Описание технологии проблемное обучение
Оценка 4.6

Описание технологии проблемное обучение

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
другое
Детсад
20.05.2023
Описание технологии  проблемное обучение
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу.
проблемное обучение - копия.docx

Описание технологии  проблемное обучение

 

В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые  ограждаем детей от них, не давая им возможности  самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.

Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

 

Проблемное обучение в детском саду – это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

 

В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в детском саду - заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

 

Чем же отличатся проблемное обучение от «непроблемного» традиционного?

При традиционном обучении педагог сообщает детям готовые знания: объясняет новый материал, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Не обеспечивает развития творческих способностей.

При проблемном обучении педагог либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - готовые знания, умения и навыки дети приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные.

 

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

1.Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2.Быть доступными для обучающихся.
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4.Задания должны быть таковыми, что бы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

 

  Достоинства проблемного обучения:
1.Высокая самостоятельность обучающихся.
2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся.
3.Развитие мыслительных способностей детей.
  Недостатки:
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

 

Основные этапы технологии проблемного обучения:

Создание (возникновение) проблемной ситуации;

Анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

Решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

Проверка правильности решения

 

Формы организации проблемного обучения:
1.Проблемный вопрос;
2.Проблемная задача;
3.Проблемная ситуация.

 

Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
Например:  вопрос «Когда опадают листья?» - предполагает конкретный вопрос на основе знаний - это просто вопрос.
А вопрос «Почему на одном участке лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?» - является проблемным,  требует от детей при ответе на него рассуждений.
Проблемные вопросы содержат в тексте вопросы  «Почему?», «Зачем?».

Проблемная задача - специальная дидактическая конструкция, состоящая из условия и

вопроса (побуждение к действию, задание и т.п.).

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие(описание) и есть вопрос?
Пример: Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял  через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему?

Рассуждаем с коллегами: один стоял в тени, а другой на солнце;  одного слепили прочно, а другого нет.
В ходе рассуждений демонстрируем имеющиеся у нас знания о свойстве снега, затем проверяем правильность своих рассуждений или предположений:  проведение опытов со снегом; размещение слепленных снеговиков на солнечной стороне и в тени.

 

Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется

противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявленным

требованием.

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности.

Именно проблемная ситуация составляет необходимую закономерность творческого мышления.

При создании проблемной ситуации может присутствовать противоречие, то есть положение, при котором одно исключает другое.

Например, в сказке «Приключения Буратино», которую знают дети, Буратино попадает в новую ситуацию: «Он спешит в школу, а перед ним широкая река, а моста не видно. Плавать он не умеет и боится войти в воду». Воспитатель просит помочь  Буратино.

Рассуждаем с коллегами: Дети предлагают разные варианты и, наконец, вспоминают, что он сделан из дерева, а дерево не тонет, поэтому он может спокойно переплыть реку. В подтверждение этой гипотезы, дети опускают в тазик с водой деревянные предметы, имеющиеся в группе (карандаши, кубики, палочки).

 

Технологическая карта деятельности по проблемному обучению дошкольника:

1этап -   постановка проблемы основная цель воспитателя помочь детям осознать и присвоить предложенную ситуацию.

 2 этап -  актуализация  необходимых знаний, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.

3 этап -  выдвижение гипотез и предложений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предложения, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирования.

 4 этап - проверка решения. Основной целью является организация по проверке правильного решения. Проверку можно осуществлять через различные виды деятельности.

5 этап - введение в систему знаний. Направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.

Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.

 

Вывод:
 Педагогам необходимо использовать современные образовательные технологии, которые позволили бы детям не быть объектом  обучения, а быть активными ее субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи . Одной из таких технологий является технология проблемного обучения.
Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он додумался сам. Дайте возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие.
Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать.

 


 

Описание технологии проблемное обучение

Описание технологии проблемное обучение

При проблемном обучении педагог либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - готовые знания, умения и навыки дети приобретают…

При проблемном обучении педагог либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - готовые знания, умения и навыки дети приобретают…

Проблемные вопросы содержат в тексте вопросы «Почему?», «Зачем?»

Проблемные вопросы содержат в тексте вопросы «Почему?», «Зачем?»

Основной целью является организация по проверке правильного решения

Основной целью является организация по проверке правильного решения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2023