Олимпиадные задания по русскому языку
Оценка 4.8

Олимпиадные задания по русскому языку

Оценка 4.8
doc
08.05.2020
Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиада по русскому языку.doc

Олимпиада по русскому языку

5 класс

 

Время выполнения -60 мин.     

 

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

Мах баллы

5

2

4

4

5

9

10

5

2

8

54

Задание 1.

Расставьте ударение в словах:

Ворота, она добра, инженер, каучук, квартал, магазин, молодежь, облегчить, повторит, понял.

5 баллов

Задание 2

Сколько раз встречается звук [ш] в поговорке: Хороши в дорожку пирожки с горошком?

2 балла

Задание 3

Выпишите слова, в которых нет окончания. Объясните свой выбор.

Младенец, зябко, плач, окно, лицо, осень, издавна, сосна, слева, подвиг.

4 балла

Задание 4

Какие слова неверно разделены на морфемы?

По-втор-ени-е, пре-крас-н-ый, ус-меш-к-а, от-езд, без-грамот-н-ая, подо-кон-ник, подо-бр-а-ть, под-уч-и-ть, с-лез-инк-а, обо-др-и-ть.

4 балла

Задание 5

Напишите слова, значение которых дано ниже.

1. Плотная плёнка на поверхности остывшего молока.

2. Совокупность предметов одной области применения.

3. Водное растение с красивыми крупными цветками, растущее в основном в странах бассейна Индийского океана.

4. Длинная коробочка или футляр для хранения карандашей, перьев.

5. Сигнал тревоги в случае какого-либо бедствия (пожара, наводнения), подаваемый ударами колокола

5 баллов

Задание 6

Могут ли существительные  вода, грязь, сталь, масло употребляться во множественном числе? Приведите примеры.

9 баллов

Задание 7

Какой частью речи являются выделенные слова?

1. Снег сказал: «Когда я стаю, станет речка голубей, потечёт, качая стаю отражённых голубей».

2. Снежное покрывало покрывало всё поле.

3. Коридор домой и иди домой.

4. Бабушка затопила печь и стала печь мои любимые блины.

10 баллов

Задание 8

Вставьте пропущенные буквы.

Бе..полезный, и..чезнуть, ни..вергать, во..клицание, ра..колдованный, ..биться, ..дание, чере..чур, Ра..двинуть, во..стание.

5 баллов

Задание 9

Укажите сочетания слов, которые не являются словосочетанием.

1) подножие горы;

2) золотая середина;

3) отношения восстановлены;

4) учиться вязать;

5) бороться и искать.

2 балла

Задание 10

Определите, где подлежащее, а где дополнение. Что произойдёт с подлежащим и дополнением, если их поменять местами?

1. Паровоз тянет электровоз.

2. Электровоз тянет паровоз.

3. Грузовик везёт на буксире самосвал.

4. Самосвал тянет на буксире грузовик.

5. Весло задело платье.

6. Платье задело весло.

8 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы 5 классс

Задание 1

Ответ: ворОта, она добрА, инженЕр, каучУк, квартАл, магазИн, молодёжь, облегчИть, повторИт, пОнял. Оценивание: по 0, 5 балла за каждый правильный ответ. Итого: 5 баллов.

Задание 2

Ответ: Звук [ш] встречается 4 раза: Хоро[ш]и в доро[ш]ку пиро[ш]ки с горо[ш]ком. Оценивание: 2 балла за правильный ответ. Итого: 2 балла.

Задание 3

Ответ: Окончания нет и не может быть в словах зябко, издавна, слева. Это наречия, у них нет окончания, потому что  наречия – неизменяемая часть речи. Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно выписанное слова + 1 балл за объяснение. Итого: 4 балла.

Задание 4

Ответ: неправильно разделены на морфемы слова ус-меш-к-а, подо-кон-ник, с-лез-инк-а, обо-др-и-ть. Правильное разделение таково: у-смеш-к-а, под-окон-ник, слез-инк-а, о-бодр-и-ть. Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ, если слово выписано неверно – минус 1 балл. Итого: 4 балла.

Задание 5

Ответ: 1) Пенка; 2) набор; 3) лотос; 4) пенал; 5) набат. Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ. Итого: 5 баллов.

Задание 6

Ответ: Имя существительное может быть в форме единственного и множественного числа. Но не у всех существительных есть формы единственного и множественного чисел. Например, слова, обозначающие предметы, которые нельзя считать: любовь, здоровье, вода, боль, масло и т. д. обычно имеют форму только единственного числа. Если же от этих существительных образуется форма множественного числа, то она обозначает нечто другое: разные сорта вещества (маслА, крУпы), большие пространства, заполненные веществом (Караван затерялся в песках), длительность, повторяемость явлений (Стояли сильные морозы). Существительные вода, грязь, сталь, масло во множественном числе обозначают разные сорта вещества: минеральные воды, лечебные грязи, технические масла, различные стали. Оценивание: 4 балла за каждый пример + 5 баллов за объяснение. Итого: 9 баллов.

Задание 7

Ответ: эти слова принадлежат к разным частям речи. Стаю(растаю) – глагол, стаю (голубей) – существительное; (станет) голубей – прилагательное, (стаю) голубей – существительное; покрывало – существительное, покрывало – глагол прошедшего времени; домой – глагол, (иди) домой – наречие; печь – существительное, печь – глагол. Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ. Итого: 10 баллов.

Задание 8

Ответ: бесполезный, исчезнуть, низвергать, восклицание, расколдованный, сбиться, здание, чересчур, раздвинуть, восстание. Оценивание: по 0, 5 балла за каждый правильный ответ. Итого: 5 баллов.

Задание 9

Ответ: не являются словосочетанием грамматические основы предложения, однородные члены, предлог с существительным, так как между ними нет подчинительной связи. В данных примерах не являются словосочетаниями отношения восстановлены (подлежащее со сказуемым), бороться и искать (однородные члены). Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно выписанное словосочетание, если  словосочетание выписано неверно – минус 1 балл. Итого: 2 балла.

Задание 10

Ответ:

1. Паровоз тянет электровоз (дополнение).

2. Электровоз тянет паровоз (дополнение).

3. Грузовик везёт на буксире самосвал (дополнение).

4. Самосвал тянет на буксире грузовик (дополнение).

5. Весло задело платье (дополнение).

6. Платье задело весло (дополнение).

В подобных предложениях подлежащее стоит на первом месте, дополнение – на втором. Если поменять местами подлежащее с дополнением, то подлежащее станет дополнением, а дополнение  - подлежащим, если это не противоречит смыслу предложения. Так, в предложении Село украшает сад  подлежащим является слово сад, здесь от порядка слов ничего не изменится.

Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ + 2 балла за объяснение. Итого: 8 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олимпиада по русскому языку

6 класс (время выполнения 60 мин.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

итого

 

4

5

1

2

3

1

2

7

1

26

 

1. Расставьте ударение.

   Краны, жалюзи, банты, столяр каталог, свекла, торты, красивее.

2. Вставьте пропущенные буквы.

    Раздр…жающий звук, те(р,рр)а(с,сс)а, пл…вчиха, пр…клонить колени, обж…г палец, печальная пред…стория, груш…вый напиток, стро…щийся стадион, завеш…нные шторами окна, девочка избалова…а .

3. В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм.

·         Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

·         Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не

          подточит.

4. Найдите и исправьте  речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

·         Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.

·         Цены на фрукты постоянно растут вверх.

·         Четверых  девочек из класса  попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.

·         Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.

5. Определите разряд прилагательных по значению.

Звонкий согласный,   лисья хитрость, стальной трос, каменное лицо,  беличья шуба, сестрицын платок.

6. Закончите предложения:

Пошёл тёплый дождь и …

Пошёл тёплый дождь, и …

7. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова:

Орлята учатся летать. Он прочитал на память несколько строк. Нас не нужно жалеть.  Мне слышался знакомый шум.

8. Замените синонимами устаревшие слова:

 чело, ланиты, ветрило, перст, брань, глаголет, брадобрей.

 

9.В трамвае один пассажир спрашивает:

                  - На следующей остановке  ВЫХОДИТЕ?

       А кондуктор напоминает:

                  - На следующей остановке ВЫХОДИТЕ!

 Объясните, в чем отличие выделенных глаголов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

русский язык

6 класс

1.  КрАны, жалюзИ, бАнты, столЯр каталОг, свЕкла, тОрты, красИвее. ( по 0,5б = 4б)

2. Раздражающий звук, терраса,  пловчиха, преклонить колени, обжег палец, печальная предыстория, грушевый напиток, строящийся стадион, завешенные шторами окна, девочка избалованна. (по 0,5б = 5б)

3.

·         Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

·         Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не

          подточит.  (по 0,5 = 1б)

4. Найдите и исправьте  речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

·         Из каждой поездки мы привозим бабушке  сувениры.

·         Цены на фрукты постоянно растут.

·         Четырех  девочек из класса  попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.

·         Из-за  сильных  морозов  погибли кусты роз. (по 0,5б = 2б)

5.   Звонкий согласный (относительное),  лисья хитрость (качественное), стальной трос (относительное), каменное лицо (качественное), беличья шуба (относительное), сестрицын платок (притяжательное).  (по 0,5б = 3б)

6. Закончите предложения:

Пошёл тёплый дождь и … Предложение с однородными членами

Пошёл тёплый дождь, и … Сложное предложение  (по 0,5б = 1б)

7. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова:

Орлята учатся летать (дополнение) . Он прочитал на память (обстоятельство)несколько строк. Нас не нужно жалеть (сказуемое).  Мне слышался знакомый шум (подлежащее).

 (по 0,5б = 2б)

8.        Чело-лоб, ланиты-щёки, ветрило-парус, перст-палец, брань-битва, глаголет-говорит, брадобрей- парикмахер.(по 1б за слово +7б)

 

9.В трамвае один пассажир спрашивает:

                  - На следующей остановке  ВЫХОДИТЕ? Изъявительное наклонение

       А кондуктор напоминает:

                  - На следующей остановке ВЫХОДИТЕ! Повелительное наклонение  (1б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания для Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

7 класс.

(60 минут на выполнение.)

Вопрос № 1  (2 балла)

Сколько общих звуков в словах «счастье» и «участник»? Ответ запишите цифрой.

Вопрос № 2   (3 балла)

В скольких словах ударение падает на первый слог? Ответ запишите цифрой.
Занять, занял, заняла, заняло, занята, занятый, занявший 

Вопрос № 3   (2 балла)

В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли?

1. Ирис – ирИс

2. Атлас – атлАс

3. ТвОрог–творОг 

4. клУбы – клубЫ

  Вопрос № 4    (4 балла)

В каком ряду все слова с нулевыми окончаниями?

1. Шоссе, здание, темнее, изобретение

2. Всегда, имена, втроём, паучий

3. Лебяжий, стремился, стадион, пиши 

4. Щенячий, неуклюжий, балкон, быстрее

   Вопрос № 5    (14 баллов)

Сколько в данном списке заимствованных слов? Ответ запишите цифрой.
Сарафан, луна, штурм, лагерь, знахарь, пудинг, башмак, абзац, сегодня, афиша, джемпер, коричневый, аудитория, революция

Вопрос № 6     (12 баллов)

В левой графе даны имена, в правой - их переводы на русский язык. Установите соответствия.

А

В

Виктор

1. царственный

Константин

2. победитель

Павел

3. мужественный

Андрей

4. маленький

Максим

5. величайший

Василий

6. постоянный

Вопрос № 7     (6 баллов)

Рядом со словами из колонки А расставьте стилистические пометы из колонки В

А

В

Аргумент

1. обл.

Брехня

2. высок

Отчизна

3. устар.

Бушприт

4. книжн.

Десница

5. спец.

Мшара

6. разг.

 

Вопрос № 8     (2 балла)

Как называются выделенные слова?
Существительные вдох и вздох обозначают разные действия. Вздох – вдох и выдох. А вдох – это однократное наполнение лёгких воздухом. Поэтому может быть вздох сожаления, грусти, но глубокий вдох свежего воздуха, а не наоборот.
Уплатить можно только за что-то. Оплатить можно только что-то.


1. Омонимы

2. Паронимы 

3. Синонимы

4. Гиперонимы


Вопрос № 9    (4 балла)

«Дитя молодое, проехало столько пути, утомилось (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом)». (Н. В. Гоголь) 
Какого роста был младший сын Тараса Бульбы? Выберите правильный ответ.


1. 2 м

2. 2, 13 м 

3. 1, 92 м

4. 1, 85 м


Вопрос № 10    (5 баллов)

В каком словосочетании главное слово - действительное причастие?


1. Пожелтевшие берёзы

2. Собранные грибы

3. Выжженный солнцем

4. Сорванные с клумбы

5. Принесённый дворником

6. Пришедший с работы 

7. Колеблемый ветром


Вопрос № 11    (4 балла)

В каком ряду во всех словах нн?

1. Петуши…ый, змеи…ый, стари…ый

2. Дикови…ый, лошади…ый, беспричи…ый

3. Цели…ый, исти…ый, равни…ый 

4. Тигри…ый, витами…ый, были…ый

Вопрос № 12    (4 балла)

В каком ряду все слова пишутся слитно?

1. (Ни) чего (не) хочу, (не) (с) кем поговорить, (не) сколько человек

2. (Кино) студия, (юго) восток, двадцати (пяти) (летний)

3. (Пол) дома, семи (этажный), (не) глубокий, но быстрый 

4. (Не) домогал, (не) достаёт денег, ничуть (не) интересный

Вопрос № 13    (2 балла)

Сколько среди данных фраз грамматически правильных? Ответ запишите цифрой.
1. Эта задача более сложнее, чем другие.
2. Эта задача наиболее сложнее других.
3. Эта задача наиболее самая сложная из всех.
4. Эта задача самая сложнейшая из всех.
5. Эта задача самая сложная из всех.

Вопрос № 14   (3 балла)

В каком ряду все собирательные числительные употреблены правильно?

1. Двое ботинок, трое щенков, нас шестеро, трое кубиков

2. Пятеро котят, четверо футболистов, трое жирафов, двое путешественников

3. Семеро козлят, оба мальчика, трое брюк, их двое 

4. Обои девочки, трое ружей, шестеро альпинистов, четверо ножниц

Вопрос № 15   (4 балла)

В каком предложении запятая перед союзом и не нужна?

1. Певчих птиц показывали на выставке () и я туда легко добрался на метро.

2. Почти никого не было в кассах () и я протянул в окошко 20 копеек.

3. В каждой клеточке жила птичка () и они все вместе пели.

4. Мы молча стояли еще долго-долго () и я все не мог наглядеться на этих птиц.

5. В чемодане было полно маленьких клеток () и в них были канарейки.

6. Лимончик все не начинал петь () и снова прыгал по-всякому. 

7. Лимончик наконец замолчал () и все захлопали.

Вопрос № 16    (3 балла)

В каком тексте способ связи предложений иной, чем в двух других?

1. Майское утро. Из-за леса выглянуло солнце. Вздрогнули верхушки деревьев. Первые лучи скользнули по поляне, и блики заиграли на кустах. Засверкала блёстками роса.

2. Ночь. Луна висит над поймой реки. Облака плывут по небу. Где-то вдали кричит какая-то птица. Старый лес шумит. Могучие ели качают своими верхушками.

3. Раз под вечер, когда солнышко ещё сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудных, больших птиц. Таких красивых птиц утёнок никогда ещё не видал – все они были белые как снег, с длинными, гибкими шеями. Это были лебеди. 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТЫ Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

7 класс 

Вопрос № 1  (2 балла)

Сколько общих звуков в словах «счастье» и «участник»? Ответ запишите цифрой.

Правильный ответ 2

Вопрос № 2   (3 балла)

В скольких словах ударение падает на первый слог? Ответ запишите цифрой.
Занять, занял, заняла, заняло, занята, занятый, занявший 

Правильный ответ 3

Вопрос № 3   (2 балла)

В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли?

1. Ирис – ирИс

2. Атлас – атлАс

3. ТвОрог–творОг Это правильный ответ

4. клУбы – клубЫ

Вопрос № 4    (4 балла)

В каком ряду все слова с нулевыми окончаниями?

1. Шоссе, здание, темнее, изобретение

2. Всегда, имена, втроём, паучий

3. Лебяжий, стремился, стадион, пиши Это правильный ответ

4. Щенячий, неуклюжий, балкон, быстрее

Вопрос № 5    (14 баллов)

Сколько в данном списке заимствованных слов? Ответ запишите цифрой.
Сарафан, луна, штурм, лагерь, знахарь, пудинг, башмак, абзац, сегодня, афиша, джемпер, коричневый, аудитория, революция

Правильный ответ 10

Вопрос № 6     (12 баллов)

В левой графе даны имена, в правой - их переводы на русский язык. Установите соответствия.

А

В

Виктор Правильно:2

1. царственный

Константин Правильно:6

2. победитель

Павел Правильно:4

3. мужественный

Андрей Правильно:3

4. маленький

Максим Правильно:5

5. величайший

Василий Правильно:1

6. постоянный

Вопрос № 7     (6 баллов)

Рядом со словами из колонки А расставьте стилистические пометы из колонки В

А

В

Аргумент Правильно:4

1. обл.

Брехня Правильно:6

2. высок

Отчизна Правильно:2

3. устар.

Бушприт Правильно:5

4. книжн.

Десница Правильно:3

5. спец.

Мшара Правильно:1

6. разг.

 

Вопрос № 8     (2 балла)

Как называются выделенные слова?
Существительные вдох и вздох обозначают разные действия. Вздох – вдох и выдох. А вдох – это однократное наполнение лёгких воздухом. Поэтому может быть вздох сожаления, грусти, но глубокий вдох свежего воздуха, а не наоборот.
Уплатить можно только за что-то. Оплатить можно только что-то.

1. Омонимы

2. Паронимы Это правильный ответ

3. Синонимы

4. Гиперонимы

Вопрос № 9    (4 балла)

«Дитя молодое, проехало столько пути, утомилось (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом)». (Н. В. Гоголь) 
Какого роста был младший сын Тараса Бульбы? Выберите правильный ответ.

1. 2 м

2. 2, 13 м Это правильный ответ

3. 1, 92 м

4. 1, 85 м

Вопрос № 10    (5 баллов)

В каком словосочетании главное слово - действительное причастие?

1. Пожелтевшие берёзы

2. Собранные грибы

3. Выжженный солнцем

4. Сорванные с клумбы

5. Принесённый дворником

6. Пришедший с работы Это правильный ответ

7. Колеблемый ветром

Вопрос № 11    (4 балла)

В каком ряду во всех словах нн?

1. Петуши…ый, змеи…ый, стари…ый

2. Дикови…ый, лошади…ый, беспричи…ый

3. Цели…ый, исти…ый, равни…ый Это правильный ответ

4. Тигри…ый, витами…ый, были…ый

Вопрос № 12    (4 балла)

В каком ряду все слова пишутся слитно?

1. (Ни) чего (не) хочу, (не) (с) кем поговорить, (не) сколько человек

2. (Кино) студия, (юго) восток, двадцати (пяти) (летний)

3. (Пол) дома, семи (этажный), (не) глубокий, но быстрый Это правильный ответ

4. (Не) домогал, (не) достаёт денег, ничуть (не) интересный

   Вопрос № 13    (2 балла)

Сколько среди данных фраз грамматически правильных? Ответ запишите цифрой.
1. Эта задача более сложнее, чем другие.
2. Эта задача наиболее сложнее других.
3. Эта задача наиболее самая сложная из всех.
4. Эта задача самая сложнейшая из всех.
5. Эта задача самая сложная из всех.

Правильный ответ 1

Вопрос № 14   (3 балла)

В каком ряду все собирательные числительные употреблены правильно?

1. Двое ботинок, трое щенков, нас шестеро, трое кубиков

2. Пятеро котят, четверо футболистов, трое жирафов, двое путешественников

3. Семеро козлят, оба мальчика, трое брюк, их двое Это правильный ответ

4. Обои девочки, трое ружей, шестеро альпинистов, четверо ножниц

Вопрос № 15   (4 балла)

В каком предложении запятая перед союзом и не нужна?

1. Певчих птиц показывали на выставке () и я туда легко добрался на метро.

2. Почти никого не было в кассах () и я протянул в окошко 20 копеек.

3. В каждой клеточке жила птичка () и они все вместе пели.

4. Мы молча стояли еще долго-долго () и я все не мог наглядеться на этих птиц.

5. В чемодане было полно маленьких клеток () и в них были канарейки.

6. Лимончик все не начинал петь () и снова прыгал по-всякому. Это правильный ответ

7. Лимончик наконец замолчал () и все захлопали.

Вопрос № 16    (3 балла)

В каком тексте способ связи предложений иной, чем в двух других?

1. Майское утро. Из-за леса выглянуло солнце. Вздрогнули верхушки деревьев. Первые лучи скользнули по поляне, и блики заиграли на кустах. Засверкала блёстками роса.

2. Ночь. Луна висит над поймой реки. Облака плывут по небу. Где-то вдали кричит какая-то птица. Старый лес шумит. Могучие ели качают своими верхушками.

3. Раз под вечер, когда солнышко ещё сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудных, больших птиц. Таких красивых птиц утёнок никогда ещё не видал – все они были белые как снег, с длинными, гибкими шеями. Это были лебеди. Это правильный ответ

 

Олимпиада по русскому языку

8 класс

Время выполнения -60 мин.     

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Всего

Мах баллы

5

4

3

5

2

4

3

5

5

5

5

46

Задание 1.

Из списка слов выпишите те, в которых два гласных звука находятся рядом:

Театр, каёмка, какао, сиять, союз, шпион, дуэт, боец, оазис, кооператив.

5 баллов

Задание 2.

Как правильно писать: В «Песне о вещем Олеге» или  В «Песни о вещем Олеге»?  Объясните свой ответ.

4 балла

Задание 3.

Укажите, какие слова имеют одинаковые окончания:

Коров, голов, столов, ковров, основ, степей, ножей, юношей.

3 балла

Задание 4.

Подберите прилагательные-определения к словам: какаду, какао, кофе, мозоль, рояль.

5 баллов

Задание 5.

Какое русское слово произошло от слов тереть, доска?

2 балла

Задание 6.

Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Вояж, викторина, дефект, апломб, триумф, ситуация, финал, имитация, эпилог, актуальный.

4 балла

Задание 7.

Образуйте деепричастия от следующих глаголов:

Беречь, вянуть, гнуть, пихать, ехать, зябнуть, ковать, лить, лизать, мокнуть, мять, печь, писать, тереть, тонуть, чесать, шить.

3 балла

Задание 8

Расставьте в предложении знаки препинания так, чтобы наследники не разозлились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?

Завещание правителя

Перед смертью правитель оставил сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую».

5 баллов

Задание 9.

Какие знания вам потребуются, чтобы ответить на вопрос:

С буквой О или А после Н надо писать словосочетание подн...готная правда?

Одни утверждают: «Поднаготная правда – значит нагая (голая)». Другие возражают: « Подноготная правда – значит ВСЯ правда, даже то, что спряталось под ногтем». Кто же прав и почему?

5 баллов

Задание 10.

Измените предложения так, чтобы выделенные слова стали предлогами. Слова какой части речи выделены?

1)     Впереди были спортсмены-лыжники.

2)     Штормовое море бушевало вокруг.

3)     Посредине стоит памятник поэту.

4)     Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне.

5 баллов

Задание 11.

Что обозначает фразеологизм разделать по орех? Приведи пример употребления в речи этого фразеологизма.

5 баллов

 

 

 

Ответы 8 класс

Задание 1

Ответ: Театр, какао, шпион, дуэт, оазис. Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ, если слово выписано неверно – минус 1 балл. Итого: 5 баллов.

Задание 2

Ответ: В «Песни о…», так как образовано от «песнь» - сущ. 3 скл.    Оценивание: 2 балла за правильный ответ + 2 балла за объяснение. Итого: 4 балла.

Задание 3

Ответ: Ковров – столов, степей – ножей – юношей, голов – коров – основ (нулевое окончание). Оценивание: по 1 баллу за каждую группу слов.          Итого: 3 балла.        

Задание 4

Ответ: Красивый какаду, вкусное какао, чёрный кофе, больная мозоль, белый рояль. Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно составленное словосочетание. Итого: 5 баллов.

Задание 5

Ответ: Тёрка. Итого: 2 балла.

Задание 6

Ответ: Вояж – путешествие, виктория – победа,  дефект – изъян, недостаток, апломб – самоуверенность, триумф – торжество, успех, ситуация – обстоятельство, финал – конец, завершение, имитация – подражание, подделка, эпилог – заключительная часть, актуальный – современный, важный.        Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ. Итого: 10 баллов.

Задание 7

Ответ: От глаголов брать и ковать образуются деепричастия беря и куя, а от остальных не образуются. Оценивание: по 2 балла за правильный ответ , если форма образована неверно, минус 1 балл. Итого: 4 балла.

Задание 8

Ответ: Правитель просил поставить статую, золотую чашу держащую.   Итого: 3 балла.

Задание 9

Ответ: Подноготная правда – тайные, скрываемые подробности чего-нибудь, которые раскрывались при пытках (запускание игл или гвоздей под ногти).  Итого: 5 баллов.

Задание 10

Ответ: Наречие – производный предлог.

1) Впереди нас были спортсмены-лыжники.

2)      Вокруг острова бушевало штормовое море.

3)      Посредине площади стоит памятник поэту.

4)      Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне праздника.

Оценивание: 1 балл за определение части речи, по 1 баллу за каждое переделанное предложение. Итого: 5 баллов.

 

Задание 11

Ответ: Разделать по орех – «разругать, раскритиковать». Выражение возникло на базе более старого – «сделать что-либо очень основательно и хорошо». В первоначальном значении фразеологизм родился в профессиональной речи столяров и краснодеревщиков. Изготовление мебели под ореховое дерево из других сортов древесины требовало большого труда и хорошего знания дела. Оценивание: 1 балл за приведённый пример, 4 – за объяснение фразеологизма. Итого: 5 баллов.

 

 

 

Олимпиада по русскому языку

9 класс

 

Время выполнения -60 мин.     

 

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

Мах баллы

5

4

10

3

3

3

7

10

11

5

61

 

Задание 1

Расставьте ударение в данных словах:

Квартал, вероисповедание, каталог, искра, обеспечение, диспансер, ходатайство, мизерный, заплесневеть, заиндеветь.                            

5 баллов

Задание 2

Какие из приведённых  ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

4 балла

Задание 3

Подберите к устаревшим словам современные синонимы:

Десница, виктория, ланиты, блиставица, ветрило, шуйца, толмач, сиречь, тать, чага.

10 баллов

Задание 4

Лингвистическая задача.  В стихотворении А.А.Тарковского «Петровские казни» читаем:

Передо мною плаха

На площади встаёт,

Червонная рубаха

Забыться не даёт.

Определите значение выделенного слова. Что вы можете сказать о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своём стихотворении?

3 балла

Задание 5

Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова выступали в роли производных предлогов, а в другом - в роли самостоятельных частей речи:

       а) на встречу (навстречу), б) на счет (насчет), в) не смотря (несмотря на)

3 балла

Задание 6

Прочитайте предложения и ответьте на предложенный ниже вопрос.

1) Подали чай, любимую Денисовым молочную кашу из сорочинского пшена, рыбы, пирожков, варенья, разных плодов и ягод. 2) Пошла Никитишна вкруг стола, обносила гостей кашею, только не пшенною, а пшена сорочинского, не с перцем, не с солью, а с сахаром, с вареньем, со сливками. (П.И. Мельников-Печерский. На горах) Каким словом иноязычного происхождения было вытеснено старое русское словосочетание сорочинское пшено? В качестве подсказки напомним, что в пушкинской «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» богатыри выезжали в поле, чтобы «сорочина в поле спешить».

3 балла

Задание 7

Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных курсивом слов. Какую особенность имеют формы хуже и лучше? – Если б ты рассматривал дело похладнокровнее, так увидел бы, что ты не хуже других и не лучше, чего я и хотел от тебя: тогда не возненавидел бы ни других, ни себя, а только равнодушнее сносил бы людские глупости и был бы повнимательнее к своим. (И.А. Гончаров. Обыкновенная история)

7 баллов

Задание 8

Прочитайте стихотворение В.Набокова. Выполните  задания:

1)  Выпишите эпитеты. Объясните, как вы понимаете смысл этих эпитетов.

2)       В тексте используются сравнение и метафора. Выпишите их.  В чем различие этих приемов? 

3)      С помощью каких приемов в стихотворении создается атмосфера напряженного диалога? Назовите эти приемы, выпишите нужные фрагменты для иллюстрации.

                                                   ***

О чем я думаю? О падающих звездах…

Гляди, вон там одна, беззвучная, как дух,

алмазною стезей прорезывает воздух,

                     и вот уж путь ее потух…

 

Не спрашивай меня, куда звезда скатилась.

О, я тебя молю, безмолвствуй, не дыши!

Я чувствую – она лучисто раздробилась

                     на глубине моей души.

                                       26 августа 1918

10 баллов

Задание 9

Продолжите предложения словами из списка, данного ниже. Вставляйте пропущенные буквы и изменяйте, когда необходимо, формы слова.

1. Безмятежную, счастливую жизнь можно назвать …

2. Для обсуждения общественно-политических вопросов люди собираются на …

3. Мировоззрение, считающее основой всего существующего дух, а не материю, называется …

4. На месте братских могил часто воздвигают ….

5. Над серединой дома иногда надстраивают …

6. О недостойном человеке говорят, что он не стоит и …

7. Отношения в их дружной семье были просто …

8. Получая от учебного учреждения постоянное денежное пособие, становишься …

9. У каждой страны, в каждом деле есть своя …

10. Тот, кто готовиться к избранию, назначению или приёму куда-либо, называется …

11. Человеку свойственно стремиться к высокому …

Мит..нг, ст..пенд..ат, л..генда, мин..мум, сп..циф..ка, об..(л,лл)иск, м..зин..ц, спец..алист, иди(л,лл)..я, м..з..нин, канд..дат, ид..(л,лл)ический, ст..пендия, талантл..вый, ид..ал, ид..(л,лл)истический.

11 баллов

Задание 10

Стихотворение Д. Хармса  и С. Маршака «Весёлые чижи» в разных изданиях печаталось с различной пунктуацией. Как при помощи знаков препинания может измениться смысл и синтаксический состав первых строк стихотворения?

Жили в квартире

Сорок четыре

Сорок четыре

Весёлых чижа

5 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы 9 класс

Задание 1

Ответ: КвартАл, вероисповЕдание, каталОг, Искра, обеспЕчение, диспансЕр, ходАтайство, мизЕрный, заплЕсневеть, заИндеветь.  Оценивание: по 0, 5 балла за каждый правильный ответ. Итого: 5 баллов.

           Задание 2

Ответ:  Этимологически родственными являются слова  НАВОЛОЧКА, ПРОВОЛОКА  и ОБЛАКО.  Все они происходят от глагола  ВОЛОКУ. ОБЛАКА – то, что обволакивает; ПРОВОЛОКА – железная нить, созданная путём проволакивания металла; НАВОЛОЧКА  наволакивается на подушку. Оценивание:  за правильно определённые  слова – по 1 баллу. За комментарий – 1 балл.  Итого: 4 балла.   

Задание 3   

Ответ:      

Десница – правая рука;

виктория – победа;

ланиты – щёки;

блиставица  - молния;

ветрило – парус;

 шуйца – левая рука;

 толмач – переводчик;

сиречь -  то есть;

тать – вор;

чага – рабыня.

Оценивание:  по 1  баллу за каждый правильный ответ. Итого: 10 баллов

Задание 4

Ответ:    ЧЕРВОННЫЙ -  красный, алый, цвет крови.

В старославянском языке  было слово чръвьнь, в древнерусском – чьрвенъ – красный.

Использовано для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идёт о временах восхождения на престол Петра Первого, казни стрельцов, выступавших на стороне сестры Петра I, Софьи. Оценивание:  за правильно определённое значение слова – 1 балл; за объяснение происхождения слова – 1 балл; за комментарий функции слова – 1 балл.  Итого: 3 балла.

Задание 5

Оценивание:  по 1 баллу за правильно употреблённое слово. Итого: 3 балла.

Задание 6

Ответ: Сорочинское пшено – рис; сорочинская каша – рисовая каша. Сорочин – народно-разговорный вариант слова сарацин. Сарацинами в средневековой Европе во времена крестовых походов называли арабов. В русском народно-поэтическом творчестве слово сарачин/сорочин расширило свое значение, оно стало обозначать всех иноземцев – представителей восточных народов, поэтому завезенный с Востока рис получил название сорочинского пшена. Написание слова могло колебаться; например, в описании звездочета из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина читаем: В сарачинской шапке белой,/ Весь как лебедь поседелый… (Сарачинская шапка – чалма, восточный головной убор). Оценивание:  3 балла за правильный ответ. Итого: 3 балла.

Задание 7

Ответ: Похладнокровнее (рассматривал), равнодушнее (сносил) – наречия в сравнительной степени, в предложении играют роль обстоятельства. Хуже, лучше, повнимательнее – сравнительная степень имен прилагательных в роли составного именного сказуемого. Формы хуже и лучше отличаются от исходных прилагательных самой основой: хуже – от плох(ой), лучше – от хорош(ий); это явление называется термином супплетивизм (расхождение основ). ). Оценивание:  по 1 баллу за правильное определение части речи и синтаксической роли выделенных слов + 2 балла за ответ на вопрос. Итого: 7 баллов.

Задание 8

Ответ:

1) Эпитеты: беззвучная звезда, лучисто раздробилась

2)  Сравнение: беззвучная, как дух. Метафоры: (звезда) алмазною стезей прорезывает воздух; путь ее потух; лучисто раздробилась на глубине моей души. Сравнение – прямое сопоставление двух объектов, метафора – скрытое сравнение.

3) Эффект диалога создается за счет использования вопросно-ответной формы изложения (О чем я думаю? О падающих звездах…), прямых обращений (гляди…; не спрашивай…; о, я тебя молю…). Оценивание: 3 балла – за эпитеты и их смысл, 4 балла - выявление и сопоставление метафоры и сравнения, 3 балла – за выделение элементов диалога. Итого: 10 баллов.

 

Задание 9

Ответ:

1. Безмятежную, счастливую жизнь можно назвать идиллией.

2. Для обсуждения общественно-политических вопросов люди собираются на митинг.

3. Мировоззрение, считающее основой всего существующего дух, а не материю, называется  идеалистическим.

4. На месте братских могил часто воздвигают обелиски.

5. Над серединой дома иногда надстраивают мезонин.

6. О недостойном человеке говорят, что он не стоит и мизинца

7. Отношения в их дружной семье были просто идиллическими.

8. Получая от учебного учреждения постоянное денежное пособие, становишься стипендиатом.

9. У каждой страны, в каждом деле есть своя специфика.

10. Тот, кто готовиться к избранию, назначению или приёму куда-либо, называется кандидатом.

11. Человеку свойственно стремиться к высокому идеалу.

Оценивание: по 0, 5 балла за правильно подобранное слово + 0, 5 балла за правописание. Итого: 11 баллов.

Задание 10

Ответ:

Жили в квартире

Сорок четыре,

Сорок четыре

Весёлых чижа

В варианте без запятых первое числительное сорок четыре является определением, а второе – подлежащим. Если поставить запятую, то номер квартиры превратится в поэтический повтор части подлежащего. Оценивание: за правильное объяснение роли запятой – 5 баллов. Итого:  5 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олимпиада по русскому языку

10 класс

Время выполнения -60 мин.     

 

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

Мах баллы

5

8

5

5

5

5

4

5

9

10

61

 

Задание 1

Расставьте ударение в следующих словах.

Закупорить, межконтинентальный, камбала, кичиться, средства, умерший, роздана, мизерный, дипломированный, завидно.

5 баллов

Задание 2

 Произведите морфемный разбор слов:

написанный, заблагорассудится, двухсотлетие,  по-доброму

8 баллов

Задание 3

В романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история», в описании улиц провинциального города, читаем:

Подле него [зеленого дома с башенками] кокетливо красуется дикенький дом лекаря, раскинувшийся полукружием, с двумя похожими на будки флигелями. По какому признаку дом лекаря назван дикеньким?

5 баллов

Задание 4

Прочитайте отрывок делового письма, датированного 1621 годом. В каком падеже стоят выделенные имена существительные? Чем отличаются эти формы от современных?

Да посолъ же говорилъ, чтобъ бояре донесли до царского воеводы, что есть у него птица ловчая болобанъ, ловит всякой звѣрь и птицы. (Словарь русского языка XIXVII вв.)

5 баллов

Задание 5

Образуйте форму множественного числа имён существительных.

Аварец, абхазец, дно, край, дом, трактор, выбор, озеро, вода, бухгалтер.

5 баллов

Задание 6

Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте ответ.

Песенник, подъёмник, спутник, телятник, ударник.

5 баллов

Задание 7

 Какими частями речи являются выделенные слова?

1) Сколько раз я просила его помочь!

2) В окно тихо стукнули: раз, два, три…

3)Как-то раз я уже приходила в этот парк.

4) Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять.

4 балла

Задание 8

Можно ли считать слова ИТОГ, ПОТОМСТВО родственными с исторической точки зрения? Мотивируйте свой ответ.

5 баллов

Задание 9

Определите значение и происхождение следующих  выражений:

а) рядиться в павлиньи перья ,

б) пригреть змею на груди,

в) по Сеньке и шапка?

9 баллов

Задание 10. Прочитайте стихотворение В.Набокова. Выполните  задания:

1) В тексте наряду с эпитетами используются определительные словосочетания, включающие языковые единицы в прямом значении. Выпишите эти словосочетания. 

2) Выпишите словосочетания, в составе которых используются эпитеты. Объясните, как вы понимаете смысл этих эпитетов.

3) Найдите метафору, объясните  значение этого приема в данном стихотворении.

4) Какой прием используется в третьей строке второго четверостишия? Объясните  значение этого приема в данном стихотворении.                                       

***

Над землею стоит голубеющий пар.

Почки лип озарили аллею;

и с нелепою песенкой первый комар

мне щекочет настойчиво шею.

 

И тоску по иной, сочно-черной весне –

вдохновенное воспоминанье –

ах, какую тоску! – пробуждает во мне

комариное это жужжанье…

20 февраля 1920

10 баллов

 

Ответы 10 класс

Задание 1.

Ответ: закУпорить, межконтинентАльный, кАмбала, кичИться, срЕдства, умЕрший, розданА, мизЕрный, дипломИрованный, завИдно.

 Оценивание: по 0, 5 балла за каждый правильный ответ. Итого: 5 баллов

Задание 2

Ответ:

на -пис -а –нн- ый, за-благ-о-рас-суд-ит-ся, дв-ух-сот-лет-и-е,  по-добр-ому

Оценивание:  За каждый правильный ответ – 2 балла (каждая ошибка -0,5). Итого: 8 баллов.

Задание 3

Ответ: Одно из устаревших значений прилагательного дикий – это обозначение оттенка серого цвета: дикий цвет – светло-серый, с голубоватым оттенком. Такой цвет является естественным для некрашеного материала – дерева или камня. Дикенький дом имеет природный серенький цвет. В романе И.А. Гончарова «Обломов» также упоминается дикий цвет: На другой день Обломов встал и надел свой дикий сюртучок, что носил на даче. Оценивание: за правильное объяснение 5 баллов. Итого: 5 баллов.

Задание 4

Ответ:  Слова зверь и птицы стоят в винительном падеже: болобан (охотничий сокол) ловит (кого? что?) всякого зверя и птиц. В современном языке формы винительного падежа у этих существительных совпадают по окончаниям с родительным падежом, ср.: нет (кого? чего?) зверя и птиц. Такое совпадение является признаком одушевленных имен существительных (у существительных женского рода эта черта проявляется только во мн. числе, а у слов мужского рода – и в ед., и во мн. числе). В приведенном письме начала XVII века формы винительного падежа совпадают с именительным падежом, как у существительных неодушевленных. Следовательно, во время написания этого текста слова зверь, птица, а также все видовые названия животных еще не входили в разряд одушевленных существительных. Оценивание: за определение падежа – 2 балла + 3 балла за ответ на вопрос. Итого: 5 баллов

Задание 5

Авары, абхазцы, донья (устар.), края, дома, тракторы, выборы, озера, воды, бухгалтеры.

Оценивание: по 0, 5 балла за каждый правильный ответ. Итого: 5 баллов.

Задание 6

Ответ: «лишнее» слово – подъёмник, так как только оно является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет. Оценивание: 2 балла за правильный ответ + 3 балла за объяснение. Итого: 5 баллов

Задание 7

Ответ: 1) существительное, 2)имя числительное, 3) наречие, 4) подчинительный союз. Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ. Итого: 4 балла

 

Задание 8

Ответ: Оба слова были образованы от одного и того же указательного местоимения то, но в разных формах, следовательно, в них можно выделить общий исторический  корень. Итог- это усеченная форма итого,в свою очередь итого образовалось сращением частицы (союза) и  с указательным местоимением того. Оценивание: 5 баллов за правильный ответ. Итого: 5 баллов.

Задание 9

Ответ: а) Рядиться в павлиньи перья- неодобр. Пытаться показать себя более значительным, чем есть на самом деле.

1) выражение вошло в русский язык из басни И. А. Крылова ”Ворона” (1825), в которой ворона, желая быть самой красивой, воткнула себе в хвост павлиньи перья. Но павы набросились и ощипали ее так, что даже сестры-вороны ее не узнали. Басня ”Ворона” восходит к басням Эзопа, Лафонтена и др.

2) восходит к басне Эзопа ”Сова и галка”.

3) калька с фр. le geai pare des plumes du paon.

б) проявлять внимание, заботу, любовь к человеку, который впоследствии платит неблагодарностью.

1.Выражение - из древнегреческой притчи о землепашце, который нашёл замерзшую змею и положил её к себе за пазуху. Отогревшись, она ужалила своего спасителя. Притча имеет и другой вариант: крестьянин находит змеиное яйцо, кладёт его за пазуху, где оно было согрето его теплом и из него вылупилась змея, которая тут же ужалила своего спасителя. Притча была положена Эзопом в основу басни ”Крестьянин и змея”.

в) По Сеньке и шапка

Знатность рода бояр в старой Руси можно было легко установить по высоте их меховых «горлатных» (горлатными они назывались потому, что мех для них брался с горла убитого зверя)  шапок. Чем знатней и сановней был вельможа, тем выше вздымалась над его головой такая шапка.

Простой народ не имел права (да и средств) на ношение этих роскошных шапок из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и родились пословицы: «По Сеньке и шапка» или «По Ерёме и колпак», то есть: каждому честь по заслугам.

Оценивание: 1 балл за определение значения + 2 балла – за происхождение. Итого: 9 баллов.

Задание 10.

Ответ:

1) нелепая песенка, первый комар,  комариное жужжанье.

Эпитеты: голубеющий пар (таяние делает воздух влажным,  сквозь  него видны яркие небеса; причастная форма подчеркивает динамичность картины –  пробуждение природы продолжается), сочно-черная весна (начинающаяся, сильная, вызывающая интенсивные чувства), вдохновенное воспоминанье (сильное, мощное впечатление, вызванное минувшим, воспоминание, вызывающее творческий подъем)

2) Метафора  почки лип озарили аллею – распустившиеся почки нежно-зеленым цветом  окрашивают, «озаряют» аллею, неожиданное вызывают  определенное настроение, впечатление (озарение  связано с вдохновением)

4) Риторическое восклицание ах, какую тоску! – передают сильные чувства, переживания лирического героя, обозначают прорыв эмоций во внутренних размышлениях героя.

Оценивание: за эпитеты – 4 балла; за метафору – 3 балла; за риторическое восклицание – 3 балла). Итого: 10 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олимпиада по русскому языку

11 класс

 

Время выполнения -60 мин.     

 

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

Мах баллы

6

5

5

9

5

7

14

10

5

9

75

Задание 1.

Выпишите номера предложений, в которых встречаются случаи неправильной постановки ударения в словах.   Исправьте ошибки. 

1.НОвая технолОгия должнА облЕгчить процЕсс получЕния талОнов на приём к специалИстам. 2. Для бЫстрого решЕния Этого вопрОса нужнЫ дополнИтельные средствА. 3. ГлАвной проблЕмой госудАрственной систЕмы по-прЕжнему остаЁтся бюрокрАтия. 4. ОсвОить тЕхнику просмОтрового  чтЕния вАжно до поступлЕния в вуз. 5. Нам нУжно найтИ возмОжность приобретЕния товАров по Оптовым цЕнам.

6 баллов

Задание 2.

Определите, какие слова, указанные ниже, являются однокоренными.

Переводчик, наводчик, половодье, подвода, паводок, водянистый, провожатый, водоросль, вождь, сводка, завод, провод, водянка, водоём.

5 баллов

Задание 3.

Прочитайте диалог из романа И.А. Гончарова «Обрыв» – разговор Райского с бабушкой. Объясните значение и происхождение выделенного слова.

– А что, бабушка, – вдруг обратился он к ней, – если бы я стал вас уговаривать выйти замуж?

– Марфенька! Перекрести его: ты там поближе сидишь, – заметила бабушка сердито. Марфенька засмеялась.

– Право… – шутил Райский.

– Ты буфонишь, а я дело тебе говорила, добра хотела.

5 баллов

Задание 4.

Разделите слова на две группы. Укажите, на основе какого лексико-грамматического признака можно сделать это распределение.

 Непреодолимый страх, нестерпимая жара, нерастворимый осадок, нелюбимый школьный предмет, неразрешимая задача, невыносимая боль, незаменимый работник, неустрашимый герой, неисправимый недостаток, невидимый диск Луны, несравнимый образ, непроходимый пролив, немыслимое приключение, неслышимый шорох.

9 баллов

Задание 5.

Определите, к какой части речи принадлежит слово один в каждом из высказываний.

  1. Сделать один шаг.  2. Я совсем один. 3. Один – единственный взгляд. 4.Это дело приносит одни неприятности. 5. Ему, что ни говори, одно только и знает: «Я не соглашусь».

5 баллов

Задание 6.

 «Весь деревня, а не село: ино бо есть село, а ино весь», – говорится в Азбуковнике XVII века. О чем идет речь? В каком фразеологизме встречается слово весь, которое представлено в этом тексте?

7 баллов

Задание 7.

Укажите средства связи предложений в данном тексте.

Русская песня как вода в запруде. Кажется, она остановилась и не движется. А на глубине она безостановочно вытекает из вешняков, и спокойствие ее поверхности обманчиво. Всеми способами, повторениями, параллелизмами, она задерживает ход постепенно развивающегося содержания. У какого-то предела оно вдруг сразу открывается и разом поражает нас. Сдерживающая себя, властвующая над собою тоскующая сила выражает себя так. Это безумная попытка остановить время. (Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго)

14 баллов

Задание 8.

Перепишите текст, исправив  стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в этом тексте.

Отправляясь в Японию, отдаешь себе, отчет, что попадаешь в иной мир. Он не экзотичный и даже не загадочный – просто, другой. Уже после приземления понимаешь, что прогресс уже не просто шагнул вперед в этой стране, она и есть сам прогресс. Но, при этом, союз традиций и новейших технологий настолько гармоничен, что люди в национальных одеждах едущие в скоростных поездах ни вызывают ни какого удивления. Не в одной стране мира я ни встречала такого прекрасного сочетания прогресс и традиция, доведенного до абсолютного совершенства.

10 баллов

Задание 9.

Перепишите предложения, исправляя пунктуационные ошибки, приводящие к искажению смысла.

1) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего   двадцать.

2) В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

3) Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

4) Когда солнце село с блеяньем и ревом, прошло стадо.

5) Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

5 баллов

Задание 10.        

Прочитайте стихотворение В.Набокова «Озеро». Выполните задания.

1.  Выпишите синтаксическую анафору. Объясните значение этого приема в данном тексте.     

2. В  стихотворении автор неоднократно использует  прием, основанный на одинаковых синтаксических отношениях между членами предложения. Как называется такой прием? Выпишите все примеры из текста.

3. В стихотворении используются антонимы печаль – радость. Какие слова, в системе языка не являющиеся противоположными по значению, в контексте становятся антонимичными?

                        ОЗЕРО

Взгляни на озеро: ни солнце, ни звезда,

ни мощные дубы, ни тонкая осока,

хоть отражаются так ярко, так глубоко,

не оставляют в нем следа.

Взгляни и в душу мне: как трепетно, как ясно

в ней повторяются виденья бытия!

Как в ней печаль темна, как радость в ней прекрасна…

                                 –   и как спокоен я!

24 августа 1918

9 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы 11 класс

Задание 1.

Ответ:

1. облегчИть              2. срЕдства                5. оптОвый

Оценивание:  По 2 балла за каждый правильный ответ, за ошибки снимать  по 1 баллу. Итого:  6 баллов.

 

Задание 2.

Ответ: однокоренными являются следующие слова: половодье, заводь, водянистый, паводок, водоём, водянка, водоросль; провод, переводчик, завод, наводчик, подвода, провожатый, вождь, сводка. Оценивание: 5 баллов за правильное распределение слов. Итого: 5 баллов

 

Задание 3.

Ответ: Буфонить – шутить, паясничать, дурачиться, веселить собеседников. Этому устаревшему слову родственно существительное буффонада – сценическое представление, построенное на комических, шутовских положениях. Глагол буфонить был образован в русском языке суффиксальным путем от устаревшего заимствованного существительного буфон, которое возникло из более правильного буффон (фр. bouffon < ит.), – этим словом назывался шут, клоун, традиционный персонаж старинной итальянской комедии. По Словарю В.И. Даля, буфонъ – «шутникъ, шутъ, забавный ломака»; буфонить – «шутить, какъ шуты шутятъ, словами и прiемами, корчить, ломаться». По образованию глагол буфонить стоит в одном ряду со своими синонимами: паясничать паяц (устар. паяс); паяц – комический персонаж итальянского народного театра; скоморошничать скоморох; скоморох – в древней Руси: бродячий комедиант; переносно – несерьезный человек, потешающий других шутовскими выходками. Точно так же и глагол шутить, который сейчас осознается как непроизводный, был исторически образован от существительного шут. Общее значение этих глаголов – «вести себя подобно тому, кто назван производящим словом». Оценивание: 2 балла за определение значения слова + 3 балла за объяснение значения. Итого: 5 баллов

 

Задание 4.

Ответ: Среди этих слов только три относятся к причастиям (нелюбимый, невидимый и неслышимый), потому что они употребляются в прямом значении и образованы от переходных глаголов несовершенного вида (по правилам образования причастий). Остальные слова являются прилагательными, т.к. они либо метафоричны, либо при их образовании нарушены названные выше нормы.

Оценивание: правильное распределение слов: по 0,5 балла за каждую единицу, за указание основания распределения – 2 балла. Итого: 9 баллов

 

Задание 5.

Ответ: 1.  Сделать один шаг – числительное; 2. Я совсем один – прилагательное; 3. Один – единственный взгляд – прилагательное с усилительным значением; 4. Это дело приносит одни неприятности – усилительная частица; 5. Ему что ни говори, одно только и знает: «Я не соглашусь» – усилительная частица.

Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ.  Итого: 5 баллов

 

Задание 6.

 

Ответ: Словарь объясняет различие слов весь и село. Имя существительное весь (оно омонимично местоимению весь – это случайное совпадение), имело значение «деревня, небольшое поселение, без церкви». «Одно дело село, а совсем иное – деревня», – так утверждает древний словарь-азбуковник. Существительное весь – «деревня» сохранилось в устойчивом выражении (по) городам и весям. Ср.: – Вот уже месяц, как мы бежим с вами, Серафима Владимировна, по весям и городам, и чем дальше, тем непонятнее становится кругом… (М.А. Булгаков. Бег). Оценивание: за объяснение 5 баллов + 2 балла за приведённый пример. Итого: 7 баллов.

 

Задание 7.

Ответ: Средства межфразовой связи: 1) местоимение 3 лица (она, ее, оно); 2) союз а; 3) лексический повтор (остановилась – остановить); 4) однокоренные слова (остановилась – безостановочно; задерживает – сдерживающая); 5) синонимичные слова и выражения (остановилась и не движется – задерживает ход); 6) антонимы (постепенно – сразу, разом); 7) слова с указательным значением, отсылающие к предшествующим предложениям: местоименное наречие так; указательное местоимение это. Оценивание: по 2 балла за правильный ответ. Итого: 14 баллов

 

Задание 8.

Ответ: Отправляясь в Японию, отдаешь себе отчет в том, что попадешь в другой мир. Он не экзотический и даже не загадочный, он другой. Сразу после приземления понимаешь, что страна не просто достигла значительного прогресса – она сама символизирует прогресс. При этом союз традиций и новейших технологий настолько гармоничен, что люди в национальных одеждах, едущие в скоростных поездах, не вызывают никакого удивления. Ни в одной стране мира я не встречала такого прекрасного сочетания старого и нового.

Примечание: приведенный текст является лишь одним из возможных вариантов ответа.

Оценивание: Максимум – 10 баллов. За каждую орфографическую, пунктуационную, грамматическую, речевую ошибку «снимать» по 0,5 балла (не учитывая типичность ошибок).

 

Задание 9.

Ответ:

1) Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах - всего   двадцать.

2) В нашем колхозе много рогатого скота, лошадей, свиней.

3) Рябчики, говорят охотники, любят дремать на деревьях.

4) Когда солнце село, с блеяньем и ревом прошло стадо.

5) Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу.

Оценивание: 1 балл за каждый верный ответ. Итого: 5 баллов.

 

Задание 10.

Ответ:

1. Анафора: Взгляни на озероВзгляни и в душу мне…Одинаковое начало строф позволяет усилить  аналогию между картиной природы  – озером  –    и состоянием души человека.

2. Синтаксический повтор / Синтаксический параллелизм: 1) ни солнце, ни звезда, ни мощные дубы, ни тонкая осока…не оставляют…; 2) отражаются так ярко, так глубоко; 3) как трепетно, как ясно  в ней  повторяются; 4) Как в ней печаль темна, как радость в ней прекрасна.

3. Контекстные антонимы: солнце – звезда; (мощный) дуб – (тонкая) осока; темна – прекрасна.

Оценивание: по 3 балла за правильное выполнение каждого задания в полном объеме (назван термин, дан комментарий (1), приведены примеры (2,3). Если задание выполняется частично, количество баллов уменьшается. За ошибки в названии терминов или в иллюстрациях, баллы уменьшаются.  Итого:  9 баллов.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Олимпиада по русскому языку 5 класс

Олимпиада по русскому языку 5 класс

Укажите сочетания слов, которые не являются словосочетанием

Укажите сочетания слов, которые не являются словосочетанием

Ответы 5 классс Задание 1 Ответ: ворОта, она добрА, инженЕр, каучУк, квартАл, магазИн, молодёжь, облегчИть, повторИт, пОнял

Ответы 5 классс Задание 1 Ответ: ворОта, она добрА, инженЕр, каучУк, квартАл, магазИн, молодёжь, облегчИть, повторИт, пОнял

Электровоз тянет паровоз (дополнение)

Электровоз тянет паровоз (дополнение)

Олимпиада по русскому языку 6 класс (время выполнения 60 мин

Олимпиада по русскому языку 6 класс (время выполнения 60 мин

Ответы русский язык 6 класс 1

Ответы русский язык 6 класс 1

Задания для Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Задания для Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Рядом со словами из колонки А расставьте стилистические пометы из колонки

Рядом со словами из колонки А расставьте стилистические пометы из колонки

Кино) студия, (юго) восток, двадцати (пяти) (летний) 3

Кино) студия, (юго) восток, двадцати (пяти) (летний) 3

ОТВЕТЫ Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

ОТВЕТЫ Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

А В Аргумент Правильно:4 1

А В Аргумент Правильно:4 1

Вопрос № 12 (4 балла)

Вопрос № 12 (4 балла)

Время выполнения -60 мин. № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Время выполнения -60 мин. № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Что обозначает фразеологизм разделать по орех ?

Что обозначает фразеологизм разделать по орех ?

Время выполнения -60 мин. № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Время выполнения -60 мин. № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В тексте используются сравнение и метафора

В тексте используются сравнение и метафора

Задание 1 Ответ: Кварт А л, вероиспов

Задание 1 Ответ: Кварт А л, вероиспов

Сравнение: беззвучная, как дух

Сравнение: беззвучная, как дух

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Олимпиада по русскому языку 10 класс

В тексте наряду с эпитетами используются определительные словосочетания, включающие языковые единицы в прямом значении

В тексте наряду с эпитетами используются определительные словосочетания, включающие языковые единицы в прямом значении

Задание 8 Ответ: Оба слова были образованы от одного и того же указательного местоимения то, но в разных формах, следовательно, в них можно выделить общий…

Задание 8 Ответ: Оба слова были образованы от одного и того же указательного местоимения то, но в разных формах, следовательно, в них можно выделить общий…

Олимпиада по русскому языку 11 класс

Олимпиада по русскому языку 11 класс

Сдерживающая себя, властвующая над собою тоскующая сила выражает себя так

Сдерживающая себя, властвующая над собою тоскующая сила выражает себя так

Ответы 11 класс Задание 1.

Ответы 11 класс Задание 1.

Задание 7. Ответ: Средства межфразовой связи: 1) местоимение 3 лица ( она, ее, оно ); 2) союз а ; 3) лексический повтор ( остановилась –…

Задание 7. Ответ: Средства межфразовой связи: 1) местоимение 3 лица ( она, ее, оно ); 2) союз а ; 3) лексический повтор ( остановилась –…
Скачать файл