Определение критериев оценивания учебной деятельности на уроке.
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
математика +1
Взрослым
28.05.2018
При проектировании урока является умение учителя реализовать педагогическое оценивание. Особое значение это умение приобретает в условиях реализации современных образовательных технологий, основанных на сотрудничестве, полилоге, диалоге, групповой работе. В данном случае учитель оценивает не просто «знание» или «незнание» учениками данного предметного материала как в традиционной педагогике, а метапредметные образовательные результаты обучающихся (владение ими обобщенных способов деятельности).
Определение критериев оценивания учебной деятельности на уроке.docx
Определение критериев оценивания учебной деятельности на уроке.
Крайне важным при проектировании урока является умение учителя реализовать
педагогическое оценивание. Особое значение это умение приобретает в условиях реализации
современных образовательных технологий, основанных на сотрудничестве, полилоге, диалоге,
групповой работе. В данном случае учитель оценивает не просто «знание» или «незнание»
учениками данного предметного материала как в традиционной педагогике, а метапредметные
образовательные результаты обучающихся (владение ими обобщенных способов деятельности).
Критерии оценивания должны быть предъявлены ученикам, возможно даже в начале
урока (в устной форме, в виде схемы, на стенде, в виде презентации и т.п.).
1) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем,
2) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач,
3) адекватный перенос учебных действий,
4) самостоятельное построение учебных целей.
При проектировании современного урока очень важно определить четкие критерии
оценки качества образовательных результатов обучающихся. К сожалению, учебная практика
показывает, что учителя даже на открытых уроках не уделяют должное внимание
педагогическому оцениванию учебной деятельности обучающихся. Однако деятельностная
составляющая содержания образования, отраженная в Федеральных государственных
образовательных стандартах, требует уделить особое внимание оценке, которая выступает в
учебном процессе одновременно и как цель, и как средство обучения.
Контрольнооценочная деятельность обучающихся входит в состав регулятивных
универсальных учебных действий и выступает как самостоятельный элемент содержания
образования, требующий формирования и развития.
Кроме того, продуманная и дидактически грамотно выстроенная система оценивания на
уроке предоставляет интегральную и дифференцированную информацию о процессах обучения
и учения, дает возможность установить обратную связь для всех субъектов образовательного
процесса, отследить эффективность и качество образования.
Согласно рекомендациям по проектированию учебного процесса, направленного на
достижение требования стандарта к результатам освоения основных образовательных
программ (В.В. Фирсов, Т.Б. Бука, Л.А. Виноградская, О.В. Гаврикова, Н.Н, Гара, Л.Ф.
Иванова, М.Р. Леонтьева, Е.А. Леунова, О.Б. Логинова и др.) при выстраивании системы
оценивания учителю необходимо соблюдать особые требования:
включение обучающихся в контрольнооценочную деятельность;
развитие у учеников навыков самооценки, самоанализа, рефлексии, самоконтроля;
использование критериальной системы оценивания;
применение разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе
внутреннюю и внешнюю оценку,
субъективные и объективные методы оценивания,
стандартизированные оценки,
интегральную оценку (рейтинг, портфолио, проект),
дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (развитие речевых
навыков, умения работать с информацией и др.).
Таким образом, процедура оценивания на уроке становится важнейшим условием
формирования контрольнооценочной деятельности обучающихся как обобщенного способа
деятельности.
Оценивание работы учеников на уроке необходимо производить с учетом их
индивидуальных особенностей на основе дифференцированного подхода. Выставление оценок
не должно ограничиваться простой констатацией отметки. Учителю необходимо аргументировать оценки, показать обучающимся их достижения на уроке и обратить внимание
на недоработки и пробелы.
Методическая грамотность учителя проявляется в использовании им критериев
оценивания образовательных продуктов учеников. На современном этапе критериальная
основа лежит в основе многих видов внешней независимой оценки, например, ЕГЭ, Методика
оценки уровня квалификации педагогических работников, распределение администрацией
школ стимулирующих фондов.
Критериальнооценочный подход адекватно отражает основные требования ФГОС к
результатам образования, способствует развитию навыков объективного оценивания
учащимися особенностей развития своего собственного процесса обучения, позволяет избежать
конфликтов на уроке, возникающих в силу отсутствия прозрачности и гласности оценочной
деятельности учителя.
С целью обучения школьников контрольнооценочной деятельности учителю
необходимо применять на уроке различные методы оценивания обучающихся. Оценивание
учителем работы обучающихся разнообразными способами показывает и объективность
оценочных процедур в случае совпадения результатов оценивания.
Разнообразие форм оценивания будет зависеть от объекта оценивания, целей и задач
обучения, соответствовать той или иной парадигме образования
Таблица 3
Когнитивноразвивающая
парадигма
Гуманистическая
(личностно
ориентированная)
парадигма
1) общие познавательные
1) метапредметные
знания,
2) универсальные
учебные
(УУД)
действия
и
1) соответствие
сформированности
УУД
психологическим
требованиям,
возрастно
(форма)
2) соответствие свойств
УУД заранее заданным
требованиям:
уровень
действия,
полнота
(развернутость)
действия,
разумность действия,
сознательность
действия,
Традиционная
(формирующа
я) парадигма
ключевые
факты,
понятия, идеи,
теории, законы,
правила;
умение решать
типовые
учебные задачи
разной степени
сложности
1) правильност
ь,
Сравнит
ельные
показате
ли оцени
вания
Объект
оцениван
ия
Основные
критерии
оцениван
ия
способности,
2) качества мышления;
1) познавательная мотивация,
2) познавательный интерес
3) общенаучные
частнопредметные
компетентности
4) обобщенные способы
решения учебных задач;
5) способы самообразования
1) самостоятельность
мышления,
2) полнота,
3) осознанност
ь,
4) свернутость
2) продуктивность,
3) аргументированность,
4) гибкость,
5) критичность
,
5) автоматизм
обобщенность
действия,
критичность действия,
освоенность действия
1) модульнорейтинговый
контроль,
2) «лестница
достижений»,
3) «портфолио»,
4) учебный и социальный
проект
5) самоанализ,
6) рефлексия
1) тестовый контроль,
2) диагностический контроль,
3) самоанализ,
4) проект,
5) творческая работа
Во
зможные
методы
оцениван
ия
1) индивидуал
ьный опрос
(текущий
или
итоговый),
2) письменный
диктант,
3) групповая
или парная
взаимопров
ерка,
4) самостояте
льная
работа,
5) контрольна
я работа,
6) зачет,
7) экзамен
Содержание таблицы отражает примерные критерии и возможные методы оценивания.
Учителю необходимо самому спроектировать критерии и методы, по которым он будет
оценивать конкретные образовательные продукты обучающихся.
Умелое сочетание разнообразных методов педагогического оценивания, взаимооценки и
самооценки, наличие четких критериев, обоснованность выставленных оценок будет
способствовать достижению поставленных педагогических целей.
Определение критериев оценивания учебной деятельности на уроке.
Определение критериев оценивания учебной деятельности на уроке.
Определение критериев оценивания учебной деятельности на уроке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.