Опорные конспекты по физике.

  • docx
  • 09.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала опорные конспекты.docx

Опорные конспекты как фактор повышения компетенций учащихся в процессе обучения физике.

Петрякова Л. Л., учитель физики

В современном обществе огромное значение имеют точные науки и технологии, инновационные методы преобладают над традиционными (техногенная цивилизация). В современной России наблюдается значительный рост удельного веса высоко технологичных отраслей, таких как машиностроение, металлургия, химическая, нефтехимическая и фармацевтическая промышленность, требующих высоко квалифицированных, технически грамотных специалистов. В связи с этим особую роль имеет физика как фундаментальная научная база создания новых технологий и теоретической подготовки специалистов для промышленности страны.

В арсенале современных интенсивных методов обучения физике в системе  образования определенное место занимают опорные конспекты.

В восьмидесятые годы прошлого столетия не было преподавателя, который не знал бы о методике «опорных конспектов»  связанной с именем Виктора Федоровича Шаталова. Педагоги единодушно утверждали: «В.Ф.Шаталов изобрел потрясающий метод обучения детей с помощью опорных сигналов, учит всех без отбора, и его ученики достигают высоких результатов за короткое время».

 Применение тестирования произвело глубинные изменения в процессе обучения. Первоначальной задачей введения тестирования было получение объективной оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений испытуемых. С течением времени стало очевидным фактом, что положительная роль тестирования значительно шире:

Тесты:

– являются мощным стимулом к изучению учебного материала;

– систематизируют процесс подготовки абитуриентов в ВУЗ;

– применяются как дидактические пособия;

– позволяют выявить пробелы в подготовке учащихся;

– вскрывают недостатки существующего учебного материала;

– дают возможность определить уровень профессиональной квалификации преподавателей;

– стимулируют появление новых интенсивных методик обучения.

Тестирование обострило главное противоречие в образовании – колоссального объема информации и дефицита времени и побудило педагогов к поиску путей решения этой проблемы, одним из которых и является применение опорных конспектов.

Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Мы убеждаемся в том, что будущее за небольшим по объему текстом, выразительно, наглядно и доходчиво разъясняющим физическую суть законов и явлений.

Курс физики - один из сложных в учебном плане школы,  и сложность эта видится уже в одном только перечне разделов, разрозненности глав с неохватным объемом программного материала, практических задач и лабораторных работ.

Особенностью предмета физики является изобилие формулировок законов, правил, определений, математических выводов и формул, требующих точного воспроизведения, и далеко не все учащиеся умеют конспектировать, боятся сократить слово, фразу, теряют важные звенья лекции.  Поэтому, к сожалению, многие лекции по физике превращаются в диктовку материала, за которой не видно его содержания, теряются возможности его активного осознания в процессе на уроке. Учебное время используется не эффективно. При таком подходе в процессе изложения материала обучаемые - прежде всего, активные слушатели. Их основная цель - вникать в новые понятия, связывать их с уже известными, следить за ходом рассуждений, доказательствами, пояснениями на примерах, не отвлекаясь на подробные записи и не теряя канвы лекции. В течение лекции учащиеся, имея опорный конспект, могут делать в нем необходимые пометки, не отвлекаясь на запись лекции и сосредотачиваясь на понимании материала. При этом существенно сокращается время, затрачиваемое на конкретную тему. Применение ОК возможно с использованием визуальных средств воспроизведения конспекта. Компактная опора весьма органична на экране монитора. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии.

Исходя из вышесказанного, появились новые веские научно-методические аргументы для создания опорного конспекта по физике нового типа.

В. Ф. Шаталов различает понятия опорный сигнал, опорный конспект и компакт.

ОПОРНЫЙ СИГНАЛ – ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную вам ранее и понятную информацию.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки.

КОМПАКТ – графическое отображение изучаемой темы при значительном сокращении опорных сигналов.

Физика в своем развитии как наука опираясь на математический аппарат, сформировала свой богатый язык символов в виде схем, графиков, рисунков, условных обозначений и формул, общепризнанных и понятных, поэтому нет необходимости поиска новых символов (сигналов) и сокращений.

Разработка опорных конспектов должна быть основана на новом принципе –«наглядная конструкция». Наглядная конструкция -любой специально отредактированный или вновь созданный текст, которому придается определенная структура для более быстрого и эффективного восприятия информации. Массив такого текста намеренно разделяется на отдельные части, располагающиеся так, чтобы бросалось в глаза самое важное, просматривались связи между фрагментами, т.е. создается структурная конструкция. Спектр такого рода конструкций весьма широк. от единичного символа (информация, которой он «нагружен», должна выходить за рамки его буквального «перевода») до развернутого опорного конспекта, снабженного дополнительными конструкциями. В арсенале важную роль играет ключевое слово вместо отрывка текста, запись столбиком, а не по линии и т.д. Их объединяет то, что они позволяют быстро и адекватно воспринять и усвоить значительный объем информации.

Таким образом, опорный конспект по физике - это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы, определения, графики, обозначения единицы измерения  и ключевые слова.

Важным признаком ОК должен стать его привлекательный внешний вид, соответствующий требованиям современного дизайна. Существующие компьютерные технологии, текстовые и графические программы позволяют успешно решать эту задачу.

Опорный конспект должен соответствовать следующим признакам: предельная лаконичность, структурность, образность, многоуровневость, динамичность, доходчивость (читаемость), воспроизводимость и обладать современным дизайном.

Сочетание двух слов - опорные конспекты – должно иметь следующий смысл: в этом методическом инструменте есть элементы, сохраняющие свойства конспекта (законченные фразы, угадываемые сокращения, словарные пояснения и пр.), но рядом с ними присутствуют символы, знаки, графики, рисунки - смысловые опоры. Опорные конспекты кратко, но полно должны  раскрывать содержание каждой из тем курса физики.

Подача информации в нем осуществляется таким образом, чтобы использовать все возможности визуального и психологического воздействия при получении знаний обучающимися. Соответствующее сочетание и расположение текста, схем и графиков позволяет оптимальным образом выделить и подчеркнуть главные положения и логические связи темы.

Самое главное – это конспект, то есть учебник, а не справочник. В нём вводятся и разъясняются все базисные понятия и методы. Даются иллюстрирующие примеры, контрольные вопросы для самопроверки, решаются типовые задачи. Материал располагается в той же последовательности, что и на лекциях, но без доказательств. Даются только определения, формулировки и пояснения теорем, их геометрическая и физическая интерпретация, чертежи, выводы, правила. Второстепенные вопросы опущены.

Опорный конспект целесообразен для первичного, быстрого ознакомления с курсом физики, а далее нужно продолжить изучение отдельных тем теории по учебнику, где все изложено с достаточной полнотой и доказательно. Опорный конспект полезен и для закрепления изученного материала, для восстановления в памяти нужных понятий при изучении последующих разделов курса и других дисциплин, опирающихся на физику.

Представление нового материала в виде блоков  сопровождается использованием листов с опорными сигналами для последующего их изучения и воспроизведения, в результате чего формируются навыки смысловой переработки текста, применения опорных сигналов для организации учебной деятельности, развития у школьников культуры умственного труда. В работе с опорными сигналами используются оперативные схемы действия П. Я. Гальперина, укрупнения дидактических единиц Д. Б. Эльконина и др.

Одним из важнейших достижений методики В. Ф. Шаталова является создание в процессе обучения благоприятного психологического климата, формирование внутренней мотивации школьников к учебному труду. В условиях традиционной нехватки времени система предлагает многовариантное повторение изученного при помощи использования листов с опорными сигналами по списку знаний, названных листами взаимоконтроля. Это позволяет лучше запоминать и систематизировать изученный материал, а также дает возможность проверить знания ученика любому родителю, делая процесс обучения «прозрачным», устраняя трения между семьей и школой.

Знание школьником своего уровня развития, критериев выставления оценок повышает его общую работоспособность, приводит к постепенной ликвидации подсказок, списывания, устраняет вялость речи. Этому способствует циклическая отработка умений и навыков, открытый учет знаний, гласность оценивания, реальная возможность исправления нежелательной оценки. При решении заданий и проведении самостоятельных работ доброжелательно воспринимается помощь товарищей и учителя. Кроме того, постоянно поддерживается чувство уверенности в успехе.

Постоянное повторение и закрепление учебного материала воспринимается школьниками как забота о качестве их знаний. Такая система оценки труда учителя и ученика, основанная на объективности и бесконфликтности, составляет самое главное психологическое звено описываемой методической системы.

Использование логических опорных сигналов (ЛОС) дает школьнику красочный, представленный в символической форме план устного рассказа по изученному материалу. Ученику не надо держать в голове план выступления, его ответ предвосхищается слушающими. Одновременно с изучением материала пополняется список знаний в очередном листе взаимоконтроля, и на каждом уроке проводится так называемое «полетное» повторение всего ранее изученного материала, что в плановом порядке к концу изучения темы подводит многих к прочному усвоению знаний.

В таком же циклическом порядке отрабатываются умения и навыки проклассифицированных заданий используемого учебника. Постоянно ведется учет и контроль (диагностика) деятельности школьников, что позволяет видеть пробелы в знаниях, умениях и навыках. Таким образом, вся работа направлена на стимулирование деятельности ученика и оказания ему помощи, на облегчение усвоения изучаемого материала с эффектом значительного повышения работоспособности и психологической активности.

Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целям рядом приемов и принципиальных методических решений.

1.     Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью, ТСО), повторное объяснение по красочному плакату – опорному конспекту; кратное обозрение по плакату; индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокам конспекта.

2.     Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей.

Памятка учащемуся:

1.вспомни объяснение учителя, используя конспект; прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи материал учебника с помощью конспекта (кодирование - декодирование); вспомни наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

2. Первое повторение - фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, учитель проверяет работы по мере поступления; одновременно идет «тихий» и магнитофонный опрос; после письменной работы - громкий опрос.

3. Устное проговаривание опорного конспекта - необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении (П.А.Гальперин) происходит во время различных видов опроса.

4. Второе повторение - обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля; публикация списков зачетных вопросов заранее; подготовка; использование всех видов контроля (у доски, тихого, письменного и др.); взаимоопрос и взаимопомощь; игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т.д.).

Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты:

- каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;

- возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;

- формируются ответственность, честность, товарищество.

Заключение

В настоящее время в учебно-воспитательном процессе применяется множество методик обучения, используются лучшие достижения педагогики и психологии. Уже стало бесспорным, что ученик является субъектом учебно-воспитательного процесса. Широкое распространение получили идеи педагогики сотрудничества, нацеливающие на достижение максимальных результатов в развитии ученика в соответствии с его способностями и склонностями, на выработку потребности саморазвития, то есть формирование творческой личности.

Творчество базируется на наличии определенной суммы знаний, позволяющей приобретать навыки решения практических задач, синтезировать на основе ассоциативных связей знания для выявления и постановки новых, более трудных целей и отслеживать правильность путей их достижения. Это, в свою очередь, способствует воспитанию чувства собственного достоинства, формирует творческую личность.

Многие педагоги решают вопросы воспитания самостоятельности, интереса к учению, развития речи, организации учебной деятельности так, чтобы ученик чувствовал потребность в знаниях, умел оценивать свой труд, учился успешно.

При традиционной методике решение этих проблем затруднено.

Знаковые формы, которые может принимать модель, разнообразны – это формулы, схемы, шкалы, ряды, графики, чертежи, пространственные макеты и др. Так, на уроках физики постепенно возникают три вида таких форм: чертежи, схемы и формулы. Они фиксируют в физике сторону предметного действия.

Эти три вида модельных средств обладают разными изобразительными возможностями. В чертеже отношение вещей представлено через другие вещные характеристики. Через соотношение длин линий передается соотношение всех других величин (масса, площадь, объем и др.). Собственно, связь в чертеже не указывается, а передается с помощью объектов.

В схемах (стрелочных диаграммах) отношения задаются с помощью стрелок, на отношение лишь указывается. Язык формул – это язык, который может быть подвергнут преобразованиям по правилам самой знаковой реальности. Он отличается более развитым синтаксисом.

Формула и чертеж удобны для задания одного отношения. Чтобы зафиксировать сразу несколько отношений, лучше использовать схему.

Первоначально при разработке курса физики предполагалось, что схема и чертеж носят вспомогательный характер для обеспечения перехода к чисто знаковым формам – формулам. То есть то, что мы называем реальностью, отображается в моделях, а они, в свою очередь, – в моделях более высокого уровня. Но оказалось, что в ходе реальной работы в классе все эти модельные формы имеют собственное значение и связаны между собой более сложными отношениями, поскольку могут рассматриваться по целому ряду критериев, таких, как, например, ориентация на действия или отношения в объекте, используются ли они в период построения способа действий или как «хранилище» выстроенного способа; само изображение может быть задано подобием или носить знаковый характер, может отличаться и способ действий с моделью (так, если схему просто можно «дорисовать», то включить одну формулу в другую непосредственно нельзя) и др.

Потребность в плане-конспекте одного или нескольких уроков возникла в результате использования активных форм обучения. Эвристическая беседа и тем более проблемное обучение, изложение, насыщенное экспериментом, примерами и аналогиями, требуют подведения итогов урока или темы, выделения главной части материала. Учебник не в полной мере решает эту задачу, так как содержит ряд положений, необходимых для понимания материала, но не обязательных для запоминания учащимися и изложения ими при проверки знаний. Краткость и наглядность плана-конспекта способствуют выделению и хорошему усвоению узловых вопросов курса, его основных понятий.

                 Составление конспектов совместно с учащимися на уроке и дальнейшая работа с ними помогают согласованному общению учителя и ученика, учащихся друг с другом, способствуют установлению контактов при взаимоконтроле, зачётах, лабораторных работах. Поэтому опорные конспекты органически включаются в те формы работы, которые используют групповые, индивидуальные и коллективные методы обучения (в том числе и так называемую работу в парах сменного состава).

Список использованной литературы

1.       Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса, Минск, 1990.

2.       Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.

3.       Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

4.        Векслер С.И. Современные требования к уроку. М., 1985.

5.       Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.

6.       Маврин С.А. Педагогические системы и технологии. Омск, 1993.

7.       Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Просвещение, 1990.

8.       Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1990.

9.       Шаталов В.Ф. Путь поиска. - С-Пб : Лань, 1996.

10.    Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1990.