Описание личного опыта
Оценка 4.8

Описание личного опыта

Оценка 4.8
Семинары
docx
русский язык
9 кл
25.08.2017
Описание личного опыта
Материал представляет собой обмен личным опытом с коллегами на семинаре,где был дан мастер-класс по теме" Эффективные способы подготовки учащихся к ОГЭ". К описанию подобраны тексты по классам для работы над комплексным анализом текста.К текстам прилагаются задания по всем разделам русского языка.Доклад по теме"Эффективные способы подготовки к ОГЭ"
РМО- Подготовка к огэ(доклад).docx
Приложение.  Примеры тестовых заданий для учащихся 6, 8 кл. 6 класс                                                             Часть 1   Прослушайте   текст   и   выполните   задание   С1.   Напишите   сжатое изложение.   Учтите,   что   нужно   передать   главное   содержание   как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 50 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.                                             ЛЕВ И СОБАЧКА         Однажды   в   зверинце   кинули   льву   на   корм   беспризорную   собачонку. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул   ее  лапой   и   перевернул.  Собачка   вскочила   и   стала   перед   львом   на задние лапки. Лев смотрел на собачку, качал головой и не трогал ее. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером лев лег спать, а собачка легла возле него и положила голову ему на лапу.     С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, делился кормом, а иногда играл с ней». Однажды кто­то из посетителей узнал свою собачку и попросил хозяина зверинца вернуть ее. Хозяин стал звать собачку, чтобы взять ее из клетки, но лев ощетинился и зарычал.      Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть. Он все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. А когда он понял, что она умерла, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя  хвостом  по  бокам, бросился  на  стену клетки  и стал грызть засовы и пол.      Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. На шестой день лев умер.  (По Л. Толстому)                                                               Часть 2                   Прочтите текст и выполните задания А1­А3; В1­В8            (1)Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений! (2)Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начать.      (3)Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. (4) В народе говорят, что туча не прошла, а свалилась. (5) Молнии то бьют в землю   прямым   ударом,   то   полыхают   в   чёрных   тучах,   как   вырванные   с корнем   ветвистые   деревья.   (6)   Гром   перекатывается,   грохочет,     ворчит, рокочет, встряхивается земля… В русском языке множество слов для обозначения небесных явлений. Грозы, молнии, зарницы – небесные явления.   Для   полного   овладения     русским   языком   достаточно   общения   с 1) 2) 3) природой.    А3. Какое средство выразительности языка не использовано в тексте? 1) 2) 3) интонацией, для передачи быстро сменяющихся картин 4) градация (расположение слов в порядке усиления действия, признака) слова с переносным значением однородные   члены   предложения,   связанные   перечислительной       (7) Рядом с зарницей стоит слово заря – одно из прекраснейших слов русского языка. (8) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.  (9) Она разливает по небу множество красок   и медленно переходит в сумерки и ночь…        (10) Я уверен, что для полного овладения русским языком нужно не только общение с народом, но и общение с природой.                                                                                       (По К. Паустовскому) К   каждому   заданию   А1­А3   даны     3­4   варианта   ответа,   из   которых только один правильный. А1.Определите тип речи повествование описание рассуждение 1) 2) 3) А2. Какое высказывание полнее раскрывает главную мысль текста? эпитеты Задания В1 –В8 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами. В1.  Из предложения 4 выпишите слова с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением. В.Из   предложений   7­9   выпишите   слово,   в   котором   правописание приставки  определяется   правилом:   «Если   после   приставки   следует звонкий согласный , то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук» В3.  Из   предложения   3   выпишите   слово   с  непроверяемой  безударной гласной в корне  слова. В4.   Из   предложений   7­9   выпишите   слово,   правописание  суффикса  в котором определяется правилом: «В суффиксах  прилагательных – енн­ (­ онн­) пишется НН» В5. Из предложения 7 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения. В6. Среди предложений 1­3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. В7.  Выпишите грамматическую основу из предложения 9  В8.   В   приведённом   ниже   предложении   пронумерованы   все   запятые. Выпишите   цифры,  обозначающие   запятые   между   однородными   членами. Гром   перекатывается,(1)   грохочет,(2)     ворчит,(3)   рокочет,(3) встряхивается земля…                                                             Часть 3    Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста:  «Я уверен, что для полного овладения русским языком нужно не только общение с народом, но и общение с природой». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера данных предложений или цитируйте сами предложения. Объём сочинения должен составлять не менее 30 слов. 8 класс                                                        Вариант 1               Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.   Объём   сжатого   изложения   —   не   менее   60   слов.  Пишите   изложение аккуратно, разборчивым почерком.                                                    В Мещёрском крае   В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов   и   прозрачного   воздуха.   Но   все   же   край   этот   обладает   большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.     Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.   В   Мещёрском   крае   можно   увидеть   сосновые   боры,   где   так торжественно и тихо, что бубенчик заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом, и вершины сосен гнутся вслед пролетающим   облакам.  В   Мещёрском   крае   можно   увидеть   лесные   озера   с темной   водой,   обширные   болота,   покрытые   ольхой   и   осиной,   одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.    Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов   и   ястребов,   свист   иволги,   суетливый   стук   дятлов,   вой   волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам — разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.     Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей,   очень   знакомой,   когда   о   ней   можно   рассказывать   удивительные истории.  (По К. Паустовскому)                                                         Часть 2. Прочитайте текст. Выполните задания А1­ А6, В1­В14    (1) Байкал — величайшее пресноводное озеро мира, главный родник России. (2) Обитает в нём свыше 1300 видов растений и животных, не встречающихся больше нигде. (3) Самый интересный и распространённый обитатель озера — рачок эпимура, который очищает воду, фильтруя её через свою раковину. (4) Но   дорожит   ли   человек   священным   озером,   которое   является   настоящим чудом природы? (5) Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к фактам. (6) Огромный вред озеру, не говоря о вырубке лесов в бассейне Байкала, нанёс в прошлом   веке   Байкальский   целлюлозно­бумажный   комбинат, вырабатывавший   целлюлозу,   которая   не   может   быть   получена   без   чистой воды. (7) Химическая очистка стоков не была предусмотрена совсем, и они разбавлялись ценнейшей байкальской водой, а в озеро уходила смесь из ядов, которая оказывает губительное влияние на всё живое. (8) Только за последние 20   лет   работы   комбината   им   сброшено   в   озеро   более   1,5   миллиарда квадратных   метров   промышленных   стоков!   (9)   Концентрация   вредных веществ в озере стала опасной для его обитателей, сбросы повлекли за собой гибель   рыбы,   а   газовые   выбросы   привели   к   гибели   тайги:   стали   усыхать наиболее   чувствительные   к   загрязнению   пихтовые   деревья,   а   сорок   тысяч гектаров   леса   погибло   безвозвратно.   (10)   Подсчёты   показали,   что экологический   ущерб   от   деятельности   комбината   во   много   раз   превысил стоимость выпущенной им продукции. (11) Нравственно ли отдавать такие ресурсы, как байкальская вода, для промышленной продукции, пусть даже самой   лучшей?   (12)   Кто   же   сегодня   является   основным   загрязнителем атмосферы   в   бассейне   Байкала?   (13)   Это   вольфрамо­молибденовый, металлургический   комбинаты,   несколько   крупных   электростанций;   кроме того, дымят не только котельные, но и свалки, в том числе на берегу озера. (14) Под давлением экологов уже прекращены перевозки нефтепродуктов по Байкалу, остановлен сплав леса по рекам и самому озеру, но берега многих речек бассейна Байкала всё  же остаются заваленными топляком. . (15) Однако всё равно сегодня насчитывается 150 источников загрязнения озера! (16) А ведь стоит помнить о том, что смена воды в озере идёт очень медленно; вода, по подсчётам специалистов, обновляется за 400 лет. (17) А это значит, что попадающие в него стоки загрязняют Байкал на века. (18) Путь к   спасению   Байкала   нелёгок   и   очень   долог,   но   есть   ещё   надежда,   что экологический подход к проблеме постепенно станет нормой нашей жизни.                                                                               (По Ю. А. Школенко) А1.  В   каком   предложении   сформулирована   основная   мысль   прочитанного текста?    1)   (1)   Байкал   —   величайшее   пресноводное   озеро   мира,   главный   родник России.    2)   (3)   Самый   интересный   и   распространённый   обитатель   озера   —   рачок эпимура, который очищает воду, фильтруя её через свою раковину.    3)   (10)   Подсчёты   показали,   что   экологический   ущерб   от   деятельности комбината во много раз превысил стоимость выпущенной им продукции.   4) (18) Путь к спасению Байкала нелёгок и очень долог, но есть ещё надежда, что   экологический   подход   к   проблеме   постепенно   станет   нормой   нашей жизни. А2.  Выберите   верное   продолжение   ответа   на   вопрос:   почему   автор заканчивает   текст   словами   «Путь   к   спасению   Байкала   нелёгок   и   очень долог»?  Такая концовка текста…   1)   подчёркивает   серьёзность   поднятой   проблемы   экологического неблагополучия в бассейне Байкала.  2) призывает читателя серьёзно заняться изучением литературы по проблеме экологии.   3)   свидетельствует   о   пессимистическом   мировосприятии   автора   и   его сомнении в успехе принимаемых мер по спасению Байкала.   4)   заставляет   читателя   задуматься   о   необходимости   издавать   научно­ популярную литературу о природе России. А3. Какова основная мысль второго абзаца текста (предложение 6—11)?   1) При строительстве Байкальского целлюлозно­бумажного комбината была предусмотрена химическая очистка промышленных стоков.  2) Колоссальный вред озеру принесла вырубка лесов в бассейне Байкала, что повлекло за собой существенные климатические изменения в данном регионе страны.  3) В результате безответственной вырубки лесов безвозвратно погибло сорок тысяч гектаров леса в окрестностях Байкала.   4)   Основной   причиной   экологической   катастрофы   Байкала   стала деятельность целлюлозно­бумажного комбината. А4. Каково значение слова ТОПЛЯК, употреблённого в предложении 14?   1) следы разлившихся нефтепродуктов на поверхности воды  2) сплав леса по рекам и озёрам  3) затонувшие брёвна при сплаве леса по реке или озеру  4) водяное травянистое растение, образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды А5.  В   каком   варианте   ответа   содержание   второго   предложения противопоставлено содержанию первого?    1)   (3)   Самый   интересный   и   распространённый   обитатель   озера   —   рачок эпимура, который очищает воду, фильтруя её через свою раковину. (4) Но дорожит ли человек священным озером, которое является настоящим чудом природы?   2)   (10)   Подсчёты   показали,   что   экологический   ущерб   от   деятельности комбината во много раз превысил стоимость выпущенной им продукции. (11) Нравственно   ли   отдавать   такие   ресурсы,   как   байкальская   вода,   для промышленной продукции, пусть даже самой лучшей?  3) (14) Под давлением экологов уже прекращены перевозки нефтепродуктов по Байкалу, остановлен сплав леса по рекам и самому озеру, но берега многих речек бассейна Байкала всё же остаются заваленными топляком. (15) Однако всё равно сегодня насчитывается 150 источников загрязнения озера!   4) (16) А ведь стоит помнить о том, что смена воды в озере идёт очень медленно и что вода, по подсчётам специалистов, обновляется за 400 лет. (17) А это значит, что попадающие в него стоки загрязняют Байкал на века. А6. Укажите предложение, в котором использована метафора.    1)   (1)   Байкал   —   величайшее   пресноводное   озеро   мира,   главный   родник России.    2)   (3)   Самый   интересный   и   распространённый   обитатель   озера   —   рачок эпимура, который очищает воду, фильтруя её через свою раковину.   3) (6) Огромный вред озеру, не говоря о вырубке лесов в бассейне Байкала, нанёс   в   прошлом   веке   Байкальский   целлюлозно­бумажный   комбинат, вырабатывавший   целлюлозу,   которая   не   может   быть   получена   без   чистой воды.    4) (11) Нравственно ли отдавать такие ресурсы, как байкальская вода, для промышленной продукции, пусть даже самой лучшей? В1.  Замените   слово   ОБИТАТЕЛЬ   из   предложения   3   стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.  В2. Из предложений 1—5 выпишите слово с чередующейся гласной. В3.  Из   предложений   8—11   выпишите   слова,   в   которых   правописание приставки зависит от её значения.  В4.  Из   предложений   6—11   выпишите   слово,   в   котором   правописание   НН определяется   правилом:   «В   суффиксе   полного   страдательного   причастия пишется НН, если есть зависимое слово».  В5.  В   приведённых   ниже   предложениях   из   прочитанного   текста пронумерованы   все   запятые.  Выпишите   цифры,  обозначающие   запятые   при обособленном определении.  Байкал — величайшее пресноводное озеро мира,(1) главный родник России. Обитает в нём свыше 1300 видов растений и животных,(2) не встречающихся больше   нигде.   Самый   интересный   и   распространённые   обитатель   озера   — рачок   эпимура,(3)   который   очищает   воду,(4)   фильтруя   её   через   свою раковину. Но дорожит ли человек священным озером,(5) которое является настоящим чудом природы? Чтобы ответить на этот вопрос,(6) обратимся к фактам.   Огромный   вред   озеру,(7)   не   говоря   о   вырубке   лесов   в   бассейне Байкала,(8)   нанёс   в   прошлом   веке   Байкальский   целлюлозно­бумажный комбинат,(9) вырабатывавший целлюлозу. В6.  В   приведённых   ниже   предложениях   из   прочитанного   текста пронумерованы   все   запятые.  Выпишите   цифры,  обозначающие   запятые   при обособленных обстоятельствах.  Байкал — величайшее пресноводное озеро мира,(1) главный родник России. Обитает в нём свыше 1300 видов растений и животных,(2) не встречающихся больше   нигде.   Самый   интересный   и   распространённые   обитатель   озера   — рачок   эпимура,(3)   который   очищает   воду,(4)   фильтруя   её   через   свою раковину. Но дорожит ли человек священным озером,(5) которое является настоящим чудом природы? Чтобы ответить на этот вопрос,(6) обратимся к фактам.   Огромный   вред   озеру,(7)   не   говоря   о   вырубке   лесов   в   бассейне Байкала,(8)   нанёс   в   прошлом   веке   Байкальский   целлюлозно­бумажный комбинат,(9) вырабатывавший целлюлозу. В7.  В   приведённых   ниже   предложениях   из   прочитанного   текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.  Подсчёты показали,(1) что экологический ущерб от деятельности комбината во много раз превысил стоимость выпущенной им продукции. Нравственно ли отдавать   такие   ресурсы,(2)   как   байкальская   вода,(3)   для   промышленной продукции,(4) пусть даже самой лучшей? Кто же сегодня является основными загрязнителями атмосферы в бассейне Байкала?  Это вольфрамо­молибденовый,(5) металлургический комбинат,(6) несколько крупных электростанций,(7) кроме того,(8) дымят не только котельные,(9) но и свалки,(10) в том числе на берегу озера. В8.  Замените   словосочетание   БАЙКАЛЬСКАЯ   ВОДА   (предложение   7), построенное   на   основе   согласования,   синонимичным   словосочетанием   со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. В9. Выпишите грамматическую основу предложения 12.  В10. Выпишите составное глагольное сказуемое из предложения 9.  В11.  Среди   предложений   12—16   найдите   предложения   с   однородными членами. Напишите номера этих предложений.  В12.  Среди   предложений   16—18   найдите   предложение   с   вводным словосочетанием. Выпишите вводное словосочетание.  В13. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.  В14.  Среди предложений 16—18 найдите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения. .                     Часть 2. Прочитайте текст. Выполните задания А1­ А6, В1­В14    (1) Байкал — величайшее пресноводное озеро мира, главный родник России. (2) Обитает в нём свыше 1300 видов растений и животных, не встречающихся больше нигде. (3) Самый интересный и распространённый обитатель озера — рачок эпимура, который очищает воду, фильтруя её через свою раковину. (4) Но   дорожит   ли   человек   священным   озером,   которое   является   настоящим чудом природы? (5) Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к фактам. (6) Огромный вред озеру, не говоря о вырубке лесов в бассейне Байкала, нанёс в прошлом   веке   Байкальский   целлюлозно­бумажный   комбинат, вырабатывавший   целлюлозу,   которая   не   может   быть   получена   без   чистой воды. (7) Химическая очистка стоков не была предусмотрена совсем, и они разбавлялись ценнейшей байкальской водой, а в озеро уходила смесь из ядов, которая оказывает губительное влияние на всё живое. (8) Только за последние 20   лет   работы   комбината   им   сброшено   в   озеро   более   1,5   миллиарда квадратных   метров   промышленных   стоков!   (9)   Концентрация   вредных веществ в озере стала опасной для его обитателей, сбросы повлекли за собой гибель   рыбы,   а   газовые   выбросы   привели   к   гибели   тайги:   стали   усыхать наиболее   чувствительные   к   загрязнению   пихтовые   деревья,   а   сорок   тысяч гектаров   леса   погибло   безвозвратно.   (10)   Подсчёты   показали,   что экологический   ущерб   от   деятельности   комбината   во   много   раз   превысил стоимость выпущенной им продукции. (11) Нравственно ли отдавать такие ресурсы, как байкальская вода, для промышленной продукции, пусть даже самой   лучшей?   (12)   Кто   же   сегодня   является   основным   загрязнителем атмосферы   в   бассейне   Байкала?   (13)   Это   вольфрамо­молибденовый, металлургический   комбинаты,   несколько   крупных   электростанций;   кроме того, дымят не только котельные, но и свалки, в том числе на берегу озера. (14) Под давлением экологов уже прекращены перевозки нефтепродуктов по Байкалу, остановлен сплав леса по рекам и самому озеру, но берега многих речек бассейна Байкала всё же остаются  заваленными   топляком.  (15)   Однако   всё   равно   сегодня   насчитывается   150 источников загрязнения озера! (16) А ведь стоит помнить о том, что смена воды   в   озере   идёт   очень   медленно;   вода,   по   подсчётам   специалистов, обновляется   за  400  лет. (17)   А   это   значит,  что   попадающие   в   него   стоки загрязняют Байкал на века. (18) Путь к спасению Байкала нелёгок и очень долог, но есть ещё надежда, что экологический подход к проблеме постепенно станет нормой нашей жизни.                                                                               (По Ю. А. Школенко) А1.  В   каком   предложении   сформулирована   основная   мысль   прочитанного текста?    1)   (1)   Байкал   —   величайшее   пресноводное   озеро   мира,   главный   родник России.    2)   (3)   Самый   интересный   и   распространённый   обитатель   озера   —   рачок эпимура, который очищает воду, фильтруя её через свою раковину.    3)   (10)   Подсчёты   показали,   что   экологический   ущерб   от   деятельности комбината во много раз превысил стоимость выпущенной им продукции.   4) (18) Путь к спасению Байкала нелёгок и очень долог, но есть ещё надежда, что   экологический   подход   к   проблеме   постепенно   станет   нормой   нашей жизни. А2.  Выберите   верное   продолжение   ответа   на   вопрос:   почему   автор заканчивает   текст   словами   «Путь   к   спасению   Байкала   нелёгок   и   очень долог»?  Такая концовка текста…   1)   подчёркивает   серьёзность   поднятой   проблемы   экологического неблагополучия в бассейне Байкала.  2) призывает читателя серьёзно заняться изучением литературы по проблеме экологии. 3)   свидетельствует   о   пессимистическом   мировосприятии   автора   и   его сомнении в успехе принимаемых мер по спасению Байкала.   4)   заставляет   читателя   задуматься   о   необходимости   издавать   научно­ популярную литературу о природе России. А3. Какова основная мысль второго абзаца текста (предложение 6—11)?   1) При строительстве Байкальского целлюлозно­бумажного комбината была предусмотрена химическая очистка промышленных стоков.  2) Колоссальный вред озеру принесла вырубка лесов в бассейне Байкала, что повлекло за собой существенные климатические изменения в данном регионе страны.  3) В результате безответственной вырубки лесов безвозвратно погибло сорок тысяч гектаров леса в окрестностях Байкала.   4)   Основной   причиной   экологической   катастрофы   Байкала   стала деятельность целлюлозно­бумажного комбината. А4. Каково значение слова ТОПЛЯК, употреблённого в предложении 14?   1) следы разлившихся нефтепродуктов на поверхности воды  2) сплав леса по рекам и озёрам  3) затонувшие брёвна при сплаве леса по реке или озеру  4) водяное травянистое растение, образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды А5.  В   каком   варианте   ответа   содержание   второго   предложения противопоставлено содержанию первого?    1)   (3)   Самый   интересный   и   распространённый   обитатель   озера   —   рачок эпимура, который очищает воду, фильтруя её через свою раковину. (4) Но дорожит ли человек священным озером, которое является настоящим чудом природы?   2)   (10)   Подсчёты   показали,   что   экологический   ущерб   от   деятельности комбината во много раз превысил стоимость выпущенной им продукции. (11) Нравственно   ли   отдавать   такие   ресурсы,   как   байкальская   вода,   для промышленной продукции, пусть даже самой лучшей?  3) (14) Под давлением экологов уже прекращены перевозки нефтепродуктов по Байкалу, остановлен сплав леса по рекам и самому озеру, но берега многих речек бассейна Байкала всё же остаются заваленными топляком. (15) Однако всё равно сегодня насчитывается 150 источников загрязнения озера!   4) (16) А ведь стоит помнить о том, что смена воды в озере идёт очень медленно и что вода, по подсчётам специалистов, обновляется за 400 лет. (17) А это значит, что попадающие в него стоки загрязняют Байкал на века. А6. Укажите предложение, в котором использована метафора. 1)   (1)   Байкал   —   величайшее   пресноводное   озеро   мира,   главный   родник России.    2)   (3)   Самый   интересный   и   распространённый   обитатель   озера   —   рачок эпимура, который очищает воду, фильтруя её через свою раковину.   3) (6) Огромный вред озеру, не говоря о вырубке лесов в бассейне Байкала, нанёс   в   прошлом   веке   Байкальский   целлюлозно­бумажный   комбинат, вырабатывавший   целлюлозу,   которая   не   может   быть   получена   без   чистой воды.    4) (11) Нравственно ли отдавать такие ресурсы, как байкальская вода, для промышленной продукции, пусть даже самой лучшей? В1.  Замените   слово   ОБИТАТЕЛЬ   из   предложения   3   стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.  В2. Из предложений 1—5 выпишите слово с чередующейся гласной.  В3.  Из   предложений   8—11   выпишите   слова,   в   которых   правописание приставки зависит от её значения.  В4.  Из   предложений   6—11   выпишите   слово,   в   котором   правописание   НН определяется   правилом:   «В   суффиксе   полного   страдательного   причастия пишется НН, если есть зависимое слово».  В5.  В   приведённых   ниже   предложениях   из   прочитанного   текста пронумерованы   все   запятые.  Выпишите   цифры,  обозначающие   запятые   при обособленном определении.  Байкал — величайшее пресноводное озеро мира,(1) главный родник России. Обитает в нём свыше 1300 видов растений и животных,(2) не встречающихся больше   нигде.   Самый   интересный   и   распространённые   обитатель   озера   — рачок   эпимура,(3)   который   очищает   воду,(4)   фильтруя   её   через   свою раковину. Но дорожит ли человек священным озером,(5) которое является настоящим чудом природы? Чтобы ответить на этот вопрос,(6) обратимся к фактам.   Огромный   вред   озеру,(7)   не   говоря   о   вырубке   лесов   в   бассейне Байкала,(8)   нанёс   в   прошлом   веке   Байкальский   целлюлозно­бумажный комбинат,(9) вырабатывавший целлюлозу. В6.  В   приведённых   ниже   предложениях   из   прочитанного   текста пронумерованы   все   запятые.  Выпишите   цифры,  обозначающие   запятые   при обособленных обстоятельствах. Байкал — величайшее пресноводное озеро мира,(1) главный родник России. Обитает в нём свыше 1300 видов растений и животных,(2) не встречающихся больше   нигде.   Самый   интересный   и   распространённые   обитатель   озера   — рачок   эпимура,(3)   который   очищает   воду,(4)   фильтруя   её   через   свою раковину. Но дорожит ли человек священным озером,(5) которое является настоящим чудом природы? Чтобы ответить на этот вопрос,(6) обратимся к фактам.   Огромный   вред   озеру,(7)   не   говоря   о   вырубке   лесов   в   бассейне Байкала,(8)   нанёс   в   прошлом   веке   Байкальский   целлюлозно­бумажный комбинат,(9) вырабатывавший целлюлозу. В7.  В   приведённых   ниже   предложениях   из   прочитанного   текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.  Подсчёты показали,(1) что экологический ущерб от деятельности комбината во много раз превысил стоимость выпущенной им продукции. Нравственно ли отдавать   такие   ресурсы,(2)   как   байкальская   вода,(3)   для   промышленной продукции,(4) пусть даже самой лучшей? Кто же сегодня является основными загрязнителями атмосферы в бассейне Байкала?  Это вольфрамо­молибденовый,(5) металлургический комбинат,(6) несколько крупных электростанций,(7) кроме того,(8) дымят не только котельные,(9) но и свалки,(10) в том числе на берегу озера. В8.  Замените   словосочетание   БАЙКАЛЬСКАЯ   ВОДА   (предложение   7), построенное   на   основе   согласования,   синонимичным   словосочетанием   со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. В9. Выпишите грамматическую основу предложения 12.  В10. Выпишите составное глагольное сказуемое из предложения 9.    12 ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ «Школу делает школой учитель. Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прием письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы… Учитель – мастер, виртуоз, он как по нотам играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока. Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя тремя «секретами».– Приемы педагогической техники - это сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему» (А Гин. Приемы педагогической техники. У каждого учителя вырабатывается своя система работы подготовки к ОГЭ,  которая позволяет учащимся достичь хороших показателей по предмету.     занятии.        Один из приёмов работы по теме  – это сбор материала по подготовке к экзамену. Учащимся   собирают   весь   материал   в   папку,   которая   носит   название «Подготовка к ОГЭ». В папку ребята   вкладывают материал, который мы разбираем,   решаем   на   каждом   индивидуальном     Это   и теоретический материал в виде схем, таблиц, записей, и практический, то есть решение   заданий,   структура   которых   приближена   к   контрольным измерительным материалам ОГЭ    Мы ведём  тетради­справочники  по русскому языку.. Каждая тема, раздел русского   языка   в   тетради­справочнике   оформлен   в   виде   схем,   таблиц, алгоритмов работы. Ребята уже привыкли к такому приёму работы, и, по их мнению, они  учат правила не по учебнику, а  используя эту  тетрадь.     Считаю, что эта работа  целесообразна, так как в  9 классе, а также и в 11 классе   им   не   нужно   будет   брать   учебники,   чтобы   вспомнить   то   или   иное правило,   орфограмму.   Всё   необходимое   у   них   собрано   в   тетрадях­ справочниках, тетрадях для орфограмм ­  стоит только открыть и повторить материал.     Подготовка   к   ОГЭ   по   русскому   языку  предполагает   самостоятельную работу   учащихся  (Использование   Интернета).   К   сожалению,   не   у   каждого ученика   есть   компьютер   дома,   выход   в   Интернет.   Предлагаю   детям самостоятельно решать тесты в режиме онлайн, но это удается не всем. На рабочем столе одного из компьютеров в школе для учащихся я создала папку «ГИА.   Русский   язык»,   в   которую   периодически     вношу   материал   по подготовке   к   ГИА,   как   теоретические   вопросы,   так   и   практические.   На индивидуальных   занятиях,   уроках   русского   языка,   самостоятельной домашней работе  ребята его используют.           Актуальные вопросы подготовки к ГИА 1)Организация информационной работы по подготовке учащихся к ОГЭ.  2)Диагностико­аналитическая работа (мониторинг качества). 3)Учебно­методическое   обеспечение   деятельности   педагогов     совершенствование их профессиональной компетентности.   и 4)Контроль уровня  обученности учащихся.  5)Психологическая   подготовка   к   ГИА.(на   этот   вопрос   обратить   особое внимание:   ни   в   коем   случае   не   запугивать   детей,   нужно   вселять   в   них уверенность,создавать ситуации успешности.)                                                                  Системный подход в работе. . .     Консультации во внеурочное время (по мере необходимости) по вопросам подготовки к ОГЭ.    Создание в  учебном кабинете методической копилки материалов базового уровня сложности,  сменного стенда « Сдам успешно ОГЭ».   Проведение   репетиционных   экзаменов.   Самоконтроль   в   учебной деятельности. Использование различных форм взаимопомощи.                   Помимо  тестов, на уроках русского языка учащиеся выполняют разные задания:  комплексный   анализ   текста,   грамматические   задания   к   диктанту, творческие упражнения  и т.д. Вопросы и задания подбираются   так, чтобы учащиеся,   изучив   новую   тему,   повторили   также   разные   разделы   языка. Ежеурочная     лингвистическая   разминка  ­   один   из   видов     регулярного повторения на уроке при подготовке к ОГЭ. Продолжительность ее не более 10 минут. Эффективность в том, что повторяются все разделы языкознания, нужно   чередовать   материал. оборот»     +   Работа над предложением( Приложение)  Практическое   задание   «Фразеологический Комплексный анализ текста ­ одна из результативных форм, направленных на закрепление изученного материала, выявление пробелов.                                      Комплексный анализ текста.            Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение   ориентироваться   в   языковом   материале.   Учащиеся,   работая   над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая   требует   от   них   не   только     теоретических   знаний,   но   и   хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста   проводится как в устной, так и в письменной  форме (можно на уроках литературы, « убиваем 2­х зайцев»). Эффективно давать задания на дом. Происходит интеграция.      Хорошим методическим подспорьем для учителя является пособие   Т.М. Пахновой   «Русский   язык.   Комплексная   работа   с   текстом».  Эта   книга предназначена   как   для   базового   уровня,   так   и   для   профильного.   Тексты прозаические   и   поэтические   сопровождаются   набором   заданий.   Пособие позволяет осуществлять постепенную подготовку к разным формам итоговой аттестации.  Практический материал (тексты, относящиеся к разным стилям речи,   вопросы   и   задания   к   ним)   можно   найти   в  книге    А.Б.   Малюшкина «Русский   язык.   Комплексный   анализ   текста».   Практическое   задание   №1. Текст  В.М. Пескова  «Бескорыстие», см. в папке « Практика на РМО»                 Контрольные диктанты с грамматическим заданием.          Контрольные диктанты   обязательно сопровождаются грамматическим заданием. Задания подбираются с учётом изученного материала, учитываются особенности УМК. Учащиеся, работая с текстом, находят ответы на вопросы, поставленные  учителем. На следующем уроке ошибки анализируются (работа над   ошибками),   учащиеся   выполняют   подобные   задания,   проводят взаимопроверку тетрадей    .   (П­№2) ­ Приложение                                  Творческие упражнения.     Например, поэтическая разминка   (стихотворение подбираем из программных по   литературе).  Для   подобных   заданий   выбираются   поэтические   тексты (отрывки   стихотворений).   Даже   в   пределах   4­х   строк   можно   повторить фонетику, морфемику, морфологию и т.п. ( П­№3) •   Спишите,   подпишите   слова   буквами   алфавита,   запишите   ответы   на вопросы буквами.   а              б      в         г            д  Флот уж к острову подходит.     е                ё                  ж                 з Князь Гвидон трубу наводит:   и            й        к                  л Царь на палубе стоит       м      н            о      п           р           с  И в трубу на них глядит.                                     (А. С. Пушкин) 1) Глаголы  (д, з, л, с)               2)Предлоги  (в, й, н, п) 3) Существительные 1 склонения (ж, к, о) 4) Слова, в которых происходит оглушение  (б, е)                                        Диагностика       Каждый учащийся 9класса заполняет диагностическую карту по русскому языку,  в   которой   отражены   следующие   работы:   тесты,   сочинения­ рассуждения,   сжатые   изложения.     Результаты   нескольких   работ   наглядно демонстрируют западающие темы. Учащиеся хорошо знают балльную систему оценивания   работ   экспертами.   Сами   оценивают   свои   работы   и   работы одноклассников.   После   чего   отрабатываю   с   учащимися   западающие   темы, составляю перечень тем для зачета. Затем провожу зачетную работу по теории (количество   тем   у   всех   учащихся   разное)   как   во   время   урока,   так   и   во внеурочное   время.   При   этом   класс   делится   на   группы:   1)учащиеся, мотивированные   на   высокий   результат,   2)   учащиеся   с   низкой   мотивацией. Далее теория подкрепляется практикой. Учащийся в нескольких вариантах решает   именно   те   тестовые   задания,   которые   в   предыдущей   работе   были выполнены  неверно (индивидуальный   план  работы  с учащимися),  а    также заполняет   папку­накопитель   таблицами   и   схемами   по   темам   ОГЭ.   Таким образом,   диагностико­аналитическая   работа   учителя   русского   языка становится   важной   ступенью   к   повышению   качества   знаний   учащихся. Рефлексия занятия(для учителей) Составление синквейна « Что для вас значит экзамен?» Экзамен Сложный,  но покоримый Заставляет, учит, увлекает ГИА ­ испытание, проверка знаний.  Праздник. В личной папке подобраны  для вас презентации к занятиям                                      .   Комплексный анализ текста               9класс                   Вариант № 1               Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. 1) Однажды охотясь (в)невысоких х..лмах (П,п)риуралья набрёл я (на) табунок серых кур..паток. 2)С..бака моя ре..ко бросилась (к)кустам и кур..патки взл..тели куч(?)но.   3) Дробь хлес..нула (по)краю табуна и (на)землю упала только одна птица.   4)   Облач(?)ко   серого   пуха   долго   ст..яло   (над)ш..повником   осыпая (на)землю лё..кие серые пуш..нки. 5) Я ле..ко наш..л птицу среди кустов нагнулся   и   (не)вольно   замер.   6)   (На)тр..ве   л..жала   сл..пая   птица.   7) Стало быть она уже давно была убита. 8) Я читаю много кни.. про птиц и зверей и хорошо помню как Брем восх..щался серыми куропатками их чу..ством товарищества. 9) Возможно птица давно уже ране(н,нн)ая в голову жила вместе (со)своими родичами (по)шуму крыльев нах..дила верное направление (для)п..лёта.                                           Задания. • Тип речи?  • Номера предложений с обособленным обстоятельством?  • Выпишите грамматическую основу из № 7.  • Выпишите частицу из № 1­3.  • Слово с чередующейся гласной из №4­7.  • Номер СПП с придаточным изъяснительным?  • Укажите, чем осложнено предложение № 9.  • Выпишите согласование из № 2.  • Слово, в котором 5 морфем, из № 9?  • Способ образования «осыпая» из № 4, напишите слово, от которого оно образовано.                                    Вариант № 2 1) Судьба сл..жилась так что Валерий Брумель выиграл звание ч..мпиона только   (на)   одной   ол..мпиаде.   2)   (В)первой   п..л..вине   60­х   г.дов   он безусловно был самым п..пулярным сп..ртсменом мира. 3) Его называли «к..смическим прыгуном» и сравнивали (с) Ю. Гагариным потому(что) первый (из) своих шести р..кордов Брумель установил (в)том(же) 1961 г..ду.    4) Огромный талант прыгуна (в)выс..ту ра..глядел тренер (Л,л)уганска Дьячков  и  пр..гласил  ю(н,нн)ого  сп..ртсмена  (в)Москву   предвидя  его ол..мпийское будущее. 5) Через год Брумель установил свой первый р..корд прыгнув (на)2 метра 17 сант..метров. 6) Р..корд американского ле..коатлета был п..бит. 7) Правда (с)начала прыгунам (в)выс..ту мешал дождь начавш..йся (в)день соревнований.                                         Задания. • 1.Тип речи? • 2. Номера предложений с обособленным обстоятельством? • 3. Выпишите грамматическую основу из № 6. • 4. Выпишите частицу из № 1. • 5.Слово с чередующейся гласной из № 1­3. • 6.Номер СПП с придаточным  предложением причины? • 7.Укажите, чем осложнено предложение № 7. • 8. Выпишите примеры согласования из № 5.  • 9. Выпишите слова, в которых 5 и более морфем, из № 1.  • 10.Способ   образования   слова   «легкоатлета»   из   №   6,   слово(а),   от которого(ых) оно образовано.                                                   11 класс 1)Думаю чем дальше мы буд…м жить тем чаще настойчивей и серьёзней буд…м задумыват…ся о пр…роде о будущем земли и о ч..ловеке ст… ящем между этими полюсами которые сейчас настолько сблизились что существование ч…ловека и самой жизни вообще оказалось под угрозой и…чезновения. 2) И все кто обострё…о  чу…ствует время всё громче и громче   б…ют   в   тр…вожные   к…локола.   3)   …   Не   так   уж   всё благополучно в белоснежной тайге. 4) Совреме…ое т…чение   жизни здесь   не   только   многоводно     тр…вожно   но   и   многомерно.   5)   Здесь добро и зло противостоят друг другу и напористое зло порою берёт верх над добром.          6) Но в природе так всё взаимосвяза…о в такой плотный клубок свито что порыв нитки где (то) может всё запутать  перевернуть (в)верх дном…                                                                           (В.Астафьев)                                        Задания. •  Тип речи? • Проблема текста? • Слово неморфологического способа образования из №1? • Местоимения из №2? • Союз из №4? • Словосочетание (я) с подчинительной связью примыкание из №2? • Причастный оборот с определяемым словом из №1­3? • Грамматическая основа из № 6? • Вид придаточного предложения из №6?                                      Диктант (5 класс)                          В самолёте во время грозы. Самолёт  набирает  высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит   от   встречного   ветра*.   Самолёт   часто   проваливается   в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.                Все пассажиры молчат, многие задёргивают шторы, чтобы не видеть  страшной чёрной тучи. Только  мальчик  смотрит в окно.  Ему нравится эта дикая, волшебная красота, над которой они летят.          Вдруг самолёт  клюнул  носом и стремительно несётся к земле*. Лётчик   бросает   машину   вниз,   потому   что   только   на   предельной скорости можно проскочить через грозу.           Это продолжается минут пять, затем рядом появляется земля, и самолёт катит по твёрдой бетонной дорожке.  (95 слов)                              Грамматическое задание. •              Вариант 1                                              Вариант 2 1. Морфемный разбор: Самолёт                                                                     видеть страшной                                                                  лётчик бросает                                                                      бетонной. 2.   Выпишите   3   слова   с   проверяемой   гласной,   подберите   к   ним проверочные слова.  3. Выпишите словосочетания из 2 предложения 1 абзаца,                          1 предложения 3 абзаца. 4. Укажите грамматические признаки глаголов (подчёркнуты) 1 абзац                                                                        3 абзац.  5.  Выделите грамматические основы, начертите схемы предложений:           3 предложение 2 абзаца                       2 предложение 3 абзаца

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта

Описание личного опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2017