Данная методическая разработка предназначена учителям начальных классов. У младшего школьника преобладает наглядно-образное мышление. Он хорошо усваивает то, что ему доступно и интересно. Данная разработка поможет в обучении правописанию глаголов с приставками. Младший школьник допускает ошибки и в употреблении глаголов движенияДанная методическая разработка предназначена учителям начальных классов. У младшего школьника преобладает наглядно-образное мышление. Он хорошо усваивает то, что ему доступно и интересно. Данная разработка поможет в обучении правописанию глаголов с приставками. Младший школьник допускает ошибки и в употреблении глаголов движения
опорные схемы по русскому языку в начальной школе.docx
Опорные схемы по русскому языку в начальной школе
Психологи отмечают, что педагогам необходимо учитывать слабость в развитии логической
памяти у младших школьников, так как ребенок на этом этапе еще не готов усваивать то, что
он не может воспринимать непосредственно. А в ситуации, когда ученик испытывает
затруднения, когда ему чтолибо непонятно, у него чтото не получается, его интерес к
изучаемому предмету достаточно быстро угасает. Поэтому от учителя начальной школы в
большей степени, чем от других учителей, требуется компетентная помощь ученику в
восприятии, понимании и запоминании учебного материала. Самое важное в процессе усвоения
ребенком основных понятий – помочь ему в постепенном переходе от конкретного мышления к
использованию абстрактнопонятийных способов мышления.
Первоначально у ребенка преобладает образная память. Большинство детей, приходящих в
школу, находится на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень
наглядного мышления, поэтому в начальной школе результат запоминания выше при опоре на
наглядный материал. Кроме того, восприятие в этом возрасте у учащихся тесно связано с
эмоциями. Внимание младших школьников привлекается ярким, образным, наглядным
материалом, живым и эмоциональным изложением. Ребенок обращает внимание на то, что
возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе. Все, связанное с
наглядностью, яркостью впечатлений, вызывает сильные чувства и запоминается легко и
надолго.
Итак, чем младше наш ученик, тем более очевидно: объяснения только на словах
совершенно недостаточно. И в первую очередь, это относится к формированию новых понятий.
Наглядный материал служит внешней опорой мыслительных действий ребенка. Форсированное
развитие отвлеченного мышления без связи с предметнодейственным и нагляднообразным
мышлением приводит к формальному усвоению знаний, к образованию пустых абстракций,
оторванных от живой действительности, а во многих случаях знания не усваиваются вовсе. То
есть младшему школьнику просто необходима работа с образами при усвоении нового
материала. Образы наполняют понятия содержанием, служат для выявления их глубинных
свойств.
Психологи отмечают, что наиболее из доступных форм абстракции для детей младшего
школьного возраста является опорная схема. Уровень нагляднообразного мышления ученые
называют наглядносхематическим и считают его основой логического мышления
((Л.А.Венгер). Учащимся начальных классов в большей степени свойственно нагляднообразное
мышление. Для формирования понятий им необходима хотя бы малая степень абстракции, а в
схемах она присутствует в значительной мере, что способствует развитию логического
мышления. В процессе целенаправленного обучения у младших школьников появляется
способность мыслить символически, а она приходит не сама по себе, ее нужно развивать. С
системой работы по развитию такого мышления можно познакомиться в предлагаемой статье.
Тема «Приставки» для учащихся начальных классов является непростой. И при ее
изучении большую помощь могут оказать опорные схемы. Выглядят они следующим
образом: _________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________
Схемы разноцветные: прямоугольники – темнозеленого цвета, фигурки человека,
птички, стрелки – черного. Приставки обозначены красным цветом (ту часть схемы,
где записаны примеры, можно сделать отгибающейся.
С помощью этих схем также удобно ознакомить детей с глаголами как частью речи.
Чтобы добиться правильного написания приставок, сравниваются схемы «Глагол с
приставкой» и «Предлог». Опорные
в
проведении словарной работы. Например, во время записи диктанта нужно было
объяснить слова влез и в лес. Слышится одинаково, а как пишется? Для этого
используются такие схемы:
используются
схемы
«Приставки» За короткое время мы объяснили и значение этих слов, и их правописание. Когда
показали 2ю схему (девочку), дети сами назвали это слово (влезла). Между
предлогом и существительным, перед которым он стоит, можно поставить другое
слово: большой лес. Предлог пишется раздельно. Влез, влезла – это глаголы.
Предлоги никогда не стоят перед глаголами.
С помощью опорных схем удобно объяснить правописание сочетаний: слетела с
ветки, доплыл до берега, отошел от гаража и т.д. Эти схемы легко рисовать на
доске или выводить на экран. Например, проводится такая работа: выставляется ряд
схем, логически связанных друг с другом. По ним составляется связный рассказ:
1. 2.
3.
4.
5. 6.
знак многократного и разнонаправленного движения.
При составлении этого рассказа называется тема: «Как Петя ходил в лес».
Ребята с увлечением работают по этим схемам. Они очень хотят помочь
маленькому «схематическому» человечку. Эти опорные схемы помогают легко
добиться правильного написания таких глаголов, как съехал,въехал,подъехал,
отъехал,разъехались. Их учитель использует по мере прохождения конкретного
материала урока. Эти опорные схемы широко использую и на уроках чувашского
языка. Глаголы движения
Дети нерусской национальности допускают ошибки в употреблении глаголов
движения (едет – ездит, ведет – водит, несет – носит, везет – возит,
летит – летает, идет – ходит, бежит – бегает, ползет – ползает,
плывет – плавает, катит – катает, тащит – таскает). И опять на
выручку приходят опорные схемы (размеры карточек со схемами 15х22 см):
Каждый учитель знает, что младший школьник способен впитать значительный объём даже
трудного учебного материала при умелой подаче. Знания, полученные в начальном звене,
надолго остаются в памяти у детей и являются основой для получения знаний в дальнейшем.
За многолетнюю практику работы с учащимися младшего школьного возраста я пришла к
выводу, что младший школьник воспринимает хорошо только тот учебный материал, который
ему действительно интересен и доступен
Практическая основа моего опыта состоит в применении и распространении опыта. Статья «Опорные схемы по русскому языку напечатана в журнале «Начальная школа плюс До и
После» №72002 год. Москва Издательство «Баласс».
Опорные схемы по русскому языку в начальной школе
Опорные схемы по русскому языку в начальной школе
Опорные схемы по русскому языку в начальной школе
Опорные схемы по русскому языку в начальной школе
Опорные схемы по русскому языку в начальной школе
Опорные схемы по русскому языку в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.