Описание опыта работы
Оценка 4.7

Описание опыта работы

Оценка 4.7
Научные работы +1
docx
математика
06.12.2023
Описание опыта работы
«РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Описание опыта работы.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»

НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационный блок

Тема опыта

Развитие метапредметных умений учащихся посредством использования практико-ориентированных задач на занятиях по учебному предмету «Математика» на первой ступени общего среднего образования.

 Актуальность опыта

 Современная социокультурная реальность ставит перед школой задачу подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации общества  и развития новых технологий. Одним из важных становится умение находить информацию, анализировать, критически оценивать, перерабатывать и использовать для достижения собственных целей. Актуальным является развитие у учащихся способности мыслить активно, творчески, нестандартно. Показателем эффективности образовательного процесса является формирование социально успешной, компетентной личности, что связано с применением в образовательном процессе компетентностного подхода [1].

Метапредметное содержание образования  заложено в учебные программы по учебным предметам. Там же описаны метапредметные компетенции и указаны требования к метапредметным результатам учебной деятельности [2], [7].

Образовательным стандартом начального образования определены и метапредметные результаты, предъявляемые к учащимся начальных классов. Метапредметные результаты отражают готовность учащихся к познавательной деятельности, освоением универсальных действий и межпредметных понятий. В качестве одного из ключевых результатов выступают и метапредметные. К ним  относятся познавательные, регулятивные, коммуникативные [3]. Однако, анализ учебных программ для 1-4 классов по учебному предмету «Математика» на наличие метапредметных компетенций позволил выйти на следующие противоречия [2]. Авторы учебных программ не предполагают формирование метапредметных компетенций, а акцентируют внимание на предметных результатах. Передо мной стала задача, как решить это противоречие, то есть найти средство,  позволяющее  на учебных занятиях формировать не только предметные, но и метапредметные умения. В  данной ситуации я решила  использовать  на учебных занятиях по учебному предмету «Математика» практико-ориентированные задания. Данная проблема обозначила и  выбор темы опыта: «Развитие метапредметных умений учащихся посредством использования практико-ориентированных  задач на занятиях по учебному предмету «Математика»  на первой ступени общего среднего образования».

 Цель  опыта - развитие метапредметных  умений учащихся  посредством использования практико-ориентированных задач на занятиях по учебному предмету « Математика»  на I ступени общего среднего образования.

 Задачи опыта

подобрать и систематизировать практико-ориентированные  задачи  по  уровням сложности  для развития метапредметных умений  учащихся на  занятиях по учебному предмету «Математика»;

апробировать практико-ориентированные задачи на разных этапах занятий по учебному предмету «Математика»;

оценить эффективность использования практико-ориентированных задач для развития  метапредметных умений учащихся.

Длительность работы над опытом

I этап – подготовительный (2019/2020 учебный год) - подбор и систематизация практико-ориентированных  задач для развития метапредметных умений  учащихся на  занятиях по учебному предмету «Математика»;

II этап – практический (2020/2021 учебный год) - апробация практико-ориентированных задач на разных этапах занятий по учебному предмету «Математика»;

III этап – обобщающий (2021/2022 учебный год) - оценка эффективности использования практико-ориентированных задач для развития  метапредметных умений учащихся.

Описание технологии опыта

Ведущая идея опыта заключается в том, что  практико-ориентированные задачи обеспечивают младшим школьникам возможность овладеть не только знаниями, умениями и навыками, но и способами их приобретения, а также осознать процесс достижения цели. Педагогический потенциал практико-ориентированных задач заключается в возможности продуктивного влияния на формирование метапредметных умений у младших школьников[8, 137].

Описание сути опыта

Метапредметными умениями  применительно к школьному образованию считают способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации  неопределенности при решении актуальных для них проблем. Состав метапредметных компетенций определяется исходя из возрастных особенностей учащихся и содержания предметного обучения. А.Г.Асмолов считает, что в основе развития метапредметных компетенций младших школьников лежат соответствующие учебные действия и выделяет личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Классификация А.Г.Асмолова положена белорусскими учеными в основу разработки научно-методического обеспечения и содержания начального образования, где в качестве ключевых заявлены личностные, метапредметные и предметные результаты [4, 27].

Система метапредметных умений на I ступени общего среднего образования может быть сформирована путем усвоения соответствующих компонентов содержания образования с помощью универсальных учебных действий при использовании практико-ориентированных задач. Структура практико-ориентированных задач принципиально отличается от структуры задания, предназначенного для работы над формированием знаний и умений учащихся. Они обусловлены тем, что практико-ориентированная задача нацелена на организацию деятельности учащегося, а не на воспроизведение им информации. Для того, чтобы самостоятельно сконструировать практико-ориентированную  задачу, я использую алгоритм,  называемый «Семь шагов» (приложение 1).

Практико-ориентированная задача – это текстовая математическая задача, в которой выделяется четыре основных компонента: 1) условие – начальное состояние; 2) базис решения – теоретические основы решения; 3) решение – преобразование условия задачи для нахождения требуемого; 4) заключение  –конечное состояние.

По степени возрастания сложности практико-ориентированные задачи имеют четыре уровня сложности:

1 уровень – задачи, в которых имеется прямое указание на математическую модель. Например, расход семейного автомобиля 10 л на 100 км. Хватит ли бензина в баке, чтобы съездить на экскурсию из Рогачёва в Брест, расстояние между которыми 540 км,  и вернуться обратно, если в баке 70 л бензина?

2 уровень - задачи, в которых нет прямого указания на математическую, но реальные объекты и взаимоотношения между ними можно однозначно сопоставить с математическими объектами и операциями. Например, сегодня 31 декабря, и Олег с нетерпением ждёт наступления Нового года. Он постоянно смотрит на часы и считает время до полуночи. Какие время Олегу осталось ждать до полуночи, если сейчас часы показывают 12 ч 34 мин?

3 уровень – задачи, в которых реальные объекты и отношения задачи неоднозначно соотносимы с математическими объектами, требуется учёт сложившихся условий. Например, постройте чертёж и определите кратчайший путь от дома до школы, двигаясь пешком.

4 уровень - задачи, которые в явной форме не выделяют объекты и отношения между ними, а их математические соответствия неизвестны учащимся. Например, дама сдавала в багаж большой чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. Определите, все ли объекты, предъявленные дамой, будут приняты в багаж?

Таким образом, задачи разных уровней сложности целесообразно применять на разных этапах учебного занятия. Приведу в качестве примера этапы учебного занятия, на котором  посредством использования практико-ориентированных задач происходит процесс формирования метапредметных умений.

Этап актуализации субъектного опыта учащихся. На этом этапе создаются проблемные ситуации, где учащиеся  проявляют умения комбинировать элементы для решения проблемы. Учащиеся осознают, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и понимают, какова основная учебная задача предстоящей  работы.

Тема «Простые задачи на вычисление продолжительности события». Задача: Магазин открывается в 9 часов утра, а закрывается в 9 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 14 до 15 часов. Сколько часов в день открыт магазин?» Формируемые метапредметные умения: применять знания, полученные из текста, для решения учебно-практической задачи; делать вывод на основе использования информации из текста.

Тема «Перевод единиц скоростей». Задача: На велосипеде у Вити спидометр показывает 240, однако не уточняет единицу измерения. В чем измеряется скорость на спидометре Витиного велосипеда? Выберите подходящую единицу измерения скорости и обоснуйте. 1) м/с; 2) км/ч; 3) м/мин; 4) км/мин. Формируемые метапредметные умения: устанавливать взаимосвязь между единицами измерения; извлекать числовые данные из текста с целью установления соответствия; строить умозаключения.

Этап применения знаний и умений в новой ситуации. Тема «Единицы измерения площади». Задание: определить площадь поверхности коробки, используя предложенные мерки и алгоритм действий.

1-ая группа работает с меркой – лист тетради в клетку.

2-ая группа – канцелярские скрепки.

3-я группа – мобильный телефон.

Формируемые метапредметные умения: делать вывод на основе использования субъектного опыта; способность выбирать наиболее эффективные способы задачи; анализировать и преобразовывать полученную информацию; иметь пространственное представление; подбирать несколько вариантов решения; слышать и понимать партнёра; распределять роли, договариваться.

Этап применения знаний и способов действий. Тема «Единицы измерения длины». Задача: Рассмотри план лесной речки. В каком из мест (А, Б или В) бобры могут построить самую короткую платину? В каком из мест (А, Б или В) получится самая длинная плотина? Запиши длину плотины в русле реки (А) в метрах, дециметрах и сантиметрах. В каком из мест ты посоветуешь бобровой семье построить свою плотину?  Формируемые метапредметные умения: анализировать и интерпретировать информацию, представленную на плане, использовать её для решения поставленной задачи с помощью заданного способа.

Тема «Окружность и круг. Построение окружности с помощью циркуля». Марине надо нарисовать узор в круге, а у неё нет циркуля. Помогите Марине выполнить задание. Как начертить окружность без циркуля? Формируемые метапредметные умения: рассуждать с опорой на собственный опыт и информацию, полученную на учебном занятии, приводить доказательства к собственному утверждению.

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Тема «Многозначные числа». Задача: Используя данные таблицы, выберите вариант ответа, где числа обозначающие количество населения в самых крупных городах Республики Беларусь, записаны в порядке увеличения. Вычислить общее количество людей, проживающих в городах с наибольшим и наименьшим количеством населения. Формируемые метапредметные умения: использовать и применять информацию, заданную в табличной форме для решения учебно-практической задачи; определять комбинации чисел в зависимости от заданных условий; адекватно воспринимать оценку собственной деятельности.

Таким образом, опыт использования практико-ориентированных задач в процессе формирования метапредметных умений младших школьников позволяет сделать следующие выводы: на каждом этапе использования практико-ориентированных задач формируются умения всех типов (регулятивные, познавательные, коммуникативные); умения готовности и способности как компоненты метапредметных компетенций формируются комплексно. То есть  каждое практико-ориентированное задание предполагает развитие определённых регулятивных, познавательных, коммуникативных умений. Для того, чтобы продуктивно осуществлять совместную деятельность учу учащихся владеть умением высказывать свои идеи ясно и логично, навыкам связной монологической речи, участие в диалоге и полилоге.

Результативность и эффективность опыта

Для определения результативности и эффективности опыта мною был использован диагностический инструментарий, представленный и разработанный заведующей лабораторией начального образования НИО, кандидата педагогических наук, доцента  Е.А. Гулецкой, методистом отдела методического обеспечения начального образования НИО Республики Беларусь М.В. Лочмелис.

Первоначальные результаты показали, что 12% учащихся имели высокий уровень познавательных умений, 33 %  - средний , 40 % - достаточный, 15% -низкий уровень сформированности  познавательных умений (приложение 3).

Итоговая диагностика показала, что в результате систематического использования на учебных занятиях практико-ориентированных задач  наблюдается рост уровня сформированности метапредметных умений у большинства учащихся (приложение 3). Эффективность опыта подтверждается результативным участием учащихся в различных конкурсах и олимпиадах по учебным предметам.

По итогам прошлого года четверо учащихся стали победителями областного конкурса проектов и исследовательских работ «Окружающий мир глазами детей», команда учащихся моего класса стала победителем конкурса интеллектуалов «ДетКИ», шестеро учащихся - победители районной олимпиады по учебным предметам среди учащихся 3-6-х классов, что подтверждает актуальность данной работы для повышения качества образования учащихся на первой ступени общего среднего образования.

Заключение

Анализируя результаты диагностики, уровень обученности учащихся класса, можно сказать, что мой педагогический опыт дал положительный результат. При такой  организации образовательного  процесса у моих учащихся наблюдается положительная динамика сформированности метапредметных умений. Работа по формированию метапредметных умений поможет каждому учащемуся стать человеком, умеющим ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе, и нестандартные. Я очень надеюсь, что в дальнейшем они будут применять их самостоятельно для открытия новых знаний и успешно применять в новых вариативных условиях.  

Опытом своей работы  делилась  на педагогическом совете школы, районном учебно-методическом объединении учителей начальных классов, среди  слушателей курсов  повышения квалификации в государственном учреждении   образования «Гомельский областной институт развития образования», на  республиканской научно-практической конференции «Инновационное развитие образования» в 2022 году.

В перспективе планирую продолжить работу по созданию комплексов практико-ориентированных задач  для развития метапредметных умений учащихся на  первой ступени общего среднего образования.

 

Список  используемых источников

1.     Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kodeksyby.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb.htm. - Дата доступа: 27.09.2022.

2.     Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 26 дек. 2018 г., №125// Национальный образовательный портал. - Режим доступа: https://adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf  - Дата доступа: 20.07.2022.

3.     Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. 1-4 классы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.adu.by. - Дата доступа: 19.08.2022.

4.     Асмолов, А.Г. Как спроектировать универсальные учебные умения: от действия к мысли / А.Г.Асмолов. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

5.     Гулецкая, Е.А. Функциональная грамотность младшего школьника: интегративные компоненты / Е.А.Гулецкая, Т.А. Ковальчук // Веснік адукацыі. 2021. - №10. – С.36-46.

6.     Лочмелис, М.В. Основные подходы к разработке диагностических материалов по учебному предмету «Математика» и их назначение/ М.В. Лочмелис // Пачатковая школа. -2022. - №5. – С.7-13.

7.     Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423. - Дата доступа: 19.08.2021.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Алгоритм конструирования практико-ориентированного задания «Семь шагов»

ШАГ 1.  Изучив профессиограмму, продумать связь предмета и  данной профессии, выбрать тему/темы урока, на котором будет это задание, прояснить для себя его цель и компетентности

ШАГ 2. Наметить уровень сложности заданий и, в соответствии с  этим, определить основной вопрос/вопросы задания.

ШАГ 3.  Подобрать источники информации в разных формах:

рисунки, графики, таблицы данных, минитексты, диаграммы и т.п.

ШАГ 4. Сформулировать само задание.

ШАГ 5. Определить и указать форму ответа на вопрос задания.

ШАГ 6. Продумать форму, методы и критерии оценивания результатов.

ШАГ 7. Дать заданию название, привлекающее внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Технологическая карта урока по теме «Деление с остатком», 3 класс.

Цель: планируется, что к окончанию учебного занятия учащиеся будут

знать случаи деления с остатком на основе деления по содержанию и предметных действий;

уметь решать и оформлять примеры на деление с остатком.

Задачи личностного развития:

- способствовать развитию навыков вычислений с двузначными числами, умения решать задачи, связанные с жизненной ситуацией;

- создать условия для развития у учащихся умения анализировать, выделять главное, а также аккуратности при выполнении любых заданий;

-содействовать воспитанию культуры учебной деятельности, взаимовыручки, самостоятельности, развитию коммуникативных умений, необходимых при работе в паре и группе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, мультиборд, мультимедийная презентация, Lego-пластины, кубики Lego конструктора, раздаточный материал круги, индивидуальные «светофоры», карточки с двузначными числами, снежинки, стикеры с домашним заданием.

 

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

1.      Организационный этап

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

- Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Инна Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок математики.

-Давайте поприветствуем друг друга в паре ладонью, улыбнёмся и обменяемся своей позитивной энергией.

- Сегодня на уроке будем придерживаться трёх правил. Первое, «Класс»-«Да». На моё обращение к вам со словом «КЛАСС», вы должны тут дружно ответить с такой же интонацией слово «ДА». Попробуем: «Класс, класс» - «да, да». Молодцы!

- Правило второе - «Светофор». Зелёный – цвет понимания, согласия. Красный цвет будет обозначать незнание, непонимание. Жёлтый цвет – нужна помощь.

Третье правило: при работе в парах, группах уважаем мнение каждого, не перебиваем и помогаем  друг другу.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

 

 

Принимают правила работы на уроке.

 

 

 

2.      Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Цель: воспроизведение ранее усвоенных знаний, осознание прежних знаний в новой ситуации, стимулирование познавательной активности.

- Запишем в тетради дату, классная работа.

-Урок начнём с разминки. Мы будем устно решать задачи. Вы должны будете с помощью жестов показать знак действия «·» или «:», которое выбираете для решения задачи,  а в тетрадь записывайте знаки и полученные ответы. Вы готовы? Вперёд!

1) У Тани 6 тетрадей в клетку, а у Ксюши – в 3 раза больше. Сколько тетрадей у Ксюши? (·, 18)

2) На столе 9 чашек с чаем и 3 – с какао. Во сколько раз меньше чашек с какао, чем чашек с чаем? (:, 3)

3) К празднику купили 20 красных шаров, а зелёных в 2 раза меньше. Сколько зелёных шаров купили? (:, 10).

4) В четырёх больших светильниках 24 лампочки. Сколько лампочек в одном светильнике? (:, 12)

5) Брат к ужину почистил 18 картофелин. Это в 2 раза больше, чем сестра. Сколько картофелин почистила сестра? (:, 9).

Проверка выполнения. Ключ на экране.

-Кто сделал все задания без ошибок, покажите светофор зелёного цвета, у кого 1-2 ошибки – жёлтого цвета, а кто ошибся во всех задачах – красного. Я уверена, что таких ребят среди нас нет.

Время 2 мин

 

Выполняют задания устного счёта.

 

Проводят самопроверку.

 

Самостоятельно оценивают свою работу с помощью сигнальных карточек.

 

 

 

3. Этап изучения нового материала.

Цель: обеспечение мотивации учения учащихся, принятие целей урока; обеспечение восприятия учащимися изучаемого материала; осмысление проблемы и поиска способов её решения.

-А какое математическое действие повторялось чаще всего? (Деление.)

(На экране: Деление) На доске надпись ДЕ-ЛЕ-НИ-Е.

-Обратите внимание, на сколько слогов разделено данное слово? (На четыре)

-А сколько слогов по две буквы? (Три.)

- По  две буквы три слога. Буква Е осталась одна.

- Надеюсь, вы  догадались, что это и будет тема нашего урока.  Деление с остатком.

- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке, используя слова на экране:

      К концу урока мы:

·         -сможем распознавать примеры на деление с остатком,

·         -научимся решать и правильно оформлять примеры данного типа,

·         -сможем решить не менее трёх задач на деление с остатком.

-Итак, наше ключевое слово «ДЕЛЕНИЕ». Сколько букв в этом слове? (7)

- Мы слово делим по сколько? По две буквы. Сколько пар букв получилось? (3 пары). Одна буква осталась без пары.

-На уроках русского языка мы делим слова на слоги вот таким образом. (Де-ле-ни-е с остатком.) А на уроке математики это действие оформляется вот так: мы запишем это же действие вот так: 7 : 2 = 3 (ост. 1)

- А теперь перенесите данную запись себе в тетрадь.

- Поднимите руки те, кто любит играть с Lego. У вас на партах находятся пластины и детали Lego-конструктора.

- Возьмите кубики одного цвета, разместите на пластине 7 штук через один гвоздик (между кубиками оставьте равные промежутки). Проверим, показ.

-Возьмите планки-делители и разделите ими кубики по три.

-Сколько раз по три кубика у вас получилось? ( Два раза.) и ... один кубик остался.

-Запишем этот пример в тетрадь: 7 : 3 = 2 (ост.1). Это первая задача, с которой мы успешно справились.

- А теперь 7 кубиков разделим по 4 . Сколько раз по четыре у вас получилось? Правильно, один раз и три кубика осталось. Запишем в тетрадь этот пример и решим его: 7 : 4 =  1 (ост. 3)

-Может, кто-то догадался, почему я взяла для решения задач число 7.

-Что вам известно о необычности числа 7? (7 цветов радуги, 7 дней недели, сказка про семеро козлят, «Цветик-семицветик». Пословицы: Семеро одного не ждут.)

- Очень жизненная пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

- Как вы понимаете данное высказывание. Правильно, прежде чем что-то сделать, необходимо тщательно продумать каждый шаг. Это пословицу важно использовать не только в учёбе, но и в жизни.

- Очистите пластину от кубиков, сложив их в корзину.

-КЛАСС!!! Да! Уберём пластины в сторону.

Физкультминутка.

 

Отвечают на вопросы. Рассуждают.

Фронтальная работа.

 

 

Учащиеся формулируют совместно с педагогом  цели урока, принимают их.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 Знакомятся с правильным оформлением примеров на деление и делают запись в тетради.

 

Работают индивидуально с Лего конструктором, моделируют примеры на деление.

 

Вспоминают о «магическом» числе 7 с опорой на жизненный опыт.

 

 

Глазами находят числа, размещённые в разных частях класса.

   4. Этап первичной проверки понимания изученного.

Цель: установление правильности и осознанности изученного материала; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции.

-Займите исходное положение, возьмите в руки Lego-пластины и на обратной стороне прочитайте и запомните число. Внимание, Класс! Да!

-Пройдите к тому числу на стене, которое не разделится на цело на число, изображённое на вашей пластине.(35, 30, 24, 19) У детей числа 3, 5, 6,7.

-Проверим, какой угол является беспроигрышным, привлекает большее количество участников. 19 – его нет в таблице умножения. Прошу занять свои места.

Работа в паре.

Учащиеся считают и делают вывод по предположению.

 

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Цель: обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Работа над задачей по учебнику, стр. 5 № ?

-Пригодится ли нам деление с остатком в жизни, подумайте и выскажите своё мнение?

-Вы правы, в жизни часто приходится что-то делить, чем-то делится. Предлагаю обратить внимание на задачу на стр. 5 учебника, где описывается такая жизненная ситуация.

-Прочитаем задачу вслух. О чём эта задача? Что происходило с леденцами? (Их делили поровну.) Прочитайте задачу вполголоса, обратив внимание на вопрос.

- Что нам известно? Изобразим это с помощью кругов. Какое количество леденцов необходимо изобразить на схеме кругами? (8)

-Как их делили между детьми? Покажем это с помощью вертикальной черты. Что необходимо найти в задаче? (Сколько детей получили по три леденца.) Только ли этот вопрос? Как решить задачу? Кто знает? У кого есть готовое решение. Запишем в тетради, один ученик у доски:

8 : 3 = 2 (р.) (ост. 2 л.))

-Но в задаче два вопроса. Мы можем уже ответить и на него?

Запишем ответ. 2 ребёнка, 2 леденца осталось.

Работают с учебников.

Отвечают на вопросы учителя и оформляют задачу в тетради.

6. Этап применения знаний и способов действий

Цель: обеспечение применения правила деления с остатком в практической ситуации.

- 19 января - дата непростая. А что вы знаете про эту дату?

- Хочу сообщить вам, что в этот день отмечают праздник - Всемирный день снега.

-Уверена, вы любите снег. Особенно когда его очень много. А какие игры со снегом вам известны? (Снежки, лепка снеговика, крепости ….)

-Предлагаю вам слепить снежную крепость. Работаем в группах. Повернитесь учащиеся первых парт ко вторым, ребята третьих  – к учащимся четвёртых парт.

-У каждой группы имеется набор снежинок и «снежные комья». В течение 5 минут вам необходимо распределить снежинки на комья снега по 6 на каждый.  Решение задачи записать следует в рабочей тетради. Работаем сообща, не забываем правила работы в группе.

1 группа: 2 «снежных кома» и 12 снежинок. 12 : 6 = 2 (ост.0)

2 группа: 2 «снежных кома» и 13 снежинок. 13 : 6 = 2 (ост. 1)

3 группа: 2 «снежных кома» и 14 снежинок. 14 : 6 = 2 (ост. 2)

4 группа: 2 «снежных кома» и 15 снежинок. 15 : 6 = 2 (ост.3)

- Это была третья вами решённая за урок задача.

- Получается, что крепость не достроена. Проблема! Как её можно решить?

-Как можно получить ещё один ком снега? Правильно, из остатков снежинок получился ещё один ком, и крепость - готова! Класс!- Да!

- Таким образом, мы научились на практике делить предметы с остатком.

Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы.

 

 

Учащиеся в группах выполняют задание, решают задачу с использованием своих снежинок и алгоритма действия.

После  чего презентуют свои ответы.

Время 5 мин

Учащиеся совместно решают проблему.

7. Этап контроля и самоконтроля.

Цель: выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и умений по теме урока; обеспечение развития у учащихся способности к оценочным действиям.

- Вы отлично поработали и , я уверена, что сейчас вы с лёгкостью выполните тестовую работу.

Обведите букву с правильным ответом.

1.         Выбери выражение, которое соответствует теме урока.

Б) 20+5=25;                    С) 20 : 3 = 6 (ост.2)

2.         Какое из данных чисел делится на 5 с остатком?

М) 30;                             Л) 55;                            Н) 23.

3.         Выберите правильно решённый пример.

И) 12 : 7 = 2 (ост.1);       Е) 11 : 2 = 5 (ост.1).

4.         Пятеро друзей разделили поровну 12 частей пиццы между собой. Сколько частей осталось  в коробке?

Г) 2 части;                        Х) 3 части;                   К) 4 части.

- Выбранные вами буквы впишите в клетки согласно номеру задания.

- Какое же слово у вас получилось? СНЕГ.

- Прошу встать тех, у кого сложилось слово СНЕГ.

Самостоятельно отвечают на вопросы с помощью карточек и записывают свои результаты в тетрадь.

8. Информация о домашнем задании

Цель: создание условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

 

Дифференцированное домашнее задание по результатам тестовой работы. Даёт рекомендации по организации учебной работы, обеспечивающие выполнение домашнего задания.

Выбирают карточку с домашним заданием.

9. Этап подведения итогов

Цель: качественная оценка работы учащихся над поставленной учебной задачей.

- С каким математическим действием вы работали на уроке?

- Вернёмся к поставленной цели в начале урока. С помощью светофора отметьте степень достижения учебных задач.

К концу урока я:

- смог распознать примеры на деление с остатком;

- научился решать и правильно оформлять примеры нового типа;

- смог решить не менее трёх задач на деление с остатком.

- Оценка деятельности на уроке учащихся …, которые активно работали и проявили высокие достижения по новой теме урока.

Отвечают на вопросы.

 

Определяют уровень усвоения темы урока.

Приём «Светофор»

10. Этап рефлексии

Цель: оценка учащимися результатов своей деятельности.

-Что вы открыли для себя новое на уроке?

- Где в ЖИЗНИ можно встретить деление с остатком?

- Спасибо за плодотворную работу на уроке, и как положено друзьям, всё мы делим пополам, и дождинку, и снежинку. Пополам, пополам, пополам-лам-лам-лам!

- Споём вместе эту песню!

Учащиеся называют  моменты урока, которые их удивили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Сравнительный анализ уровня сформированности метапредметных умений учащихся по учебному предмету «Математика»

 

Показатели сформированности познавательных результатов учащихся 

 

 

Показатели сформированности регулятивных результатов учащихся

 

 

Показатели сформированности коммуникативных результатов учащихся

Приложение 4

Диагностический инструментарий для конструирования заданий по проверке сформированности метапредметных умений (по Е.А.Гулецкой)

Формируемые умения

познавательные

регулятивные

коммуникативные

- осуществлять поиск решения задачи и интерпретировать полученные результаты;

- сопоставлять  информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы, таблицы;

- находить общее и отлично на основе анализа и обобщения информации из разных источников;

- отбирать необходимую информацию для выполнения учебно-практической задачи;

- выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи;

-решать учебно-практическую задачу, представленную в знаково-символической форме.

- планировать свои действия, определяет их алгоритм и следует ему;

- определять наиболее рациональные способы решения проблемной задачи;

- применять полученные знания для объяснения жизненных ситуаций.

- слушать, понимать собеседника, вести диалог, участвовать в совместной деятельности;

- согласовывать свои действия с учётом позиции другого.

 


 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ

Информационный блок Тема опыта

Информационный блок Тема опыта

Передо мной стала задача, как решить это противоречие, то есть найти средство, позволяющее на учебных занятиях формировать не только предметные, но и метапредметные умения

Передо мной стала задача, как решить это противоречие, то есть найти средство, позволяющее на учебных занятиях формировать не только предметные, но и метапредметные умения

Описание технологии опыта Ведущая идея опыта заключается в том, что практико-ориентированные задачи обеспечивают младшим школьникам возможность овладеть не только знаниями, умениями и навыками, но и…

Описание технологии опыта Ведущая идея опыта заключается в том, что практико-ориентированные задачи обеспечивают младшим школьникам возможность овладеть не только знаниями, умениями и навыками, но и…

Семь шагов» (приложение 1). Практико-ориентированная задача – это текстовая математическая задача, в которой выделяется четыре основных компонента: 1) условие – начальное состояние; 2) базис решения…

Семь шагов» (приложение 1). Практико-ориентированная задача – это текстовая математическая задача, в которой выделяется четыре основных компонента: 1) условие – начальное состояние; 2) базис решения…

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Этап применения знаний и способов действий

Этап применения знаний и способов действий

То есть каждое практико-ориентированное задание предполагает развитие определённых регулятивных, познавательных, коммуникативных умений

То есть каждое практико-ориентированное задание предполагает развитие определённых регулятивных, познавательных, коммуникативных умений

Заключение Анализируя результаты диагностики, уровень обученности учащихся класса, можно сказать, что мой педагогический опыт дал положительный результат

Заключение Анализируя результаты диагностики, уровень обученности учащихся класса, можно сказать, что мой педагогический опыт дал положительный результат

Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования [Электронный ресурс]: постановление

Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования [Электронный ресурс]: постановление

ШАГ 1. Изучив профессиограмму, продумать связь предмета и данной профессии, выбрать тему/темы урока, на котором будет это задание, прояснить для себя его цель и компетентности

ШАГ 1. Изучив профессиограмму, продумать связь предмета и данной профессии, выбрать тему/темы урока, на котором будет это задание, прояснить для себя его цель и компетентности

Задачи личностного развития: - способствовать развитию навыков вычислений с двузначными числами, умения решать задачи, связанные с жизненной ситуацией; - создать условия для развития у учащихся…

Задачи личностного развития: - способствовать развитию навыков вычислений с двузначными числами, умения решать задачи, связанные с жизненной ситуацией; - создать условия для развития у учащихся…

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

На уроках русского языка мы делим слова на слоги вот таким образом

На уроках русского языка мы делим слова на слоги вот таким образом

Работа над задачей по учебнику, стр

Работа над задачей по учебнику, стр

Этап контроля и самоконтроля.

Этап контроля и самоконтроля.

Что вы открыли для себя новое на уроке? -

Что вы открыли для себя новое на уроке? -

Показатели сформированности познавательных результатов учащихся

Показатели сформированности познавательных результатов учащихся

Формируемые умения познавательные регулятивные коммуникативные - осуществлять поиск решения задачи и интерпретировать полученные результаты; - сопоставлять информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы, таблицы; -…

Формируемые умения познавательные регулятивные коммуникативные - осуществлять поиск решения задачи и интерпретировать полученные результаты; - сопоставлять информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы, таблицы; -…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2023