Описание технологии проблемное обучение
В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.
Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.
Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
Проблемное обучение в детском саду – это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в детском саду - заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Чем же отличатся проблемное обучение от «непроблемного» традиционного?
При традиционном обучении педагог сообщает детям готовые знания: объясняет новый материал, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Не обеспечивает развития творческих способностей.
При проблемном обучении педагог либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - готовые знания, умения и навыки дети приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные.
Основные психологические
условия для успешного применения проблемного обучения:
1.Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2.Быть доступными для обучающихся.
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4.Задания должны быть таковыми, что бы обучающийся не мог выполнить их опираясь
на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы
и нахождения неизвестного.
Достоинства
проблемного обучения:
1.Высокая самостоятельность обучающихся.
2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся.
3.Развитие мыслительных способностей детей.
Недостатки:
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.
Основные этапы технологии проблемного обучения:
Создание (возникновение) проблемной ситуации;
Анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;
Решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);
Проверка правильности решения
Формы организации
проблемного обучения:
1.Проблемный вопрос;
2.Проблемная задача;
3.Проблемная ситуация.
Проблемный вопрос
- это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск
ответа на основе рассуждения.
Например: вопрос «Когда опадают листья?» - предполагает конкретный вопрос на
основе знаний - это просто вопрос.
А вопрос «Почему на одном участке лужи высохли быстро, а другие долго не
высыхают?» - является проблемным, требует от детей при ответе на него
рассуждений.
Проблемные вопросы содержат в тексте вопросы «Почему?», «Зачем?».
Проблемная задача - специальная дидактическая конструкция, состоящая из условия и
вопроса (побуждение к действию, задание и т.п.).
Проблемную задачу можно
условно разделить на две части. В ней есть условие(описание) и есть вопрос?
Пример: Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через
неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему?
Рассуждаем с коллегами:
один стоял в тени, а другой на солнце; одного слепили прочно, а другого нет.
В ходе рассуждений демонстрируем имеющиеся у нас знания о свойстве снега, затем
проверяем правильность своих рассуждений или предположений: проведение опытов
со снегом; размещение слепленных снеговиков на солнечной стороне и в тени.
Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется
противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявленным
требованием.
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности.
Именно проблемная ситуация составляет необходимую закономерность творческого мышления.
При создании проблемной ситуации может присутствовать противоречие, то есть положение, при котором одно исключает другое.
Например, в сказке «Приключения Буратино», которую знают дети, Буратино попадает в новую ситуацию: «Он спешит в школу, а перед ним широкая река, а моста не видно. Плавать он не умеет и боится войти в воду». Воспитатель просит помочь Буратино.
Рассуждаем с коллегами: Дети предлагают разные варианты и, наконец, вспоминают, что он сделан из дерева, а дерево не тонет, поэтому он может спокойно переплыть реку. В подтверждение этой гипотезы, дети опускают в тазик с водой деревянные предметы, имеющиеся в группе (карандаши, кубики, палочки).
Технологическая карта
деятельности по проблемному обучению дошкольника:
1этап - постановка проблемы основная цель воспитателя помочь детям осознать и присвоить предложенную ситуацию.
2 этап - актуализация необходимых знаний, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.
3 этап - выдвижение гипотез и предложений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предложения, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирования.
4 этап - проверка решения. Основной целью является организация по проверке правильного решения. Проверку можно осуществлять через различные виды деятельности.
5 этап - введение в систему знаний. Направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.
Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.
Вывод:
Педагогам необходимо использовать современные образовательные технологии,
которые позволили бы детям не быть объектом обучения, а быть активными ее
субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные
задачи . Одной из таких технологий является технология проблемного обучения.
Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он додумался сам. Дайте возможность
каждому ребенку сделать свое маленькое открытие.
Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.