Олимпиада "Венские классики"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование классического стиля в музыке. 1. Назовите два вида опер, которые сформировались в 18 в. 2. Каково их содержание. 3. Назовите оперы. 4. В чем суть оперной реформы Глюка. (перед театром встала ответственная задача не развлекать, а воспитывать слушателя мифологическая опера превратилась в подлинную музыкальную трагедию, наполненную сильными страстями и раскрывающую высокие идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию. Глюк убирает из оперы почти все развлекательные моменты и приемы красивого пения, побочные линии лирического или комического свойства. хор и балет становятся полноправными участниками действия; выразительные речитативы сливаются с ариями, мелодика которых лишена излишеств виртуозного стиля; увертюра предвосхищает эмоциональный строй будущего действия; законченные музыкальные номера объединяются в большие сцены.) 5. Назовите черты классического стиля.
Иконка файла материала конспект.docx
Гайдн  вопросы.             Формирование классического стиля в музыке. 1.     Назовите два вида опер, которые сформировались в 18в. 2.     Каково их содержание. 3.     Назовите оперы. 4.     В чем суть оперной реформы Глюка. (перед театром встала ответственная задача не развлекать, а воспитывать слушателя мифологическая опера превратилась в подлинную музыкальную трагедию, наполненную сильными страстями  и раскрывающую высокие идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию.  Глюк  убирает из  оперы  почти все развлекательные моменты и приемы  красивого пения, побочные линии лирического или комического свойства. хор и балет становятся полноправными участниками действия; выразительные речитативы  сливаются с  ариями, мелодика которых лишена излишеств виртуозного стиля; увертюра предвосхищает эмоциональный строй будущего действия; законченные музыкальные номера  объединяются в большие сцены.) 5.     Назовите черты классического стиля. 6.     Что такое  классический. 7.     Назовите высшую форму полифонической музыки. 8.     Назовите  высшую форму гомофонно­гармонической музыки. 9.     Три раздела сонатной формы. 10.    Назовите партии экспозиции и их тональности, и их значение. 11.    Что встречается перед экспозицией. 12.    Что такое разработка. 13.    Что такое реприза. 14.    Чем отличается тональный план репризы от экспозиции. 15.    Чем может завершиться реприза, перевод. 16.    Строение сонаты, формы частей их  характеры. 17.    Строение симфонии, формы частей их характеры. 18.    Кто исполняют сонату, симфонию, квартет, концерт. 19.    Как называют 18 век. 20.    Что такое «третье сословие» назовите литературное произведение о нем. 21.    Что такое камерная музыка.           Вопросы на стр. 45                                     Творческий путь Й. Гайдна. 1.      Почему  Г. М. Б. называют венскими классиками. 2.      Значение Вены в музыкальной культуре. 3.     На сколько старше Гайдн М.и Б. 4.     Назовите жанры,  в которых работал Г. 5.     Главный жанр в творчестве Г., характер его музыки. 6.     Где родился Г., в какой семье, как его называли в детстве. 7.     Где учился музыке 8.     Как  Г. оказался в Вене, чем занимался у кого. 9.     Как сложились дальнейшие 10 лет жизни Г. 10.   Что за «кошачий концерт» 11.   Первый зингшпиль Г. 12.   Учитель Г.  13.   Первое место службы Г. произведения 14    Женитьба Г. 15.   Второе место службы, с какого времени. 16    Должность Г. и его обязанности. 17    Известность Г. 18    Произведения этого периода. 19    С кем знакомится Г. в период службы у князя Эстергази. 20.    В связи, с чем Г. меняет место жительства. 21    Отношение к Г. наследников князя Эстергази. 22.   Куда Г. отправляется из Вены, чем занимается. 23.   Возвращение  в Вену, с кем знакомится Г. 24.    Вторая поездка, произведения этого периода 125.    Содержание ораторий, кто вдохновил на их создание. 26.    Как современники относились к Г.                              Симфоническое творчество. Где еще прозвучит тема вступления. Что такое «мангеймская школа»  Предок симфонии. Когда появляются зрелые симфонии Г. Состав цикла Состав оркестра В какой симфонии увеличен состав ударных Кто дает названия симфониям Г. Чем необычна симфония «прощальная» Какие еще произведения для оркестра вы назовете 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Номер и название симфонии ми бемоль мажор 11 С чего начинается симфония, характер, инструменты. 12 13 Каков характер Г.П. 14 На чем построен её контраст. 15 В какую тональность модулирует с.п., какие интонации имеет 16 П.П. в каком характере, тональность, с чем имеет сходство 17 Как развивается разработка, какие темы развиваются 18 Как строится реприза, какой партии нет 19 На каких темах построена кода. 20 В какой форме написана вторая часть 21 Схема вариаций ( АВ А1В1А2В2 кодаВ) 22 Какие национальные черты сочетает в себе тема А 23 В чем сходство и различие двух тем 24 Как называется 3 часть, в какой форме написана 25 Что такое трио 26 В какой форме написан финал, в чем особенность этой формы. 27 Назовите тональности Г.П. и П.П. в сем их сходство 28 Как начинается финал 29 С чем сходна Г.П. финала, каков ее характер 30 Общий характер финала.                                              Клавирное творчество. Для каких инструментов писал Гайдн свои сонаты Сколько сонат Соната ре мажор, ее номер, сколько частей Первая часть – форма, характеристика Г.П. и П.П., тональности Как звучит Г.П. в разработке Характер 2 части, как она заканчивается Что означает attaka subito il Finale Форма финала, каков характер эпизодов Соната ми минор, с чем связано ее появление. В чем ее необычность (лирика и темп) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Характер Г.П., с чем ее сравнивают, особенность строения. 11 П.П. тональность, характер 12 Тональность2 части ее характер 13  Форма финала, тональный план, общий характер. Вопросы на стр. 28                       Творческий путь Моцарта. 1.     Сколько лет прожил Моцарт и сколько произведений написал 2.     Что сказал Гайдн о юном Моцарте. 3.     Какие образы характерны для творчеств М. 4.     В каких жанрах работает М. 25.     Свяжите имена Моцарт – Пушкин – Римский­ Корсаков. 6.     Любимый композитор Чайковского. 7.     Где родился М. 8.     Кем был его отец. 9.     Какой учебник создал Леопольд М. 10.   Сколько детей было в семье М,  как  звали его сестру. 11.   Когда М начал сочинять музыку. 12.   Куда и когда состоялась первая поездка детей с концертами. 13.   Почему М называли чудо ребенком. 14.   С кем познакомился юный М. в Лондоне. 15.   Где написана 1 симфония. 16.   Где и когда написана первая опера, кто ее заказал. 17.   Куда состоялась поездка в 13 лет М. 18.   В каких городах выступал М. 19.   Что исполнял М. на этих концертах. 20.    Где и у кого получал уроки М в Италии. 21.   Какое звание получает М. и за что. 22.   Где и какое произведение записал М по памяти. 23.   Какие оперы написаны в Италии. 24.   Что такое Сикстинская капелла, кто ее расписал. 25.   Что такое пастораль. 26.   О чем рассказывает опера «Луций и Сула». 27.   У кого служат отец и сын М в Зальцбурге. 28.   С кем  и куда поехал М в следующую поездку. 29.   Что написал М в Париже. 30.   Какая опера принесла успех и известность М. 31.   Как принял Париж молодого композитора. 32.   Какое трагическое событие произошло в Париже. 33.   Когда М уходит со службы и почему. 34.  Где живет последние годы М. 35.  Где была поставлена опера «Дон Жуан». 36.  Кто его жена и сколько детей у них было. 37.  Назовите произведения венского периода. 38.  Какие произведения М. посвятил Гайдну. 39.  Последнее произведение, история создания. 40.  Что такое Реквием. 41.  Кто завершил Реквием и почему. 42.  Как завершилась жизнь великого музыканта.                                   Соната №331 по Кехелю ( №11 ) ля мажор. 1.     Как принято ее называть. 2.     Чем необычна эта соната. 3.     Какова форма I части. 4.     Каков характер темы. 5.     Чем отличается 3 вариация. 6.     Форма и название II части. 7.     Как М назвал III часть. 8.     Что такое minuetto da capo. 9.     Какова форма III части. 10.   Где написана соната и когда. 11.   В чем связь сонаты и оперы «Похищение из сераля»                                      Симфония №40 соль  минор. 1.    Когда и где написана симфония. 32.    Форма первой части, с чем сравнивают  Г.П. симфонии. 3.    В какой тональности П.П. 4.    На чем построена разработка, как происходит  развитие. 5.    Как  называется II часть, ее форма, тональность. 6.    Чем необычен менуэт  в симфонии. 7.    Тональности менуэта его форма. 8.    Форма и тональность финала. 9.    Характер Г.П. финала. 10.  Тональный план экспозиции финала 11.  На чем развивается разработка финала. 12.  Что дает сквозное развитие в симфонии.               Моцарт. По­горизонтали: 5. Итальянский композитор, произведение которого Моцарт запомнил и записал по слуху, вынеся из  Сикстинской капеллы. 6. Один из инструментов, которым владел маленький Моцарт. 8. Второе имя Моцарта. 9. Возраст Моцарта, в котором он впервые отправился в концертное путешествие. 12. Страна, в которой Моцарт давал концерты с 1769 по 1771 г. 13. Несчастье, постигнувшее Моцарта в последние годы жизни. 15. Жанр творчества Моцарта. 18. Правитель Зальцбурга, у которого служил Моцарт. 420. Язык, на котором исполняется Реквием Моцарта. 21. Крупный город, в котором Моцарт побывал во время первого концертного путешествия. 23. Кем приходилась Моцарту Констанца Вебер. 24. У этого композитора Моцарт учился в Италии. По­вертикали: 1. Композитор, оценивший талант Моцарта, ему Моцарт посвятил шесть квартетов. 2. Опера Моцарта "Волшебная ...". 3. В этом городе была закончена и поставлена опера Моцарта "Дон­Жуан". 4. Место рождения Моцарта. 7. Автор трагедии "Моцарт и Сальери". 10. Главный герой одной из опер Моцарта. 11. Композитор, предполагаемо отравивший Моцарта. 14. Имя отца Моцарта. 15. Жанр творчества Моцарта для клавира. 16. Произведение, заказанное Моцарту Миланским театром во время его пребывания в Италии. 17. Последнее произведение Моцарта. 19. Город, куда уехал Моцарт в возрасте 22 лет. 22. Последний город Моцарта. Ответы По­горизонтали: 5.Аллегри. 6.Скрипка. 8.Амадей. 9.Шесть. 12.Италия. 13.Нужда. 15.Симфония. 18.Колоредо. 20.Латинский.  21.Лондон. 23.Жена. 24.Мартини. По­вертикали: 1.Гайдн. 2.Флейта. 3.Прага. 4.Зальцбург. 7.Пушкин. 10.Фигаро. 11.Сальери. 14.Леопольд.  15.Соната. 16.Опера. 17.Реквием. 19.Париж. 22.Вена                        Бетховен По­горизонтали: 3. Учитель Бетховена. 5. Инструмент, на котором Бетховен играл во время службы в оперном театре. 8. Новый инструмент, игрой на котором владел Бетховен. 10. Соната Бетховена №23. 11. Жанр творчества Бетховена. 14. Одно из первых сочинений Бетховена на тему марша Дресслера. 15. Должность, на которую заступил Бетховен в возрасте 22 лет. 18. Имя возлюбленной Бетховена. 20. Бетховен ­ венский ... 522. Название сонаты Бетховена №14 23. Инструмент, на котором играл Бетховен. 25. Событие, нашедшее в душе Бетховена горячий отклик. 26. Немецкий поэт, автор текстов песен Бетховена. 27. Город, в котором Бетховен прожил большую часть жизни. 28. Третья симфония Бетховена. По­вертикали: 1. Немецкий композитор, почитатель творчества Бетховена. 2. Недуг, трагедия жизни Бетховена. 4. Опера Бетховена. 6. Его поэзия звучит в финале девятой симфонии Бетховена. 7. Композитор, с которым Бетховен встретился в Вене. 9. Название одной из сонат Бетховена. 12. Хоровое произведение Бетховена "Торжественная ..." 13. Учебное заведение, которое посещал Бетховен по совету своего учителя. 16. Известный композитор, у него Бетховен брал уроки. 17. Должность деда Бетховена. 19. Место рождения Бетховена. 21. Город, в котором Бетховен дал первый концерт. 24. Увертюра Бетховена. Ответы По­горизонтали: 3.Нефе. 5.Альт. 8.Фортепиано. 10.Аппассионата. 11.Квартет. 14.Вариации. 15.Органист. 18.Тереза.  20.Классик. 22.Лунная. 23.Клавесин. 25.Революция. 26.Гете. 27.Вена. 28.Героическая. По­вертикали: 1.Шуберт. 2.Глухота. 4.Фиделио. 6.Шиллер. 7.Моцарт. 9.Патетическая. 12.Месса. 13.Университет. 16.Гайдн.  17.Капельмейстер. 19.Бонн. 21.Кельн. 24.Эгмонт.                              Бетховен.    Историческое событие, которое повлияло на творчество Б.    Кто из композиторов повлиял на творчество Б.    Какие новые образы появились в творчестве Б.    В честь кого было дано имя композитору.    Кем был его отец.    Когда состоялся 1 концерт Б.    У кого учится Б с 10 лет.    Первые сочинения (12 лет)    Кем начинает работать Б в 13 лет.    Какие языки изучал Б.    Когда и как состоялась встреча М. и Б.    Где учился Б.   Где живет Б. с 22 лет.   С кем занимается Б в этот период.    Чем занимается Б. в Вене.    Что сказал Б. о себе.    Первое большое публичное выступление Б. в Вене.    Где еще выступал с концертами Б.     Перечислите произведения первого десятилетия в Вене.    Когда появились первые признаки болезни.    Что такое Хайлингенштадское завещание.    Что сказал Б. о своей судьбе.     Перечислите произведения периода расцвета. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24    Что такое Венский конгресс.  25     Что такое разговорные тетради. 26     Отношения Б. с родственниками. 27     Перечислите произведения 1810­1820г 628     Последние произведения. 29     Какие идеи поддерживал студент Б.                                Фортепианное творчество.    Название и когда написана соната №8 до минор.    С чего начинается соната.    Где еще повторяется вступление.   Каков характер вступления.   Характер Г.П.   Чем необычна П.П.   Что развивается в разработке.   Как изменяется тема вступления перед кодой.   Как обозначена 2 часть сонаты.   Характер музыки во 2 части.   Какова форма 3 части. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12   Чем отличаются сонаты Б. от сонат Г. и М. 13   Какую сонату можно считать предшественницей сонаты №8. Соната № 14 до диез минор «Лунная»   Название дал поэт Рельштаб. Посвящена соната графине Джульетте Гвиччарди ученице Б. в которую он был влюблен  безответно.   Б. назвал ее Conata guasi fantasia – соната как бы фантазия.   1 часть ­   адажио, а вот сонатное аллегро перенесено в 3 часть – от содержания: душевная драма человека раскрывается от скорбной печали к бурной активности в 3 части. 1 часть имеет прелюдийно – импровизационную манеру – органные басы, безостановочное триольное арпеджио, скорбно­патетическая мелодия. 1ч. – 3х частная форма.       2 часть – алегретто – грациозное, шаловливое, со скерцозным трио. Лист сказал  о 2 части   «Это цветок между двух пропастей»     3 часть – престо ажитато, написана в форме сонатного аллегро. Г.П. – разложенное арпеджио до диез минор (как в 1 части) вздымается с резкими окончаниями.            Масштабы 3 части сильно расширены: П.П. имеет сложное развитие уже в экспозиции.            З.П. это самостоятельное построение. Разработка продолжает драматическое развитие.   превосходит разработку. Кода это драматическая фантазия, наиболее патетично звучит здесь П.П.  Кульминация   сонаты   находится   в   коде.   Кода   является   как   бы   второй   разработкой,   она   по   величине               Симфоническое творчество Бетховена.                           Симфония №5 со минор.   Когда написана симфония, какие симфонии ей предшествовали.  Тема которая объединяет симфонию. 1. 2. 3. В чем смысл симфонии. 4. Форма и темп 1 части. 5. Характер Г.П. 6. Как начинается П.П., есть ли в ней мотив судьбы. 7. На чем построена разработка. 8. Где находится кульминация 1 части. 9. Что нового появляется  в репризе 10. 11. Форма 2 части 12. В чем сходство и различие тем 2 части 13. Как называется 3 часть   Название 2 части 7Что особенного в переходе из 3 части в 4 14. Форма 3 части 15. Что представляет собой трио 16. Как строится третий раздел скерцо 17. 18. Характер финала 19. Форма финала 20. 21. Появляется ли мотив судьбы в финале 22. Чем завершается симфония 23. Что нового появилось в симфонии  24. В каких симфониях 3 часть называется скерцо  Какие инструменты добавлены в финале                      Увертюра «Эгмонт» 1. Когда было написано произведение 2. Из чего оно состоит 3. Кто такой Эгмонт 4. С чем сравнивают увертюру 5. С чего начинается увертюра 6. Какие образы во вступлении 7. Какова форма увертюры 8. Чей образ в Г.П. ее тональность 9. Что рисует П.П. ее тональность 10. Какой образ рисует Г.П. в разработке 11. Где находится кульминация увертюры 12. Чем завершается увертюра 13. С каким произведением сравнивают финал увертюры Список тем для викторины. Гайдн симфония №103 ми бемоль мажор «С тремоло литавр» 1 часть  вступление               Г.П.               П.П.              Вступление в разработке              П.П. и вступление в репризе 2часть  1 тема              2 тема 3часть первый раздел             Трио 4часть  Г.П.              П.П Гайдн соната №50 ре мажор 1 часть  Г.П.               П.П.               Г.П. в разработке 2 часть первый раздел 3 часть  рефрен               Первый эпизод В               Второй эпизод  С Гайдн соната №53 ми минор. 81 часть Г.П               П.П 2 часть первый раздел              Средний раздел 3 часть  рефрен Моцарт симфония №40 соль минор. 1 часть Г.П.              П.П.              Г.П. в разработке              П.П. в репризе 2 часть  Г.П.               П.П. 3 часть первый раздел              Трио 4 часть Г.П.              П.П. Моцарт соната №11 ля мажор 1 часть тема              3 вариация 2 часть первый раздел               Трио 3 часть первый раздел               припев Бетховен симфония №5 до минор 1 часть мотив судьбы и Г.П.                П.П.                Реприза соло гобоя 2 часть 1 тема               2 тема 3 часть скерцо первый раздел 3 часть трио              Атака 4 часть Г.П.              С.П.              П.П.              З.П.             Разработка мотив судьбы цитата из 3 части             Кода Бетховен соната №8 до минор 1 часть вступление 1 образ              2 образ              Г.П.             П.П.             П.П. в репризе             Тема вступление кода 2часть первый раздел             Средний раздел 3часть рефрен             Первый эпизод             Второй эпизод Бетховен соната №14 до диез минор 1 часть основная тема 2 часть первый раздел              Средний раздел 3 часть Г.П.              П.П.              З.П. 9Кода Бетховен увертюра  к драме Гете «Эгмонт» фа минор               Вступление 1 образ              2 образ              Г.П.              П.П.             Разработка тема Клерхен             Реприза гибель Эгмонта             Кода  Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана, а потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу,­ как в 'Прощальной симфонии' ­ ближе к финалу –  ты помнишь, у Гайдна ­ музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу и уходит –  в лесу все просторней теперь ­ музыканты уходят ­ партитура листвы обгорает строка за строкой ­ гаснут свечи в оркестре одна за другой ­ музыканты уходят ­ скоро­скоро все свечи в оркестре погаснут одна за другой ­ все просторней, все глуше в осеннем лесу ­ музыканты уходят ­ скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача ­ и последняя флейта замрет в тишине ­ музыканты уходят ­ скоро­скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча...   Гайдн! – сердечный, приветливый старик с полными карманами конфет для детей,  благородный гражданин в  напудренном парике с косичкой, в длинном широком фраке с жабо и кружевными манжетами, в башмаках с  пряжками. Слушая его музыку, я вижу  дам, которые  аплодируют своими веерами. Мужчин, которые,  восклицают: «Уж выше нашего старика Гайдна все­таки не найти!»   Знал ли этот полный жизни простодушный человек, который, просто изо дня в день писал музыку, чем она  эта музыка, станет для потомков и кем назовут они его самого? И что бы он сказал, если б заглянув в  будущее, он прочитал строчки, которые пропишет время: ВЕЛИКИЙ АВСТРИЙСКИЙ КОМПОЗИТОР, ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МУЗЫКАЛЬНОГО  КЛАССИЦИЗМА, СОЗДАТЕЛЬ КЛАССИЧКСКОЙ СИМФОНИИ, КЛАССИЧЕСКОГО КВАРТЕТА, ОДИН ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ СИМФОНИЧЕКОГО ОРКЕСТРА… Мне посчастливилось быть признанным и понятым при жизни, я знал, что такое любовь простых любителей  музыки, уважение великих современников, благоволение фортуны. Я прожил долгую творческую жизнь. Мне  было 18, когда не стало Баха, 38­ когда родился Бетховен, 59 ­когда  покинул этот мир Моцарт….  Творчество Гайдна постоянно  развивалось, оживлялось новыми идеями, сюжетами, течениями, которыми  была так богата великая эпоха . От позднего Барокко, к стройному совершенству Классицизма, через «Бурю  и натиск»  к интуитивному восприятию Романтизма – таков  путь великого венского классика. 10Путь к мастерству был труден.  Мне никогда не приходилось работать меньше 16­18 часов вдень, но как бы не было тяжко, холодно и голодно я музицировал на стареньком  клавикорде и был счастлив. «Ни разу в  жизни  потом я не испытывал такого блаженства»        Большая часть жизни композитора прошла на службе у князей Эстерхази — самой богатой, после  королевской , семьи Австрии. Главное на службе, конечно, сочинение музыки по заказу князя, а еще я  капельмейстер.          Многие звали его «папаша Гайдн» — и в молодости и в глубокой старости. «Папашей» он был тридцать  лет для оркестрантов князя  Эстерхази. «Папашей» называл Гайдна великий Моцарт, считавший его своим  учителем и первым другом. Один из завистников Гайдна как­то в разговоре с Моцартом с пренебрежением сказал о музыке Гайдна: — Я бы так никогда не написал. — Я тоже, — живо отозвался Моцарт, — и знаете почему? Потому что ни вам, ни мне никогда не пришли бы  в голову эти прелестные мелодии...  Моцарт посвятил мне шесть струнных квартетов.  Бетховен, с приходом которого закончилась галантная  эпоха в музыке, не смотря на  наши сложные взаимоотношения , посвятил мне первые три фортепианные  сонаты.  Папаша Гайдн был необыкновенный добряк и шутник. И музыка у него тоже добрая, шутливая, без  оглушительных конфликтов, без тоски разочарований.  В ней ­отблеск великолепного бала и шум  крестьянского праздника, эхо поющей и танцующей Вены… Свои симфонии Гайдн называет словно картины:  «Утро», «Полдень», «Вечер»  Однажды Гайдн, накупил на соседней ярмарке целую корзину игрушек,  свистулек­«кукушек», свирелей­«соловьев» и трещоток и сочинил  замечательно забавную симфонию  «Детскую». Там все игрушки наравне со «взрослыми» инструментами играют в оркестре. Изобретательности  композитора  нет границ! В 20­й впервые в симфоническом оркестре появляется труба! В 21­й – английский  рожок. 31­ю озаглавил «С сигналом рога»  Есть у Гайдна и минорные симфонии —  № 26­«Жалоба», № 49­ «Страдание» № 45­ «Прощальная».  Симфоний  получилось  104, а кроме них ­ 62  сонаты , 24 оперы  из которых подавляющее большинство­   buffa вот некоторые из них: «Аптекарь»  «Рыбачка» «Путешествие на луну»,  «Хромой бес»,  больше 20­ти  концертов для различных инструментов, включая концерт ы для баритона­любимого инструмента  Николауса Эстерхази, две оратории ­ "Сотворение мира" и "Времена года"­результат сильнейшего  впечетления  от  ораторий Генделя, 83 квартета, среди которых :   «Птичий»  «Лягушачий» «Жаворонок»  «Всадник»   «Восход солнца», звучание четырех инструментов у маэстро словно собеседники, то серьёзные, то весёлые, то задумчивые, то озорные. И везде лёгкость, почти воздушность. И – простодушная улыбка! Как у детей!  В красочной палитре жизни и творчества Гайдна очень важным является «лондонский оттенок» Начиная с  90­х годов,  он несколько раз посещает эту  страну. В Англии Гайдн окружен всяческими почестями; он  удостоился степени почетного доктора Оксфордского университета, исполнил свою «Оксфордскую»  симфонию перед королевской семьей. Он на вершине славы. Однажды в Лондоне Гайдн дирижировал своей симфонией №102 си бемоль мажор. Любопытные лондонцы  покинули места и толпились возле сцены, чтобы вблизи посмотреть на знаменитого человека.  Внезапно с потолка в партер рухнула огромная и  тяжелая люстра; со страшным грохотом она разлетелась на тысячи осколков... По воле счастливого случая зрители, подошедшие к сцене, были спасены. ­ А все­таки музыка моя чего­то да стоит, коли она спасла жизнь, по меньшей мере, сотне людей.  Симфонию назвали «Чудо», здесь же появилась« противосонная» симфония С ударами литавр, или как часто ее называют – «Сюрприз»   Маэстро  высоко оценён его современниками, он стал членом Шведской королевской академии музыки,  был избран почётным гражданином города Вены,  почётным членом Филармонического общества в Петербурге.  Жизнь улыбалась мне в ответ.  Великий мастер сам себе сочинил простую эпитафию: Veni, scripsi, viti – пришёл, писал, жил. Можно  добавить, и оставил нам улыбку! Творчество Гайдна носит народно жанровую основу, и живя в Лондоне Гайдн  не мог остаться равнодушным  к шотландским мотивам, так родился цикл «Шотландские песни», которые мы предлагаем вам послушать   1112