Урок 7. 8 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: _____________
Тема урока: «Определение количества информации. Алфавитный подход к определению информации. Практическая работа».
Цели урока:
Познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении, и научиться вычислять количество информации в тексте, составленном из символов определенного алфавита.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Дать представление об единицах измерения информации, приемах ее обобщения и обработки в результате анализа.
2. Познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении.
3. Ввести понятие минимального и достаточного алфавита, скорости информационного потока.
Развивающие:
1. Развитие познавательного интереса, умения видеть и формулировать проблему, находить пути ее решения.
2. Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, наблюдении и анализе.
3. Формирование информационной компетентности, грамотности в сфере экспериментального исследования изменения количества информации и зависимость ее количества от изменения объема.
Воспитательная:
Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих. Объявление темы урока.
II. Проверка д\з
Карточка 1.
1. Дать определение понятиям: информатика, длина кода
2. Молодой человек спрашивает у девушки: «Куда бы ты хотела пойти сегодня вечером – в кино или в театр?». «В кино» - ответила она. Какое количество информации содержит ответ девушки?
3. Сравните: а) 2 КБ 2000Байт
б) 14 бит 14 байт
Карточка 2
1. Дайте определения понятиям: информация, машинный язык
2. Мама спрашивает у сына: «Ты сделал сегодня уроки?». «Нет», - ответил сын. Какое количество информации содержит ответ мальчика?
3. Сравните: а) 38МБ 38КБ
б) 1000ГБ 1ТБ
Карточка 3
1. Дать определения понятиям: перекодирование, язык
2. «Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержится в ответе?
3. Сравните: а) 1 байт 32 бит
б) 2 МБ 2000КБ
III. Теоретическая часть (объяснение нового материала)
Записать тему урока.
Алфавит – это совокупность букв или других знаков данной системы письма.
Виды подходов:
содержательный подход к измерению информации.
алфавитный подход к измерению информации.
субъективный подход к измерению информации.
Количество информации определяется и несет каждый символ алфавита.
Вычисление информационного веса одного символа достаточного алфавита.
IV. Практическая работа на закрепление материала.
1. Сообщение, набранное с помощью компьютера, занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов?
2. Сколько битов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита;
3. Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 50 страниц, на каждой странице - 16строк, в каждой строке - 64 символов. Каков объем информации в книге?
4. Сколько Кбайтов составляет сообщение, содержащее 12288битов?
5. Подсчитать в килобайтах количество информации в тексте, если текст состоит из 600 символов, а мощность используемого алфавита – 128 символов.
6. Сравните (поставьте знак отношения)
· 200 байт и 0,25 Кбайт.
· 3 байта и 24 бита.
· 1536 бит и 1,5 Кбайта.
· 1000 бит и 1 Кбайт.
· 8192 байта и 1 Кбайт.
7. Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге?
8. Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержит 5 страниц текста?
9. Можно ли уместить на одну дискету книгу, имеющую 432 страницы, причем на каждой странице этой книги 46 строк, а в каждой строке 62 символа?
10. Одно племя имеет 32-символьный алфавит, а второе племя – 64-символьный алфавит. Вожди племен обменялись письмами. Письмо первого племени содержало 80 символов, а письмо второго племени – 70 символов. Сравните объем информации, содержащийся в письмах.
11. Переведите из одних единиц измерения информации в другие.
· Перевести в байты: 20Кбайт, 12 бит; 0,6Мб;
· Перевести в Мегабайты: 64 Кбайт, 3 Террабайт; 0,8Гб;
· Перевести в биты: 10 Кбайт; 0,03Мб.
V. Итог урока. Домашнее задание.
Карточка 1.
1. Дать определение понятиям: информатика, длина кода
2. Молодой человек спрашивает у девушки: «Куда бы ты хотела пойти сегодня вечером – в кино или в театр?». «В кино» - ответила она. Какое количество информации содержит ответ девушки?
3. Сравните: а) 2 КБ 2000Байт
б) 14 бит 14 байт
Карточка 2
1. Дайте определения понятиям: информация, машинный язык
2. Мама спрашивает у сына: «Ты сделал сегодня уроки?». «Нет», - ответил сын. Какое количество информации содержит ответ мальчика?
3. Сравните: а) 38МБ 38КБ
б) 1000ГБ 1ТБ
Карточка 3
1. Дать определения понятиям: перекодирование, язык
2. «Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержится в ответе?
3. Сравните: а) 1 байт 32 бит
б) 2 МБ 2000КБ
Карточка 1.
1. Дать определение понятиям: информатика, длина кода
2. Молодой человек спрашивает у девушки: «Куда бы ты хотела пойти сегодня вечером – в кино или в театр?». «В кино» - ответила она. Какое количество информации содержит ответ девушки?
3. Сравните: а) 2 КБ 2000Байт
б) 14 бит 14 байт
Карточка 2
1. Дайте определения понятиям: информация, машинный язык
2. Мама спрашивает у сына: «Ты сделал сегодня уроки?». «Нет», - ответил сын. Какое количество информации содержит ответ мальчика?
3. Сравните: а) 38МБ 38КБ
б) 1000ГБ 1ТБ
Карточка 3
1. Дать определения понятиям: перекодирование, язык
2. «Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержится в ответе?
3. Сравните: а) 1 байт 32 бит
б) 2 МБ 2000КБ
Карточка 2
1. Дайте определения понятиям: информация, машинный язык
2. Мама спрашивает у сына: «Ты сделал сегодня уроки?». «Нет», - ответил сын. Какое количество информации содержит ответ мальчика?
3. Сравните: а) 38МБ 38КБ
б) 1000ГБ 1ТБ
Практическая работа.
1. Сообщение, набранное с помощью компьютера, занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов?
2. Сколько битов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита;
3. Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 50 страниц, на каждой странице - 16строк, в каждой строке - 64 символов. Каков объем информации в книге?
4. Сколько Кбайтов составляет сообщение, содержащее 12288битов?
5. Подсчитать в килобайтах количество информации в тексте, если текст состоит из 600 символов, а мощность используемого алфавита – 128 символов.
6. Сравните (поставьте знак отношения)
· 200 байт и 0,25 Кбайт.
· 3 байта и 24 бита.
· 1536 бит и 1,5 Кбайта.
· 1000 бит и 1 Кбайт.
· 8192 байта и 1 Кбайт.
7. Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге?
8. Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержит 5 страниц текста?
9. Можно ли уместить на одну дискету книгу, имеющую 432 страницы, причем на каждой странице этой книги 46 строк, а в каждой строке 62 символа?
10. Одно племя имеет 32-символьный алфавит, а второе племя – 64-символьный алфавит. Вожди племен обменялись письмами. Письмо первого племени содержало 80 символов, а письмо второго племени – 70 символов. Сравните объем информации, содержащийся в письмах.
11. Переведите из одних единиц измерения информации в другие.
· Перевести в байты: 20Кбайт, 12 бит; 0,6Мб;
· Перевести в Мегабайты: 64 Кбайт, 3 Террабайт; 0,8Гб;
· Перевести в биты: 10 Кбайт; 0,03Мб.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.