Введение. 3
Глава 1. История и понятие оперативно-розыскного мероприятия «Прослушивание телефонных переговоров». 5
1.1. История правовой регламентации оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров». 5
1.2. Понятие оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» и его научно-правовая характеристика. 11
Глава 2. Оперативно-розыскное мероприятие «прослушивание телефонных переговоров». 17
2.1.Основание для его проведения в современных условиях. 17
2.2. Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовном судопроизводстве. 21
Заключение. 26
Список используемой литературы.. 27
Происшедшие в российском обществе изменения, в первую очередь либерализация внешнеэкономической деятельности и отмена монополии государства на внешнюю торговлю, обусловили значительные изменения в характере и масштабах контрабанды. В последние годы контрабанда стала одним из весьма распространенных преступлений.
Еще в 2017 г. в аналитических материалах Министерства внутренних дел и Государственного таможенного комитета России было констатировано, что контрабанда интернационализировалась, успели сложиться крупные мафиозные структуры с хорошо отлаженными связями за рубежом. Этому способствует тяжелейшее экономическое положение российских предприятий, добывающих сырье, предприятий военно-промышленного комплекса.
В этих условиях эффективность работы таможенных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений во многом зависит от должной организации оперативно-розыскной деятельности. Необходимым противовесом криминальной деятельности служат целенаправленный комплекс оперативно-розыскных мер, использование в качестве вспомогательной информации данных, полученных оперативно-розыскным путем, привлечение граждан к борьбе с преступностью и использование конфиденциальных источников. Можно сказать, что оперативно-розыскная деятельность объективно обусловлена современным состоянием общества.
В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 13 Федерального закона Роccийской Федерации от 12.08.2018г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыcкной деятельноcти» таможенные органы имеют право осущеcтвлять оперативно-розыcкную деятельность на территории Росccийской Федерации.
В связи с этим, одним из эффективных инструментов в выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ, является проведение оперативными подразделениями таможенными органами Российской Федерации оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров».
Актуальность темы «Характеристика оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» применительно к деятельности оперативно-розыскных подразделения таможенных органов Российской Федерации, является совокупность проблем, связанных с проведением данного мероприятия таможенными органами РФ.
Целью и задачами работы являются правовой анализ оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» таможенными органами РФ.
Реализация указанной цели обусловила решением в процессе исследования следующих задач:
-рассмотреть нормативно-правовые акты международного и Роccийского права, регламентирующие вопросы, связанные с проведением оперативно- розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров»;
-раccмотреть проблемы проведения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров» связанных с проведением данного мероприятия таможенными органами РФ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, объединенных четырьмя параграфами, заключения и списка использованной литературы.
телефонный переговоры прослушивание судопроизводство
До 90-х гг. XX в. порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий устанавливался главным образом закрытыми приказами и инструкциями, составлявшими государственную тайну. Это вызывало неудобства с точки зрения использования результатов мероприятий в уголовном процессе, в том числе и доказывании, что имело негативный характер для расследования уголовных дел. Указанные обстоятельства заставили научных и практических работников искать пути введения в уголовный процесс результатов оперативно-розыскных мероприятий, т.е. решать вопрос легализации полученных оперативных результатов. Соответственно, это потребовало официального признания оперативно-розыскных мероприятий и их правовой регламентации.[1]
Правовая регламентация прослушивания телефонных переговоров и использования их результатов в доказывании по уголовным делам в России впервые была осуществлена в 1990 г., причем прослушивание регламентировали в уголовном процессе и как следственное действие. Объяснение этому очень простое. В 1990 г. в СССР о формировании оперативно-розыскного законодательства говорили пока еще кулуарно. Но необходимость законодательного закрепления прослушивания телефонных переговоров уже была. В связи с этим, данное оперативно-розыскное мероприятие, известное не один десяток лет, в России первоначально получило законодательную регламентацию в уголовном судопроизводстве. Поскольку этот фрагмент истории не был удостоен пристального внимания ученых, считаем необходимым остановиться на нем более подробно.
Итак, принятым Законом CCCР «О внеcении изменений в Основы уголовного cудопроизводства Cоюза СCCР и союзных республик» регламентировалось уголовно-процессуальное действие - «прослушивание телефонных и иных переговоров». В этом законе, в частности, указывалось: «Прослушивание переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств подозреваемого, обвиняемого или иных причастных к преступлению лиц может производиться по возбужденным уголовным делам по постановлению органа дознания или следователя с санкции прокурора либо по определению суда при наличии достаточных оснований полагать, что в результате прослушивания будут получены сведения, имеющие значение для дела». В cоответствии с указанным законом, прослушивание телефонных и иных переговоров могло производиться и при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других противоправных действий в отношении потерпевшего или свидетеля по заявлению этих лиц либо с их согласия с санкции прокурора или по определению суда. При прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств, могла применяться звукозапись. О проведении прослушивания и звукозаписи телефонных переговоров составлялся протокол осмотра, являвшийся по уголовному делу доказательством.[2]
На основании этого закона, в том же 1990 г. Верховным Судом СССР, Министерством юстиции СССР, Прокуратурой СССР, МВД СССР и КГБ СССР были приняты совместные «Рекомендации по применению средств видео-, звукозаписи, кинофотоаппаратуры, телефонной связи и использованию полученных результатов при раскрытии и расследовании преступлений». Эти Рекомендации достойны внимания.
Сами по себе Рекомендации не являлись законодательным актом. Однако, согласование с Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР и Министерством юстиции СССР говорили о том, что они служат официальным комментарием к принятой законодательной новелле. Иными словами, этим документом следует руководствоваться в расследовании уголовных дел.
В Рекомендациях, в частности, указывалось, что прослушивание и звукозапись переговоров может производиться с целью:
·выявления лиц, участвовавших в совершении преступления;
·уcтановления мест, где скрываются разыскиваемые преступники;
·выявления места похищенного и орудия преступлений;
·получения информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу;
·безотлагательного использования зафиксированных сведений для защиты законных интересов государства и прав граждан.
Производство прослушивания и звукозаписи телефонных переговоров допускалось только при наличии достаточных оснований полагать, что в результате будут получены сведения о названных обстоятельствах. В Рекомендациях отмечалось, что значение зафиксированных в фонограмме сведений определялось не только их содержанием, но и характером вопросов и ответов, иносказанием, зашифровкой произносимых слов и фраз. Данное следственное действие осуществлялось с участием специалиста, приглашенного в порядке, установленном УПК РСФСР. В качестве специалиста могли участвовать сотрудники оперативно-технических подразделений.
В соответствии с Рекомендациями о результатах прослушивания и звукозаписи составлялся протокол, в котором отражались время и место звукозаписи, вид и модель использованных технических средств, сведения о лицах, которые осуществляли прослушивание, отметка об отобрании у участников этого действия подписей с разъяснением ответственности за неразглашение ставших им известных сведений и т.д.
Этот протокол вместе с кассетой и фонограммой в опечатанном виде, рапортом или сопроводительным письмом должен был передаваться следователю. По получении указанных предметов следователь был вправе произвести осмотр фонограммы, проверить ее целостность, правильность оформления и хранения, о чем составлял протокол. После этого следователь мог вынести постановление о приобщении фонограммы к делу в качестве вещественного доказательства.
Интересно также, что УПК РФ сохранил прослушивание телефонных переговоров в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем таких важных понятий, как «телефонные переговоры», «иные переговоры», «фонограмма», в УПК РФ нет. Законно провести указанное процессуальное действие без понимания указанных терминов вряд ли возможно. В Рекомендациях же эти понятия были приведены. Более того, мы настаиваем на необходимости указания основных понятий и в ныне действующем Федеральном Законе от 12.08.2018 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Эту идею разделяют и другие специалисты. Однако до сих пор это предложение не реализовано.
Впрочем, нельзя сказать, что положения Рекомендаций вообще не были использованы. Часть из них органично перетекла в принятые позднее «Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» от 13 мая 1998 г. и «Инструкцию об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий» от 16 июля 2018 г.
Прослушивание телефонных переговоров все же изначально возникло и развивалось как оперативно-розыскное мероприятие. Вскоре именно в этом качестве - мероприятия, оно получило законодательное закрепление. Оперативно-розыскным мероприятием прослушивание телефонных переговоров впервые было названо законодателем в 1991 г. в п. 3 ст. 14 Закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР». Этот закон не расшифровывал, что понимается под названным оперативно-розыскным мероприятием и не устанавливал порядка его проведения. Однако он стал первым в России нормативно-правовым актом, указывающим на необходимость в целях борьбы с преступностью регламентации прослушивания телефонных переговоров именно как оперативно-розыскного мероприятия.
Далее, в 1992 г., наступил этап правовой регламентации всех оперативно-розыскных мероприятий. Он начался с принятия 13 марта 1992 г. первого в России Закона Роccийской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».[3]
Значение принятия этого Закона сложно преувеличить. Это был первый в современной российской истории нормативно-правовой акт высшей юридической силы, открыто регулирующий негласную работу правоохранительных органов и спецслужб.
Закон содержал определение оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи и принципы; перечень оперативно-розыскных действий (мероприятий), основания и условия их проведения; перечень органов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, их основные права и обязанности; другие важные положения.
В процессе применения Закона выяснилось, что ряд его положений нуждается в конкретизации и изменениях, а сам Закон в целом - в дополнениях. В результате стала очевидной необходимость принятия нового оперативно-розыскного закона.
Необходимость принятия нового оперативно-розыскного закона была связана также и с тем, что первый закон опередил принятие Конституции Российской Федерации. Часть положений Конституции имеет непосредственное отношение к оперативно-розыскным мероприятиям. Так, в соответствии со ст. 23 Конституции, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
С учетом значимости прав человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, специфика их ограничения также определена Конституцией Российской Федерации. Ограничение этих прав допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом и на основании судебного решения.[4]
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий могут ограничиваться не только названные, но и другие права человека. Возможность их ограничения также определена Конституцией Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться федеральными законами. Ограничение таких прав, возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно в таких целях и осуществляются оперативно-розыскные мероприятия.
В 2018 г. был принят Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[5].
Таким образом, необходимость правовой регламентации оперативно-розыскных мероприятий была обусловлена комплексом причин, связанных с необходимостью совершенствования борьбы с преступностью и использования результатов мероприятий в уголовном судопроизводстве; обеспечения прав человека и четкого определения, что и при каких условиях в рамках оперативно-розыскной деятельности разрешено; разграничения государственной оперативно-розыскной и частной детективной и охранной деятельности. Принятие в 1992 г. первого в России закона об оперативно-розыскной деятельности послужило основой для формирования оперативно-розыскного законодательства.
Под оперативно-розыскными мероприятиями (далее ОРМ) понимаются закрепленные в Федеральном законе от 12.08.2018г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД.
ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер. Это обусловлено прежде всего тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой своих действий, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых преступлений, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиском неизвестных юридически значимых фактов, выяснением обстоятельств совершенных преступлений и др.
По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.
Содержательную сторону ОРМ составляют действия, образующие конкретные виды этих мероприятие - в ст. 6 ФЗ «Об ОРД» дается их исчерпывающий перечень.[6]
Законодательное закрепление ОРМ, установление их исчерпывающего перечня не только обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД, но и определяет правомерность действий субъектов ОРД (должностных лиц и лиц, оказывающих им содействие), отличает их действия от уголовно наказуемых деяний и тем самым обеспечивает легитимность их деятельности.
В Федеральном законе от 12.08.2018 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» официального определения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» нет, а регламентируется закрытыми, не подлежащими опубликованию ведомственными нормативными актами, издаваемыми органами, наделенными правом осуществлять ОРД, и затрагивает права и свободы человека и гражданина.
В связи с этим воспользуемся определением, которое нам предлагает коллектив авторов учебника «Теория оперативно-розыскной деятельности» К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, Г.К., Синилов. По их мнению, определение оперативно-розыскного мероприятия должно выглядеть следующим образом: прослушивание телефонных переговоров (ПТП) - это ОРМ, осуществляемое на основании судебного решения с использованием специальных технических средств и состоящее в слуховом контроле, а также фиксации разговоров физических лиц (проверяемых, разрабатываемых), ведущихся по телефонным линиям связи. ПТП заключается в негласном контроле за речевым общением, осуществляемым посредством проводной и беспроводной телефонной связи, путем подключения к станционной аппаратуре предприятий, учреждений или организаций связи, либо к проводной линии связи или сканирования радиосигнала телефона объекта прослушивания.[7]
Профессор Шумилов А.Ю. считает, что прослушивание телефонных переговоров является одним из предусмотренных п. 10 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД ОРМ, заключающийся в конспиративном слуховом контроле посредством технических средств переговоров или односторонних звуковых сообщений, ведущихся по линиям телефонной связи, и, как правило, их фиксация с целью обнаружения сведений о преступной деятельности лица, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению задач ОРД.
Другое определение ОРМ ПТП дают С.Ю. Вахрушев, А.А. Дмитриева: оперативно-розыскное мероприятия ПТП является относительно-автономное, длящееся негласное оперативно-техническое разведывательное мероприятие, проводимое специализированными оперативными подразделениями, требующее судебного решения ввиду ограничения конституционных прав граждан.
Опираясь на классификацию ОРМ, представленную В.Г. Бобровым, можно определить место «прослушиванию телефонных переговоров» в системе ОРМ.
.По продолжительности проведения ПТП - это длящееся ОРМ. На основании ст. 9 ФЗ об ОРД срок проведения ПТП не может превышать 6 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлён. Однако в науке на этот счёт высказываются иные мнения. Некоторые ученые считают, что время прослушивания нецелесообразно ограничивать шестью месяцами, т.к. расследование некоторых преступлений длится годами и нельзя лишать следователя возможности проводить действия, направленные на сбор доказательств. Специалисты в данной отрасли права считают, что время прослушивания телефонных переговоров лучше определить сроками предварительного следствия.[8]
.По признаку гласности ПТП относится к негласным ОРМ, т.к. проводится в тайне от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они осуществляются. Более того, разведывательный характер ПТП предопределяет негласность этого мероприятия.
Использование в противодействии преступности негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной мерой защиты общества и государства. Как правило, подготовка и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений хорошо конспирируются (в частности, совершение преступлений против жизни человека и безопасности государства). Поэтому общество и государство осознанно идут на применение строго определенных негласных оперативно-розыскных мероприятий против общественно опасных деяний, лиц, готовящих, совершающих и совершивших преступления. В современном российском обществе четко проявляются две тенденции: настороженность в отношении деятельности спецслужб, осуществляющих негласную деятельность, и призывы разрешить такого рода структурам преступать установленные правовые ограничения под «знаменем» борьбы с контрабандой товаров, отнесенных к особо опасным видам, терроризмом и организованной преступностью (как они к нам, так и мы к ним).
На основании других классификаций ОРМ можно установить следующее:
· по степени проникновения в криминально-криминогенную среду ПТП относится к поверхностным;
· по направленности и характеру ПТП - это разведывательное ОРМ. Это выражается прежде всего в таком его назначении, как выявление информации о противоправных действиях, а также о лицах их замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших, т.е. речь идёт о сборе неких индикативных сведений с целью превращения их в фактический материал. Из самого разведывательного характера ОРМ вытекает использование преимущественно негласных, конспиративных методов. Однако стоит отметить, что в понятие «разведывательной деятельности» входят и гласные методы.[9]
· по субъекту проведения ПТП относится к ОРМ, проведение которых допустимо специализированными оперативными подразделениями, а именно на основании ст. 6 ФЗ об ОРД, с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
· по степени ограничения прав граждан ПТП относится к ОРМ, ограничивающим конституционные права граждан, а именно право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ);
· по интенсивности использования технических средств ПТП - это оперативно-техническое мероприятие. Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, могут применяться при контроле почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Однако имеющееся в ФЗ об ОРД деление информации на иные сообщения, телефонные переговоры и информацию, передаваемую по техническим каналам связи, несколько устарело и не соответствует современным реалиям в области систем передачи информации. В настоящее время не совсем корректно говорить о четком делении информации по способам передачи. Например, сотовая связь позволяет отсылать и принимать электронные письма, SMS-сообщения и факсы, а с помощью ЭВМ можно осуществлять телефонные переговоры (IР-телефония) и передавать факсы, в то время как сигналы, несущие информацию, могут поэтапно передаваться по радио-, проводным и волоконно-оптическим каналам связи. Таким образом, разговор, ведущийся с помощью IP-телефонии, не относится к телефонным переговорам, поэтому на данный момент ПТП к нему неприменимо;[10]
В Федеральном законе от 12.08.2018 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» официального определения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров» не раскрывает. Данное определение регламентируется закрытыми, не подлежащими опубликованию ведомственными нормативными актами, издаваемыми органами, наделенными правом осуществлять ОРД.
Правовая природа данного негласного ОРМ предполагает его связь с ограничением прав и свобод человека и гражданина.
В то же время данные ОРМ не подрывают режима правового государства. Возможность ограничения прав и свобод граждан при определенных условиях допускает сама Конституция РФ. «Права и свободы гражданина, - говорится в ч. 3 ст. 55 «Основного закона РФ», - могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». [11]
Более того, в ст. 8 Конвенции о правах человека от 1950 г. сказано, что не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В развитие конституционного положения о допустимости при определенных условиях ограничения прав и свобод человека и гражданина действующий ФЗ от 12 августа 2018 г. предусматривает важные гарантии принятия законного и обоснованного решения по данному вопросу. В соответствии с ч. 1 ст. 8 данного ФЗ проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права и свободы граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации о признаках преступной деятельности.
Следует отметить, что именно негласность мероприятий, проводимых оперативными подразделениями различных ведомств, вызывает недовольство со стороны противников ОРД. Кроме того, учитывая количество субъектов, наделенных правом осуществления ОРД, за человеком возможен тотальный контроль, что, безусловно, не может не вызывать осуждения со стороны общественности.
В ФЗ об ОРД (ст. 7) понятие «основание» включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий либо тех и других в совокупности.
Основаниями для проведения ОРМ «прослушивания телефонных переговоров» являются фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
По своей природе (происхождению) данные, являющиеся основанием для проведения ОРМ, могут быть получены в рамках уголовного судопроизводства, в процессе осуществления ОРД, а также непроцессуальным и не оперативно-розыскным путем задач ОРД, как выявление, предупреждение, пресечение преступлений; выявление и установление лиц, их подготавливающих; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (см. ст. 2 ФЗ об ОРД). Для решения этих задач необходимо и достаточно обоснованного предположения о причастности лиц к совершению преступления, о признаках преступления, о событиях, гипотетически носящих характер угрозы. В случае, если лицо скрылось от следствия и суда, то сам этот факт уже является основанием для реализации одной из задач ОРД, а соответственно и проведения по этому факту ОРМ.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ч.2 настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.[12]
Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.
Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.
В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется УПК РФ.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.
Правовой основой использования результатов ОРД при расследовании уголовных дел являются положения УПК РФ, регламентирующие поводы и основания к возбуждению уголовного дела, обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, понятие доказательств и их виды, порядок собирания и проверки доказательств, ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд Утверждена приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны России от 17 апреля 2021г. №368/185/164/481/32/184/97/147 (далее Инструкция).
Инструкция определяет, что при подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну. Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо представляются в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
Процесс оформления и официального использования сведений, полученных оперативно-розыскным путем, с обязательной зашифровкой ее источников, в практике получил название - «легализация».
В нормах закона отсутствует термин «легализация», а в исследованиях ученых процесс применения оперативных данных в расследовании преступлений обозначен терминами «документирование», «трансформация» или «интерпретация». Е.С. Дубоносов отмечает, что процессы, происходящие при использовании результатов ОРД, по своей сущности состоят в переносе и преобразовании фактических данных в определенную уголовно-процессуальным законом форму, и любая оперативно-розыскная информация должна подвергаться легализации (преобразованию в общедоступные сведения) посредством применения оперативно-розыскных или уголовно-процессуальных форм.
Исходя из возложенных Правительством Российской Федерации на ФТС России функций таможенные органы осуществляют дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а также оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основной задачей оперативно-розыскных подразделений таможенных органов является повышение эффективности мероприятий, направленных на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие фактов контрабанды и других преступлений, отнесенных законодательством к компетенции таможенных органов,
Причинами низкой эффективности доведения до суда уголовных дел таможенными органами объясняется наличием объективных и субъективных причин, среди которых можно выделить наиболее существенные:
-недостатки в деятельности правоохранительных органов по организации расследования таможенных преступлений;
-несовершенство уголовно-правового законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за таможенные преступления;
-несовершенство норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего процесс предварительного расследования вообще и таможенных преступлений в частности;
-не отвечающее потребностям практики технико-криминалистическое обеспечение таможенных органов России;
-недостаточность разработок по методикам расследования таможенных преступлений;
-недостатки организации взаимодействия правоохранительных и следственных органов России в борьбе с таможенными преступлениями - слабое знание специфики таможенного дела и особенностей расследования таможенных преступлений следователями МВД РФ, ФСБ РФ и прокуратуры и отсутствие у них специализации по расследованию таможенных преступлений
-не отвечающее потребностям практики технико-криминалистическое обеспечение таможенных органов России;
-недостаточность разработок по методикам расследования таможенных преступлений;
-недостатки организации взаимодействия правоохранительных и следственных органов России в борьбе с таможенными преступлениями - слабое знание специфики таможенного дела и особенностей расследования таможенных преступлений следователями МВД РФ, ФСБ РФ и прокуратуры и отсутствие у них специализации по расследованию таможенных преступлений.
В этих условиях возрастает ответственность правоохранительной деятельности таможенных органов России, в том числе оперативно-розыскной, в ходе которой выявляется, фиксируется и закрепляется оперативными средствами информация о таможенных преступлениях. Результаты оперативно-розыскной деятельности таможенных органов могут быть использованы при возбуждении уголовного дела, в процессе расследования для сбора и фиксации доказательств и в качестве ориентирующей информации при проведении следственных действий.
Оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов накоплен немалый опыт по использованию результатов ОРД в расследовании таможенных преступлений.
Однако в настоящее время не решен ряд проблем, касающихся аспектов правового регулирования легализации результатов ОРД в расследовании преступлений, в том числе и таможенных, что отрицательно сказывается на использовании оперативных материалов при возбуждении и проведении следственных действий по уголовным делам.
Результаты ОРД, предоставляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны содержать данные, позволяющие проверить их в условиях судопроизводства, либо проверить доказательства, сформированные на их основе. Результаты ОРД, предоставляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны содержать данные, позволяющие проверить их в условиях судопроизводства, либо проверить доказательства, сформированные на их основе.
Вместе с тем нельзя игнорировать и требования неразглашения информации, составляющей государственную тайну. При использовании результатов ОРД в расследовании правила о конспирации и секретности многих сведений могут вступать в противоречие с интересами полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, обнаружения истины. Таким образом, отсутствие нормативного регулирования порядка «легализации» оперативной информации в целях уголовного процесса в ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, влечет за собой невозможность использования дознавателем (следователем) части информации, необходимой ему для установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что оперативно-розыскное мероприятие «прослушивание телефонных переговоров» является сложным оперативно-техничеcким, длящемся мероприятием, требующее соблюдения процедуры получения судебного решения на его проведение. Особое внимание необходимо уделить процедуре получения судебного решения на проведение ОРМ ПТП, так как нарушение данного процесса может привести к недопустимости полученных доказательcтв в ходе проведения ОРМ ПТП и невозможности их использования в суде в качестве доказательств в уголовном процессе.
Проведение такого ОРМ как ПТП во взаимодействии с другими ОРМ такими как оперативное внедрение, а также агентурного метода добывания оперативно-значимой информации, в том числе и такому субъекту ОРД как таможенные органы может быть серьезным подспорьем в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений связанных с контрабандой товаров, выявлению устойчивых каналов контрабанды, установлению организаторов, исполнителей ни только на территории РФ, но и за её приделами (транснациональную преступность) привлечению виновных к уголовной ответственности за содеянные преступления.
Оперативно-розыскное мероприятие «прослушивание телефонных переговоров» является одним из самых эффективных ОРМ, используемых для сбора информации. Поэтому есть необходимые предпосылки для его дальнейшего изучения и совершенствования в целях более эффективного решения задач ОРД.
1. Конституция Российской Федерации 12.12.2017.
2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» - Москва: Проспект, 2021.
3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.2018 № 144-ФЗ (с изменениями от 10 июля 2019 г.).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 01.03.2022). -Москва: Проспект, КноРус, 2021.
5. Таможенный кодекс Таможенного союза-Москва: Проспект, 2022.
6. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд Утверждена приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны России от 17 апреля 2021 г.
7. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: История и современность. Учебное пособие Изд.-во ИПО «АВТОР» М.:2018.
8. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскной словарь. Учебное пособие. М.: Изд. Дом Шумиловой И.И., 2019.
9. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2019.
10. Большой юридический словарь.3-е изд., доп. И перераб. / Под ред. Проф. А.Я. Сухарева. - М.: ИНФА-М, 2022.
11. Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций. / Е.С. Дубоносов. М., 2020.
12.Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия: учебно-практическое пособие. / В.М. Мешков, В.Л. Попов. М. 2020.
[1] Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций. / Е.С. Дубоносов. М., 2020.
[2] Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия: учебно-практическое пособие. / В.М. Мешков, В.Л. Попов. М. 2020.
[3] Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскной словарь. Учебное пособие. М.: Изд. Дом Шумиловой И.И., 2019.
[4] Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2019.
[5] Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.2018 № 144-ФЗ (с изменениями от 10 июля 2019 г.).
[6] Таможенный кодекс Таможенного союза-Москва: Проспект, 2022.
[7] Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.2018 № 144-ФЗ (с изменениями от 10 июля 2019 г.).
[8] Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» - Москва: Проспект, 2021.
[9] Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 01.03.2022). -Москва: Проспект, КноРус, 2021.
[10] Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд Утверждена приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны России от 17 апреля 2021 г.
[11] Большой юридический словарь.3-е изд., доп. И перераб. / Под ред. Проф. А.Я. Сухарева. - М.: ИНФА-М, 2022.
[12] Конституция Российской Федерации 12.12.2017.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.