Публикация является частью публикации:
Музыкальный текст как универсальное средство формирования духовно-нравственной сферы ребёнка
Николаева Ирина Александровна,
учитель музыки и МХК
МБОУ СОШ № 4
город Рославль
Смоленской области
Актуальность
Возможности предмета «музыка» проявляются:
1. в апелляции музыкального текста прямо и непосредственно к интуиции (духовной сфере сознания человека);
2. в развитии через музыкальные средства метафизической сферы, являющейся условием для самоорганизации сознания (синергетический подход);
3. в развитии сферы чувств, которые являются первичным механизмом для приращения духовных ценностей мировой музыкальной культуры.
Лев Николаевич
Толстой
Константин
Николаевич
Вентцель
Владимир
Георгиевич
Маралов
Вячеслав
Алексеевич
Ситаров
Педагогика ненасилия
удовольствие и любознательность
Развитие чувственной сферы ребёнка(по П. Д. Юркевичу)
умственный труд
воля
Я.А. Пономарёв
Творчество – двухфазовый процесс
Логика 5
4
3
2
1
Интуиция
Творчество - это процесс доминирования бессознательного, сознание- субдоминантно.
В.Н. Дружинин
Б. А. Кутузов
Творчество-это нелинейная система, обусловленная попаданием сознания творящего человека в точку бифуркации (критическое состояние), из которой возможен сверхбыстрый рост
попаданием алогичной информации на уровень интуиции и ощущением её подлинной ценности и выделением логических смыслов в музыкальном тексте
усилением технологического компонента в обучении и возможностями творчества как универсального процесса самоорганизации сознания, ведущего к саморазвитию
Противоречия между:
необходимостью воспитания духовно-нравственных качеств личности и технократизацией подходов к её обучению и воспитанию
Проблема:
какие педагогические условия необходимо создать средствами учебного предмета «музыка», чтобы они способствовали формированию духовно-нравственных качеств личности?
Тема:
«Музыкальный текст как универсальное средство формирования духовно-нравственной сферы ребёнка»
Цель:
формировать
духовно-нравственные качества школьника
средствами музыкального текста
Задачи:
способствовать развитию духовно-нравственных качеств обучающегося за счёт культивирования на уроках музыки и во внеурочной деятельности процесса творчества;
стимулировать развитие эмоциональных переживаний, являющихся первичным механизмом творчества;
ориентировать сознание ребёнка на восприятие музыки как потока алогичной информации, ведущей к самоорганизации порядка на уровне интуиции.
Объект изучения:
формирование духовно-нравственных качеств ребёнка средствами учебного предмета «музыка»
Предмет изучения:
музыкальный текст как универсальное средство формирования духовно-нравственной сферы ребёнка
Гипотеза:
1. будет целенаправленно реализовываться педагогическая поддержка процесса формирования духовно-нравственной сферы ребёнка;
2. будут создаваться благоприятные условия для проживания ребёнком состояний эмоциональных переживаний в процессе обучения музыки;
3. музыкальная среда будет ориентирована в направлении получения ребёнком алогичной информации, ведущей к интуитивному восприятию музыкального текста, где интуиция - верхний уровень процесса самоорганизации сознания;
4. логическая составляющая сознания будет формироваться средствами рефлексивно - диалогических технологий.
формирование духовно-нравственных качеств ребёнка будет более успешным, если:
Теоретическая модель развития духовно-нравственных качеств школьника средствами предмета «музыка»
Энергоинформационные возможности учебного предмета «музыка»
Эмоции
Интеллект
Интуиция
Стихия
Ниша
Трофика
Освоение внешней среды
Возникновение точки бифуркации
Усложнение внутренней среды
Вероятность
возникновения инсайта
Усложнение внутренней среды
Духовно-нравственные качества школьника
Содержание практической работы
Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство» - 8 – 9 классы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - Москва: «Просвещение», 2007 год).
Модель «Духовно-нравственное развитие школьника»(содержание практической работы по предмету)
искусство
творчество
взаимодействие
позитивное отношение к себе
позитивное отношение к другим
интеллект
интуиция
Духовно-нравственное развитие школьника
истина
любовь
добро
Технологии
Многое меняется – сердце остается одно
Ф.М. Достоевский
интеграция
психодрама
социодрама
музыкотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, улыбкотерапия,
логоритмическая гимнастика
фольклорная арттерапия
терапия творчеством
Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет её,
|
|
|
Методы
Переставьте кубики в каждом ряду так, чтобы из цифр сложились даты рождения и смерти П.И. Чайковского. Если вы сделаете это правильно, то из букв, нарисованных на этих кубиках, составятся названия двух балетов этого композитора.
Средства:
аудио-видео записи;
презентации;
посещение выставок, концертов;
участие в музыкальных конкурсах
Критерии сформированности духовно-нравственных качеств школьника средствами учебного предмета «музыка»
|
1.представления о духовном «Я» и мире духовной культуры; |
2. общечеловеческие ценности (духовные); |
3. смысложизненная духовная направленность личности; |
4. нравственные и волевые качества личности; |
5. самооценка духовно-нравственного развития, совестливость, самокритичность |
Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности школьника
Выявление первичных признаков и проявление
духовно-нравственных качеств
Когнитивно-онтологический компонент
Мотивационно-ценностный компонент
Отношенческо-поведенческий компонент
Самооценочный компонент
Степень сформированности духовного самосознания школьника
Результаты промежуточного мониторинга сформированности уровня духовно-нравственных качеств школьника
9-е классы
4-е классы
Мониторинг обучающихся, посещающих кружки хорового и вокального пения духовно-нравственного направления
Перспективы:
1.эмоция – состояние эмоционального переживания – активизация инсайтных механизмов – развитие духовно-нравственных качеств школьников;
2.более тщательно производить отбор музыкального текста с целью усиления влияния на эмоциональную и духовно-нравственную сферу учащихся;
3.моделировать занятия таким образом, чтобы как можно больше активизировалось стохастических компонентов, способных доносить информацию до сознания школьников прямо и непосредственно на верхние интуитивные уровни его сознания.
Вывод:
формирование духовно-нравственных качеств школьника на уроках музыки и во внеурочной деятельности является сверхсложным педагогическим процессом. На уроках музыки детям предоставлена возможность восприятия музыки на метапредметном уровне, смыслом которого является спонтанное воздействие музыкального текста на уровень интуиции как универсального механизма формирования духовно-нравственной сферы школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.