Олимпиадные задания по обществознанию, 7 класс
Оценка 4.7

Олимпиадные задания по обществознанию, 7 класс

Оценка 4.7
doc
25.04.2020
Олимпиадные задания по обществознанию, 7 класс
7 кл обществознание.doc

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

школьный этап

7 класс

 

Время выполнения заданий – 1 час 20 минут (максимум – 74 балла)

 

Задание 1. Выбрать все верные ответы и записать в таблицу (12 баллов)

1.1. К числу малых социальных групп относятся:

А) башкиры;

Б) семья;

В) театральный кружок;

Г) ханты;

Д) программисты;

Е) школьный класс.

1.2. Позитивными санкциями являются:

А) выражение благодарности;

Б) обидное прозвище;

В) бойкот;

Г) аплодисменты;

Д) памятный подарок;

Е) насмешка.

1.3. Выберите из перечисленного характерные черты искусства:

А) скептицизм;

Б) типизация действительности;

В) образность;

Г) эмоциональность;

Д) объективность;

Е) доказательность.

1.4. Невербальными средствами общения являются:

А) речь;

Б) мимика;

В) инстинкт;

 Г) жесты;

Д) поза;

Е) познание.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

 

 

 

 

 

Задание 2. Запишите в таблицу «Да» или «Нет» напротив номера соответствующего утверждения. (10 баллов)

2.1. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

2.2. Обществом можно считать весь окружающий человека материальный мир.

2.3. Наука как способ познания мира отличается точностью и доказательностью.

2.4. Повышение пособий по безработице способствует сокращению количества безработных.

2.5. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.

2.6. Для современного человека право является руководством в жизни и деятельности.

2.7. На сегодняшний день все страны мира вступили на путь формирования демократических институтов.

2.8. Суд представляет интересы обвиняемого.

2.9. Любой товар имеет стоимость.

2.10. Прогресс общества носит противоречивый характер.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

2.9.

2.10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Прочитай текст и выполни задания (24 балла):

Так случилось, что о жизни людей в далёком прошлом мы знаем во многом благодаря религии. Религия — вера в существование богов, сверхъестественных сил. Религия появилась очень давно, на заре развития человечества.

Древние люди были бессильны перед природой, вся их жизнь зависела от различных природных явлений. Наши далёкие предки верили, что дождь и засуху, землетрясение и извержение вулкана, лесной пожар и наводнение насылают на них какие-то неведомые силы. От тех же неведомых сил зависели, по мнению древних, и здоровье человека, и многое-многое другое. Эти неведомые силы люди просили о помощи. А чтобы просьба была исполнена, божеству делали подарки (их еще называют жертвами): бусы или ленту, овцу или быка, позднее — деньги...

Религиозные люди считали, да и сейчас считают, что жизнь человека не заканчивается его смертью: смерть переход в другую жизнь (эту жизнь называют загробной). Поэтому в могилу старались поместить всё, что могло потребоваться человеку в загробной жизни: оружие, одежду, обувь, украшения, посуду, даже коня, слуг и любимую жену умершего. Теперь археологи (учёные, изучающие следы жизни древних людей) находят эти могилы и по их содержимому узнают о земной жизни в давно прошедшие времена.

Для того чтобы общаться с богами, люди возводили храмы. Дома людей строились большей частью из дерева (там. где оно было) или других не очень долговечных материалов, а дома богов — из камня. Потому-то храмы и составляют большую часть дошедших до нас из далёкого прошлого построек, по ним мы судим о том, как строили и украшали здания. А строили и украшали храмы лучшие мастера — строители, художники, скульпторы, резчики по дереву и камню, поэтому в них можно увидеть множество шедевров — выдающихся произведений искусства.

Можно верить в Бога (или богов), можно не верить, — это личное дело каждого человека. Но с тем, что многие свои культурные ценности человечество сохранило именно благодаря религии, согласятся многие.

(По материалам энциклопедии для школьников)

 

Задания:

3.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3.2. Что такое религия? Какие две причины её появления приведены в тексте?

3.3. Как в различных областях (сферах) жизни людей отражались их религиозные представления? Используя содержание текста, назовите две области (сферы) и кратко поясните свой ответ.

3.4. Какую свободу (право) человека можно выразить фразой: «Можно верить в Бога (или богов), можно не верить — это личное дело каждого человека»? С опорой на знания курса, факты общественной жизни и личный опыт приведите два свидетельства реализации этой свободы (права) человека в современной России.

3.5. У русского народа есть много обычаев, связанных с домовым. Согласно некоторым из них, чтобы домовой заботился об избе и хозяйстве, ему оставляли на ночь угощение, дарили ленты и монеты, а при переезде в новый дом хлебом-солью звали его с собой. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам ответить на вопрос.

3.6. В тексте указано, что религия играет значительную роль в сохранении культурных ценностей. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение представленной точки зрения.

 

Задание 4. Среди приведенных ниже поучений определите те, которые относятся к социальному статусу, и те, которые относятся к социальной роли. Объясните ваш выбор в каждом случае.

(15 баллов).

 

4.1. «Драгоценный камень и среди грязи сохраняет свою ценность» (Карл Берне)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. «Каждая птица должна высиживать свои яйца» (Николас Бретон)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.3. «Недостаточно быть врачом, нужно уметь еще и лечить» (Бертольд Брехт)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.4. «Полководец должен умирать стоя» (Тит Флавий Веспасиан)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5. «Учитель - не тот, кто учит, а тот, у кого хочется учиться» (М. Светлов)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Вставьте в приведенный ниже текст по смыслу пропущенные слова из списка понятий (10 баллов).

«Формирование рыночной цены ____________(1) может сопровождаться ____________(2) между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов _______________(3) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей. Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения _______________(4) труда своих членов, а также увеличения их ______________(5). Это делает работу для членов _______________(6) более приятной и выгодной, но одновременно сужает Типы экономические границы занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина ______________(7) в цене товара не снижается. Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является _________________(8). _______________(9) устанавливается и меняется _______________(10) власти».

Понятия: А) безопасность; Б) конфликт; В) занятость; Г) минимальная заработная плата; Д) профсоюз; Е) наёмные работники; Ж) прибыль; З) законодательные органы; И) заработная плата; К) трудовой договор; Л) труд; М) профессия; Н) безработица; О) прожиточный минимум; П) правительство; Р) премия.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 6. Заполните пропуски (3 балла)

6.1. Массовая культура, _____________, элитарная культура

6.2. Физиологические потребности, социальные потребности, _____________.

6.3. Человек, индивид, _____________.


Скачано с www.znanio.ru

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию школьный этап 7 класс

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию школьный этап 7 класс

Задание 3. Прочитай текст и выполни задания (24 балла):

Задание 3. Прочитай текст и выполни задания (24 балла):

Каждая птица должна высиживать свои яйца» (Николас

Каждая птица должна высиживать свои яйца» (Николас
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020