Олимпиада по дисциплине "Русский язык" для обучающихся 1 курсов СПО. Вопросы и задания.

  • docx
  • 21.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Олимпиада по дисциплине русский язык. Вопрсы и задания..docx

ОЛИМПИАДА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Задание 1. Расставьте ударение в словах : сливовый, петля, усугубить, , балюстрада, обжитое, бармен, эксперт, перчить, форзац, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, вечеря, знамение, озвучение, задолго, еретик, анатом, донельзя. (0,5 балла за правильный ответ)

Задание 2. В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?

1) крыжовник       5) чувство

2) четвёрка           6)юность

3) фасоль              7)якорь

4) вьюга                8) лекция (2балла)

Задание 3. В данной ниже шутке из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля использованы названия букв славянской азбуки, обозначавшие некогда гласные звуки. Напишите эти буквы. Какие из них сохранились в современном алфавите и что они теперь обозначают?

                                 Еръ да еры упали с горы.

Ерь да ять – некому поднять. (6баллов)

Задание 4. Выберите слова, в которых присутствуют все значимые части слова : ошейник, землечерпалка, покрасневший, вблизи, перестройка, вынуть, здание, напряженность, намекать, натуральный, наушник, сражение, ставка, забава, забота, залив. ( по 0,5 за слово)

Задание 5. Назовите способы образования слов : пароходный, везенье, шашлычная, смоленский, землепашец, безлюдный, по – своему, какой – нибудь, перенос, суперобложка. (0,5 балла за правильный ответ)

Задание 6. Дан ряд слов: воробей, дракон, крокодил, пчела, самолёт . Найдите лингвистические признаки, по которым одно слово из этого ряда можно противопоставить оставшимся четырём . (4 балла)

Задание7. Отметьте верные определения знаком (+), неверные (-)

Концепция – система взглядов.

Гротеск – неглубокая пещера.

Водевиль – короткая комическая пьеса.

Пролог – заключительная часть.

Риторика – учение о ритме.

Задание 8. Исправьте предложения, объясните причину ошибки .

1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.

2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.

3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна. (3балла)

Задание 9. Напишите словами цифры, раскройте скобки .

1) В первый же день зарегистрировали 371 (делегат)

2) Расстояние между Челябинском и Петровском измеряется 9769 (километр)

3) Для спектакля приобрели28 (брюки)

4) За газету я уплатила около 11/2 (рубль)

5) С момента запуска ракеты прошло 23 (сутки) 5баллов)

Задание 10. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы .

1) Человек! – Это великолепно, это звучит гордо!

2)Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

3)И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

4)Там звёзды крупней и сильней аромат.

5)Небо молнией летучей опоясалось кругом.

6)Слышу голос из прекрасного далёка.

7)Плоскость, ограниченная окружностью, называется кругом. (0,2 балла за слово )

Задание 11. Среди данных слов найдите родственные : сугроб, кон, стёжка, разуть, подоплека, грести, онуча, наказание, ведьма, грабли, приучил, достигает, закон, плечо, невежда, наука, казнь. (4 балла)

Задание 12. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что оно означает? Вспомните антоним. (2 балла)

Задание 13. Расставьте знаки препинания и дайте характеристику предложению:

И тут случилось то о чём не догадался ни начальник порта ни пожарные горящие крысы нырнули под склады под пакгаузы и через полчаса в Батумском порту начался пожар.

Задание 14. Подберите по памяти отрывки из стихотворений , сказок , басен с обращениями. ( по 1 баллу за пример)

Задание 15. Напишите две миниатюры в научном и художественном стиле на тему «Небо» (10баллов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ответ : слИвовый, пЕтля, усугубИть, балюстрАда, обжИтое, бАрмен, экспЕрт, перчИть, фОрзац, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, вЕчеря, знАмение, озвУчение, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя. ( 2б.)

2. Ответ : 1,2,4, 6, 7 (2б.)

3.Ответ. Ъ – «еръ» Ы – «еры» Ь – «ерь» Ь – «ять»

В алфавите остались буквы Ъ, Ь, Ы. Буква Ы сохранила своё звуковое значение. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают, а выполняют разделительную функцию. Буква Ь указывает на мягкость согласного. (6б.)

4.Ответ: ошейник, покрасневший, перестройка, напряжённость, наушник, сражение, залив. ( по 0,5 за слово)

5.Ответ: суффиксальный, суффиксальный, переход прилагательного в существительное, наложение, сложение с присоединением суффикса, приставочно – суффиксальный, приставочно – суффиксальный, постфиксальный, бессуффиксный, приставочный. (5б.)

6.Ответ. 1. По признаку категории одушевлённости \ неодушевлённости: самолёт- неодушевлённое существительное, т.к. форма и.п. ед.ч. совпадает с формой в.п. ед.ч.

2.Пчела-1скл., остальные слова2скл.

3. В слове воробей мягкая основа, в остальных — твёрдая.

4. Только слово самолёт является производным, образовано с помощью сложение основ. (4б.)

7.Ответ. (-) постамент, гротеск, пролог, корифей. (3б.)

8.Ответ. 1) Причастия не могут иметь форму будущего времени.

2) Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в форме прошедшего. В предложении есть штамп: «произвести впечатление»

3) Нарушен порядок слов, поэтому смысл не ясен. (3б.)

9. Ответ. 1 – триста семьдесят одного делегата; 2 – девятью тысячами семьюстами шестьюдесятью девятью километрами; 3 – двадцать восемь пар брюк, 4 – около полутора рублей; 5 – около двадцати трёх суток. (5б.)

10. Ответ: 1) великолепно – прилагательное; гордо – наречие; 2) моложе, лучше – прилагательные; 3) кругом – наречие; 4) крупней, сильней – прилагательные; 5) кругом – наречие; 6) далёка – существительное; 7) кругом – существительное. (по 0,2 за слово)

11.Ответ: сугроб – грести – грабли; кон – закон; приучить – наука; ведьма – невежда; казнь – наказание; разуть – онуча; подоплека – плечо; стёжка – достигать. (4б.)

12.Ответ. Игра не стоит свеч означает неоправданные усилия. Антоним – игра стоит свеч.

13. Ответ. И тут случилось то, о чём не догадался ни начальник порта, ни пожарные: горящие крысы нырнули под склады, под пакгаузы, и через полчаса в Батумском порту начался пожар. ( сложное бессоюзное с сочинительной и подчинительной связью).