МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УФИМСКИЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОПЦ 05 Метрология и стандартизация
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Уфимский лесотехнический техникум", Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Мингажева, 126
Разработчик: Хаматова Л.Г. - преподаватель спец.дисциплин
Рассмотрена и одобрена учебной цикловой комиссией № 2 |
Составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»
|
Протокол № _____ от __________ |
|
Председатель УЦК № 2 _______________Ковалева Е.А. |
Зам. директора по УР _______________ Валеева В.Ф. |
Утверждена приказом ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум»
от __________2020 г. №
|
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
3 |
2. СТРУКТУРА и содержание ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
3. условия реализации программы ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ дисциплины |
10 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ
1.1. Область применения программы
Программа общепрофессиональной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Результатом освоения программы общеобразовательной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1 |
Выполнять требования нормативно-технической документации по организации эксплуатации машин при строительстве, содержании и ремонте дорог. |
ПК 1.2 |
Обеспечивать безопасное и качественное выполнение работ при использовании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и механизмов.
|
ПК 1.3 |
Обеспечивать безопасность движения транспортных средств при производстве работ. |
ПК 2.2 |
Контролировать качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования . |
ПК. 2.3 |
Определять техническое состояние систем и механизмов подъемно-транспортных, строительных, дорожных и оборудования. |
ПК 2.4 |
Вести учетно-отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования. |
ПК 3.2 |
Контролировать качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования . |
ПК 3.3 |
Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения.
|
ПК 3.4 |
Участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения.
|
Программа общепрофессиональной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации, переподготовка).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
в разделе ПП профессионального учебного цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оформлять проектно-конструкторскую документацию, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
использовать основные положения стандартизации в профессиональной деятельности;
применять стандарты качества для оценки выполненных работ;
применять основные правила и документы системы подтверждения соответствия Российской Федерации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия и определения метрологии и стандартизации;
основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
Темы:
1. Стандартизация в системе технического контроля и измерения
2. Основы технических измерений
3. Методы и погрешность измерения
4. Универсальные средства технических измерений
5. Выбор средств измерений линейных размеров
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общепрофессиональной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
56 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
46 |
в том числе: |
|
лабораторно-практические работы |
16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
10 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение
|
Содержание учебного материала: Краткий исторический обзор развития стандартизации, метрологии. Цели, задачи и принципы стандартизации, метрологии. Взаимосвязь дисциплины с другими областями знаний. |
2 |
1 |
Раздел 1. Метрология |
|
|
|
Тема 1.1 Основные положения в области метрологии. Службы контроля и надзора. |
Содержание учебного материала: Основные понятия и определения в области метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Роль метрологии в формировании качества продукции. Службы контроля и надзора. Самостоятельная работа № 1 Выполнить реферат на тему: «Международные организации по метрологии» |
2 |
2 |
Тема 1.2 Основы теории измерений |
Содержание учебного материала: Основные определения. Виды измерении: прямые и косвенные, абсолютные и относительные. Методы измерений. Самостоятельная работа № 2 Подготовить сообщение на тему: «Средства измерений» |
2 |
2 |
Тема 1.3 Концевые меры длины. Гладкие калибры. Средства измерений. |
Содержание учебного материала: Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКДМ). Основные параметры плоскопараллельных концевых мер длины. Классификация гладких калибров и их назначение. |
2 |
2 |
Содержание учебного материала: Основные понятия и классификация средств измерений. Методы и погрешности измерения. Самостоятельная работа № 3 Подготовить доклад на тему: «Выбор средств измерений» |
2 |
2 |
|
Тема 1.4 Штангенинструменты и микрометры |
Штангенциркуль, микрометр гладкий, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер. |
2 |
2 |
Тема 1.5 Рычажные приборы |
Практическое занятие Рычажные скобы и рычажные микрометры. |
2 |
2 |
Лабораторно-практическое занятие Измерение параметров деталей с помощью штангенинструментов. |
2 |
2 |
|
Лабораторно-практическое занятие Изучение устройства индикатора рычажно – зубчатого, индикаторного нутромера. |
2 |
2 |
|
Раздел 2. Стандартизация |
|
|
|
Тема 2.1 Основные понятия в области стандартизации |
Содержание учебного материала: Цели задачи стандартизации. Основные понятия в области стандартизации. Нормативные документы по стандартизации. |
2 |
1 |
Содержание учебного материала: Стандартизация и метрологическое обеспечение. Международная стандартизация. |
2 |
2 |
|
Тема 2.2 Государственная система стандартизации. Взаимозаменяемость. |
Содержание учебного материала: Государственная система стандартизации Российской Федерации. Системный анализ в решении проблем стандартизации. Самостоятельная работа № 4 Составить конспект на тему: «Совершенствование государственной системы стандартизации и перспективы вступления России в ВТО». |
2 |
2 |
Тема 2.3 Организация работ по стандартизации
|
Содержание учебного материала: Правовые основы стандартизации. Органы и службы по стандартизации. |
2 |
2 |
Тема 2.4 Характеристика национальных стандартов.
|
Содержание учебного материала: Характеристика национальных стандартов. Виды национальных стандартов. Порядок разработки стандартов. |
4 |
2 |
Содержание учебного материала: Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. |
2 |
2 |
|
Тема 2.5 Линейные размеры.
|
Содержание учебного материала: Линейные размеры. Номинальный размер. Действительный размер. Предельный размер. Верхнее предельное отклонение. Нижнее предельное отклонение. Действительное отклонение.
Самостоятельная работа № 6 Подготовить доклад на тему: «Нормирование и измерение шероховатости поверхности» |
2 |
2 |
Тема 2.6 Методы и средства измерения углов. Допуски условных размеров. |
Содержание учебного материала: Параметры шероховатости, условные обозначения шероховатости поверхностей. |
2 |
2 |
Тема 2.7 Методы и средства измерения углов. |
Содержание учебного материала: Методы измерения углов. Инструменты для проверки углов: угловые плитки, угольники. Угломеры универсальные. |
2 |
2 |
Содержание учебного материала: Определение посадок, отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для соединения типа «вал-втулка». |
2 |
2 |
|
Содержание учебного материала: Определение посадок, отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для соединений типа «вал-подшипник» |
2 |
2 |
|
Содержание учебного материала: Допуски формы и расположения поверхностей деталей по стандарту СТСЭВ 368-76 и обозначение их на чертежах. |
2 |
2 |
|
Раздел 3. Качество продукции |
|
|
|
Тема 3.1 Показатели качества продукции |
Содержание учебного материала: Обеспечение качества товаров и услуг как основная цель деятельности по стандартизации, метрологии. Сущность качества. Требования к качеству продукции. Оценка качества. Стандартизация и качество продукции. Система качества. Самостоятельная работа № 7 Составить конспект на тему: «Методологические основы управления качеством» |
2 |
2 |
Содержание учебного материала: Формирование качества изделия при проектировании. Обеспечение качества продукции в процессе производства. Организация контроля качества продукции. Поддержание качества изделий при эксплуатации. Самостоятельная работа № 8 Подготовить сообщение на тему: «Разработка систем обеспечения качества» |
2
|
2 |
|
|
|
|
|
ИТОГО |
|
46 |
|
Дифференцированный зачет |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Метрологии и стандартизации.
Оборудование учебного кабинета: рабочие места для обучающихся и преподавателя, комплект учебно-методических материалов, комплект наглядных пособий, комплект средств измерения, комплекты стандартов.
Технические средства обучения: компьютер
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учебник / под ред. А.С. Сигова [и др.]. – Москва: Форум, 2012.- 336 с.
2. Дубовой, Н.Д. Основы метрологии стандартизации сертификации [Текст]: учебное пособие. – Москва: Форум, 2008.- 256 с.
3. Шишмарёв, В.Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование [Электронный ресурс]: учебник. – 6-е изд., стер. – Москва: Академия, 2016.- 320 с.
Дополнительные источники:
4. Шишмарёв, В.Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование [Текст]: учебник. – 5-е изд., стер. – Москва: Академия, 2015.- 320 с.
5. Кошевая, И.П. Метрология, стандартизация, сертификация. [Текст]: учебное пособие для СПО. – Москва: Форум, 2016.- 416 с.
6. Двоеглазов, Г.А. Материаловедение [Текст]: учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.- 445 с.
7. Аристов,А.И. Основы метрологии, стандартизации и сертификации [Электронный ресурс]: учебное пособие.-М.:МАДИ,2013.-200 с.
8. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте [Текст]: учебник. / И.А. Иванов, С.В. Урушев, А.А. Воробьев и др.-2-е изд., испр.- Москва: Академия, 2012.-336 с.
9. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учебник. / под ред. А.С. Сигова [и др.]. – Изд. 3-е – Москва: Форум, 2012.- 336 с.
10. Хрусталев, З.А. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум [Текст]: учебное пособие. – Москва: Кнорус, 2011.- 176 с.
11. Герасимова, Е.Б. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учебное пособие.
/ Е.Б. Герасимова, Б.И. Герасимов. – Москва: Форум, 2010.- 224 с.: ил.
12. Марусина, М.Я. Основы метрологии, стандартизации и сертификации [Электронный ресурс]: учебное пособие.-СПб.: СпбГУ ИТМО,2009.-164 с.
13.Зайцев, Г.Н. Нормирование точности геометрических параметров машин [Текст]: учебное пособие для вузов. – Москва: Академия, 2008.- 368 с.
14. Лифиц, И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации [Текст]. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2005.- 345 с.
15. Клевлеев, В.М. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учебник для СПО. – Москва: Форум, 2004.- 256 с.
16. Никифоров, А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учебное пособие
/А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев. – Москва: Высшая школа, 2002.- 422 с.
17. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации сертификации метрологии [Текст]: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ, 2001.- 711 с.
18. Тартаковский, Д.Ф. Метрология. Стандартизация и технические средства измерений [Текст]: учебник для вузов.- Москва: Высшая школа, 2001.- 205 с.
19. Сергеев, А.Г. Сертификация [Текст]: учебное пособие для вузов / А.Г. Сергеев, М.В. Латышев. – Москва: Логос, 2000.- 248 с.
20. Лифиц, И.М. Основы стандартизации метрологии и сертификации. [Текст]: учебник для вузов. – Москва: Юрайт, 1999.- 285 с.
21. Ганевский, Г.М. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении [Текст]: учебник.- Москва: Академия, 1998.-288 с.
22. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации сертификации метрологии [Текст]: учебник. – Москва: Аудит, 1998.- 479 с.
23. Гурова, Т.А. Технический контроль производства пластмасс и изделий из них [Текст]: учебное пособие для техникума. – Москва: Высшая школа, 1991.- 255 с.
24. Таныгин, В.А. Основы стандартизации и управления качеством [Текст]. – 2-е изд., перераб. – Москва: Издательство стандартов, 1989.- 208 с.
25. Анисимов, П.М. Справочник метролога лесной промышленности [Текст]. – Москва: Лесная промышленность, 1988.- 232 с.
26. Козловский, Н.С. Сборник примеров и задач по курсу «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения» [Текст]: учебное пособие для техникумов.- Москва: Машиностроение, 1983.- 304 с.
27. Козловский, Н.С. Основы стандартизации, допуски,
посадки и технические измерения [Текст]: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Машиностроение, 1982.- 287 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
|
|
Уметь: оформлять проектно-конструкторскую документацию, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов; применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; использовать основные положения стандартизации в профессиональной деятельности; применять стандарты качества для оценки выполненных работ; применять основные правила и документы системы подтверждения соответствия Российской Федерации |
Текущий контроль.
Наблюдение при выполнении практических работ:
Изучение основных требований ГОСТ
Контроль линейных размеров деталей.
Нормирование требований к шероховатости поверхности.
Экспертная оценка соответствия нормативным требованиям образцов оформленных документов на практических занятиях
устный и письменный опрос
Итоговый контроль. Дифференцированный зачет |
Знать: основные понятия и определения метрологии и стандартизации; основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.