Описание учебно-методического комплекса учебной дисциплины "Информатика"
Оценка 4.8

Описание учебно-методического комплекса учебной дисциплины "Информатика"

Оценка 4.8
docx
10.04.2022
Описание учебно-методического комплекса учебной дисциплины "Информатика"
описание УМК дисциплины ПД.02 Информатика.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И РАССТАНОВКИ КАДРОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ В г. МИРНОМ»

 

 

 

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО

К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

на учебно-методическом совете

от «_____» __________2015

____________________________

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

 

по дисциплине

ПД.02 ИНФОРМАТИКА

 

 

Специальность: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в горной  отрасли) от 28.07.2014 №831

 

 

 

Разработчики:

Москалева А.М., преподаватель ГАПОУ РС (Я) «МРТК»

Касаткина Т.Е., преподаватель ГАПОУ РС (Я) «МРТК»

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Мирный, 2015

Учебно-методический комплекс (УМК) – это комплект документов и материалов, определяющий уровень обеспеченности дисциплины учебной, методической, справочно-библиографической и иной литературой, информационными ресурсами, контрольно-измерительными материалами и другими источниками, обеспечивающий эффективную работу педагога  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана. 

 

1.Организационно-методический раздел

 

1.1.Цель дисциплины

 

Целью учебной дисциплины «Информатика» является подготовка студентов к эффективному использованию современных компьютерных средств для решения прикладных задач как в процессе обучения в колледже, так и в будущей профессиональной деятельности.

Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей:

-         формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

-         формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

-         формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

-         развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

-         приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;

-         приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;

-         владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.

 

1.2.Задачи дисциплины

 

Дисциплина призвана дать комплекс базовых теоретических знаний в области информатики, аппаратных и программных средств ЭВМ, а также привить студентам уверенные практические навыки по использованию средств вычислительной техники и программного обеспечения для организации обработки  информации и решения прикладных задач.

 

1.3.Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

 

Дисциплина принадлежит к циклу профильные дисциплины, является обязательной и изучается студентами на первом курсе в течение двух семестров. Она базируется на знаниях, полученных при изучении предмета «Информатика» по программе средней школы. Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, должны быть использованы в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану, при подготовке курсовых работ и дипломной работы, выполнении научных студенческих работ.

 

1.4.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

−− осознание своего места в информационном обществе;

−− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

−− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

−− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий, как в профессиональной деятельности, так и в быту;

−− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;

метапредметных:

−− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

−− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

−− использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;

−− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

−− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

−− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

предметных:

−− сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;

−− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;

−− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

−− владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

−− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

−− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;

−− сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

−− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;

−− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

−− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;

−− применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

·     Проводить поиск сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах.

·     Классифицировать информационные процессы по принятому основанию.

·     Выделять основные информационные процессы в реальных системах.

·     Проводить исследование с помощью информационных моделей структуры и поведения объекта в соответствии с поставленной задачей.

·     Выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения.

·     Использовать ссылки и цитирования источников информации.

·     Владеть нормами информационной этики и права.

·     Соблюдать принципы обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

·     Проводить оценку информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. п.).

·     Владеть компьютерными средствами представления и анализа данных.

·     Отличать представление информации в различных системах счисления.

·     Владеть навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов.

·     Понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня.

·     Анализировать алгоритмы с использованием таблиц.

·     Проводить реализацию технологии решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод ее решения.

·     Разбивать процесс решения задачи на этапы.

·     Определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм.

·     Проводить оценку адекватности модели и моделируемого объекта, целей моделирования.

·     Выделять в исследуемой ситуации объекта, субъекта, модели.

·     Выделять среди свойств данного объекта существенных свойств с точки зрения целей моделирования.

·     Проводить оценку и организацию информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью.

·     Владеть базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.

·     Анализировать и сопоставлять различные источники информации.

·     Анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств.

·     Анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации.

·     Определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.

·     Анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов.

·     Выделять и определять назначения элементов окна программы.

·     Выполнять реализацию антивирусной защиты компьютера.

·     Работать с библиотеками программ.

·     Использовать компьютерные средства представления и анализа данных.

·     Осуществлять обработку статистической информации с помощью компьютера.

·     Пользоваться базами данных и справочными системами

·     Использовать почтовые сервисы для передачи информации.

·     Планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки управления проектом.

·     Анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

·     Систему базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира.

·     Общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений.

·     Способы создания и сопровождения сайта.

·     Возможности сетевого программного обеспечения.

·     Техническиеи программные средства телекоммуникационных технологий.

·     Способы подключения к сети Интернет.

·     Компьютерные сети и их роли в современном мире.

·     Ключевые слова, фразы для поиска информации.

·     Способы хранения и простейшие способы обработки данных.

·     Основные сведения о базах данных и средствах доступа к ним; умение работать с ними.

·     Типологию компьютерных сетей.

·     Определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной сети.

·     Возможности разграничения прав доступа в сеть

·     Основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

·     Компьютерные модели.

·     Математические объекты информатики.

·     Математические объекты информатики, в том числе о логических формулах

·     Дискретную форму представления информации.

·     Способы кодирования и декодирования информации.

·     Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.

·     Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей.

1.5 Технологии обучения

В преподавании используются методы активного обучения:

·        Личностно-ориентированное обучение

·        Проектное обучение.

1.6  Учебные материалы и методические разработки

Для реализации методов обучения, используются:

·     задания для работы в малых группах (практические работы, проектные работы);

·     тестовые задания;

·     типовые темы для поисковых работ;

·     задания для подготовки к текущем контрольным и проверочным  работам;

·     лекционный материал с компьютерными презентациями, электронными образовательными модулями и  рабочей тетрадью;

·     учебно – методические пособия, методические разработки, практикумы, терминологический словарь для подготовки и выполнения аудиторных и внеаудиторных практических работ;

·     перечень рекомендуемых источников для подготовки к занятиям.

 

 

2.Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Рисунок 1 Скриншот учебного плана специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования ( в горной  отрасли) от 28.07.2014 №831

Таблица 1

Виды занятий

Всего часов

Из них по семестрам

1 семестр

2 семестр

Общая трудоемкость

150

91

59

Аудиторные занятия

100

61

39

Лекции

24

18

6

Практические занятия

76

43

33

Индивидуальная (самостоятельная) работа

42

24

18

Формы итогового контроля

-

Дифференцированный зачет

 

 

 

 

3.Учебно-тематический план

 

Таблица 2

Наименование разделов и тем

Всего   часов

Аудиторные

СРС

 

лекции

ПЗ

контроль ЗУН[1]

 

Входной контроль

1

 

 

1

 

Раздел 1. Информационная деятельность общества

7

3

3

 

1

Тема 1.1. Информационного общества

2

2

 

1

Тема 1.2.  Информационная деятельность

1

1

 

Раздел 2. Информация и информационные процессы

41

5

15

6

15

Тема 2.1. Информация

2

4

3

4

Тема 2.2. Информационные процессы

2

9

3

7

Тема 2.3. Управление информационными процессами.

1

2

 

4

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

34

10

6

4

14

Тема 3.1.Архитектура компьютеров

4

3

2

8

Тема 3.2. Организация локальной компьютерной сети

5

1

2 (защита проектных работ)

4

Тема 3.3. ТБ, защита информации

1

2

 

2

Раздел 4. Телекоммуникационные технологии

26

6

16

2

2

Тема 4.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

4

14

 

 

Тема 4.2.Сетевое программное обеспечение

1

1

 

2

Тема 4.3 Сетевые информационные системы

1

1

2

 

Раздел 5. Технологии создания и преобразования информационных объектов

32

 

20

2

10

Тема 5.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов

 

20

2

10

Итоговая комплексная проверочная работа

2

 

 

2

 

Консультации

8

 

 

 

 

итог

150

24

60

16

42

 

 

4. Программа дисциплины

 

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии Рекомендациями Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)  в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования  с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИР») для специальности технического профиля, которыми определены следующие основные дидактические единицы:
Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач: алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, методы защиты информации; компьютерный практикум.

А так же основывалась на ФГОС №831 от 28.07.2014 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной отрасли

 

Перечень нормативной документации:

1.                 Описание УМК ПД.02 Информатика

2.                 Примерная программа образовательной дисциплины «Информатика» рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования протокол № 3 от 21 июля 2015 г. регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»

3.                 Рабочая программа ПД.02 Информатика

4.                 Учебный план №831 от 28.07.2014 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной отрасли

5.                 Комплект контрольно-оценочных средств (КОС)

6.                 Паспорт комплекса оценочных средств

7.                 ФГОС №831 от 28.07.2014 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной отрасли

8.                 Архив поурочных планов по методике В.Д. Шадрикова дисциплины ПД.02 Информатика

 

Перечень документов аудиторной работы:

1.                 Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика»

2.                 Архив презентаций к лекциям

3.                 Методическая разработка по выполнению практических работ по дисциплине «Информатика» для студентов первых курсов

4.                 Контрольно-оценочные задания

4.1 Текущий контроль (КОЗ №1-КОЗ №7, КОЗ №9)

4.2 Промежуточный контроль (КОЗ №13)

4.3 Архив электронных тестов по КОЗ

5.                 Рекомендуемые источники для подготовки к занятиям по дисциплине «Информатика»

6.                 Терминологический словарь-справочник по компьютерным системам и комплексам

7.     Архив электронных образовательных модулей(из Федерального центра информационно-образовательных ресурсов)

8.     Архив основных источников для подготовки к занятиям

9.     Архив дополнительных источников для подготовки к занятиям

 

Перечень документов внеаудиторной работы:

1.       Контрольно-оценочные задания

1.1 Проектная работа (КОЗ№8)

1.2 Поисковая работа (КОЗ№11)

1.3 Практическая работа (КОЗ№12)

2.       Учебно-методическое  пособие по дисциплине «Информатика» по теме «Алгоритмизация и программирование» (выполнение индивидуальных и домашних заданий)

3.       Учебно-методическое  пособие по дисциплине «Информатика» по теме  «Информационно-логические основы ЭВМ» (выполнение индивидуальных и домашних заданий)

4.       Учебно-методическое  пособие по выполнению внеаудиторных практических работ по теме «Архитектура компьютера» учебной дисциплины «Информатика»  (выполнение 8 домашних  практических работ, самоконтроль в виде теста)

5.       Практикум по выполнению практических работ в приложения MS Office учебной дисциплины «Информатика» (домашние задания по 5 разделу)

6.       Терминологический словарь-справочник по компьютерным системам и комплексам

7.       Учебно-методическое пособие «Создание деловых документов с помощью приложений MS Office» для студентов I-IV курсов

8.       Методические указания по оформлению сообщений, рефератов, проектов

9.       Архив электронных образовательных модулей (из Федерального центра информационно-образовательных ресурсов)

10. Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика»

 

5. Тематика и план изучения дисциплины

Таблица 3 План лекций

Тема

Количество часов

1

Информационное общество (Основные этапы развития информационного общества, этапы развития технических средств и информационных ресурсов, правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения)

2

2

Информационная деятельность (Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов)

1

3

Информация (Подходы к понятию информации и измерению информации, информационные объекты различных видов,  алгебра логики, логические операции)

2

4

Информационные процессы (Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации, хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях, определение объемов различных носителей информации, архиинформация. Принципы обработки информации компьютером с помощью средств программирования (алгоритмика). Понятие, виды, способы записи алгоритмов. Составление блок-схем алгоритмов)

2

5

Автоматические и автоматизированные системы управления.

1

6

Архитектура компьютера (Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров)

4

7

Организация работы локальных компьютерных сетей (Виды компьютерных сетей. Топологии сетей. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях)

5

8

ТБ, защита информации (Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение)

1

9

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер (Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь)

4

10

Сетевое программное обеспечение (Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет-журналы и СМИ)

1

11

Сетевые информационные системы (Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (системы электронных билетов, банковских расчетов, регистрации автотранспорта, электронного голосования, системы медицинского страхования, дистанционного обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов и пр.))

1

итог

24

Таблица 4 План практических занятий (компьютерный практикум)

 

Тема практических работ

Количество часов

1

Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.

1

2

Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление

1

3

Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет

1

4

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.

2

5

Среда программирования.

2

6

Разветвляющийся алгоритм. Тестирование готовой программы.

2

7

Циклический алгоритм. Тестирование готовой программы.

2

8

Проведение исследования на основе готовой компьютерной модели.

2

9

Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Атрибуты файла и его объем.

1

10

Поиск информации на государственных образовательных порталах.

1

11

Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

1

12

Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности.

2

13

Операционная система. Графический интерфейс.

2

14

Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети.

1

15

Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

1

16

Защита информации, антивирусная защита.

1

17

Использование систем проверки орфографии и грамматики.

2

18

Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов.

1

19

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий (Решение расчетных задач, построение диаграмм средствами MS Excel).

2

20

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.

2

21

Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

2

22

Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

2

23

Создание и редактирование графических объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

1

24

Создание и редактирование мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

1

25

Демонстрация систем автоматизированного проектирования.

1

26

Демонстрация систем автоматизированного проектирования.

1

27

Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.

2

28

Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином. Примеры работы с Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой.

2

29

Средства создания и сопровождения сайта. (Создание web-сайта на языке HTML).

4

30

Средства создания и сопровождения сайта. (Создание web-сайта с помощью Word).

4

31

Средства создания и сопровождения сайта. (Создание web-сайта с помощью конструктора сайтов).

2

32

Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий.

2

33

Оформление формул редактором MSEquation. Организационные диаграммы в документе MSWord.

2

34

Системы счисления.

1

35

Построение таблиц истинности

1

итог

58

Тема семинара

Количество часов

36

Информационная деятельность (Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Лицензионное программное обеспечение. Открытые лицензии. Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, Его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системыбухгалтерского учета, юридические базы данных))

1

37

Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов. Примеры геоинформационных систем.

1

итог

2

общий итог

60

Таблица 5 План самостоятельной работы студентов

Тема

Вид СРС/источник

Количество часов

1

Информационная деятельность человека

Зачетная поисковая работа

КОЗ №11

1

2

Информация

Расчетные работы

Практикум по теме  «Информационно-логические основы ЭВМ»

4

3

Информационные процессы

Задачи на программирование, расчетно-графические работы

УМП «Алгоритмизация и программирование»

7

4

Управление информационными процессами.

Лабораторная работа

МУ по СРС

2

5

Информация и информационные процессы

Зачетная поисковая работа

КОЗ №11

2

6

Архитектура компьютера

Практическая работа

УМП «Архитектура компьютера»

8

МУ по СРС

7

Организация локальной компьютерной сети

Групповая зачетнаяпроектная работа

КОЗ №8

4

8

Средства ИКТ

Поисковая работа

КОЗ №11

1

9

ТБ, защита информации

Практическая работа

МУ по СРС

1

10

Телекоммуникационные технологии

Зачетная поисковая работа

КОЗ №11

2

11

Технологии создания и преобразования информационных объектов

Зачетная практическая работа

 

КОЗ №12

5

Индивидуальная практическая работа

УМП по выполнению практических работ в приложения MS Office

2

Домашняя практическая работа

МУ по СРС

3

итого

42

 

 Таблица 6 План консультации

 

Тема

Вид работы/источник

Количество часов

1

Информация

Ликвидации задолжностей. Решение задач повышенной сложности

Практикум по теме  «Информационно-логические основы ЭВМ»

1

2

Информационные процессы

УМП «Алгоритмизация и программирование»

5

Технологии создания и преобразования информационных объектов

Защита практической работы

КОЗ №12

1

Ликвидации задолжностей

Практикум по выполнению практических работ в приложения MS Office

1

Выполнение практических заданий

УМП «создание деловых документов с помощью приложений MS office»

5

итог

8

 

6.     Методические рекомендации по изучению дисциплины

 

Комплексное изучение предлагаемой студентам учебной дисциплины «Информатика» предполагает овладение материалами лекций, приобретение практических навыков работы на ПК в среде MS Office, творческую работу при выполнении индивидуальных самостоятельных заданий. Процесс по освоению всей совокупности теоретического и практического материала по дисциплине должен быть реализован в течение двух семестров и, проходить в соответствии с предложенным выше планом.

Практические и лекционные занятия проводятся в компьютерных классах с применением специально разработанных учебно-методических пособий, в которых изложены подробные методические рекомендации по изучению каждой темы и выполнению заданий. При работе с лекционным материалом студентом предлагается оформление (создание, обработка) рабочей тетради, которая включается в себя структурированность всего изучаемого материала, самостоятельную работу, способствует развитию навыков работы с приложениями MS Office, усидчивости, внимательности, самоконтроля. При работе с практическими заданиями по каждой изучаемой теме подготовлена «Методическая разработка по выполнению практических работ по дисциплине «Информатика». Для самостоятельной работы студентов разработаны различного рода пособия по соответствующим темам: УМП «Алгоритмизация и программирования», УМП «Информационно-логические основы ЭВМ», УМП «Архитектура компьютера», методические указания по оформлению сообщений, рефератов, проектов для выполнения КОЗ №11 и КОЗ №8, практикум по выполнению практических работ в приложениях MS Office, терминологический словарь-справочник по теме «Компьютерные системы и комплексы». Полные методические указания по выполнению СРС по дисциплине «Информатика» реализованы в соответствующем метод.указаниях. Для работы во время консультаций с целью повышения мотивации к изучаемой дисциплине и качества работы в приложениях MS Office разработано УМП «Создание деловых документов с помощью приложений MS Office», которое так же используется по ряду специальностей и направлений подготовки студентов колледжа очного и заочного отделения. Наличие таких учебно-методических и дидактических материалов позволяет каждому студенту работать в своем индивидуальном темпе, а также дополнительно прорабатывать изучаемый материал во время самостоятельных занятий, в т.ч. дома. Все эти материалы располагаются на  сайте колледжа, также имеются в библиотеке в печатном виде и доступны в электронном виде во всех компьютерных классах. Вместе с тем, каждая новая тема сначала объясняется преподавателем, рассматривается на примерах, затем для закрепления полученных на занятии знаний студенты выполняют соответствующие упражнения и получают домашние задания. Полученные оценки за выполненные контрольно-оценочных заданий являются основой для выставления промежуточной аттестации. Итоговой аттестацией в первом семестре является комплексная работа, включающая в себя электронное тестирование по изученным темам и выполнение индивидуальных практических работ. Во втором семестре изучение дисциплины «Информатика» так же основывается на практической части и лекционной, то есть работы с рабочей тетрадью.

Для закрепления полученных теоретических и практических знаний студентам в течение всего учебного года предлагаются индивидуальные задания для самостоятельной работы согласно учебно-методическим пособиям по всем темам. Особенности выполнения самостоятельной работы и тематика индивидуальных заданий подробно изложены в методических указаниях по их выполнению.

Консультирование по выполнению индивидуальных заданий проводится как непосредственно в компьютерных классах (во время консультаций), так и через электронный обмен сообщениями, посредством Интернет.

Защита индивидуальных поисковых и проектных заданий (КОЗ №8, КОЗ №11) по соответствующим темам проводится в виде Круглого стола, когда каждый студент либо группа студентов выступают с презентацией выполненной работы, а преподаватель вместе с остальными студентами оценивает работу.

Индивидуальные задания (по учебно-методическим пособиям, КОЗ №12) выдаются студентам в качестве домашних заданий. Контроль выполненных заданий осуществляется либо непосредственно на занятиях, либо на консультациях.

Наличие методических рекомендаций по изучению каждой темы, большого набора заданий для самостоятельной работы по закреплению изучаемого материала (как в виде электронных заданий, так и в виде печатного сборника), компьютерных тестов для контроля знаний по каждой теме позволяет повысить эффективность учебного процесса.

Для подготовки к дифференцированному зачету (комплексная работа: электронное тестирование, практическая работа (3 варианта по 4 задания) студентам рекомендуются подготовленные учебники, практикумы, терминологический словарь-справочник, учебно-методические пособия,  вопросы для самоконтроля, заполненные ними рабочие тетради, а так же на сайт колледжа в начале учебного года размещается электронный тест (КОЗ №13) на 282 задания закрытой формы, во время проведения дифференцированного зачета из данного теста случайным образом выпадают 30 вопросов.

 

7.   Формы текущего, промежуточного контроля и требования при их проведении

 

В течение семестров текущий контроль успеваемости студентов проверяется в ходе практических занятий, при выполнении и оценке самостоятельных заданий, индивидуальных домашних работ, по результатам тестирования и тематических контрольных работ. Всего по текущему контролю разработаны контрольно-оценочные задания:

- ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1.                  КОЗ №1. Входной контроль - стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу информатики (Аудиторная работа)

Замечание: 1 вариант из 48 заданий выпадают в случайном порядке 30

2.                  КОЗ №2 по II разделу тема 2.2(Аудиторная работа)

Замечание 1 вариант из 17 заданий  в случайном порядке

3.                  КОЗ №3  по II разделу тема 2.1(Аудиторная работа)

Замечание: 1 вариант из 21 заданий выпадают в случайном порядке 17

4.                  КОЗ №5 по III  разделу тема 3.1(Аудиторная работа)

Замечание: 1 вариант из 102 заданий выпадут любые 86

5.                  КОЗ №6 по IV разделу (Аудиторная работа)

Замечание: 1 вариант из 30 заданий выпадают в случайном порядке

6.                  КОЗ №7 по V разделу (Аудиторная работа)

Замечание: 1 вариант из 168 заданий выпадут любые 86

- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА КОЗ №12 (СРС)

- ПОИСКОВАЯ РАБОТА КОЗ №11 (СРС)

- ЗАДАЧИ НА ПРОГРАММИРОВАНИЕ КОЗ №4(Аудиторная работа)

- РАСЧЕТНЫЕ РАБОТЫ КОЗ №9 (Аудиторная работа)

- ПРОЕКТНАЯ РАБОТА КОЗ №8 (СРС)

 

По итогам 1-го семестра предусмотрена комплексная работа с проверкой практических навыков по использованию изученных инструментальных программных средств и технологий.

Во 2-м семестре предусмотрен дифференцированный зачет (КОЗ №13)  с комплексной проверкой теоретических знаний, практических навыков и умений по применению информационных средств и технологий при решении прикладных задач.

Перечень контрольных вопросов для подготовки к промежуточной аттестации

1.      Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Информационные ресурсы общества.

2.      Виды гуманитарной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности.

3.      Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

4.       Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

5.       Подходы к понятиям информации и ее измерению. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

6.       Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.

7.       Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Компьютерные модели.

8.       Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации.

9.       Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

10.   Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

11.   Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

12.   Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

13.   Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

14.   Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

15.   Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

16.   Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных, графическая обработка статистических таблиц.

17.   Представление об организации баз данных и системах управления ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, социальных, кадровых и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

18.   Представление о программных средах компьютерной графики, презентациях и мультимедийных средах.

19.   Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

20.   Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

21.   Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

22.   Методы и средства создания и сопровождения сайта.

23.   Возможности сетевого программного обеспечения для организации личной и коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (социальные сети, интернет-СМИ, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.).

 

8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8.1 Перечень  учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.     Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. Учреждений сред.проф. образования. — М., 2014

2.     Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

3.     Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015

4.     Методическая разработка по выполнению практических работ по дисциплине «Информатика» для студентов первых курсов

5.     Учебно-методическое  пособие по дисциплине «Информатика» по теме «Алгоритмизация и программирование» (выполнение индивидуальных и домашних заданий)

6.     Учебно-методическое  пособие по дисциплине «Информатика» по теме  «Информационно-логические основы ЭВМ» (выполнение индивидуальных и домашних заданий)

7.     Учебно-методическое  пособие по выполнению внеаудиторных практических работ по теме «Архитектура компьютера» учебной дисциплины «Информатика»  (выполнение 8 домашних  практических работ, самоконтроль в виде теста)

8.     Практикум по выполнению практических работ в приложения MS Office учебной дисциплины «Информатика» (домашние задания по 5 разделу)

9.     Терминологический словарь-справочник по компьютерным системам и комплексам

10. Учебно-методическое пособие «Создание деловых документов с помощью приложений MS Office» для студентов I-IV курсов

11. Методические указания по оформлению сообщений, рефератов, проектов

12. Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика»

Дополнительные источники:

1.     Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014.

2.     Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для начинающих: учеб.издание. — М., 2011.

3.     Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А. Залогова — М., 2011.

4.     Логинов М. Д., Логинова Т. А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб.пособие. — М., 2010.

5.     Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.

6.     Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная безопасность: учеб.пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013.

7.     Назаров С. В., Широков А. И. Современные операционные системы: учеб.пособие. — М., 2011.

8.     Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.

9.     Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б. Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б. Г. Трусова. — М., 2014.

10. Сулейманов Р. Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб.пособие. — М.: 2012

11. Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.

12. Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014.

13. Шевцова А.М., Пантюхин П. Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб.пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011.

Дополнительные интернет – источники:

1.     www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).

2.     www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

3.     www. intuit. ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).

4.     www. lms. iite. unesco. org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).

5.     http://ru. iite. unesco. org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).

6.     www.megabook. ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика.Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).

7.     www. ict. edu. ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).

8.     www. digital-edu. ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).

9.     www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).

10. www. freeschool. altlinux. ru (портал Свободного программного обеспечения).

11. www. heap. altlinux. org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).

12. www. books. altlinux. ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice. org: Теория и практика»).

13. Сайт  Университетская библиотека онлайн [форма доступа]:

http://www.biblioclub.ru/

14. Федеральный сайт образования РФ [форма доступа]:

http://www.fciru.du/

Интерактивные электронные модули (диски):

-         Архив электронных образовательных модулей (из Федерального центра информационно-образовательных ресурсов)


8.2 Компьютерные программные средства

1.Операционная система Microsoft Windows 7 .

2.Пакет офисных программ Microsoft Office 2007.

3.Справочная правовая система «Консультант Плюс».

4.Программа easyQuizzy по созданию тестов

5. Электронные образовательные модули


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Часы для проведения контрольных (проверочных) работ взяты из часов практических работ

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

Учебно-методический комплекс (УМК) – это комплект документов и материалов, определяющий уровень обеспеченности дисциплины учебной, методической, справочно-библиографической и иной литературой, информационными ресурсами, контрольно-измерительными материалами и другими…

Учебно-методический комплекс (УМК) – это комплект документов и материалов, определяющий уровень обеспеченности дисциплины учебной, методической, справочно-библиографической и иной литературой, информационными ресурсами, контрольно-измерительными материалами и другими…

ЭВМ, а также привить студентам уверенные практические навыки по использованию средств вычислительной техники и программного обеспечения для организации обработки информации и решения прикладных задач

ЭВМ, а также привить студентам уверенные практические навыки по использованию средств вычислительной техники и программного обеспечения для организации обработки информации и решения прикладных задач

Интернет; −− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах; −− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных,…

Интернет; −− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах; −− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных,…

Интернете. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ·

Интернете. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ·

Определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач

Определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач

Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей

Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей

Рисунок 1 Скриншот учебного плана специальности 13

Рисунок 1 Скриншот учебного плана специальности 13

Таблица 2 Наименование разделов и тем

Таблица 2 Наименование разделов и тем

ЭВМ; основы защиты информации и сведений, методы защиты информации; компьютерный практикум

ЭВМ; основы защиты информации и сведений, методы защиты информации; компьютерный практикум

Архив электронных образовательных модулей (из

Архив электронных образовательных модулей (из

Принципы обработки информации компьютером с помощью средств программирования (алгоритмика)

Принципы обработки информации компьютером с помощью средств программирования (алгоритмика)

Поиск информации на государственных образовательных порталах

Поиск информации на государственных образовательных порталах

Построение таблиц истинности 1 итог 58 №Тема семинара

Построение таблиц истинности 1 итог 58 №Тема семинара

Индивидуальная практическая работа

Индивидуальная практическая работа

Методическая разработка по выполнению практических работ по дисциплине «Информатика»

Методическая разработка по выполнению практических работ по дисциплине «Информатика»

Наличие методических рекомендаций по изучению каждой темы, большого набора заданий для самостоятельной работы по закреплению изучаемого материала (как в виде электронных заданий, так и в…

Наличие методических рекомендаций по изучению каждой темы, большого набора заданий для самостоятельной работы по закреплению изучаемого материала (как в виде электронных заданий, так и в…

Перечень контрольных вопросов для подготовки к промежуточной аттестации 1

Перечень контрольных вопросов для подготовки к промежуточной аттестации 1

Представление об организации баз данных и системах управления ими

Представление об организации баз данных и системах управления ими

Учебно-методическое пособие по выполнению внеаудиторных практических работ по теме «Архитектура компьютера» учебной дисциплины «Информатика» (выполнение 8 домашних практических работ, самоконтроль в виде теста) 2

Учебно-методическое пособие по выполнению внеаудиторных практических работ по теме «Архитектура компьютера» учебной дисциплины «Информатика» (выполнение 8 домашних практических работ, самоконтроль в виде теста) 2

Шевцова А.М., Пантюхин П. Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб

Шевцова А.М., Пантюхин П. Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2022