ОП 05 Метрология и стандартизация. Рабочая программа

  • doc
  • 07.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОП.05 ТЭМ Метрология и стандартизация.doc

МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УФИМСКИЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по ОПЦ 05 Метрология и стандартизация

 

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

 


 

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности  23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»

 

 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Уфимский лесотехнический техникум", Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Мингажева, 126

 

Разработчик: Хаматова Л.Г. - преподаватель спец.дисциплин

 

 

 

 

 

Рассмотрена и одобрена

учебной цикловой комиссией № 2

Составлена в соответствии с  требованиями     ФГОС СПО по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»

 

 

Протокол № _____ от __________

 

Председатель УЦК № 2

_______________Ковалева Е.А.

Зам. директора по УР

_______________  Валеева В.Ф.

 

 

 

 

Утверждена приказом ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум»

от __________2020 г. №

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3

2.      СТРУКТУРА и содержание ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

3.      условия реализации программы ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ дисциплины

 

9

4.      Контроль и оценка результатов Освоения ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ дисциплины

 

10

 

 


1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

               МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

 

 

1.1. Область применения программы

Программа общепрофессиональной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности  23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

Результатом освоения программы общеобразовательной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),  результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1

Выполнять требования нормативно-технической документации по организации эксплуатации машин при строительстве, содержании и ремонте дорог.

ПК 1.2

Обеспечивать безопасное и качественное выполнение работ при использовании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и механизмов.

 

ПК 1.3

Обеспечивать безопасность движения транспортных средств при производстве работ.

ПК 2.2

Контролировать качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования .  

ПК. 2.3

Определять техническое состояние систем и механизмов подъемно-транспортных, строительных, дорожных и оборудования. 

ПК 2.4

Вести учетно-отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

ПК 3.2

Контролировать качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования .  

ПК 3.3

Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения.

 

ПК 3.4

Участвовать в подготовке   документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения.

 

 

Программа общепрофессиональной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации, переподготовка).

 

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

в разделе ПП профессионального учебного цикла  

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 

оформлять проектно-конструкторскую документацию, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов;

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

использовать основные положения стандартизации в профессиональной деятельности;

применять стандарты качества для оценки выполненных работ;

применять основные правила и документы системы подтверждения соответствия Российской Федерации

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 

основные понятия и определения метрологии и стандартизации;

основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

 

Темы:

 

1. Стандартизация в системе технического контроля и измерения

2. Основы технических измерений

3. Методы и погрешность измерения

4. Универсальные средства технических измерений

5. Выбор средств измерений линейных размеров

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  56  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;

самостоятельной работы обучающегося  10 часов.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем общепрофессиональной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

46

в том числе:

 

     лабораторно-практические работы

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета

 


2.2. Тематический план и содержание общепрофессиональной дисциплины

 

Метрология  и стандартизация

 

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

 

Содержание учебного материала:

Краткий исторический обзор развития стандартизации, метрологии. Цели, задачи и принципы стандартизации, метрологии. Взаимосвязь дисциплины с другими областями знаний.

2

1

Раздел 1.

Метрология

 

 

 

Тема 1.1

Основные положе­ния в области метрологии. Службы контроля и надзора.

Содержание учебного материала:

Основные понятия и определения в области метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Роль метрологии в формировании качества продукции. Службы контроля и надзора.

Самостоятельная работа № 1

Выполнить реферат на тему: «Международные организации по метрологии»                   

2

2

Тема 1.2

Основы  теории

измерений

Содержание учебного материала:

Основные определения. Виды измерении: прямые и косвенные, абсолютные и относительные. Методы измерений.

Самостоятельная работа № 2

Подготовить сообщение на тему: «Средства измерений»

2

2

Тема 1.3

Концевые меры длины. Гладкие калибры. Средства измерений.

Содержание учебного материала:

Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКДМ). Основные параметры плоскопараллельных концевых мер длины. Классификация гладких калибров и их назначение.

2

2

Содержание учебного материала:

Основные понятия и классификация средств измерений. Методы и погрешности измерения.

Самостоятельная работа № 3

Подготовить доклад на тему: «Выбор средств измерений»

2

2

Тема 1.4

Штангенинструменты   и микрометры

Штангенциркуль, микрометр гладкий, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер.

2

2

Тема 1.5

Рычажные

приборы

Практическое занятие

Рычажные скобы и  рычажные микрометры.

2

2

Лабораторно-практическое занятие

Измерение параметров деталей с помощью штангенинструментов.

 

2

 

2

Лабораторно-практическое занятие

Изучение устройства индикатора рычажно – зубчатого, индикаторного нутромера.

2

2

Раздел 2.

Стандартизация

  

 

 

 

Тема 2.1

Основные понятия в области стандартизации

Содержание учебного материала:

Цели задачи стандартизации. Основные понятия в области стандартизации. Нормативные документы по стандартизации.

2

1

Содержание учебного материала:

Стандартизация и метрологическое обеспечение. Международная стандартизация.

2

2

Тема 2.2

Государственная система стандартизации.

Взаимозаменяемость.

Содержание учебного материала:

Государственная система стандартизации Российской Федерации. Системный анализ в решении проблем стандартизации.

Самостоятельная работа № 4

Составить конспект на тему: «Совершенствование государственной системы стандартизации и перспективы вступления России в ВТО».

2

2

Тема 2.3

 Организация работ по стандартизации

 

Содержание учебного материала:

Правовые основы стандартизации.

Органы и службы по стандартизации.

2

2

Тема 2.4

Характеристика национальных стандартов.

 

Содержание учебного материала:

Характеристика национальных стандартов. Виды национальных стандартов. Порядок разработки стандартов.

4

2

Содержание учебного материала:

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам.

2

2

Тема 2.5

Линейные размеры.

 

Содержание учебного материала:

Линейные размеры. Номинальный размер. Действительный размер. Предельный размер. Верхнее предельное отклонение. Нижнее предельное отклонение. Действительное отклонение.

 

Самостоятельная работа № 6

Подготовить доклад на тему: «Нормирование и измерение шероховатости поверхности»

2

2

Тема 2.6

Методы и средства измерения углов. Допуски условных размеров.

Содержание учебного материала:

Параметры шероховатости, условные обозначения шероховатости поверхностей.

2

2

Тема 2.7

   Методы и средства измерения углов.

Содержание учебного материала:

Методы измерения углов. Инструменты для проверки углов: угловые плитки, угольники. Угломеры универсальные.

2

2

Содержание учебного материала:

Определение посадок, отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для соединения типа «вал-втулка».

2

2

Содержание учебного материала:

Определение посадок, отклонений, предельных  размеров,  построение  полей  допусков для соединений типа «вал-подшипник»

2

2

Содержание учебного материала:

Допуски формы и расположения поверхностей деталей по стандарту СТСЭВ 368-76 и обозначение их на чертежах.

2

2

Раздел 3.

Качество про­дукции

 

 

 

Тема 3.1

Показатели качества продукции

Содержание учебного материала:

Обеспечение качества товаров и услуг как основная цель деятельности по стандартизации, метрологии. Сущность качества. Требования к качеству продукции. Оценка качества.  Стандартизация и качество продукции. Система качества.

Самостоятельная работа № 7

Составить конспект на тему: «Методологические основы управления качеством»

2        

2

Содержание учебного материала:

Формирование качества изделия при проектировании. Обеспечение качества продукции в процессе производства.

Организация контроля качества продукции. Поддержание качества изделий  при эксплуатации.

Самостоятельная работа № 8

Подготовить сообщение на тему: «Разработка систем обеспечения качества»

2

 

2

 

 

 

ИТОГО

 

46

 

             Дифференцированный зачет

 

 


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Метрологии и стандартизации.                                              

Оборудование учебного кабинета: рабочие места для обучающихся и преподавателя, комплект учебно-методических материалов, комплект наглядных пособий, комплект средств измерения, комплекты стандартов.   

Технические средства обучения: компьютер 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

1.Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учебник / под ред. А.С. Сигова [и др.]. – Москва: Форум, 2012.- 336 с.

2. Дубовой, Н.Д. Основы метрологии стандартизации сертификации [Текст]: учебное пособие. – Москва: Форум, 2008.- 256 с.

3. Шишмарёв, В.Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование [Электронный ресурс]: учебник. – 6-е изд., стер. – Москва: Академия, 2016.- 320 с.

 

Дополнительные источники:

4. Шишмарёв, В.Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование [Текст]: учебник. – 5-е изд., стер. – Москва: Академия, 2015.- 320 с.

5. Кошевая, И.П. Метрология, стандартизация, сертификация. [Текст]: учебное пособие для СПО. – Москва: Форум, 2016.- 416 с.

6. Двоеглазов, Г.А. Материаловедение [Текст]: учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.- 445 с.

7. Аристов,А.И. Основы метрологии, стандартизации и сертификации [Электронный ресурс]: учебное пособие.-М.:МАДИ,2013.-200 с.

8. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте [Текст]: учебник. / И.А. Иванов, С.В. Урушев, А.А. Воробьев и др.-2-е изд., испр.- Москва: Академия, 2012.-336 с.

9. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учебник. / под ред. А.С. Сигова [и др.]. – Изд. 3-е – Москва: Форум, 2012.- 336 с.

10. Хрусталев, З.А. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум [Текст]: учебное пособие. – Москва: Кнорус, 2011.- 176 с.

11. Герасимова, Е.Б. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учебное пособие.

 /  Е.Б. Герасимова, Б.И. Герасимов. – Москва: Форум, 2010.- 224 с.: ил.

12. Марусина, М.Я. Основы метрологии, стандартизации и сертификации [Электронный ресурс]: учебное пособие.-СПб.: СпбГУ ИТМО,2009.-164 с.

13.Зайцев, Г.Н. Нормирование точности геометрических параметров машин [Текст]: учебное пособие для вузов. – Москва: Академия, 2008.- 368 с.

14. Лифиц, И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации [Текст]. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2005.- 345 с.

15. Клевлеев, В.М. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учебник  для СПО. – Москва: Форум, 2004.- 256 с.

16. Никифоров, А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учебное пособие

/А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев. – Москва: Высшая школа, 2002.- 422 с.

17. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации сертификации метрологии [Текст]: учебник  для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ, 2001.- 711 с.  

18. Тартаковский, Д.Ф. Метрология. Стандартизация и технические средства измерений [Текст]: учебник для вузов.- Москва: Высшая школа, 2001.- 205 с.

19. Сергеев, А.Г. Сертификация [Текст]: учебное пособие для вузов /  А.Г. Сергеев, М.В. Латышев. – Москва: Логос, 2000.- 248 с.

20. Лифиц, И.М. Основы стандартизации метрологии и сертификации. [Текст]: учебник  для вузов. – Москва: Юрайт, 1999.- 285 с.        

21. Ганевский, Г.М. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении [Текст]: учебник.- Москва: Академия, 1998.-288 с.

22. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации сертификации метрологии [Текст]: учебник. – Москва: Аудит, 1998.- 479 с.

23. Гурова, Т.А. Технический контроль производства пластмасс и изделий из них [Текст]: учебное пособие для техникума. – Москва: Высшая школа, 1991.- 255 с.

24. Таныгин, В.А. Основы стандартизации и управления качеством [Текст]. – 2-е изд., перераб. – Москва: Издательство стандартов, 1989.- 208 с.

25. Анисимов, П.М. Справочник метролога лесной промышленности [Текст]. – Москва: Лесная промышленность, 1988.- 232 с.

26. Козловский, Н.С. Сборник примеров и задач по курсу «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения» [Текст]: учебное пособие для техникумов.- Москва: Машиностроение, 1983.- 304 с.

27. Козловский, Н.С.  Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения [Текст]: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Машиностроение, 1982.- 287 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимся индивидуальных заданий

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 

 

Уметь:

оформлять проектно-конструкторскую документацию, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов;

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

использовать основные положения стандартизации в профессиональной деятельности;

применять стандарты качества для оценки выполненных работ;

применять основные правила и документы системы подтверждения соответствия Российской Федерации

Текущий контроль. 

 

 Наблюдение при выполнении практических работ:

 

Изучение основных требований ГОСТ

 

Контроль линейных размеров деталей.

 

Нормирование  требований  к шероховатости  поверхности.

 

 Экспертная оценка соответствия нормативным требованиям   образцов оформленных документов на практических занятиях

 

устный и письменный опрос 

 

Итоговый контроль.    

Дифференцированный зачет                                               

Знать:

основные понятия и определения метрологии и стандартизации;

основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов