Онтогенез. Индивидуальное развитие организма
Оценка 5

Онтогенез. Индивидуальное развитие организма

Оценка 5
docx
06.11.2020
Онтогенез. Индивидуальное развитие организма
Биология урок открытый.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАСЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

ВЕРХНЕУФАЛЕЙСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

 

по профессии «Повар кондитер»

 

Тема:  Организм. Размножение и индивидуальное  развитие  организмов

 

 

 

Разработал: преподаватель

 

Баязитова Гульзифа Сагитовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. В-Уфалей, 2019г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии «Повар кондитер» по теме «Организм. Размножение и индивидуальное  развитие  организмов

Тема урока «Индивидуальное  развитие  организма.» изучается в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена при обучении профессии «Повар - кондитер» сроком 3 года 10 месяцев. На изучение данной темы программой предусмотрено 22 часа.

Длительность: 2 урока по 45 минут

 

Тема  2. Организм. Размножение и индивидуальное  развитие  организмов

 

Урок № 1 - 2 « Онтогенез. Индивидуальное  развитие  организма.

 

Цель урока: изучение основных стадий индивидуального развития и закономерностей формирования органов и систем органов. Применение здоровьесберегающих технологий в усвоении данного материала...

Образовательная : сформировать знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере организмов , об этапах зародышевого развития.

Развивающая: углубить и усовершенствовать теоретические знания по теме, развить навыки коллективной работы, дать возможность проявить себя, выслушать других, учить мыслить творчески, выражать свое мнение.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, добросовестное отношение к учебе , интерес к биологии, пропаганда здорового образа жизни, являющегося фундаментом здоровья человека.

Оборудование: таблица «Строение атома,электронные орбитали, модели атомов  карточки задания ,  таблица с опорными словами.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: работа в группах, форма учебного сотрудничества, самостоятельная  работа с учебником, в парах.

Методы: словесный, проблемный, инновационный.

Приемы: самостоятельная работа, собеседование.

Ход проведения  занятия

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний - обобщение основных понятий размножения и развития.

Фронтальный опрос:

- Что называется  размножением?(Способность организма  воспроизводить себе подобных).

- Какие Вы знаете способы размножения?(Бесполое и половое).

- В чём различие между бесполым и половым размножением?(При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют   идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с  генетической информацией от обоих родителей ).

- Что такое гамета?(Половая клетка ).

- Какие Вы знаете гаметы?(Яйцеклетка  и сперматозоид или спермии).

- Где они образуются?(В половых железах).

- Что называется оплодотворением?(Процесс слияния гамет).

- Что образуется в результате  оплодотворения?(Зигота).

- Что такое зигота?(Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма , а половина – от отцовского).

Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует?(О родстве и единстве происхождения).

- Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Из яйца курицы - цыплёнок, из икринки рыбы - малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш? Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например, у млекопитающих 0,1 мм? (Благодаря делению и росту клеток).

Вывод по последнему вопросу, это  переход к новой теме

 Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря  вначале делению клеток, затем росту и дифференцировке клеток формируется организм. Деление клеток – рост клеток – дифференцировка клеток – это основа онтогенеза.

Итак- цели нашего занятия:

1. Познакомиться с понятием «онтогенез».

2. Познакомиться с типами и периодами онтогенеза.

3. Узнать, что такое эмбриональное развитие?

4. Выделить основные этапы эмбрионального развития.

5. Установить какие изменения происходят на каждом этапе?

6. Установить влияние внешней среды на развитие зародыша.

План занятия: (запись на доске)

1. Онтогенез. Типы и этапы онтогенеза.

2. Эмбриональный период и его стадии.

- дробление
- бластула
- гаструла
- нейрула
- гистогенез и органогенез

3.Влияние частей развивающегося зародыша.

4. Влияние внешней среды на развитие зародыша.

III. Изучение нового материала.

1.      ОНТОГЕНЕЗ.

Онтогенез ( греч.ontos – сущее, genesis - происхождение) – процесс, присущий любому живому организму, независимо от сложности его организации. Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма. Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология (от греч. еmbryon – зародыш).

Исторические сведения:

Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так постепенно и накапливались знания по эмбриологии.Основателем современной эмбриологии считается академик Российской Академии К.М.Бэр. В 1828 году он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными.У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом, т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти. У многоклеточных видов размножающихся бесполым путем, онтогенез начинается с выделения группы клеток материнского организма (почкование гидры), которые делясь митозом, формируют новую особь со всеми ее системами и органами.У тех видов, которые размножаются половым путем, онтогенез начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы.

Онтогенез – это не просто рост маленькой особи до тех пор, пока она не превратится в большую. Это цепь строго определенных сложнейших процессов, в результате которых формируется присущие только особям данного вида особенности строения, жизненных процессов, способность к размножению. Заканчивается онтогенез процессами, закономерно ведущими к старению и смерти.С генами родителей новая особь получает своего рода инструкцию о том, когда и какие, изменения должны происходить в организме, чтобы он смог успешно пройти весь жизненный путь.

ТИПЫ ОНТОГЕНЕЗА.

У животных выделяют три типа онтогенеза

  • Личиночный (встречается у насекомых, рыб, земноводных). Желтка в их яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается.
  • Яйцекладный (наблюдается у рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих). Яйцеклетки данных видов живых организмов богаты желтком. Зародыш таких видов развивается внутри яйца.
  • Внутриутробный (у большинства млекопитающих и человека). При этом развивающийся зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган – плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона: дыхание, питание, выделение и т.д. Внутриутробное развитие заканчивается процессом деторождения.

ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА.

Любой тип онтогенеза у многоклеточных животных принять делить на 2 периода: эмбриональный и постэмбриональный.

Эмбриональный период начинается с оплодотворения и образования зиготы, заканчивается либо выходом личинки из оболочки, либо выходом особи из яйца, либо рождением особи.

Постэмбриональный период начинается с завершения эмбрионального периода. И включает в себя: половое созревание, взрослое состояние, старение и заканчивается смертью.

Остановимся поподробнее  на первом периоде онтогенеза – эмбриональном, или эмбриогенезе. Рассмотрим мы развитие эмбриона на примере тех животных, чьи яйцеклетки содержат очень мало питательных веществ. К таким животным относятся плацентарные млекопитающие, в том числе и человек.

Предлагаю в ходе рассказа об основных этапах эмбрионального развития заполнить таблицу   (самостоятельная работа в тетрадях)

Основные этапы эмбрионального развития

Основные этапы

Особенности каждого этапа

Схематичный рисунок

1. Образование зиготы

Образуется при слиянии сперматозоида и яйцеклетки.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_546e32c35c417/plan-konspiekt-po-tiemie-ontoghieniez-embrional-noie-razvitiie-orghanizma_1.jpeg

2. Образование бластулы

Дробление зиготы. Деление клеток, которые не сопровождается ростом. Образуется многоклеточный шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится полость - бластоцель

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_546e32c35c417/plan-konspiekt-po-tiemie-ontoghieniez-embrional-noie-razvitiie-orghanizma_2.png

3. Образование гаструлы

Деление клеток на одном из полюсов бластулы и впячивание их внутрь бластоцели - гаструляция. Образование двух зародышевых листов – эктодермы и энтодермы, а затем развитие мезодермы.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_546e32c35c417/plan-konspiekt-po-tiemie-ontoghieniez-embrional-noie-razvitiie-orghanizma_3.png

4. Стадия нейрулы

Формирование важных частей зародыша - нервной трубки и хорды. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_546e32c35c417/plan-konspiekt-po-tiemie-ontoghieniez-embrional-noie-razvitiie-orghanizma_4.png

5. Закладка и формирование органов – органогенез

Процесс дифференцировки клеток и формирование органов.

Текст  преподавателя:

Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки. Возникшее при оплодотворении ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма. Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами (от греч. blastos – зародыш,meros – часть). При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления. Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы. При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы. В итоге образуется многоклеточный шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится полость – бластоцель.У человека на 6 день после оплодотворения бластула выходит из яйцевода в полость матки, а на седьмой день внедряется в ее стенку. Этот процесс называется имплантацией зародыша. После этого на одном из полюсов бластулы ее клетки начинают делиться быстрее, чем на другом, и впячиваться внутрь бластоцели. Это процесс получил название гаструляция. Вскоре из впячивания образуется второй внутренний слой клеток зародыша. Такой двухслойный шарик называется гаструлой. Наружная стенка гаструлы называется – наружным зародышевым листком или эктодермой, а внутренняя – внутренним зародышевым листком или энтодермой. Из клеток расположенных на границе между экто- и энтодермой , развивается третий зародышевый листок – мезодерма.Полость внутри гаструлы называется первичной кишкой, а отверстие, которое в нее ведет – первичным ртом.Следующая за гаструлой стадия развития зародыша – нейрула. На этой стадии происходит формирование таких важных частей зародыша, как нервная трубка, и хорда. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы.

Заключительным этапом является органогенез. Таким образом, уже на ранних стадиях эмбрионального периода онтогенеза из внешне одинаковых бластомеров развиваются различные по строению и функциям ткани, органы и системы. Этот процесс получил название дифференцировки клеток. Из каждого зародышевого листка формируются свои органы и системы, например,

(Самостоятельная работа с учебником)

Эктодерма

Мезодерма

Энтодерма

1.Нервная система: нервная пластина, нервная трубка, головной и спинной мозг.

2.Наружные покровы тела: кожа.

3.Органы чувств:

органы слуха, органы зрения, органы обоняния.

4.Дополнительние железы:

сальные, потовые, молочные, волосы и ногти, рога и копыта у животных.

1. Опорно- двигательная система:

мышцы, хорда, хрящевой и костный скелет, 2. Мочеполовая система: почки, мочеточник, мочевой пузырь и половые железы –

3.Кровеносная система: кровеносные сосуды, кровь, сердце.

 

1.Органы пищеварения:

желудок, пищевод.

2.Железы(кроме кожных):

поджелудочная, печень, щитовидная, часть гипофиза, надпочечники.

3.Дыхательная система: легкие, трахеи, бронхи, эпителий жабер ( у рыб).

2.      Реализация  здоровьесберегающих  технологий

      Целью  здоровьесберегающих  технологий  на  уроке биологии профессии «Повар –кондитер» является обеспечение возможности сохранения здоровья за период обучения, формирование знаний, умений и навыков не только по учебной дисциплине, но и по здоровому образу жизни, здоровому питанию,  чтобы научить учащегося использовать полученные знания в повседневной жизни.  Основной задачей в плане реализации  

здоровьесберегающих    создание   комфортной,  нетравмирующей  среды для учащихся.

 По характеру действия здоровьесберегающие технологии, применяемые мной на уроках относятся приемы и  методы  технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА.

В эмбриональном периоде развитие любого организма зависит от условий окружающей среды. Причем в большей степени эта зависимость проявляется у плацентарных животных. Яйца птиц, например, практически изолированы от окружающей среды, а оптимальную температуру для зародыша обеспечивают родители при высиживании. Эмбриональное развитие млекопитающих находится в полной зависимости от материнского организма, т. к. от него получает все необходимое для жизни.

Интенсивно делящиеся клетки зародыша весьма чувствительны к неблагоприятным воздействиям, которые могут привести к различным нарушениям в формирующимся организме. Опаснее всего воздействие химических веществ, способных проникать через плаценту в эмбрион. В частности к таким веществам относятся никотин, алкоголь, наркотики, действие радиоактивности, рентгеновых лучей, ядовитых веществ, различных медикаментов могут привести к очень тяжёлым последствиям - рождению ребёнка без рук, ног и даже без головы.При нарушении почти любого звена эмбрионального развития возникают отклонения от нормального хода развития, т.е. аномалии.Аномалии могут касаться органов кровообращения, дыхания, пищеварения, мочеполовой системы; возможно незаращение перегородок между предсердиями, образование добавочных селезёнок, удвоение почек и т.п Наиболее опасными для развития зародыша являются первые три месяца беременности. В этот период плод особенно чувствителен к вирусным инфекциям, поскольку плаценты еще нет. Она формируется к концу третьего месяца беременности. Например, такое почти безопасное для взрослых и детей заболевание, как краснуха, может привести к рождению ребенка с пороком сердца, глухотой, умственной отсталостью, если мать заболеет этой болезнью в начале беременности.
Вредное влияние на развитие эмбриона оказывает употребление его родителями алкоголя, наркотиков, курение табака. Алкоголь и никотин угнетают клеточное дыхание. Недостаточное снабжение кислородом приводит к тому, что в формирующихся органах образуется меньшее количество клеток, органы оказываются недоразвитыми. Особенно чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань. Употребление будущей матерью алкоголя, наркотиков, курение табака, злоупотребление лекарствами часто приводят к необратимому повреждению эмбриона и последующему рождению детей с умственной отсталостью или врожденными уродствами. В легких случаях наблюдается расторможенность ребенка: несобранность, неспособность к систематической работе, нерациональная двигательная активность, низкий уровень произвольного внимания, а также очень плохая память.
Эмбрион очень чувствителен к лекарственным препаратам. Поэтому беременные женщины должны их применять строго по назначению врача.
Не меньшую опасность для развития зародыша представляет загрязнение среды обитания различными химическими веществами или облучение ионизирующей радиацией.

Составление схемы факторов влияющих на плод в тетради.

- А сейчас, я вам прочту отрывок из стихотворения Али Ибн Сина «Поэма о медицине»

О детях, находящихся ещё в утробе матери:

Как следует, о том веду я речь.

Дитя в утробе матери беречь.

Ничто зловредное его пусть не коснётся,

Пусть мать питается не как придётся,

А ест еду и влагу с пользой пьёт,

Так, чтоб нормально развивался плод.

Пускай отбросов в пище будет мало,

Чтоб кровь она при этом очищала.

- Как вы понимаете строки этого стихотворения?

Обсуждение стихотворения.

Вопрос: Как называется процесс развития зародыша в матке женщины?(Беременность)

 Вы становитесь взрослыми. И вам всем уже известно, что любая половая близость, может завершиться беременностью. Девочки, девушки, и даже взрослые женщины стоят перед выбором сохранить беременность или её прервать. Прежде чем пойти на страшный шаг убийства, а это действительно убийство, подумайте! А может это ваша последняя беременность и после сделанного аборта, вы никогда не будите иметь детей, и не познаете счастья материнства. Возможно, этот ребёнок был бы вашей опорой в жизни, был бы самым умным, талантливым. Действительно, для любого нормального человека уничтожение живой жизни безнравственно, греховно. Необходимо отметить, что ответственность за аборт ложиться на двоих – мужчину и женщину.

На развитие зародыша оказывают влияния условия внешней среды?

Огромное влияние на развитие зародыша оказывают условия внешней среды, в которой формируется будущий организм. К внешним факторам относится : температура, свет, солевой и газовый состав среды обитания , влажность , радиация и т. д.

Есть факторы , которые не только не желательны , но и вообще вредны для индивидуального развития зародыша. Особенно хочется остановиться на факторах влияющих на индивидуальное развитие зародыша человека. Это: алкоголь, курение, наркотики, токсикомания. В результате влияния всех этих факторов на любом этапе развития человека, и особенно в подростковом возрасте Опасно!

Алкоголь - действует на все органы человека, прежде всего на центральную нервную систему, на сердце, кровеносную систему, легкие, почки и т.д. Употребление даже небольших доз нарушает мыслительную деятельность , разрушает печень и другие органы. Поэтому, что может ожидать беременных девушек , женщин – не соблюдающих меры предосторожности:

  1. Зародыш у них может погибнуть
  2. Рождаются дети с патологическими явлениями различных форм уродств.
  3. С отклонениями в развитие

 IV. Закрепление.

Собери цепочку органов, образующихся из зародышевых листков» ( раздаются чистые листы с надписью зародышевых листов)

V.  Подведём итоги изученного.

Составьте  кроссворд по основным понятиям.

VI. § 24 «Биология» Д.К Беляев. Сообщение по желанию : «Почему же мы стареем…?»

5.   Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

1.Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М.Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В.Саблина.- М.: Просвещение, 2018г.стр.75-78

Дополнительные источники:

1.А.А.Кириленко «ЕГЭ. Биология. Раздел «Генетика» , Учебно - методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2009г. С 68-70

2.А.Скворцов, А.Никишов, В. Рохлов. Универсальное учебное пособие. Биология, 6-11 классы
Школьный курс. М. «АСТ - Пресс», 2000 г. стр. 394-395

3.О.Л.Ващенко "Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы (+CDpc)

6. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

  1. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
  3. Открытый колледж Биология http://college.ru/biology/

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация

В 20–30-х гг. XIX века выдающийся немецкий ученый Шпеман – один из основателей экспериментальной эмбриологии – и его коллеги открыли и описали интересное явление.

На стадии ранней гаструлы они вырезáли зачаток хорды вместе с участком зачатка мезодермы у одного зародыша амфибий и пересаживали его под эктодерму, из которой должна была развиться кожа, другому зародышу. В месте контакта пересаженного участка с эктодермой из зачатка кожного эпителия у второго зародыша возникла дополнительная нервная трубка, а из чужого зачатка развились хорда и мезодерма. На месте пересаженного фрагмента возник целый комплекс осевых органов: нервная трубка, хорда, мезодерма.

Все это сформировалось помимо нормально развивающихся тех же самых собственных образований зародыша. Такое влияние одного зачатка на другой получило название эмбриональной индукции.

Роль этого влияния на развитие очень важна. Приведем пример. Если на стадии ранней гаструлы полностью удалить зачаток хорды, то нервная трубка совсем не развивается. Эктодерма на спинной стороне зародыша, из которой в норме образуется нервная трубка, дифференцируется в кожный эпителий.

Таким образом, эмбриональная индукция – явление, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой.

Как происходит эмбриональное развитие человека?

Срок
беременности

Формирование органов

1

2

1-я неделя

Оплодотворенная яйцеклетка (зигота) начинает дробиться и опускается по яйцеводу к матке

6–7-й день

Зародышевой пузырек (бластула) срастается со слизистой оболочкой матки

2-я неделя

Эмбрион начинает обосабливаться от зародышевых оболочек, образуются зачатки скелета, мышц и нервной системы

5-я неделя

Четко различаются зачатки головы, хвоста, жаберной щели, рук, ног. Длина зародыша – 6 мм

7-я неделя

Появляются грудь, живот, пальцы, развиваются зачатки глаз. Длина зародыша – 12 мм

 

8-я неделя

Формируются ушные раковины и лицо, атрофируются зачатки жаберных щелей, зародыш окружен амнионом (водной оболочкой). Эмбрион связан с развивающейся плацентой при помощи пупочного канатика. Длина зародыша – 21 мм, вес – 1 г

9-я неделя

Сформировалось лицо, атрофируется хвост, плод по внешнему виду напоминает человека. Длина плода – 3 см, вес – 2 г

14-я неделя

Сформировались конечности вместе с пальцами и ногтями

18-я неделя

Беременная чувствует движение плода, слышно биение его сердца, кожа плода покрывается тончайшими (пушковыми) волосками
(особенно в области бровей и ресниц). Длина плода – 19 см,
вес – 180 г

23-я неделя

Появляются волосы на голове. Длина плода – 30 см, вес – 450 г

27-я неделя

Развиваются глаза. Длина плода – 35 см, вес – 875 г

32-я неделя

Преждевременно родившийся плод при правильном уходе может выжить. Длина плода – 45 см, вес – 2,4 кг

40-я неделя

Плод полностью сформирован, кожа покрыта первородной
смазкой, длина волос на голове достигает 2,5 см. Длина плода –
50 см, вес – 3,2 кг

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии «Повар кондитер» по теме «

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии «Повар кондитер» по теме «

Что называется размножением? (Способность организма воспроизводить себе подобных)

Что называется размножением? (Способность организма воспроизводить себе подобных)

Влияние частей развивающегося зародыша

Влияние частей развивающегося зародыша

Личиночный (встречается у насекомых, рыб, земноводных)

Личиночный (встречается у насекомых, рыб, земноводных)

Образование гаструлы Деление клеток на одном из полюсов бластулы и впячивание их внутрь бластоцели - гаструляция

Образование гаструлы Деление клеток на одном из полюсов бластулы и впячивание их внутрь бластоцели - гаструляция

Из каждого зародышевого листка формируются свои органы и системы, например, (Самостоятельная работа с учебником)

Из каждого зародышевого листка формируются свои органы и системы, например, (Самостоятельная работа с учебником)

При нарушении почти любого звена эмбрионального развития возникают отклонения от нормального хода развития, т

При нарушении почти любого звена эмбрионального развития возникают отклонения от нормального хода развития, т

Обсуждение стихотворения. Вопрос :

Обсуждение стихотворения. Вопрос :

Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика

Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика

Срок беременности Формирование органов 1 2 1-я неделя

Срок беременности Формирование органов 1 2 1-я неделя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020