Описание интерактивной дидактической игры "Математическое табу"
Оценка 4.9

Описание интерактивной дидактической игры "Математическое табу"

Оценка 4.9
Научные работы
doc
математика
11 кл +1
19.03.2018
Описание интерактивной дидактической игры "Математическое табу"
В работе рассматривается роль интерактивных методов в формировании познавательной активности учащихся. В частности, анализируется такая форма обучения как дидактическая игра. В рамках проведенного исследования предлагается описание разработанной интерактивной обучающей игры «Математическое табу», которая предназначена для учащихся, не имеющих ярко выраженного познавательного интереса в изучении математики. В основу методической разработки положена идея настольной игры «Табу», связанная с обогащением словарного запаса и развитием коммуникативных способностей ее участников.
Математическое табу. Наметова..doc
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ТАБУ» Наметова Ксения Николаевна Уральский государственный университет путей сообщения» в г. Перми (ПИЖТ УрГУПС) Основные   методические   инновации   сегодня   связаны   с   применением интерактивных   методов   обучения.   Слово   «интерактив»   пришло   к   нам   из английского   языка   и   происходит   от   слова   «interact»   («inter»  –  «взаимный», «act» – действовать) [4, с. 373]. Термин «интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем­либо (человеком) или чем­либо (например,  с  компьютером).  Следовательно,  интерактивное  обучение  –  это, прежде   всего,   диалоговое   обучение,   в   ходе   которого   осуществляется взаимодействие   преподавателя   и   обучаемого   [2, с. 14].   При   использовании интерактивных   методов   обучаемый   становится   полноправным   участником процесса   восприятия,   его   опыт   служит   основным   источником   учебного познания.   При   этом   преподаватель   не   дает   готовых   знаний,   но   побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. Одной из форм интерактивного обучения является дидактическая игра, представляющие собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является   и игровым   методом   обучения   учащихся,   и формой   обучения, и самостоятельной   игровой   деятельностью,   и средством   всестороннего воспитания личности ребенка. В   процессе   обучения   используются   дидактические   игры   как   особый вариант педагогического общения. Приведем некоторые определения понятия «дидактическая игра» (табл. 1).  Таблица 1 Определения понятия «дидактическая игра» Определение  –  Дидактическая игра  –  это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания [1, с. 156]. это форма   учебно­воспитательной Дидактическая   игра деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации; игра является   одним   из   средств   активизации   учебного   процесса, способствует умственному развитию [3, с. 351]. Дидактическая   игра  –  это   один   из   методов   обучения  и   форма организации   деятельности, (имитирующей) разнообразные ситуации [4, с. 336]. Дидактические   игры  –  приспособленные для целей обучения игры [5, с. 12]. это   специально   создаваемые   или   воспроизводящей   Автор В. Н. Кругликов С. М. Вишнякова Г. А. Новошконова В. Г. Панов Проведя   анализ   данных   (табл.   1),   мы   можем   сделать   вывод,   что дидактическая игра является активной или интерактивной формой обучения, в которой   одновременно   действуют   два   начала:   познавательное   (учебное)   и занимательное   (игровое).   В   дидактической   игре   учебные,   познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог обучает, учит, а косвенно, учащиеся овладевают знаниями, играя. Сказанное   выше   обуславливает   актуальность   использования дидактической игры в процессе обучения. Дидактическая   игра   «Математическое   табу»   разработана   на   основе настольной   игры   «Табу»,   основное   назначение   которой  –  обогащение словарного   запаса    формирование   умения   объяснять   и интерпретировать.    игроков, Применение   разработанной   игры   в   процессе   обучения   может преследовать следующие цели: 1.   Образовательные:   закрепление   знаний   по   соответствующей   теме, понимание   математической   терминологии;   ознакомление   с   алгоритмом решения определенного вида задач и другие. 2.   Воспитывающие:  воспитание   познавательной   активности,   чувства ответственности;  формирование   умения   грамотно   строить   математическую речь и культуры общения. 3. Развивающие: развитие интереса к предмету; развитие мыслительных операций: сравнение, аналогия, обобщения. Любая дидактическая игра имеет следующие структурные компоненты: 1. Дидактическая задача. 2. Игровая задача. 3. Игровое действие. 4. Правила игры. 5. Результат (подведение итогов) игры. 6. Анализ игры. Содержание   и   реализация   этих   компонентов   в   игровом   процессе зависят от дидактических целей урока (его этапа), на котором применяется игра.   Ниже   раскрыто   содержание   структурных   компонентов   игры «Математическое   табу»   при   постановке   следующей   образовательной   цели: актуализация знаний учащихся по определенной теме. Подготовительный этап Преподавателю необходимо провести отбор математических терминов по определенной теме и разработать для них карточки (рис. 1). Рис. 1. Карточка – термин   Блок  А  –   название   термина,   которое   необходимо   объяснить «Исполнителю», но при этом ему нельзя использовать слова, написанные в блоке В. Дидактическая задача Повторение   математической   терминологии   по   выбранной   теме,   ее закрепление и понимание. Игровая задача Педагог предлагает учащимся «угадать» («отгадать») математический термин по его описанию в карточке (рис. 1). Игровое действие «Отгадывание»   названия   математического   термина   по   определенной теме, используя карточки (рис. 1). Правила игры 1. В игре участвует команда с минимальным количеством участников 5 игроков (максимум 3 команды). 2.   Команда   перед   началом   получения   карточки   должна   выбрать «Исполнителя».   В   роли   «Исполнителя»   должны   побывать   все   участники команды. 3.   «Исполнитель»   не   должен   показывать   или   оглашать   содержимое карточки другим участникам команды. 4.   «Исполнителю»   необходимо   объяснить   словами   блок  А,   так   чтобы остальные   участники   команды   догадались   («отгадали»)   о   каком математическом   термине   идет   речь,   но   при   этом   «Исполнителю»   нельзя использовать слова, написанные в блоке В. 5. У «Исполнителя» есть 1 или 2 минуты на выполнение полученного задания. 6.   Если   участники   команды   не   могут   выполнить   задание,   которое объясняет «Исполнитель», то ответ может предложить другая команда и ход – получения и объяснение новой карточки переходит к другой команде. Результат (подведение итогов) игры При   проведении   итогов   игры   учащимся   следует   задать   вопросы, которые   способствовали   бы   выявлению   степени   усвоения   знаний (математических терминов по соответствующей теме). Анализ игры Важно   проанализировать   прошедшую   деятельность   на   занятии. Проведите   анкетирование   или   обсуждение   для   выявления   отношения учащихся к такому виду обучения. В   заключении   приведем   примеры   карточек   с   математическими терминами   по   теории   интегрального   исчисления,   которые   могут использоваться при повторении таких понятий как  «первообразная» (рис. 2), «определенный   интеграл»   (рис.   3),   «геометрический   смысл   определенного интеграла» (рис. 4), «формула Ньютона – Лейбница» (рис. 5). Рис.2. Карточка «Первообразная» Рис.3. Карточка «Определенный интеграл» Рис.4. Карточка «Геометрический смысл определенного интеграла» Рис.5. Карточка «Формула Ньютона ­ Лейбница» Литература 1.   Кругликов,   В.Н.  Активное   обучение   в   техническом   вузе:   теория, технология, практика / В.Н. Кругликов. – СПб.: ВИТУ, 1998. – 320 с. 2. Кларин, М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин. – М.: Просвещение, 1998. – 156 с. 3.   Профессиональное   образование.   Словарь.   Ключевые   понятия, термины, актуальная  лексика  /  Под  ред. С.М.  Вишняковой. –   М.:  НМЦСПО, 1999. – 538 с. 4. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова. – М.: Больная российская энциклопедия, 1993. – 1800 с. 5. Словарь   социального   педагога. / Под ред. Г.А. Новокшоновой. – М.: ПОИПКРО, 2000. – 57 с.

Описание интерактивной дидактической игры "Математическое табу"

Описание интерактивной дидактической игры "Математическое табу"

Описание интерактивной дидактической игры "Математическое табу"

Описание интерактивной дидактической игры "Математическое табу"

Описание интерактивной дидактической игры "Математическое табу"

Описание интерактивной дидактической игры "Математическое табу"

Описание интерактивной дидактической игры "Математическое табу"

Описание интерактивной дидактической игры "Математическое табу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018