Омонимы(технологическая карта урока)
Оценка 4.7

Омонимы(технологическая карта урока)

Оценка 4.7
Разработки уроков
pdf
русский язык
6 кл
27.04.2018
Омонимы(технологическая карта урока)
Задачи урока: - развить умение находить омонимы в тексте;- научить отличать омонимы и многозначные слова; - формировать умение использовать омонимы в речи;- развить умение различать омонимы в тексте; - обогащать словарный запас учащихся;- совершенствовать орфографические умения;-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания;-развитие творческих, речевых способностей учащихся;-развитие умения групповой и парной работы.
Юрина Людмила Владимировна_ТК.pdf

Технологическая карта урока 

 

Дата

Класс: 6  класс

Предмет: русский язык

Учитель: Юрина Людмила Владимировна

Тема: Омонимы

Тип урока: усвоения новых знаний 

Цель урока: сформировать понятие об омонимах Задачи урока:

-                    развить умение находить омонимы в тексте;- научить отличать омонимы и многозначные слова;

-                    формировать умение использовать омонимы в речи;- развить умение различать омонимы в тексте;

-                    обогащать словарный запас учащихся;- совершенствовать орфографические  умения;-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания;-развитие творческих, речевых способностей учащихся;-развитие умения групповой и парной работы. Планируемый результат обучения,  в том числе и формирование УУД: 

Предметные: знать понятие «омонимы»,различия между омонимами и многозначными словами , способы и приёмы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; роль использования омонимов в речи; уметь находить омонимы

,отличать омонимы от многозначных слов; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре.

Личностные : пониание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных ,творческих способностей и моральных качеств личности ;его значения в процессе получения школьного образования.

Метапредметные :  овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации ,полученной в результате чтения или аудирования.

Познавательные УУД : уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; уметь объяснять различие омонимов от многозначных слов и обосновывать своё мнение ; приобрести умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативне УУД: уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе; формулировать понятные высказывания, используя термины ; умение задавать вопросы и отвечать на вопросы других ; уметь строить небольшие монологические высказывания , формулируя собственную мысль и обосновывая свою точку зрения.

Регулятивные УУД : уметь планировать необходимые действия ; уметь контролировать учебные действия ,замечать допущенные ошибки;  уметь осуществлять самооценку результатов работы .

Личностные УУД : осознавав свои трудности,стремиться к их преодолению ; проявлять способность к самооценке ;Способность рассуждать о причинах успеха или неуспеха в учении .

Ресурсы : компьютер, проектор, презентация к уроку , учебник

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».  Я рада, что у вас хорошее настроение. Присаживайтесь на свои места.  

  - Я уверена, что сегодня на уроке мы успешно поработаем  все вместе, откроем для себя новые знания. И пусть  девизом урока будут слова:  

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Учиться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

 

 

Этапы урока. Цель этапа

                 Деятельность  учителя 

Деятельность  обучающихся

Формируемые УУД

1.       Мобилизующий 

этап

Вступительное слово учителя.

 

 

 

 

 

 

Подготовленный ученик выразительно читает отрывок из стихотворения.

Скажи мне, как правильно Землю назвать?

Земля дорогая?

Земля золотая?

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные:работа ют в парах (обмениваются

 

 

 

 

 

 

 

О     чём     это     стихотворение?

Назовите его тему.

Какова его главная мысль?

Нет, лучше сказать ей: «Родная!» Земля - наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее.

Ведь всё, что мы любим,-

Всё создано ею-

И горы, и реки, и лес, и цветы,

 И осень, и лето, и дождик, и ты...

.

                                     Я .Абидов

Учащиеся слушают внимательно, отвечают на вопросы учителя, участвуют в диалоге

мнениями, учатся понимать позицию партнёрав том числе

отличную от своей)

2.          Актуализация

знаний

Выпишите из толкового словаря все значения слова «земля».

 

 

Сегодня на уроке мы узнаем ,как называются такие слова.

 

Начнем с лексического диктанта, который называется «Одним словом» (1 ученик выполняет у доски, остальные  - в тетрадях).

 

 

 

 

Отвечают   на      вопросы, выписывают значения слова из толкового словаря.

Делают выводы : 

-О какой «земле» говорится в стихотворении

-Слово одно, а значения разные.

 

1)                    Раздел          лингвистики, изучающий          словарный состав языка, - это ….  (лексика)

2)                    Главный смысл слова, о котором мы думаем, когда его произносим, - ….  (лексическое

значение)    

Познавательные : для решения учебных задач осуществляют операции  анализа ,синтеза,

сравнения,сопоставления,к лас-

сификации,устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:задают

вопросы,отвечают           на

вопросы других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)                 Слова, имеющие одно лексическое        значение, называются  ….(однозначными).

4)                 Слова,        имеющие несколько лексических значений, называются                 ….

(многозначными).

5)                 В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в …….  (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в ……..

(переносном) значении.

6)                 Слова, противоположные по         лексическому      значению, называются ….(антонимами).

7)                 Слова,        близкие         по лексическому значению, называются ….(синонимами).

.

 

 

3.Создание проблемной

- Выполним задание.  1) Составьте предложения

с

 

1 вариант

 

2 вариант

 

 

ситуации

  данными      словами    (

распечатано по вариантам, слова сопровождаются иллюстрациями, обязательное условие – ребята не показывают друг другу задание. работают у доски).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

задание Двое

 

ключ

 

ключ

 

 

лук    

 

 

лук   

коса   

 

 

коса 

 

Записывают         предложения       на доске

 

 

 

2)      Запись          учащимися предложений на доске.  

-                     С какими словами вы составили   предложения?

(«ключ», «лук» и «коса»). 

-                     Прочитайте предложения.

-                     Посмотрите на эти предложения. Что вы заметили? Что-нибудь вас удивило?  (Да, эти слова имеют разные значения, хотя и пишутся и произносятся одинаково). - Одинаково ли у этих слов и лексическое значение? (Нет)  - Обратили ли вы внимание на то, как они пишутся и

произносятся? (Одинаково)-  Может быть, вы уже сами попробуете дать определение этим словам?  (Это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но

 

 

 

 

имеют разные лексические значения). - А теперь откроем учебник на 86 страницу, и узнаем, как называются эти слова.  

-                     Прочитайте тему урока.- Какие слова называются омонимами? Прочитайте определение.

-                     Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока: «Омонимы».

  

 

 

4. Постановка цели и задач урока.

Мотивация          учебной деятельности учащихся.

-                     Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика». 

-                     Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

 

 

 

Отвечают на вопросы, формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем(в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь  использовать омонимы в речи, а также наш словарный состав         должен

пополниться),высказывают

собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с

Регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование Коммуникативные: высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Учатся в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делать выводы.

 

 

 

 

учителем и одноклассниками делают выводы.

 

5.Первичное усвоение знаний.

новых

Формирование понятия «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как строится словарная статья в толковом словаре?

 

А теперь отгадайте загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики  выполняют задания письменные и устные.

Игра «Кто больше?» (2 варианта) Ученики составляют как можно больше словосочетаний с указанным словом в разных значениях. Устно объясняют каждое значение.

На доске: Кто (что) может быть :

1   вариант-дорогим?

2   вариант-добрым?

Вместе с учителем делают выводы. Доказывают, что это многозначные слова, называют прямое и переносное значения , рассказывают о строении словарной статьи в толковом словаре.

 

  Ученики     отгадывают    загадки

(размещённые на слайде)

 

Право,я причёска –чудо!

Заплести меня не худо.(Коса)

На лугу с шипеньем острым 

Управляюсь с сенокосом.(Коса)

Личностные : осознавают свои трудности,стремятся к их преодолению ; проявлять способность к самооценке ;рассуждают о причинах успеха или неуспеха в учении.

Познавательные

:извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя,высказывания

одноклассников,системати

зиру-ют    собственные знания.

Регулятивные:планируют (в сотрудничестве с учителем   и одноклассниками или

самостоятельно) необходимые действия,операции,работа ют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические

 

 

-Обратите внимание на слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такие         слова          называют омонимами.

 

 

 Заглянем в толковый словарь.

 

 

 

 

 

 

 

- Составьте три предложения, используя омонимы из приведённых словарных статей.

 

 

 

В воду я вдаюсь полоской

Узкой,серенькой                         и

плоской.(Коса)

 

После изучения слайда отвечают на вопросы:

-Похожи          ли          предметы

,изображённые на рисунках?

-Чем похожи их названия?

-Есть ли сходства в значении этих слов?

-Сколько слов их обозначают? - Здесь три разных слова или одно многозначное?

Ученики     записывают определение термина в тетрадь, сравнивают         свою запись          со слайдом.

 

Ученики работают с толковым словарём и отвечают на вопросы: Как разъясняются омонимы в толковом словаре?

-Сравните многозначные слова и омонимы? В чём сходство? В чём отличие?

Составляют              предложения

,используя омонимы.

высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах или рабочих группах с учётом учебно-познавательных задач.

 

6.               Первичная

проверка понимания

 

 

 

 

Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Запишите эти слова и сделайте морфемный         и словообразовательный разбор каждого слова. 

Отвечают   на      вопросы, выполняют                    письменные         и устные          задания.     Вместе       с учителем делают выводы.

 

Выразительно     читают стихотворение     Александра Шибаева и определяют, есть ли в этом тексте омонимы. 

 

Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В нору норкину вошла, Норку в норке не нашла.

Если норки нету в норке Может, норка возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след. Норка-здесь,

А норки нет!

 

Определяют тему стихотворения, называют слова-омонимы, при помощи толкового словаря выясняют их лексическое значение.

 

Записывают        слова-омонимы,

Личностные : осознавают свои трудности,стремятся к их      преодолению       ; проявлять способность к самооценке ;рассуждают о причинах   успеха        или неуспеха в учении. Познавательные: систематизируют полученные знания. Регулятивные:планируют необходимые действия,операции,работа ют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах или рабочих группах с учётом учебно-познавательных задач.

 

 

Проверка разборов слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Итак, в чём же сходства и отличия омонимов и

многозначных слов

 

делают морфемный и словообразовательный разбор каждого.

Осуществляют взаимопроверку разбора слов, называют способ образования этих слов.

 

Слайд помогает ученикам узнать о        происхождении   слов «нора»,»норка»            и          сделать выводы: 

 

1.Какой частью речи эти слова являются? 

2.Одинаковы       ли      они    по написанию и произношению? 

3.Как они образованы по морфемному составу?

4. А каковы по происхождению? - Значит, перед нами омонимы.

Учитывая   этимологию         слов «нора»,       «норка»          определяют, сколько лексических значений у слова, вспоминают, что слово, имеющее несколько лексических значений,          называется многозначным.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики делают важный вывод: в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов

 

 

 

 

 

7. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

Проверка выполненного задания.

Самостоятельное         выполнение упражнения 

 

 

Во время проверки упражнения внимательно проверяют свои работы, исправляют допущенные ошибки.

Познавательные:

приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу;исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания,

формулируют собственную мысль       и         обосновывают свою точку зрения.

 

8. Информация домашнем задании

о

Домашнее задание на слайде 

Слушают и        записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

9.Рефлексия (подведение занятия)

итогов

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом, нет-карточку с грустным лицом.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке, отвечают на вопросы:

-Что нового узнали на уроке?

-Какие       трудности у        вас появились в ходе работы и ка вы их преодолевали? 

-Какое настроение у вас сейчас?

 

Познавательные:

приобретают              умения

мотивированно

организовать      свою деятельность.

Регулятивные:оценивают свою работу.

Коммуникативные :строят небольшие монологические высказывания.

 

 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Познавательные УУД : уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; уметь объяснять различие омонимов от…

Познавательные УУД : уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; уметь объяснять различие омонимов от…

Мобилизующий этап

Мобилизующий этап

Актуализация знаний Выпишите из толкового словаря все значения слова «земля»

Актуализация знаний Выпишите из толкового словаря все значения слова «земля»

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …

Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …

Создание проблемной -

Создание проблемной -

Двое ключ ключ лук лук коса коса

Двое ключ ключ лук лук коса коса

Запись учащимися предложений на доске

Запись учащимися предложений на доске

Это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но

Это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но

А теперь откроем учебник на 86 страницу, и узнаем, как называются эти слова

А теперь откроем учебник на 86 страницу, и узнаем, как называются эти слова

Постановка цели и задач урока

Постановка цели и задач урока

Первичное усвоение знаний. новых

Первичное усвоение знаний. новых

Омонимы(технологическая карта урока)

Омонимы(технологическая карта урока)

Обратите внимание на слайд.

Обратите внимание на слайд.

В воду я вдаюсь полоской Узкой,серенькой и плоской

В воду я вдаюсь полоской Узкой,серенькой и плоской

Омонимы(технологическая карта урока)

Омонимы(технологическая карта урока)

Первичная проверка понимания

Первичная проверка понимания

Отвечают на вопросы, выполняют письменные и устные задания

Отвечают на вопросы, выполняют письменные и устные задания

Омонимы(технологическая карта урока)

Омонимы(технологическая карта урока)

Проверка разборов слов. -

Проверка разборов слов. -

Осуществляют взаимопроверку разбора слов, называют способ образования этих слов

Осуществляют взаимопроверку разбора слов, называют способ образования этих слов

Ученики делают важный вывод: в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов 7

Ученики делают важный вывод: в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов 7

Информация домашнем задании о

Информация домашнем задании о
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2018