Транспорт России § 30 Пр.р. № 15.Описание транспортного узла
Новые понятия.
1. Инфраструктура
2.Коммуникационная система.
3. Транспорт
4.Виды транспорта.
5. Транспортный узел.
6. Транспортная магистраль.
7. Грузооборот
8. Пассажирооборот.
9. Транспортная сеть.
10. Каботажный транспорт.
Запись в тетрадь
Инфраструктура (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение) - это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.
- Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий и жизнь людей. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих услуги. В городе инфраструктурный комплекс лучше развит, чем в сельской местности. ( Укажите факторы производства?...........)
Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги. Услуга-это особый вид продукции.
Задача коммуникационной системы - перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.
Основная задача транспорта - обеспечить надежную связь между отраслями и районами страны, а также обеспечить связь России с другими государствами. Для выполнения этой задачи все виды транспорта должны быть взаимосвязаны, дополнять друг друга, образуя транспортную систему.
Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.
Транспортный узел как система – совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или более видов транспорта. Понятие транспортного узла включает собственно перевозочный процесс, технические устройства и средства контроля и управления. Узлы играют важную роль в организации комбинированных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта.
В зависимости от хозяйственного профиля города можно выделить транспортные узлы, обслуживающие: центры обрабатывающей промышленности, центры добывающей промышленности, многоотраслевые центры, непромышленные и курортные центры. Классифицируются узлы и по числу взаимодействующих видов транспорта. Наиболее распространенными являются железнодорожно-автомобильные, железнодорожно-водно-автомобильные и водно-автомобильные. Кроме того, по расположению узлов в транспортной системе узлы бывают транзитные, обслуживающие преимущественно транзитные потоки грузов и пассажиров, и узлы конечные, в которых транзитные операции с транспортными потоками отсутствуют. Чаще, однако, узлы сочетают в себе два этих признака, так как для части грузопотоков и пассажиропотоков узлы бывают транзитные, а для другой части – конечные.
Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами, потому что притягивают торговлю, здесь удобно развивать промышленность (нет проблем со снабжением), да и сами транспортные терминалы предоставляют много рабочих мест. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей,то есть как транспортные узлы (многие до сих пор существуют за счёт этой роли). Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся там на транспорт, доставляющий их в города крымского побережья. Крупнейший транспортный узел России — Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример — Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути. На территории России можно выделить два типа транспортных узлов[24].
Федеральные и региональные транспортные узлы взаимно дополняют друг друга: грузы с определенной территории первоначально аккумулируются в региональном узле в необходимых для формирования маршрутного направления объёмах, а потом централизованно доставляются в федеральный транспортный узел, что позволяет сократить порожний ход транспорта.
Задание. По картам атласа составьте описание транспортного узла.
План описания |
Характеристика. |
1. Промышленность узла. |
|
2. Пересечение наземных и водных путей по направлению. |
|
3. Роль узла |
|
4.Количество: железнодорожных лучей, автомагистралей, газопроводов, нефтепроводов и др. |
|
5. Размещение населения. |
|
6. Природные условия.. |
|
7. Перспективы развития.(какие виды транспорта будут развивать?) |
|
Вывод. 1) Какова связь транспорта и размещения населения.
2) На размещение каких отраслей транспорт оказывает существенное влияние?
Железнодорожный
транспорт
Железнодорожный транспорт наиболее развит в России (на него по данным на 2011
год приходилось 85 % внутреннего грузооборота). По протяжённости
железнодорожного полотна (86 тысяч км, половина из которых электрифицирована)
Россия находится на втором месте после США. В России железнодорожный транспорт
подразделяется на: железнодорожный транпсрт общего пользования, железнодорожный
транспорт необщего пользования и технологический железнодорожный транспорт.В
европейской части страны железнодорожная сеть имеет радиальный вид, железные
дороги сходятся к Москве. Первая крупная железнодорожная магистраль
Санкт-Петербург — Москва вступила в строй в 1851 году. Тогда же началось
строительство железных дорог из Санкт-Петербурга в южном направлении.
В азиатской части железнодорожная сеть имеет широтное простирание и небольшую
плотность. Важнейшая магистраль — Транссибирская — начала строиться в 1892 году
одновременно от Челябинска через Новониколаевск на Красноярск и Иркутск и от
Владивостока на Хабаровск. Движение открыто в 1916 году.
В 1913 году была построены ветвь Омск — Тюмень — Екатеринбург.
Позже были построены широтные дублёры Транссибирской магистрали: линия Карталы
— Астана — Павлодар — Барнаул — Артышта, которая в середине ХХ века была
продолжена до Усть-Кута (через Новокузнецк, Абакан, Тайшет, Братск); линия
Семипалатинск — Барнаул — Новосибирск; Байкало-Амурская магистраль.
В 1970—1980-х годах для освоения нефтяных и газовых ресурсов Западной Сибири
была построена железная дорога Тюмень — Сургут — Уренгой — Ямбург.
В 1992—1999 годах в России было построено 218 км новых железнодорожных линий и
электрифицировано 1962 км железных дорог. В 2000—2008 годах было построено 899
км новых железнодорожных линий и электрифицировано 3083 км железных дорог.
Расширяется объём грузов, перевозимых через территорию Финляндии и её порты
(чему способствует одинаковая ширина колеи). Для этого строится железная дорога
Кочкома — Ледмозеро и далее к железным дорогам Финляндии.
Задание. Спроектировать новые железные дороги на контурной карте.
Какие факторы учитываются?
Почему?
Укажите "+" и "-" транспорта.
Морской
транспорт
Этому виду транспорта принадлежит главная роль в межгосударственном
грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется её
положением на берегах трёх океанов и протяжённостью морской границы 42 тысячи
километров. Основные порты: на Чёрном море — Новороссийск, Туапсе; на Азовском
море — Таганрог; на Балтийском — Санкт-Петербург, Калининград, Балтийск,
Выборг; на Баренцевом — Мурманск; на Белом — Архангельск; на Японском — Ванино,
Владивосток, Находка, Порт Восточный
Морской транспорт обслуживает в основном внешнюю торговлю. А плаванье
между портами России называется «каботажное» плавание, его доля в перевозках
невелика.
Морской транспорт дешевый, так как морские суда имеют большую грузоподьёмность, прямые бесплатные морские пути. Морской транспорт состоит из флота, портов, судоверфей. Он зависит от погодных условий (штормы, большая часть морей России замерзают). По числу торговых судов (около 5000) флот России входит в первую пятерку стран мира. Но суда (более 60%) имеют возраст эксплуатации более 15 лет не могут заходить в иностранные порты. Доля новых судов (до 5 лет) всего 10%. Большая часть судов России рыболовные (45%) - это траулеры, сейнеры, 24% - специальные суда (ледоколы, буксиры), 23% - сухогрузы (контейнеровозы, лесовозы), наливные суда составляют всего 5% - это танкеры, но еще меньше пассажирских судов - 3%.
На карте «Водный транспорт» показан водный транспорт России. Пользуясь условными знаками, можно определить, какие грузы идут через порты России. Нефтеналивные грузы идут через Новороссийск, Туапсе, Махачкалу, Астрахань. Лесные грузы отправляют через порт Игарку (на Енисее), Выборг, Архангельск. Разные грузы идут через порты Санкт-Петербург, Владивосток, Находка, Восточный. 60% портов мелководны и не могут принимать крупные суда. Необходима реконструкция действующих портов и строительство новых портов. Начато cтроительство новых портов на Балтике.
Роль бассейнов в морском транспорте не одинакова. Самый большой грузооборот имеют, порты Тихого океана (Восточный, Владивосток, Находка), но они удалены от развитых регионов России. Второе место принадлежит портам Балтийского бассейна. Они имеют выгодное географическое положение (развитые территории страны близко расположены, второй по значению город России - Санкт-Петербург является крупнейшим портом Балтики). Через порты Черного моря (Новороссийск и Туапсе) идет экспорт нефти из России, Азербайджана и Казахстана. Планируется реконструкция портов Туапсе, Сочи, Анапы.
Но побережье Черного моря является важным рекреационным районом России, поэтому сохранить экологически чистым море просто необходимо.
По морям Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь- кратчайшая дорога между Европой и Азией. Мурманск - Диксон -Тикси- бухта Певек - Берингов пролив - Петропавловск-Камчатский, Владивосток-это единственная дорога для снабжения населения Крайнего Севера продовольствием, стройматериалами, топливом.
Вопросы задания:
1. Какие перевозки осуществляет морской транспорт?
2. Что такое «каботажные» перевозки?
3. Назовите крупные порты России?
4. Какие грузы проходят через порты Черного моря?
5. Назовите морской порт, расположенный на реке в удалении от морского побережья на 700 км через который идет отправка лесных грузов?
6. Какие проблемы испытывает морской транспорт России?
Речной
транспорт
Внутренние речные судоходные пути России составляют 80 тысяч километров.
Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9
%. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и
Дальнего Востока.
Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится
40 % грузооборота речного флота. Благодаря Волго-Балтийскому,
Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому каналам Волга стала стержнем единой
водной системы европейской части России, а Москва — «портом пяти морей».
К другим важным рекам европейской России относятся Северная Двина с притоками,
Сухона, Онега, Свирь, Нева.
В Сибири основные реки — Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются
для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров
в отдалённые регионы. Значение сибирских речных путей весьма значительно,
вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении).
Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и
Иртышу транспортируется нефть из Тюмени. Обь судоходна на протяжении 3600 км,
Енисей — 3300 км, Лена — 4000 км (навигация продолжается 4-5 месяцев). Порты
нижнего течения Енисей — Дудинка и Игарка — доступны для морских судов,
следующих Северным морским путём. Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек
на железные дороги — Красноярск, Братск, Усть-Кут.
Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является Амур. Судоходство
осуществляется на всём протяжении реки.
Речной транспорт - это дешевый вид водного транспорта, обеспечивающий в
основном внутренние перевозки. Судоходные реки России - Волга с Камой, Печора,
i еверная Двина, Обь, Енисей, Лена, Амур. На Севере России реки
часто являются единственной возможность отправить грузы (лес, руды).
Проблемы речного транспорта - обмеление рек, большой срок эксплуатации шлюзов, каналов, плотин.
Основной водный путь России - Волго-Камский. Из Волги система каналов дает выход в Балтийское, Белое, Черное; Азовское моря.
Вопросы задания:
1. Назовите судоходные реки России, укажите их на карте?
2. Какие проблемы испытывает речной транспорт России?
Трубопроводный
транспорт
Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. XX века.
Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный
газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективно,
но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В
России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой
протяженности в широтном направлении.
Крупные нефтепроводы:
Нефтепровод «Дружба» — крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск
— Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной
Европы);
Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва;
Нижний Новгород — Ярославль — Кириши;
Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон, Снегирёвка — Одесса;
Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск;
Нижневартовск — Самара;
Сургут — Полоцк;
Александровское — Анжеро-Судженск;
Красноярск — Ангарск;
Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу.
Крупнейшие газопроводы:
газопровод Саратов — Москва — первый газопровод в России (840 км);
Ставрополь — Москва;
Краснодарский край — Ростов-на-Дону — Серпухов — Санкт-Петербург;
Средняя Азия — Урал
Медвежье — Надым — Тюмень — Уфа — Торжок;
Надым — Пунга — Пермь;
Уренгой — Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск.
крупнейшая в мире система газопроводов Уренгой — Помары — Ужгород — страны
Восточной и Западной Европы (4451 км),
газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной
Европы.
Крупные продуктопроводы:
Уфа — Брест с ответвлением на Ужгород;
Уфа — Омск — Новосибирск;
Нижнекамск — Одесса.
Строятся газопроводы Северный поток, Бованенково — Ухта, Сахалин — Хабаровск —
Владивосток и Джубга — Лазаревское — Сочи.
Проектируются газопроводы Южный поток, Алтай, Якутия—Хабаровск—Владивосток и
Прикаспийский газопровод, нефтепроводы Балтийская трубопроводная система-II,
Мурманский нефтепровод и Заполярье-Пурпе-Самотлор.
Трубопроводный транспорт - по грузообороту вышел на 1 место. Прокладка
трубопровода дешевле, чем строительство железной дороги. Транспортировка нефти
по трубам обходится в 2-3 раза дешевле, чем железнодорожным транспортом.
По трубам насосные станции перекачивают нефть, газ, керосин, бензин, т.е. жидкие и газообразные продукты. Длина газопроводов в два раза больше длины нефтепроводов. Самые длинные нефге- и газопроводы проложены из Западной Сиби ири в европейскую часть России и за границу.
Вопросы задания:
1. Почему трубопроводный транспорт вышел на первое место по грузообороту, несмотря на то, что перевозят по трубам только жидкие и газообразные грузы?
2. Почему трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного?
3.Назовите факторы учитываются при прокладке трубопроводов?
Автомобильный
транспорт
Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России составляет 754
тыс. км (2008).[4] В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9
млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров.[4]
С 2000 по 2008 годы объём перевозки грузов на автомобильном транспорте
увеличился на 17 %, грузооборот — на 41 %.[4]
По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все
европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире.
Автомобильный транспорт по себестоимости перевозок - один из самых дорогих. Его преимущество в скорости перевозок, большой маневренности и доставке груза непосредственно потребителю «от ворот до ворот».
Но грузооборот составляет всего 0,6% всего российского грузооборота. Среднее расстояние перевозок 40 км.
Недостатки и проблемы автотранспорта России:
1) плохие дороги;
2) плохое качество отечественных автомобилей.
Протяженность автодорог 580 тысяч ум. Только 1/10 - грунтовые, 1/6 часть имеет твердое покрытие низкого качества. 34% сельских населенных пунктов не имеют выходов к дорогам с твердым покрытием.
География автодорог повторяет географию железных дорог. От Москвы расходятся 12 автомагистралей по всем направлениям. В Сибири и на Дальнем Востоке резко снижается число автодорог. А от Читы до Хабаровска до недавнего времени не было автодороги. Огромные пространства Севера Сибири не имеют автодорог или только так называемые «зимники».
Автомобильный транспорт оказывает сильное загрязнение атмосферы выбросами выхлопных газов. Каждый автомобиль на 1000 литров топлива выбрасывает 200 кг окиси углерода, 20 кг окисла азота, 25 кг углеводородов, 1 кг сажи.
Выхлопные газы карбюраторных (бензиновых) двигателей содержат тяжелые металлы (свинец).
При строительстве автодорог отторгаются сельскохозяйственные угодья. Вдоль автомагистрали нельзя вести сбор грибов и ягод, вести выпас скота, заготовлять сено. На расстоянии 500 м от дороги - повышенное содержание свинца.
Вопросы задания:
1. В чём преимущества автотранспорта?
2. В какой части России необходимо строить новые дороги, а где необходима реконструкция дорог? Почему?
3. Какие недостатки имеет автомобильный транспорт?
Воздушный
транспорт
Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое
применение (скоропортящиеся грузы), бо́льшее значение он имеет для
пассажироперевозок. В В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты:
перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную
медицинскую помощь и т. д. Основными центрами авиасообщения являются Москва,
Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск,
Хабаровск, Владивосток. При этом подавляющая часть пассажирских воздушных
перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80 % (по состоянию на 2011
год) авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву.
В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км):
Москва — Екатеринбург — Новосибирск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток;
Москва — Новосибирск — Иркутск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский;
Санкт-Петербург — Екатеринбург — Новосибирск — Иркутск — Хабаровск —
Владивосток;
Санкт-Петербург — Пермь — Омск — Новосибирск — Иркутск — Якутск — Магадан —
Петропавловск-Камчатский.
Авиационный транспорт - один из самых дорогих видов транспорта. На самолетах и
вертолетах можно доставить груз в любую точку России. Воздушным транспортом
перевозят грузы в труднодоступные районы страны, скоропортящиеся и срочные
грузы. Авиация специализируется на перевозке пассажиров на большие расстояния.
В России действует 800 аэропортов, 50 из них международные. Главной проблемой авиационного транспорта является большой возраст эксплуатации самолетов, необходимо обновление парка самолетов.
Авиационный транспорт оказывает сильное загрязняющее воздействие на атмосферу. За один час полета самолет сжигает 15 тонн топлива, на сгорание которого расходуется 625 тонн воздуха, при этом выбросы продуктов горения составляют 66 тонн. В районе аэропорта жители страдают от шумового загрязнения.
Вопросы задания:
1. Какие преимущества имеет воздушный транспорт? I ' 2. Назовите отрицательные черты авиационного транспорта.
3. Какова главная специализация воздушного транспорта?
Промышленный
транспорт
К промышленному транспорту относится транспорт необщего пользования и
технологический транспорт, выполняющий производственно-технологические
перевозки грузов на внутренних дорогах промышленных предприятий и организаций,
комплексов зданий и сооружений, транспортных служб, и не выходит на дороги
общего пользования. В соответствии со СНиП 2.05.07-91в промышленный транспорт
входят:
железнодорожный транспорт с колеей 1520 мм и 750 мм,
технологический автомобильный транспорт, включая моторные тележки шириной до
2,1 м, предназначенные для межцеховых перевозок: аккумуляторные (погрузчики,
тягачи с прицепами, электрокары) и с двигателями внутреннего сгорания
(автопогрузчики, автокары и тягачи с прицепами).
гидравлический транспорт,
канатный подвесной транспорт,
конвейерный транспорт.
Общественный транспорт
Во внутригородских перевозках пассажиров в России лидируют автобусы. В
крупнейших городах также налажено трамвайное и троллейбусное сообщение.
Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий 7,6 тыс. км. Самой
протяжённой трамвайной сетью в мире располагает Санкт-Петербург (более половины
находится в аварийном состоянии). В семи крупнейших городах — Москве,
Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и
Казани — имеется метрополитен. Суммарная эксплуатационная длина метрополитенных
путей составляет почти 390 км. Вследствие развития многоэтажного строительства
в крупных городах всё большее значение принимает такой вид транспорта, как
лифт.
Вопросы задания:
1. Какова роль промышленного транспорта? Если в вашем городе промышленный транспорт и гдеон находится?
2. Какова роль общественного транспорта?
3. Какие преимущества и недостатки имеет общественный транспорт ?Составьте таблицу.
Почтовая связь
n В старину в России связь между столицей и периферийными городами, а также между войсками, участвовавшими в боевых действиях, осуществлялась с помощью специальных гонцов-всадников.
n Этот способ усовершенствовали татары, создав на дорогах на расстоянии 30 - 40 км. специальные станции («ямы»), где ямщики могли отдохнуть и поменять лошадей. В XVII в. Москва была соединена такими «ямами» с Новгородом, Псковом, Смоленском, Архангельском и Нижним Новгородом.
n Первая регулярная почта для пересылки государственных бумаг и писем торговых людей была учреждена в 1666 г. При Петре I были установлены максимальные сроки (нормы) доставки корреспонденции.
n При Екатерине II была введена своеобразная такса на письма и посылки в зависимости от веса и расстояния их перевозки.
n В XIX в. почтовые учреждения были переданы в ведение министерства внутренних дел. Основная функция почт состояла в пересылке простых и заказных писем, открыток (введённых в 1872 г.) и бандеролей. Деньги, в том числе медные, серебряные и золотые монеты, в небольшом количестве можно было пересылать в специальных пакетах и кожаных мешочках. Они, как и ценные посылки, страховались.
n С 1897 г. стали принимать почтовые, а затем и телеграфные денежные переводы. Почта брала на себя также доставку периодической печати, взимая за это, в зависимости от частоты издания газет или журналов, от 6 до 18 % общей стоимости подписки.
Сотовая связь — один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть.
n Сотовый телефон — мобильное коммуникационное устройство, использующее комбинацию радиопередачи и традиционной телефонной коммутации для осуществления телефонной связи на территории (зоне покрытия), состоящей из «сот», окружающих базовые станции сотовой сети.
n В настоящее время сотовая связь — самая распространённая из всех видов мобильной связи, поэтому обычно мобильным телефоном называют сотовый телефон, хотя мобильными телефонами помимо сотовых являются также радиотелефоны, спутниковые телефоны и аппараты транкинговой связи.
Проникновение сотовой связи в России составило 87 %, а в Москве и Санкт-Петербурге уже достигло 100 %.
Интернет как современное средство связи
n В мире существует более 130 миллионов компьютеров, и более 80 % из них объединены в различные информационно-вычислительные сети: от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Internet.
n Internet – глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Он предоставляет уникальные возможности дешёвой, надёжной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру.
Электро́нная по́чта (англ. E-mail либо email, сокр. от electronic mail) — способ передачи информации в компьютерных сетях, широко используется в Интернете.
Основная особенность электронной почты: информация отправляется получателю не напрямую, а через промежуточное звено — электронный почтовый ящик, который представляет собой место на сервере, где сообщение хранится, пока его не запросит получатель.
Вопросы задания:
1. К какой сфере услуг относится связь?
2. В чём отличие связи от транспорта?
3. Как вы думаете какие преимущества и недостатки имеет современная связь?
Повторить принципы размещения предприятий, входящих в межотраслевые комплексы: Топливно-энергетический: 1. ТЭС - у топлива; 2. ТЭЦ - у потребителя; 3. ГЭС - с учетом природных условий; 4. АЭС - у потребителя с учетом мер безопасности; 5. Угольная - у сырья; 6. Нефтяная (нефтедобыча, нефтепереработка) - у месторождения (НПЗ - у потребителя); 7. Газовая - у месторождений. Металлургический комплекс: 1. Заводы полного цикла - у сырья, у топлива, или между ними; 2. Заводы малой металлургии (в крупных городах, центрах машиностроения); 3. Заводы легких цветных металлов (алюминиевые) - у ГЭС - источников дешевой энергии; 4. Заводы тяжелых цветных металлов - (медеплавильные) - ГОК и плавка чернового металла - у сырья, плавка рафинированного металла - у потребителя. Машиностроительный комплекс: 1. Заводы точного (трудоемкого) машиностроения (в крупных городах, ориентация на квалифицированные кадры); 2. Заводы тяжелого (металлоемкого машиностроения) - у сырья, в районах металлургических баз. Химико-лесной комплекс: 1. Завод калийных удобрений - у сырья; 2. Завод фосфатных удобрений - у потребителя; 3. Завод азотных удобрений - к газопроводам (к сырью); 4. Завод автопокрышек (шинный) - у сырья; 5. Завод синтетических волокон - у воды, и ГЭС; 6. Целлюлозно-бумажные комбинаты - у воды. ОПРЕДЕЛЕНИЯ: кооперирование, конверсия, металлургическя база, специализация, инфраструктура, транспортная система, грузооборот, энергосистема, факторы производства и их виды. |
Повторить принципы размещения предприятий, входящих в межотраслевые комплексы: Топливно-энергетический: 1. ТЭС - у топлива; 2. ТЭЦ - у потребителя; 3. ГЭС - с учетом природных условий; 4. АЭС - у потребителя с учетом мер безопасности; 5. Угольная - у сырья; 6. Нефтяная (нефтедобыча, нефтепереработка) - у месторождения (НПЗ - у потребителя); 7. Газовая - у месторождений. Металлургический комплекс: 1. Заводы полного цикла - у сырья, у топлива, или между ними; 2. Заводы малой металлургии (в крупных городах, центрах машиностроения); 3. Заводы легких цветных металлов (алюминиевые) - у ГЭС - источников дешевой энергии; 4. Заводы тяжелых цветных металлов - (медеплавильные) - ГОК и плавка чернового металла - у сырья, плавка рафинированного металла - у потребителя. Машиностроительный комплекс: 1. Заводы точного (трудоемкого) машиностроения (в крупных городах, ориентация на квалифицированные кадры); 2. Заводы тяжелого (металлоемкого машиностроения) - у сырья, в районах металлургических баз. Химико-лесной комплекс: 1. Завод калийных удобрений - у сырья; 2. Завод фосфатных удобрений - у потребителя; 3. Завод азотных удобрений - к газопроводам (к сырью); 4. Завод автопокрышек (шинный) - у сырья; 5. Завод синтетических волокон - у воды, и ГЭС; 6. Целлюлозно-бумажные комбинаты - у воды. ОПРЕДЕЛЕНИЯ: кооперирование, конверсия, металлургическя база, специализация, инфраструктура, транспортная система, грузооборот, энергосистема, факторы производства и их виды. |
Повторить принципы размещения предприятий, входящих в межотраслевые комплексы: Топливно-энергетический: 1. ТЭС - у топлива; 2. ТЭЦ - у потребителя; 3. ГЭС - с учетом природных условий; 4. АЭС - у потребителя с учетом мер безопасности; 5. Угольная - у сырья; 6. Нефтяная (нефтедобыча, нефтепереработка) - у месторождения (НПЗ - у потребителя); 7. Газовая - у месторождений. Металлургический комплекс: 1. Заводы полного цикла - у сырья, у топлива, или между ними; 2. Заводы малой металлургии (в крупных городах, центрах машиностроения); 3. Заводы легких цветных металлов (алюминиевые) - у ГЭС - источников дешевой энергии; 4. Заводы тяжелых цветных металлов - (медеплавильные) - ГОК и плавка чернового металла - у сырья, плавка рафинированного металла - у потребителя. Машиностроительный комплекс: 1. Заводы точного (трудоемкого) машиностроения (в крупных городах, ориентация на квалифицированные кадры); 2. Заводы тяжелого (металлоемкого машиностроения) - у сырья, в районах металлургических баз. Химико-лесной комплекс: 1. Завод калийных удобрений - у сырья; 2. Завод фосфатных удобрений - у потребителя; 3. Завод азотных удобрений - к газопроводам (к сырью); 4. Завод автопокрышек (шинный) - у сырья; 5. Завод синтетических волокон - у воды, и ГЭС; 6. Целлюлозно-бумажные комбинаты - у воды. ОПРЕДЕЛЕНИЯ: кооперирование, конверсия, металлургическя база, специализация, инфраструктура, транспортная система, грузооборот, энергосистема, факторы производства и их виды. |
Транспорт, безусловно, играет ведущую роль в хозяйственном комплексе страны. Он осуществляет транспортировку уже созданного материального богатства или людей.
Транспортная система — совокупность всех видов транспорта с узловыми точками, где происходит перевалка грузов с одних видов транспорта на другие. Роль различных видов транспорта определяется долей перевозимых грузов или пассажиров, поэтому используются понятия грузооборота и пассажирооборота.
Грузооборот — работа грузового транспорта, измеряемая в тонно-километрах (количество перевезенных грузов на определенные расстояния). Для транспортных узлов, чаще всего водных видов транспорта, под грузооборотом понимают количество переваленных (отправленных и принятых) грузов в тоннах в течение года. Пассажирооборот — показатель работы пассажирского транспорта, представляет собой произведение количества перевезенных пассажиров и расстояния перевозки. Измеряется в пассажиро-километрах.
Транспортная система России включает железно-дорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный, воздушный виды транспорта.
В 2006 г. коммерческий грузооборот транспорта в России достиг своей наивысшей точки, составив 4652 млрд. тонн-км, увеличившись по сравнению с 2000 г. на 24 %.
Железнодорожный транспорт обладает наибольшей эффективностью при перевозке грузов на средние и дальние расстояния, а также при перевозке пассажиров в пригородах и на средние расстояния. По грузообороту среди универсальных видов транспорта он стоит на первом месте, в целом уступая только трубопроводному. В настоящее время длина железных дорог в России равна 85 тыс. км. (2007 г.). Почти 45 % всей протяженности электрифицировано. Если по протяженности железных дорог наша страна уступает США и Канаде, то длина электрифицированных дорог наибольшая в мире. По статистике, доля железнодорожного транспорта в перевозке грузов составляет 40 %, пассажиров — 50 %. Москва — столица России — является «центром» железнодорожного транспорта, от нее расходятся 11 железнодорожных магистралей.
Размещение железнодорожной сети по территории России неравномерно. Наиболее густая сеть характерна для европейских районов, за исключением Северного. На востоке густота железных дорог оказывается ниже примерно в 10 раз. Железнодорожный транспорт является основным по перевозке таких грузов, как каменный уголь, кокс, руда, минеральные удобрения, цемент, черные металлы, лесные грузы, зерно.
Автомобильный транспорт. По абсолютному количеству перевезенных грузов автомобильный транспорт занимает первое место, хотя является достаточно дорогим. Он более маневренный, чем железнодорожный, поэтому позволяет довозить грузы до каждого потребителя. В связи с этим он используется чаще всего для перевозок на малые и средние расстояния. В последнее время увеличивается значение дальних перевозок. Общая протяженность автодорог общего пользования — 623 тыс. км (2007 г.), но качественных (европейского класса) не более 30 тыс. км. В 34 % сельских населенных пунктов нет качественных дорог.
Особое значение автомобильный транспорт имеет для перевозки пассажиров на небольшие расстояния — внутригородское и пригородное сообщение.
Морской транспорт. По грузообороту морской транспорт уступает позиции только трубопроводному и железнодорожному, т. к. расстояния, на которые перевозится груз, достаточно велики (среднее расстояние перевозки 1 т груза 4,5 тыс. км). Этот вид транспорта самый дешевый. Перевозятся в основном массовые и объемные грузы (нефть, руда, уголь). В России существует 11 крупных портов, также используются порты соседних стран.
Почти половину всех морских грузов сейчас переваливают на Дальнем Востоке (Владивосток, Находка, Ванино, Петропавловск-Камчатский). На втором месте Азово-Черноморский бассейн с крупнейшим нефтеналивным портом страны — Новороссийском, а также Туапсе и Таганрогом. Примерно равные доли переваленных грузов имеют порты Северного Ледовитого океана (Мурманск, Архангельск, Игарка, Дудинка, Тикси и др.) и Балтийского моря (Санкт-Петербург — крупнейший российский универсальный порт, Выборг, Калининград). На Каспийском море действуют порты Астрахани и Махачкалы.
Речной транспорт. Крупнейшая водная система страны — бассейны Волги, Дона и рек, выходящих в Балтийское и Белое моря. Общая протяженность речных путей — 100 тыс. км. Внутренний водный транспорт обеспечивал завоз необходимых грузов в районы, не имеющие других видов транспорта, или же перевозку массовых дешевых грузов (строительные материалы, зерно). В настоящее время речной транспорт в России отличается сильной дороговизной и недоступностью для средних слоев населения.
Авиационный транспорт ориентирован на перевозку пассажиров на дальние расстояния или на транспортировку грузов скоропортящихся, требующих быстрой доставки или же имеющих высокую стоимость. Крупнейшими авиатранспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатеринбург, Минеральные Воды, Сочи, Нижневартовск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.