Олимпиада по русскому языку
Оценка 4.8

Олимпиада по русскому языку

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
doc
русская литература +1
5 кл—10 кл
31.05.2017
Олимпиада по русскому языку
Из К/ф"В моей смерти прошу винить Клаву К"
Публикация является частью публикации:
Олимпиада по русскому языку.doc
Олимпиада по русскому языку. V класс 1. В каком слове буква я обозначает два звука: мяч, посвящение, маяк, ребята? 2. В каком слове­ непроизносимый согласный: чудес_ный, капус_ный, блес_нуть. 3. В каком слове пишется ъ: об_учить ремеслу, об_явить тревогу,  поют солов_и. 4. Допишите окончания прилагательных: в зимн_ лесу, громк_ голосом, в син_ тетради. 5. Вставьте гласные в окончания глаголов: вид_т,ве_т, смотр_шь, люб_шь, та_т, стро_т. 6. Запишите антонимы (слова с противоположным значением) к данным словам: вверх­ ________, молодой­ __________, счастье­ ________, плохой­ ________, день­ _______. 7. Какое слово  употреблено в переносном значении: железный стержень – железный характер? 8. Докажите, что оба написания верны: вера___________ Вера_________ надежда________ Надежда__________ Любовь________ любовь___________ Лев____________ лев_____________ 9. Почему Кощея так называют?__________________________________________________________ 10. Каким гребнем нельзя расчесать волосы?________________________________________________ 11. Говорят, что человек может быть рыбой и рекой. Вспомните эти  имена.___________________________________________ 12. Какие имена принадлежат и девочкам, и мальчикам? ___________________________________________________________ 13. Перечислите пять дней недели, не упоминая  ни чисел, ни  названий_____________________________________________________________________________ 14. На какой вопрос нельзя дать ответ да? _________________________________________________ 15. Из данных слов составьте предложение: в, лес, петь,  птицы._____________________________________________________ 16. Нужна ли запятая в предложении: В синем небе звёзды блещут в синем море волны хлещут? 17.  Подчеркните дополнение в предложениях: Корни питают листья. Разбойник поймал Буратино. 18.  Напишите как можно больше таких слов, для которых слово лес было бы  проверочным._________________________________________________________________________________ 19. Попросите продавца взвесить вам 500 граммов каких­либо фруктов из списка приведённого ниже (апельсины, мандарины, яблоки). Запишите свою  просьбу.___________________________________________________________________________________ 20. В русском языке есть много стихов, загадок, придуманных специально для того, чтобы запомнить какое­ нибудь правило. Например: Мороженое отличное: клубничное, земляничное, яблочное, ежевичное, молочное и коричное, сливочное, брусничное, черничное, заграничное. Ешь потихоньку, не спеши! ЧН без мягкого знака пиши! Попробуйте и вы сочинить какой–нибудь  стишок, или песенку, или считалочку, чтобы запомнить какое­либо  правило. Олимпиада по русскому языку                 VI  класс 1. С помощью суффиксов образуйте названия детёнышей животных. Белка­_______,     волк­______, галка­_______, хомяк­_________________, собака­______,     паук­______, кот­_________, червяк петух­_______,     грач­______, медведь­_____, мышь­_________________, 2. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните существительные, которые образовались путём перехода одной части речи в другую. Знойный   июнь   1905   года.   Одесская   наб_режная   забита   людьми.   Рабочие   тесня_я   плеч_м   к   плечу. Восьмилетний мальчик протискивае_ся скво_ь толпу к самой реш_тке. От восторга у него ра_ширились глаза и пр_открылся рот. Из­за мыса показ_вается брон_носец «Потёмкин». Под разв_вающимся красным лагом он пр_ближается к пр_чалу. 3. Укажите слово из 6 звуков: тополь, берёза, ясень, сосна, пихта, яблоня, осина. 4. Какие слова не имеют окончания: вниз, нижний, низ; высоко, высь, высокий. 5. В каком слове –ей окончание: ручей, ножей, воробей, соловей? 6. Подчеркните слово без приставки: поторапливаться, потный, потвёрже, потакать, потрепать. 7. Какое слово в этом ряду лишнее: подарок, подать, поделиться, подняться, посередине. 8. В каком слове один корень: миролюбивый, водопой, легкомыслие, преподаватель. 9. Подчеркните глагол в повелительном наклонении: речь, режь, печь, стричь, мочь, тишь. 10. Подчеркните слово без суффикса: букварь, аптекарь, лекарь, пекарь, фонарь. 11. Напишите 4 слова которые  начинались бы с 4 согласных: ________________________________________. 12. С помощью какого суффикса ноги и ножи  превращаются в омоним? ____________________. 13. Объясните, почему мы называем эти предметы так: очки______перстень_______ожерелье______окно__________пирог___________сердце_____________ 14. Четвёртый лишний. Найдите лишнее слово и зачеркните его: ночь, рожь, мышь, стеречь; коньки, плавать, Снегурочка, сосулька; город, Москва, Саратов, Санкт­Петербург; пароход, париться, парик, парниковый; крик, орать, визжать, кричать; печка, свечка, утка, овечка; золото, ураган, молоко, глава; лебедь, ворона, воробей, попугай; уши, ноги, руки, головы. 16. Озаглавьте текст, расставьте знаки препинания. Когда падает снег вся природа чудесно преображается. Лёгкие снежинки медленно опускаются на землю и устилают её пушистым ковром. Сказочно становится всё вокруг деревья скамейки дома. Друзья играют в снежки а я им кричу Ребята с первым снегом вас! Зима лучшее время года. 17. Какое предложение непобудительное: а)  Шуми, шуми послушное ветрило.   б)  Волнуйся подо мной, угрюмый океан. в)  Проверь, пожалуйста, работу. 18. В каком предложении не надо ставить запятую: а) Как мы и ожидали ночь была тёплой. б) На подоконнике распустились бойкая герань пышная гортензия неприхотливые фиалочки… в) Желая укрыться от дождя мы спрятались под навес. г) В течение нашего путешествия с нами произошло много приключений. 19. В каком предложении следует поставить тире: а) Я примерный ученик б) Красная площадь сердце Москвы в) Мы с Тамарой ходим парой. г) Сегодня все тебе цветы и солнце, облака и вечность. 20. Творческое задание. Помните загадку про окно? Поля стеклянные, межи деревянные, по ним сторожа оловянные. Эту загадку придумали специально для того, чтобы запомнить слова­исключения, в которых пишется нн. Сочините сказку, стихотворение, считалочку, загадку, чтобы запомнить какое либо правило или исключения из правил.    Олимпиада по русскому языку VII класс 1. Укажите, какие из данных пар слов являются однокоренными, а какие – словами разных корней. Продлить – подлить; затрубить – отрубить; виноватый – извиняться; преданный – проданный; парный – паровой; конец – кончаться; смешивать – смешить; безоблачный – разоблачаться; носатый – носильщик. 2. Расставьте ударение в следующих словах. Дефис, жалить, досуха, свитер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую. 3. Какое   значение   имеет   слово  добрый  в   приведенных   предложениях   из   повести   Н.Гоголя  «Тарас Бульба»? 1) – Смотрите, добрые люди, одурел старый! Совсем спятил с ума! ­   говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. 2) – Добрый будет козак! 3) Ваша нежба – чистое поле да добрый конь, вот ваша нежба! 4) Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь. 5) В возу были все баклаги и бочонки старого доброго вина, которое лежало у Тараса в погребах. 6) – О! Да это будет со временем добрый полковник! – говорил старый Тарас. 7) А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного полетела голова, другой повернулся отступивши; угодило копьём в ребро третьего; четвёртый был поотважней, уклонился головой от пули – вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и задавил под собой всадника.    4. Подберите не менее трёх синонимов к каждому слову. Отважный, холодный, друг, дом, говорить. 5. Придумайте   к   данным   существительным   определения   –   действительные   причастия   настоящего времени.       Облако, солнце, ветер, ребенок, заяц, обезьяна. 6.   Какова форма именительного падежа множественного числа существительных 2­го   склонения дно, шило, полено, судно (корабль)? 7.     Некоторые прилагательные  употребляются  в речи только с определенным  словом,  в частности с существительным.   В   каких   фразеологических   оборотах   употребляются   относительные   прилагательные закадычный, проливной, страдный?  Укажите значение   полученных фразеологизмов.   8. Можно ли, не определив части речи, разобрать слово по составу? Разберите выделенные слова по составу. С какой трудностью вы столкнулись? Одеваться красиво – платье красиво; (по) весеннему небу – (по) весеннему светит: (по) прежнему пути – (по) прежнему ярко; (в) течение года – (в) течении реки.  9. Как понимаете значение слова позор в отрывке  Е.Баратынского? Величествен и грустен был позор Пустынных вод, лесов, долин и гор. 10. Найдите корень слова приду Олимпиада по русскому языку в Х – ХI классах. 1.Подберите по одному синониму и антониму к словам большой, великан, глухой (воротник); свежий вид, свежее утро. 2.Как называется явление, представленное выражениями  безмолвный крик, живой труп?  Приведите 1 – 2 подобных примера. 3. Какова разница в значении слов генеральный – генеральский, кампания – компания, факт – фактор? Как называется данное явление в языке? 4. Что вы знаете о происхождении слов телефон, биология, бутерброд? 5.   Запишите   фразеологизмы,   в   составе   которых   сохранились   устаревшие   слова  кур(петух),  зга   (дорога), зеница  (зрачок),  око(глаз),  рожон(заостренный   кол).   Составьте   с   одним   из   них   (по   вашему   выбору) предложение. 6.   Каково значение и происхождение следующих собственных имен:  Геракл, Митрофанушка, Плюшкин, Иудушка? Что они будут обозначать, если их употребить в качестве нарицательных? 7.    Найдите неверные ответы в определении грамматических признаков. Аргументируйте свой вывод. Решавший (задачу) – действительное причастие, прошедшее время, несовершенный вид; (дикое) племя – имя существительное, средний род, 2­ое склонение;  брить  (подбородок) – глагол,II  спряжение, несовершенный вид;  каждый  (человек) – определительное местоимение, множественное число;  вкусное  (мороженое) – имя существительное, средний род. 8. Как правильно сказать?                         У рыбов нет зубов,                         У рыбей нет зубей,                         или – у рыб нет зуб.       9. Замените   заимствованные   слова   близкими   по   значению:  коммюнике,   компромисс,   оккупация,   кросс, трасса. 10.  Укажите, какой частью речи является слово путем и определите его синтаксическую роль. А.  Почта была доставлена водным путем. Б.  Разногласия были устранены путем переговоров. В.  И слова­то путем не умеет молвить, а ещё петербургский. Г.  У него уже выработались, путем подражания взрослым, приемы заправского акробата.

Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017