Описание педагогического опыта по теме: «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»
Оценка 4.8

Описание педагогического опыта по теме: «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
ppt
музыка
Взрослым
06.01.2017
Описание педагогического опыта по теме:  «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»
музыкальный текст.ppt

Музыкальный текст как универсальное средство формирования духовно-нравственной сферы ребёнка

Музыкальный текст как универсальное средство формирования духовно-нравственной сферы ребёнка

Музыкальный текст как универсальное средство формирования духовно-нравственной сферы ребёнка

Николаева Ирина Александровна,
учитель музыки и МХК
МБОУ СОШ № 4
город Рославль
Смоленской области

Актуальность Возможности предмета «музыка» проявляются: 1

Актуальность Возможности предмета «музыка» проявляются: 1

Актуальность

Возможности предмета «музыка» проявляются:

1. в апелляции музыкального текста прямо и непосредственно к интуиции (духовной сфере сознания человека);

2. в развитии через музыкальные средства метафизической сферы, являющейся условием для самоорганизации сознания (синергетический подход);

3. в развитии сферы чувств, которые являются первичным механизмом для приращения духовных ценностей мировой музыкальной культуры.

Лев Николаевич Толстой Константин

Лев Николаевич Толстой Константин

Лев Николаевич
Толстой

Константин
Николаевич
Вентцель

Владимир
Георгиевич
Маралов

Вячеслав
Алексеевич
Ситаров

Педагогика ненасилия

Развитие чувственной сферы ребёнка (по

Развитие чувственной сферы ребёнка (по

удовольствие и любознательность

Развитие чувственной сферы ребёнка (по П. Д. Юркевичу)

умственный труд

воля

Я.А. Пономарёв Творчество – двухфазовый процесс

Я.А. Пономарёв Творчество – двухфазовый процесс

Я.А. Пономарёв

Творчество – двухфазовый процесс
Логика 5
4
3
2
1
Интуиция

Творчество - это процесс доминирования бессознательного, сознание- субдоминантно.

В.Н. Дружинин

Б. А. Кутузов

Творчество-это нелинейная система, обусловленная попаданием сознания творящего человека в точку бифуркации (критическое состояние), из которой возможен сверхбыстрый рост

Противоречия между: необходимостью воспитания духовно-нравственных качеств личности и технократизацией подходов к её обучению и воспитанию

Противоречия между: необходимостью воспитания духовно-нравственных качеств личности и технократизацией подходов к её обучению и воспитанию

попаданием алогичной информации на уровень интуиции и ощущением её подлинной ценности и выделением логических смыслов в музыкальном тексте

усилением технологического компонента в обучении и возможностями творчества как универсального процесса самоорганизации сознания, ведущего к саморазвитию

Противоречия между:

необходимостью воспитания духовно-нравственных качеств личности и технократизацией подходов к её обучению и воспитанию

Проблема: какие педагогические условия необходимо создать средствами учебного предмета «музыка», чтобы они способствовали формированию духовно-нравственных качеств личности?

Проблема: какие педагогические условия необходимо создать средствами учебного предмета «музыка», чтобы они способствовали формированию духовно-нравственных качеств личности?

Проблема:

какие педагогические условия необходимо создать средствами учебного предмета «музыка», чтобы они способствовали формированию духовно-нравственных качеств личности?

Тема:

«Музыкальный текст как универсальное средство формирования духовно-нравственной сферы ребёнка»

Цель: формировать духовно-нравственные качества школьника средствами музыкального текста

Цель: формировать духовно-нравственные качества школьника средствами музыкального текста

Цель:

формировать
духовно-нравственные качества школьника
средствами музыкального текста

Задачи:

способствовать развитию духовно-нравственных качеств обучающегося за счёт культивирования на уроках музыки и во внеурочной деятельности процесса творчества;
стимулировать развитие эмоциональных переживаний, являющихся первичным механизмом творчества;
ориентировать сознание ребёнка на восприятие музыки как потока алогичной информации, ведущей к самоорганизации порядка на уровне интуиции.

Объект изучения: формирование духовно-нравственных качеств ребёнка средствами учебного предмета «музыка»

Объект изучения: формирование духовно-нравственных качеств ребёнка средствами учебного предмета «музыка»

Объект изучения:

формирование духовно-нравственных качеств ребёнка средствами учебного предмета «музыка»

Предмет изучения:

музыкальный текст как универсальное средство формирования духовно-нравственной сферы ребёнка

Гипотеза: 1. будет целенаправленно реализовываться педагогическая поддержка процесса формирования духовно-нравственной сферы ребёнка; 2

Гипотеза: 1. будет целенаправленно реализовываться педагогическая поддержка процесса формирования духовно-нравственной сферы ребёнка; 2

Гипотеза:

1. будет целенаправленно реализовываться педагогическая поддержка процесса формирования духовно-нравственной сферы ребёнка;
2. будут создаваться благоприятные условия для проживания ребёнком состояний эмоциональных переживаний в процессе обучения музыки;

3. музыкальная среда будет ориентирована в направлении получения ребёнком алогичной информации, ведущей к интуитивному восприятию музыкального текста, где интуиция - верхний уровень процесса самоорганизации сознания;

4. логическая составляющая сознания будет формироваться средствами рефлексивно - диалогических технологий.

формирование духовно-нравственных качеств ребёнка будет более успешным, если:

Описание педагогического опыта по теме: «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»

Описание педагогического опыта по теме:  «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»

Теоретическая модель развития духовно-нравственных качеств школьника средствами предмета «музыка»

Теоретическая модель развития духовно-нравственных качеств школьника средствами предмета «музыка»

Теоретическая модель развития духовно-нравственных качеств школьника средствами предмета «музыка»

Энергоинформационные возможности учебного предмета «музыка»

Эмоции

Интеллект

Интуиция

Стихия

Ниша

Трофика

Освоение внешней среды

Возникновение точки бифуркации

Усложнение внутренней среды

Вероятность
возникновения инсайта

Усложнение внутренней среды

Духовно-нравственные качества школьника

Инструментальная модель формирования духовно-нравственных качеств школьников

Инструментальная модель формирования духовно-нравственных качеств школьников

Инструментальная модель формирования духовно-нравственных качеств школьников

Содержание практической работы

Содержание практической работы

Содержание практической работы

Программы для общеобразовательных учреждений: Му­зыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство» - 8 – 9 классы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - Москва: «Просвещение», 2007 год).

Модель «Духовно-нравственное развитие школьника» (содержание практической работы по предмету ) искусство творчество взаимодействие позитивное отношение к себе позитивное отношение к другим интеллект интуиция

Модель «Духовно-нравственное развитие школьника» (содержание практической работы по предмету ) искусство творчество взаимодействие позитивное отношение к себе позитивное отношение к другим интеллект интуиция

Модель «Духовно-нравственное развитие школьника» (содержание практической работы по предмету)

искусство

творчество

взаимодействие

позитивное отношение к себе

позитивное отношение к другим

интеллект

интуиция

Духовно-нравственное развитие школьника

истина

любовь

добро

Технологии Многое меняется – сердце остается одно

Технологии Многое меняется – сердце остается одно

Технологии

Многое меняется – сердце остается одно
Ф.М. Достоевский
интеграция
психодрама
социодрама
музыкотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, улыбкотерапия,
логоритмическая гимнастика
фольклорная арттерапия
терапия творчеством

Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет её, как мелодия, которую играешь сам…

Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет её, как мелодия, которую играешь сам…

Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет её,
как мелодия, которую играешь сам…
Иоанн Златоуст

Словесные: рассказ эвристическая беседа гипнотическое внушение

Словесные: рассказ эвристическая беседа гипнотическое внушение


Словесные:


рассказ


эвристическая беседа


гипнотическое внушение

Методы

Наглядные: иллюстрации демонстрации

Наглядные: иллюстрации демонстрации


Наглядные:


иллюстрации


демонстрации

Методы

Переставьте кубики в каждом ряду так, чтобы из цифр сложились даты рождения и смерти П.И. Чайковского. Если вы сделаете это правильно, то из букв, нарисованных на этих кубиках, составятся названия двух балетов этого композитора.

Репродуктивные: пластическое интонирование контроль и самоконтроль активного слушателя

Репродуктивные: пластическое интонирование контроль и самоконтроль активного слушателя


Репродуктивные:


пластическое интонирование


контроль и самоконтроль


активного слушателя

Методы

Проблемно-поисковые: наблюдение за музыкой проекты забегания вперёд и возвращение назад

Проблемно-поисковые: наблюдение за музыкой проекты забегания вперёд и возвращение назад


Проблемно-поисковые:


наблюдение за музыкой


проекты


забегания вперёд и возвращение назад

Методы

Метапредметно-психологического взаимодействия: сопереживания доминанты психической запруды

Метапредметно-психологического взаимодействия: сопереживания доминанты психической запруды


Метапредметно-психологического взаимодействия:


сопереживания


доминанты


психической запруды

Методы

Приёмы: хоровое и ансамблевое пение, игра на инструментах, восприятия через синтез искусства

Приёмы: хоровое и ансамблевое пение, игра на инструментах, восприятия через синтез искусства

Приёмы:

хоровое и ансамблевое пение, игра на инструментах, восприятия через синтез искусства

Описание педагогического опыта по теме: «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»

Описание педагогического опыта по теме:  «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»

Средства: аудио-видео записи; презентации; посещение выставок, концертов; участие в музыкальных конкурсах

Средства: аудио-видео записи; презентации; посещение выставок, концертов; участие в музыкальных конкурсах

Средства:

аудио-видео записи;
презентации;
посещение выставок, концертов;
участие в музыкальных конкурсах

Описание педагогического опыта по теме: «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»

Описание педагогического опыта по теме:  «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»

Критерии сформированности духовно-нравственных качеств школьника средствами учебного предмета «музыка»

Критерии сформированности духовно-нравственных качеств школьника средствами учебного предмета «музыка»

Критерии сформированности духовно-нравственных качеств школьника средствами учебного предмета «музыка»


Развитие духовного «Я» школьника:

1.представления о духовном «Я» и мире духовной культуры;

2. общечеловеческие ценности (духовные);

3. смысложизненная духовная направленность личности;

4. нравственные и волевые качества личности;

5. самооценка духовно-нравственного развития, совестливость, самокритичность
(самооценочный компонент).

Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности школьника

Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности школьника

Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности школьника

Выявление первичных признаков и проявление
духовно-нравственных качеств

Когнитивно-онтологический компонент

Мотивационно-ценностный компонент

Отношенческо-поведенческий компонент

Самооценочный компонент

Степень сформированности духовного самосознания школьника

Результаты промежуточного мониторинга сформированности уровня духовно-нравственных качеств школьника 9-е классы 4-е классы

Результаты промежуточного мониторинга сформированности уровня духовно-нравственных качеств школьника 9-е классы 4-е классы

Результаты промежуточного мониторинга сформированности уровня духовно-нравственных качеств школьника

9-е классы

4-е классы

Результат мониторинга по формированию духовно-нравственных качеств учащихся 9-х классов

Результат мониторинга по формированию духовно-нравственных качеств учащихся 9-х классов

Результат мониторинга по формированию духовно-нравственных качеств учащихся 9-х классов

Диагностика восприятия обучающимися классической и духовной музыки (9-е классы)

Диагностика восприятия обучающимися классической и духовной музыки (9-е классы)

Диагностика восприятия обучающимися классической и духовной музыки (9-е классы)

Мониторинг обучающихся, посещающих кружки хорового и вокального пения духовно-нравственного направления

Мониторинг обучающихся, посещающих кружки хорового и вокального пения духовно-нравственного направления

Мониторинг обучающихся, посещающих кружки хорового и вокального пения духовно-нравственного направления

Рост количества учащихся, принимающих участие в музыкальных конкурсах

Рост количества учащихся, принимающих участие в музыкальных конкурсах

« Рост количества учащихся, принимающих участие в музыкальных конкурсах

Описание педагогического опыта по теме: «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»

Описание педагогического опыта по теме:  «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»

Описание педагогического опыта по теме: «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»

Описание педагогического опыта по теме:  «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»

Перспективы: 1.эмоция – состояние эмоционального переживания – активизация инсайтных механизмов – развитие духовно-нравственных качеств школьников; 2

Перспективы: 1.эмоция – состояние эмоционального переживания – активизация инсайтных механизмов – развитие духовно-нравственных качеств школьников; 2

Перспективы:

1.эмоция – состояние эмоционального переживания – активизация инсайтных механизмов – развитие духовно-нравственных качеств школьников;

2.более тщательно производить отбор музыкального текста с целью усиления влияния на эмоциональную и духовно-нравственную сферу учащихся;

3.моделировать занятия таким образом, чтобы как можно больше активизировалось стохастических компонентов, способных доносить информацию до сознания школьников прямо и непосредственно на верхние интуитивные уровни его сознания.

Вывод: формирование духовно-нравственных качеств школьника на уроках музыки и во внеурочной деятельности является сверхсложным педагогическим процессом

Вывод: формирование духовно-нравственных качеств школьника на уроках музыки и во внеурочной деятельности является сверхсложным педагогическим процессом

Вывод:

формирование духовно-нравственных качеств школьника на уроках музыки и во внеурочной деятельности является сверхсложным педагогическим процессом. На уроках музыки детям предоставлена возможность восприятия музыки на метапредметном уровне, смыслом которого является спонтанное воздействие музыкального текста на уровень интуиции как универсального механизма формирования духовно-нравственной сферы школьников.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Скачать файл