На нашем уроке присутствуют гости.
Что бы вы пожелали друг другу на сегодняшний урок?
- Мы отправляемся в путешествие и познакомимся с вами, а вот с чем? Вы узнаете, если внимательно послушаете стихотворение.
Кем был твой прадед на Руси –
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва – дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
А прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.
-Чем необычны эти фамилии?
- Так о чём же пойдёт сегодня речь на уроке? Сформулируйте тему урока. (Какими ремёслами занимались в старину)
- Кто считает, что уже достаточно знает о ремёслах – поднимите руку.
- Кто считает, что много ещё осталось секретов народных ремёсел, которые необходимо исследовать - поднимет руку.
Так какова цель нашего урока? (узнать, что создавалось трудом разных ремесленников)
- Ребята, а вы встречали уже это слово в жизни? Как вы думаете, что оно обозначает?
-Как называли человека, который занимался ремеслом? (учебник)
Предположите, когда же возникло ремесло?
-Древняя Русь издавна славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Со временем человек стал заниматься тем ремеслом, которое у него лучше получалось.
Определить профессию мастера – ремесленника по его изделию ( слайды)
-Хотите не только увидеть, но и на себе испытать, как жили и работали наши предки?
Вы сидите группами, каждая группа представляет мастерскую ремесленника. Для того, чтобы определить, какую ремесленную мастерскую будет представлять каждая группа, вам нужно из конверта достать листок с загадкой. Догадаться, что это за ремесло.
Каждая группа готовит рассказ о ремёслах. Стр. учебника 137 – 142
Защита ремёсел.
- Ребята, а сохранились ли ремёсла в наши дни?
-Можно и сейчас встретить мастеров, которые своими руками создают изделия. Этот труд ценится, он очень кропотливый, трудоёмкий, требующий терпения, но в некоторых видах ручной труд заменили станки на заводах. Я думаю, что вы будете достойными приемниками многих традиций России, и в будущем своим трудом прославите своё имя.
Работа в группах
1 группа – кузнецы
2 группа – гончары
3 группа – стеклодувы
4 группа – столяры
5 группа – художественная роспись
-Ребята, а где мы можем представить своё ремесло и свои изделия?
- На ярмарке
Подведём итог:
-С какими ремёслами вы познакомились?
-Как вы думаете, все ли ремёсла мы назвали?
Историки насчитывают более 200 видов ремёсел
- А какие ещё ремёсла существовали?
Закончить урок я хочу притчей. Послушайте.
Шёл мудрец и встретил 3 работников.
« Что ты сегодня делал?» -
спросил он каждого.
Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни».
Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».
Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое
удовлетворение».
- Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость и новые открытия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.