Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников
Анастасия Анатольевна Антонова
Аннотация: В статье рассматривается такой феномен современного общества как добровольчество (волонтерство), представленное в виде совместной деятельности, которую можно организовать в школе для создания благоприятной среды для развития личности подростка и его успешной социализации.
Ключевые слова: волонтёр, школьник, воспитание, волонтёрское движение.
Школа, где выражение Цветаевой «Я пою не для всех, а для каждого» является главным девизом, раскрытие способностей каждого ребенка — целью.
Современного успешного человека невозможно представить изолированно от существующих общественно-значимых проблем и дискуссий. Сегодня перед каждым гражданином своей страны ставится задача иметь собственное отношение к тому, что непосредственным образом связано с её будущим развитием; в повседневность прочно входит императив социального государства: «общее дело - мое дело» (т. к всё, что связано с всеобщим благом не может являться «не моим делом»).[1]
Волонтёрское движение в БОУ «Тарская гимназия №1» «Шаг навстречу» создана для обучающихся в 2020 году. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю и делятся на теоретические и практические. Практические занятия проводится в форме акций, мероприятий, в помощи организаций праздников.
В социальных акциях взаимопомощи в гимназии активно принимают участие учителя, обучающиеся с 1 по 10 классы и их родители.
Волонтерское движение в школе традиционно связано с актуализацией у детей романтических отношений и переживаний, способствует зарождению возвышенных идеалов, благородных намерений. Всё это имеет непосредственное отношение и к формированию личности ребёнка, и к мотивации выбора профессии, и к обозначению собственной гражданской позиции.
Волонтеры отряда гимназии «Шаг навстречу» ведут свою деятельность круглый год, не обращая внимание на выходные и погодные условия.
В решении задач нравственного воспитания моральных и волевых качеств, волонтёрству принадлежит особая роль. Именно здесь проходит проверку и закладку такие важные морально-волевые качества, как честность, решительность, ответственность, взаимопомощь и товарищество.
Волонтёрство среди обучающихся школ обусловлено необходимостью демонстрации для детей огромного потенциала, открывающие дополнительные возможности, как для самопознания, так и для познания окружающего мира. [2]
Волонтёры-школьники могут быть вовлечены в такие направления волонтёрской деятельности как:
-Социальное
-Событийное
-Медиаволонтёрство
- Культурное
- Экологическое
-Патриотическое
Активность нашего волонтёрского клуба отмечена грамотами и благодарностями разного уровня. В Начале учебного года проходил районный слёт РДШ « Мы в команде РДШ», где волонтёрский отряд представил свою деятельность, и был награждён благодарственным письмом от Комитета по образованию г. Тары.
В Международный день добровольца, 5 декабря, Отделом по делам молодёжи Тарского муниципального района были награждены самые активные волонтеры – школьники среди всех школ нашего города: Акимов Михаил и Барабанова Ирина.
Наши волонтёры (Барабанова Ирина, Вшивкова Екатирина, Акимов Михаил) активно принимают участие в помощи проведения Международного проекта РДШ «Орлята России».
Скуратов Артём, Школа Матвей, Богарский Артём принимают участие в международном проекте РДШ «Школьные музеи» совместно с Геннадием Григорьевичем Лукьянцевым.
Акимов Михаил, Барабанова Ирина, Школа Матвей, Богарский Артём, Шель Никита приняли участие в акции «Аллея Памяти»
Ежегодно, волонтёры проводят акции патриотической направленности: «День Героев Отечества», «Блокадный хлеб», « Георгиевская ленточка».
На протяжении учебного года волонтёрский отряд гимназии активно принимает участие в акциях:
«Телефон доверия»
«Международный день отказа от курения»
«Всемирный день донора крови»
«Всемирный день борьбы со СПИДОМ» и другие.
Ребята из волонтёрского отряда проводят мастер-классы для детей начальной школы по изготовлению праздничных открыток
Каждый год в апреле, проходит ежегодная, социально значимая, общероссийская благотворительная добровольческая акция «Весенняя неделя добра». В ходе данной акции волонтёрами гимназии были проведены субботники по благоустройству городских улиц, парков и скверов. Был организован сбор канцелярских товаров и вещей для малоимущих граждан.
Волонтерская деятельность среди подрастающего поколения делает акцент на необходимости выбора тех ценностей и идеалов, которые созидательны по своей сути и имеют глубоко нравственную природу.
Волонтёрство в школе призвано оказать влияние на развитие у обучающихся социальной инициативы и социальной мобильности. Волонтёрство способствует поддержке и развитию лидерских качеств у детей.
Какими качествами и способностями должен обладать лидер?
-Умение и желание думать о других и делать во благо общества;
- Готовность нести ответственность за свои действия;
- Умение мотивировать коллектив;
- Понимание, куда ты ведешь людей;
- Коммуникабельность, открытость, умение общаться с людьми;
-Умение слушать весь коллектив и искать компромиссы.
Лидер – это не просто управление коллективом, это ещё и ответственность за судьбу какого-то общества.
Волонтёрское сообщество в школе помогает приобщить обучающихся к культуре доброго поведения, сформировать позитивное мышление, дух коллективного творчества. В ходе волонтёрской деятельности ребята отрабатывают метод «мозгового штурма», особо интересным для обучающихся являются игры на сплочение коллектива, выявление лидеров в группе, импровизацию («Перевоплощение», «Спасатель», «Продолжи сериал»).[1]
Волонтерская организация в школе обладает уникальными возможностями объединять самых разных людей, является площадкой для совместной деятельности и общения детей. Национальное, возрастное, социальное разнообразие сборного коллектива помогает каждому участнику приобрести новый опыт межличностного взаимодействия и социальных отношений. Своим содержанием волонтерская организация в школе пытается раскрыть для детей широту и многообразие форм познавательного процесса, главными критериями которого являются эмоции интереса и радости. Также благодаря многообразию волонтёрских направлений, добровольничество по праву может рассматриваться в качестве инструмента развития у обучающихся креативности и творческой фантазии. Педагогическое значение волонтёрского движения в школе призвано показать обучающимся возможности творческого самовыражения. Среди особых задач – повышение рефлексивной культуры детей.[3]
Волонтёрская деятельность в школе затрагивает эмоциональную сферу каждого участника добровольческого движения. Развитие педагогом эмоционального интеллекта школьника оказывается значимым условием социализации подростка. Волонтёрская деятельность позволяет совершенствовать гибкие навыки у школьников «группы риска» и открывает готовность подростка к положительным изменениям в целом.[3]
Создание условий ожидания праздника от своих поступков - это возможность прививать детям высокую культуру эмоционального переживания и сопереживания посредством идентификации с традиционными ценностями семьи и дружбы, а также формирования намерений и перспектив раскрытия собственного личностного потенциала.
Литература
1. Бурченко Т. В. Экологическое волонтерство на благо общества и развития личности обучающегося // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования : сб. науч. ст. и материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. – Архангельск, 2017. – Ч. 2. – С. 181-184
2. Волонтерское движение в гражданско-патриотическом воспитании студенческой молодежи / Л. И. Батюк [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 9. – С. 97-98
3. Загладина, Х. Т. Продвижение культуры волонтерства в современной российской школе: проблемы и перспективы / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2015. – № 10. – С. 10-14.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.