знаем о глобусе и карте , узнаем новое, составим таблицу отличий и сходства. - Ребята, а вы знаете, кто изобрел первый глобус? Послушайте выступления ребят. - Что мы знаем о глобусе? - Рассказ составите, работая в группе.
Установка на работу. - Не забывайте, что каждый должен стараться для группы, никто не должен забывать, что он не один, быть внимательным к своим товарищам. Пользуйтесь памяткой. Памятка работы в группах: Распределите роли: кто будет выразительно читать кто расскажет, как работать кто будет вести запись кто будет выступать кто будет оценивать - Пожелайте друг другу удачи (соединяют ладони).
(Учитель дает задание на листочках) Глобус – это …Земли. Он похож на … На нем хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря. Линии, которые соединяют полюса, называются…, одна из них более темного цвета. Она делит глобус на две части:… и … полушарие. Линии, которые расположены параллельно экватору называются… Некоторые из них имеют свои названия:…, …,…,…,… (Модель, шар, меридианами , Западное , Восточное , параллелями , Северный полярный круг , Южный полярный круг, экватор, Северный тропик , Южный тропик) Алгоритм самооценки:
- Много вы рассказали о глобусе. А сейчас разговор пойдет о карте. Учением о способах изображения Земли, отдельных стран и местностей на плоскости занимается картография. – А ученого, составляющего карты называют – картограф. -Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (Ученики делятся по группам. Одной группе учитель дает апельсин, другой – резиновый мяч, третьей – воздушный шар, четвертой – глобус из бумаги, разрезанный по меридианам) - Какие предметы, окружающие нас сходны с глобусом? (Апельсин, мяч, воздушный шар, мандарин, арбуз) - Переносим изображение Земли с глобуса на карту.
- Именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим.
Потом дольки апельсина он разложил на листе бумаги так, как они покрывали его.
– Откройте с. 128–129. Сравните глобус и карту. (Глобус имеет форму шара, а карта – форму круга. Карта полушарий состоит из двух частей, а глобус целый). – Давайте внимательнее рассмотрим горизонтальные линии на глобусе. Что вы можете сказать об их длине, о том, откуда они начинаются? Есть ли среди них особенные? Дети рассматривают глобус и приходят к такому выводу: – Эти линии имеют разную длину, не имеют ни начала, ни конца и напоминают окружности. Некоторые из них имеют свои названия: Северный и Южный полярный круг, экватор, Северный и Южный тропик. – На какие части делит глобус экватор? (Мы думаем, на южную и северную часть.) – Кто вспомнит, как называются эти линии и части? (Эти линии называются параллелями, а экватор делит глобус на Северное и Южное полушарие.) – Скажите, а можно ли сказать, что такие линии начерчены на нашей планете? Давайте посмотрим на плакат «Глобус и карта» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). Есть ли они на Земле? (Нет, такие линии придумали люди, и найти их можно на глобусе.) – Понаблюдайте за вертикальными линиями. Как они называются? Отличаются ли они по длине, где начинаются, где заканчиваются, есть ли среди них особенные? Дети выполняют задание и представляют свои версии. – Это меридианы. Мы отметили, что эти линии одинаковые по длине, начинаются у одного полюса и заканчиваются у другого. Одна из них более тёмного цвета. Она делит глобус на две части: Западное и Восточное полушарие. – Давайте посмотрим на плакат «Глобус и карта» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса) Что такое земная ось? Видна ли она на поверхности Земли? (Нет, её не видно. Она есть только на глобусе.) – Расскажите о двух способах, с помощью которых можно глобус превратить в карту. В рассказе используйте слова «параллель» и «меридиан». (Работа с учебником, с. 85). Каждая из групп получает один способ. Ребята в группах обсуждают свой способ превращения глобуса в карту, используя в качестве модели аккуратно снятую шкурку от апельсина. Презентация работы группы с использованием рисунков в учебника). – Можно ли сделать карту всего земного шара без искажений? Можно ли получить из апельсинных корок плоское изображение, не растягивая их? (Нет, без искажений сделать карту нельзя.) – Как точнее объяснить Мише, где находится остров? (Нам помогут параллели и меридианы.) – Выполните задание 4 в Рабочей тетради. Ребята выполняют задания.
Максимум. – Откройте с. 89 учебника и постарайтесь найти ответы на вопросы. – Как называются невидимые линии на поверхности Земли, вдоль которых полдень наступает одновременно? (Меридианы.) – А какие линии делят поверхность Земли на области, получающие одинаковое количество тепла от солнца? Какие из них имеют особое название? (Параллели.) Работа в группах. – Выберите задание из Рабочей тетради выполните его. 1-я группа – задание 1. 2-я группа – задание 2. – Выполните задание из учебника со с. 84: 1-я группа. Каким линиям соответствуют границы зелёных и чёрных полосок арбуза? 2-я группа. По каким линиям режут лимон? Учитель предлагает ответить на вопросы после темы.
– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали?
|
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Итог урока. |
– Что нового узнали? – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
|
|
IV. Домашнее задание.
|
Рабочая тетрадь с. 27,28. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.