Технологическая карта урока
Дата
Класс: 6 класс
Предмет: русский язык
Учитель: Юрина Людмила Владимировна
Тема: Омонимы
Тип урока: усвоения новых знаний
Цель урока: сформировать понятие об омонимах Задачи урока:
- развить умение находить омонимы в тексте;- научить отличать омонимы и многозначные слова;
- формировать умение использовать омонимы в речи;- развить умение различать омонимы в тексте;
- обогащать словарный запас учащихся;- совершенствовать орфографические умения;-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания;-развитие творческих, речевых способностей учащихся;-развитие умения групповой и парной работы. Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: знать понятие «омонимы»,различия между омонимами и многозначными словами , способы и приёмы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; роль использования омонимов в речи; уметь находить омонимы
,отличать омонимы от многозначных слов; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре.
Личностные : пониание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных ,творческих способностей и моральных качеств личности ;его значения в процессе получения школьного образования.
Метапредметные : овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации ,полученной в результате чтения или аудирования.
Познавательные УУД : уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; уметь объяснять различие омонимов от многозначных слов и обосновывать своё мнение ; приобрести умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативне УУД: уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе; формулировать понятные высказывания, используя термины ; умение задавать вопросы и отвечать на вопросы других ; уметь строить небольшие монологические высказывания , формулируя собственную мысль и обосновывая свою точку зрения.
Регулятивные УУД : уметь планировать необходимые действия ; уметь контролировать учебные действия ,замечать допущенные ошибки; уметь осуществлять самооценку результатов работы .
Личностные УУД : осознавав свои трудности,стремиться к их преодолению ; проявлять способность к самооценке ;Способность рассуждать о причинах успеха или неуспеха в учении .
Ресурсы : компьютер, проектор, презентация к уроку , учебник
Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение. Присаживайтесь на свои места.
- Я уверена, что сегодня на уроке мы успешно поработаем все вместе, откроем для себя новые знания. И пусть девизом урока будут слова:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Учиться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
Этапы урока. Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1. Мобилизующий этап |
Вступительное слово учителя.
|
Подготовленный ученик выразительно читает отрывок из стихотворения. Скажи мне, как правильно Землю назвать? Земля дорогая? Земля золотая? |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные:работа ют в парах (обмениваются |
|
О чём это стихотворение? Назовите его тему. Какова его главная мысль? |
Нет, лучше сказать ей: «Родная!» Земля - наша милая, добрая мать! Так ласковей будет звучать и вернее. Ведь всё, что мы любим,- Всё создано ею- И горы, и реки, и лес, и цветы, И осень, и лето, и дождик, и ты... . Я .Абидов Учащиеся слушают внимательно, отвечают на вопросы учителя, участвуют в диалоге |
мнениями, учатся понимать позицию партнёрав том числе отличную от своей) |
2. Актуализация знаний |
Выпишите из толкового словаря все значения слова «земля».
Сегодня на уроке мы узнаем ,как называются такие слова.
Начнем с лексического диктанта, который называется «Одним словом» (1 ученик выполняет у доски, остальные - в тетрадях).
|
Отвечают на вопросы, выписывают значения слова из толкового словаря. Делают выводы : -О какой «земле» говорится в стихотворении -Слово одно, а значения разные.
1) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, - это …. (лексика) 2) Главный смысл слова, о котором мы думаем, когда его произносим, - …. (лексическое значение) |
Познавательные : для решения учебных задач осуществляют операции анализа ,синтеза, сравнения,сопоставления,к лас- сификации,устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные:задают вопросы,отвечают на вопросы других |
|
|
|
3) Слова, имеющие одно лексическое значение, называются ….(однозначными). 4) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …. (многозначными). 5) В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в ……. (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении. 6) Слова, противоположные по лексическому значению, называются ….(антонимами). 7) Слова, близкие по лексическому значению, называются ….(синонимами). .
|
|
||
3.Создание проблемной |
- Выполним задание. 1) Составьте предложения |
с |
|
1 вариант
|
2 вариант |
|
ситуации |
данными словами ( распечатано по вариантам, слова сопровождаются иллюстрациями, обязательное условие – ребята не показывают друг другу задание. работают у доски).
|
задание Двое |
|
ключ
|
ключ
|
|
лук
|
лук |
|||||
коса
|
коса
|
|||||
Записывают предложения на доске |
|
2) Запись учащимися предложений на доске. - С какими словами вы составили предложения? («ключ», «лук» и «коса»). - Прочитайте предложения. - Посмотрите на эти предложения. Что вы заметили? Что-нибудь вас удивило? (Да, эти слова имеют разные значения, хотя и пишутся и произносятся одинаково). - Одинаково ли у этих слов и лексическое значение? (Нет) - Обратили ли вы внимание на то, как они пишутся и произносятся? (Одинаково)- Может быть, вы уже сами попробуете дать определение этим словам? (Это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но |
|
|
|
имеют разные лексические значения). - А теперь откроем учебник на 86 страницу, и узнаем, как называются эти слова. - Прочитайте тему урока.- Какие слова называются омонимами? Прочитайте определение. - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока: «Омонимы».
|
|
|
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика». - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
|
Отвечают на вопросы, формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем(в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи, а также наш словарный состав должен пополниться),высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с |
Регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование Коммуникативные: высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Учатся в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делать выводы. |
|
|
|
учителем и одноклассниками делают выводы. |
|
5.Первичное усвоение знаний. |
новых |
Формирование понятия «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов.
-Как строится словарная статья в толковом словаре?
А теперь отгадайте загадки.
|
Ученики выполняют задания письменные и устные. Игра «Кто больше?» (2 варианта) Ученики составляют как можно больше словосочетаний с указанным словом в разных значениях. Устно объясняют каждое значение. На доске: Кто (что) может быть : 1 вариант-дорогим? 2 вариант-добрым? Вместе с учителем делают выводы. Доказывают, что это многозначные слова, называют прямое и переносное значения , рассказывают о строении словарной статьи в толковом словаре.
Ученики отгадывают загадки (размещённые на слайде)
Право,я причёска –чудо! Заплести меня не худо.(Коса) На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом.(Коса) |
Личностные : осознавают свои трудности,стремятся к их преодолению ; проявлять способность к самооценке ;рассуждают о причинах успеха или неуспеха в учении. Познавательные :извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя,высказывания одноклассников,системати зиру-ют собственные знания. Регулятивные:планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,операции,работа ют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические |
|
-Обратите внимание на слайд.
Такие слова называют омонимами.
Заглянем в толковый словарь.
- Составьте три предложения, используя омонимы из приведённых словарных статей.
|
В воду я вдаюсь полоской Узкой,серенькой и плоской.(Коса)
После изучения слайда отвечают на вопросы: -Похожи ли предметы ,изображённые на рисунках? -Чем похожи их названия? -Есть ли сходства в значении этих слов? -Сколько слов их обозначают? - Здесь три разных слова или одно многозначное? Ученики записывают определение термина в тетрадь, сравнивают свою запись со слайдом.
Ученики работают с толковым словарём и отвечают на вопросы: Как разъясняются омонимы в толковом словаре? -Сравните многозначные слова и омонимы? В чём сходство? В чём отличие? Составляют предложения ,используя омонимы. |
высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах или рабочих группах с учётом учебно-познавательных задач. |
6. Первичная проверка понимания |
Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы.
-Запишите эти слова и сделайте морфемный и словообразовательный разбор каждого слова. |
Отвечают на вопросы, выполняют письменные и устные задания. Вместе с учителем делают выводы.
Выразительно читают стихотворение Александра Шибаева и определяют, есть ли в этом тексте омонимы.
Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В нору норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если норки нету в норке Может, норка возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка-здесь, А норки нет!
Определяют тему стихотворения, называют слова-омонимы, при помощи толкового словаря выясняют их лексическое значение.
Записывают слова-омонимы, |
Личностные : осознавают свои трудности,стремятся к их преодолению ; проявлять способность к самооценке ;рассуждают о причинах успеха или неуспеха в учении. Познавательные: систематизируют полученные знания. Регулятивные:планируют необходимые действия,операции,работа ют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах или рабочих группах с учётом учебно-познавательных задач. |
|
Проверка разборов слов.
- Итак, в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов
|
делают морфемный и словообразовательный разбор каждого. Осуществляют взаимопроверку разбора слов, называют способ образования этих слов.
Слайд помогает ученикам узнать о происхождении слов «нора»,»норка» и сделать выводы:
1.Какой частью речи эти слова являются? 2.Одинаковы ли они по написанию и произношению? 3.Как они образованы по морфемному составу? 4. А каковы по происхождению? - Значит, перед нами омонимы. Учитывая этимологию слов «нора», «норка» определяют, сколько лексических значений у слова, вспоминают, что слово, имеющее несколько лексических значений, называется многозначным.
|
|
|
|
|
Ученики делают важный вывод: в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов
|
|
|
7. Первичное закрепление |
|
Проверка выполненного задания. |
Самостоятельное выполнение упражнения
Во время проверки упражнения внимательно проверяют свои работы, исправляют допущенные ошибки. |
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу;исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, формулируют собственную мысль и обосновывают свою точку зрения.
|
|
8. Информация домашнем задании |
о |
Домашнее задание на слайде |
Слушают и записывают домашнее задание. |
|
|
|
|
|
|
|
|
9.Рефлексия (подведение занятия) |
итогов |
Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом, нет-карточку с грустным лицом. |
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке, отвечают на вопросы: -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появились в ходе работы и ка вы их преодолевали? -Какое настроение у вас сейчас?
|
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовать свою деятельность. Регулятивные:оценивают свою работу. Коммуникативные :строят небольшие монологические высказывания.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.